Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: Руководитель МО протокол от ________№__ _______ Лопарёва Н.Е. (подпись) (ФИО) Дата_______________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР _________ Бакулева А.В. (подпись) (ФИО) Дата_______________ | Приложение к ООП СОО на 2020-2021 учебный год, утвержденной приказом по школе от 27 июля 2020года № 136 Директор МБОУ «Чендекская СОШ» _________/ Феофелактова М.С. Дата_______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса «Информатика»
для « 10» класса
34 часа ( 1 час в неделю)
Составитель рабочей программы: Ошлокова Екатерина Николаевна ФИО |
Чендек
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Нормативно-правовые документы для 10 класса:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС СОО).
Приказ Минобрнауки РФ от 29.06.2017г. № 613 «О внесении изменений в ФГОС СОО»;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса» МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённое приказом школы № 135/1 от 18.04.2018г.
Примерная программа по предмету Информатика учебник для 10 класса, БИНОМ, Л.Л.Босова.
Учебный план на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом от 27.07.2020г.
№ 135
Цель:освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира,относящихся к математическим объектам информатики, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах.
Задачи:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов Интернет;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Часы | | |
Теория | Практика |
1 | Информационные технологии | 9 | 9 |
2 | Коммуникационные технологии | 8 | 8 |
3 | Итого: | 17 | 17 |
Тематические и итоговые контрольные работы:
№ | Тематика | Вид | Дата | Форма |
| Информационные технологии | Тематический контроль | 19.10.20 21.12.20 | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
| Коммуникационные технологии | Тематический контроль | 29.03.21 17.05.21 | Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу |
Учебно-методический комплекс:
учебники по курсу старшей школы на базовом уровне: «Информатика и ИКТ-10» Л.Л.Босова М.:БИНОМ, Лаборатория знаний 2020г.;
методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.
Универсальные учебные действия
Личностные:
владение навыками анализа и критической оценки получаемой информации с позиций ее свойств, достоверности, практической и личной значимости;
владение навыками соотнесения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, морально–этическими нормами, критической оценки информации в СМИ; избирательность при получении информации, способность отказаться от вредной, ненужной информации; готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения по основным жизненным проблемам; чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
приобретение опыта использования ИКТ-инструментов и информационных источников в своей деятельности; освоение типичных ситуаций управления персональными средствами ИКТ, включая цифровую бытовую технику, их настройку;
способность к планированию собственной индивидуальной и групповой деятельности;
владение способами эффективного представления информации, передачи ее собеседнику и аудитории;
сформированность системы моральных принципов и стереотипов, относящихся к личной информации, распространению информации, информационным правам;
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов;
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные:
получение опыта использования методов и средств информатики для моделирования; формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации, формирование запросов на выяснение того, что еще не известно
умение планировать учебную деятельность: определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
умение прогнозировать результат учебной деятельности и его характеристики; вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения; сопоставляя достигнутый результат с заданным эталоном;
умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности; умение выбирать язык представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической или автоматизированной (диалоговой) обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
способность к моделированию в форме перехода от объекта к знаково-символической модели; к изменению модели с целью адекватного представления объекта моделирования;
умение представлять знаково-символические модели в естественном, формализованном и формальном языках; преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи.
Предметные:
освоение основных понятий и методов информатики; представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
умение выделять основные информационные процессы в реальных ситуациях, находить сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
умение анализировать изменение содержания и смысла при преобразованиях информации
умение оценивать информацию с позиций интерпретации ее человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
умение строить модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
умение строить модель задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
умение проводить компьютерный эксперимент (в частности, в виртуальных лабораториях) для изучения построенных моделей;
освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации; скорости обработки и передачи информации, времени, необходимого для решения задачи и пр.);
вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
знание основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
умение использовать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
умение оценивать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; отличать корректную аргументацию от некорректной;
умение, анализировать и сопоставлять источники информации;
наличие установки на корректное использование чужого интеллектуального продукта на основе уважения авторского права и интеллектуальной собственности; умение грамотно оформлять ссылки на источники информации и цитировать источники;
осознание проблем, возникающих при развитии информационной цивилизации и возможных путей их разрешения;
приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации; учет юридических аспектов и проблем использования ИКТ в быту, в учебном процессе, в трудовой деятельности;
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
овладение навыками использования средств ИКТ при подготовке и проведении своих выступлений с учетом передаваемого содержания, мультимедийных коммуникативных возможностей и особенностей человеческого восприятия;
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
знание средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
рациональное использование широко распространенных технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы; умение выбирать средствa информационных технологий для решения поставленной задачи;
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
умение оценивать пропускную способность используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (формирование представления об интерфейсе, круге решаемых задач, системе команд, системе отказов);
умение использовать диалоговые инструменты управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
умение использовать текстовые редакторы для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
умение создавать и редактировать рисунки, чертежи, анимации, фотографии, аудио- и видео- записи, цепочки слайдов (презентации), усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
умение решать задачи вычислительного характера (расчетные и оптимизационные) путем использования готовых программных средств (специализированные расчетные системы, динамические (электронные) таблицы) или путем составления программы на языке программирования;
готовность использовать презентационные инструменты при подготовке и проведении докладов, презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной и в младших классах основной школы;
готовность использовать инструменты визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
умение создавать и наполнять собственные базы данных;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе, с помощью компьютера, для достижения социально или личностно-значимого результата.
