Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: Руководитель МО протокол от ________№__ __________ Н.Е.Лопарёва (подпись) (ФИО) Дата_______________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР __________ А.В.Бакулева (подпись) (ФИО) Дата_______________ | Приложение к ООП ООО на 2020-2021 учебный год, утвержденной приказом по школе от 27 июля 2020года № 136 Директор МБОУ «Чендекская СОШ» _________/ М.С.Феофелактова Дата_______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса «Информатика»
для « 8 » класса
68 часа ( 2 часа в неделю)
Составитель рабочей программы: Ошлокова Екатерина Николаевна ФИО |
Чендек
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Нормативно-правовые документы для 5-9 классов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования).
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса» МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённое приказом школы № 135/1 от 18.04.2018г.
Примерная программа по предмету информатика 8 класс, Л.Л.Босова, А.Ю.Босова — М.:БИНОМ.Лаборатория знаний- 2018г.
Учебный план на 2020 - 2021 учебный год, утвержденный приказом от 27.07.2020г. № 135.
Цель:целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи :
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Учебно-тематическое планирование:
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
| Математические основы информатики | 26 |
| Основы алгоритмизации | 20 |
| Начала программирования | 20 |
| Итого: | 68 |
Контрольные работы:
№ | Дата проведения | Тема | Количество часов |
план | факт |
1 | 10/23/20 | | Системы счисления | 1 |
2 | 12/28/20 | | Конструкция алгоритма | 1 |
3 | 03/26/21 | | Ветвление алгоритмов | 1 |
4 | 05/14/21 | | Программирование циклов | 1 |
Учебно-методический комплекс:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
Универсальные учебные действия:
Личностные результаты
– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
– освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Система оценки и достижений учащихся: При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведение урока |
По плану | По факту |
1 | \Техника безопасности и организация рабочего места.Общие сведения о системах счисления. | 1 | 09/04/20 | |
2 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | 09/07/20 | |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | 09/14/20 | |
4 5 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | 2 | 18.09.20 21.09.20 | |
6 7 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 2 | 25.09.20 28.09.20 | |
8 9 | Представление целых чисел | 2 | 02.10.20 05.10.20 | |
10 11 | Представление вещественных чисел | 2 | 09.10.20 12.10.20 | |
12 13 | Высказывание. Логические операции. | 2 | 16.10.20 19.10.20 | |
14 | Контрольная работа по теме системы счисления | 1 | 10/23/20 | |
15 16 | Решение логических задач. Логические элементы | 1 | 02.11.20 06.11.20 | |
17 18 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | 2 | 09.11.20 13.11.20 | |
19 20 | Алгоритмы и исполнители | 2 | 16.11.20 20.11.20 | |
21 22 | Способы записи алгоритмов. | 2 | 23.11.20 27.11.20 | |
23 24 | Объекты алгоритмов. | 2 | 30.11.20 04.12.20 | |
25 26 | Алгоритмическая конструкция следование | 2 | 07.12.20 11.12.20 | 07.12 12.12 |
27 28 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. | 2 | 14.12.20 18.12.20 | |
29 30 | Сокращённая форма ветвления. | 2 | 21.12.20 25.12.20 | |
31 | Контрольная работа по теме конструкция алгоритма | 1 | 12/28/20 | |
32 33 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. | 2 | 11.01.21 15.01.21 | |
34 35 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием окончания работы. | 2 | 18.01.21 22.01.21 | |
36 37 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным числом повторений. | 2 | 25.01.21 29.01.21 | |
38 39 | Обобщение и систематизация основных понятий темы Основы алгоритмизации. | 2 | 01.02.21 05.02.21 | |
40 41 | Представление целых чисел | 2 | 08.02.21 12.02.21 | |
42 43 | Представление вещественных чисел | 2 | 15.02.21 19.02.21 | |
44 45 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. | 2 | 22.02.21 26.02.21 | |
46 47 | Условный оператор. | 2 | 01.03.21 05.03.21 | |
48 49 | Составной оператор. | 2 | 08.03.21 12.03.21 | |
50 51 52 | Многообразие способов записи ветвлений. | 3 | 15.03.21 19.03.21 22.03.21 | |
53 | Контрольная работа по теме ветвление алгоритмов | 1 | 03/26/21 | |
54 55 56 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 3 | 05.04.21 09.04.21 12.04.21 | |
57 58 59 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 3 | 16.04.21 19.04.21 23.04.21 | |
60 61 62 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 3 | 26.04.21 30.04.21 03.05.21 | |
63 64 | Различные варианты программирования циклического алгоритма | 2 | 07.05.21 10.05.21 | |
65 | Промежуточная аттестация | 1 | 05/14/21 | |
66 67 68 | Повторение по теме алгоритмы и циклы | 3 | 17.05.21 21.05.21 24.05.21 | |
|