Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: Руководитель МО протокол от ________№__ __________ Н.Е.Лопарёва (подпись) (ФИО) Дата_______________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР __________ А.В.Бакулева (подпись) (ФИО) Дата_______________ | Приложение к ООП ООО на 2020-2021 учебный год, утвержденной приказом по школе от 27 июля 2020года № 136 Директор МБОУ «Чендекская СОШ» _________/ М.С.Феофелактова Дата_______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса «Информатика»
для « 9 » класса
33 часа ( 1 час в неделю)
Составитель рабочей программы: Ошлокова Екатерина Николаевна ФИО |
Чендек
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Нормативно-правовые документы для 5-9 классов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования).
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»,
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса» МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённое приказом школы № 135/1 от 18.04.2018г.
Примерная программа по предмету информатика 9 класс, Л.Л.Босова, А.Ю.Босова — М.:БИНОМ.Лаборатория знаний- 2019г.
Учебный план на 2020 - 2021 учебный год, утвержденный приказом от 27.07.2020г. № 135.
Цель :быть в максимальной степени ориентированы на реализацию потенциала предмета в достижении современных образовательных результатов;конкретизироваться с учетом возрастных особенностей учащихся.
Задачи:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
формирование понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Учебно-тематическое планирование:
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Тема «Моделирование и формализация» | 9 |
2 | Тема Алгоритмизация и программирование | 7 |
3 | Тема Обработка числовой информации | 6 |
4 | Тема Коммуникационные технологии | 6 |
5 | Итоговое повторение | 6 |
| итого | 33 |
Контрольные работы:
№ | Дата проведения | Тема | Количество часов |
план | факт |
1. | 10/19/20 | | «Моделирование и формализация» | 1 |
2. | 12/28/20 | | Массивы | 1 |
3. | 03/29/21 | | Алгоритмизация и программирование | 1 |
4. | 05/24/21 | | Диаграммы | 1 |
Учебно-методический комплекс:
Босова Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
Универсальные учебные действия:
Личностные результаты
– это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
– освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты
- освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете.
Система оценки и достижений учащихся: При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведение урока |
По плану | По факту |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места.Моделирование как метод познания | 1 | 09/07/20 | |
2 | Словесные модели Математические модели | 1 | 09/14/20 | |
3 | Графические модели. Графы Использование графов при решении задач | 1 | 09/21/20 | |
4 | Табличные модели Использование таблиц при решении задач | 1 | 09/28/20 | |
5 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Система управления базами данных | 1 | 10/05/20 | |
6 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | 1 | 10/12/20 | |
7 | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | 1 | 10/19/20 | |
8 9 10 | Этапы решения задачи на компьютере Задача о пути торможения автомобиля Решение задач на компьютере | 3 | 26.10.20 09.11.20 16.11.20 | |
|
|
11 | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | 1 | 11/23/20 | |
12 | Различные способы заполнения и вывода массива. Вычисление суммы элементов массива | 1 | 11/30/20 | |
13 14 | Последовательный поиск в массиве Сортировка массива | 2 | 12/07/20 | |
12/14/20 | |
15 | Решение задач с использованием массивов Проверочная работа «Одномерные массивы» | 1 | 12/21/20 | |
16 | Контрольная работа по теме массивы | 1 | 12/28/20 | |
17 | Последовательное построение алгоритма | 1 | 01/18/21 | |
18 | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | 1 | 02/01/21 | |
19 | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | 1 | 02/08/21 | |
20 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | 1 | 02/15/21 | |
21 | Функции | 1 | 02/22/21 | |
22 | Алгоритмы управления | 1 | 03/01/21 | |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | 1 | 03/08/21 | |
24 | Интерфейс электронных таблиц. | 1 | 03/15/21 | |
25 | Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы ЭТ | 1 | 03/22/21 | |
26 | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | 1 | 03/29/21 | |
27 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | 04/05/21 | |
28 | Встроенные функции. | 1 | 04/12/21 | |
29 | Логические функции. | 1 | 04/19/21 | |
30 | Организация вычислений в ЭТ. | 1 | 04/26/21 | |
31 | Сортировка и поиск данных.Диаграмма как средство визуализации данных | 1 | 05/03/21 | |
32 | Построение диаграмм. Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | 05/10/21 | |
33 | Контрольная работа по теме диаграммы | 1 | 05/24/21 | |