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
приобретение опыта создания эстетически–значимых объектов с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (графических, звуковых, анимационных).
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влиянии на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности, гигиены и эргономики в работе с компьютером.
Система оценки и достижений учащихся
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Критерий оценки контрольных работ
Оценка одноуровневых (стандартных) тестовых заданий, а также других письменных контрольных работ может проводиться по следующему критерию:
Отметка «5»: правильно выполнено не менее 75% всех заданий.
Отметка «4»: правильно выполнено не менее 50 % и не более 75% всех заданий.
Отметка «3»: правильно выполнено не менее 25% и не более 50% всех заданий.
Отметка «2»: правильно выполнено не более 25% всех заданий.
Параметры оценки проектной работы:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта (при групповой проекте);
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
содержание проекта;
техническое исполнение.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
По плану | По факту |
1 | Информация. Информационная грамотность и информационная культура. | 1 | 07.09.20 | |
2 | Подходы к измерению информации. | 1 | 14.09.20 | |
3 | Информационные связи в системах различной природы | 1 | 21.09.20 | |
4 | Обработка информации | 1 | 28.09.20 | |
5 | Передача и хранение информации | 1 | 05.10.20 | |
6 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» Проверочная работа. | 1 | 12.10.20 | |
7 | История развития вычислительной техники | 1 | 19.10.20 | |
8 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ | 1 | 02.11.20 | |
9 | Программное обеспечение компьютера | 1 | 09.11.20 | |
10 | Файловая система компьютера | 1 | 16.11.20 | |
11 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение».Проверочная работа. | 1 | 23.11.20 | 11/27/20 |
12 | Представление чисел в позиционных системах счисления | 1 | 30.11.20 | 12/04/20 |
13 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | 1 | 07.12.20 | 12/11/20 |
14 | «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления | 1 | 14.12.20 | 12/18/20 |
15 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 | 21.12.20 | 12/25/20 |
16 | Представление чисел в компьютере | 1 | 18.01.21 | 01/15/21 |
17 | Кодирование текстовой информации | 1 | 25.01.21 | 01/22/21 |
18 | Кодирование графической информации | 1 | 01.02.21 | |
19 | Кодирование звуковой информации | 1 | 08.02.21 | |
20 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере». Проверочная работа. | 1 | 15.02.21 | |
21 | Некоторые сведения из теории множеств | 1 | 22.02.21 | |
22 | Алгебра логики | 1 | 01.03.21 | |
23 | Таблицы истинности | 1 | 15.03.21 | |
24 | Основные законы алгебры логики | 1 | 22.03.21 | |
25 | Преобразование логических выражений | 1 | 29.03.21 | |
26 | Элементы схем техники. Логические схемы | 1 | 05.04.21 | |
27 | Логические задачи и способы их решения | 1 | 12.04.21 | |
28 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики». Проверочная работа. | 1 | 19.04.21 | |
29 | Текстовые документы | 1 | 26.04.21 | |
30 | Объекты компьютерной графики | 1 | 03.05.21 | |
31 | Компьютерные презентации | 1 | 10.05.21 | |
32 | Промежуточная аттестация | 1 | 17.05.21 | |
33 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов». Проверочная работа | 1 | 24.05.21 | |
34 | Итоговое тестирование | 1 | 28.05.21 | |
0