Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»
РАСМОТРЕНО: Руководитель МО протокол от ________№__ __________Лопарёва Н.Е. (подпись) (ФИО) Дата_______________ | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР __________ Бакулева А.В. (подпись) (ФИО) Дата_______________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ«Чендекская СОШ» _______/ Феофелактова М.С. Приказ 27 июля 2020года № 135 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета, курса «Информатика»
для «11» класса
33 часа ( 1 час в неделю)
Составитель рабочей программы: Ошлокова Екатерина Николаевна ФИО |
Чендек
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 11 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Нормативно-правовые документы для классов, работающих по БУП 2004 года:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ГОС 2004г.);
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (для VII-XI (XII) классов);
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) , (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Положение «О рабочей программе учебного предмета, курса» МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённое приказом школы № 135/1 от 18.04.2018г.
Примерная программа по предмету информатика 11 класс, Н.Д.Угринович, БИНОМ 2009г..
Учебный план на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом от 27.07.2020г.
№ 135
Цель: формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования,
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
Учебно-тематическое планирование:
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 11 |
2 | Моделирование и формализация. | 6 |
3 | Базы данных. Системы управления базами | 8 |
4 | Информационное общество | 3 |
5 | Повторение . Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» | 5 |
| Итого | 33 |
Контрольные работы- тестирование
№ | Дата проведения | Тема | Количество часов |
план | факт |
1. | 11/23/20 | | Информация и информационные процессы Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. | 1 |
2. | 01/18/21 | | «Моделирование и формализация.» | 1 |
3. | 03/22/21 | | «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)» | 1 |
4. | 04/12/21 | | «Информационное общество» | 1 |
Учебно-методический комплекс:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010.
Универсальные учебные действия:
Личностные результаты:
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- представление об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- владение первичными навыками анализа и критической оценки получаемой информации;
- навыки анализа, сопоставления, сравнения;
- готовности к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- мотивации к изучению нового;
- познавательного интереса к предмету;
- способности увязывать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимания значимости подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
- понимания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства ее осуществления;
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
- определять цель, проблему в деятельности, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;
- определять способы действий в рамках предложенных условий;
- выстраивать работу по заранее намеченному плану, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- осуществлять контроль своей деятельности и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Познавательные УУД
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; о классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- искать необходимую для решения учебных задач информацию с использованием средств ИКТ;
- самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- создавать и изменять графические и музыкальные объекты;
- широкому спектру умений и навыков использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
- методам создания личного информационного пространства;
- делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;
- находить (в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
Коммуникативные УУД
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательньж задач;- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - высказывать собственную точку зрения, строя понятные речевые высказывания., взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; понимать роль и место информационных процессов в различных системах
Предметные результаты
понимать сущность основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов — процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных — в живой природе и технике;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных, канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить целые двоичные числа в десятичную систему счисления; сравнивать, складывать и вычитать числа в двоичной записи;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
основам организации и функционирования компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
составлять запросы для поиска информации в Интернете;
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
научиться строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;
научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;систематизировать знания о технологии мультимедиа, о компьютерной презентации.
Система оценки и достижений учащихся: При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведение урока |
По плану | По факту |
1 | История развития вычислительной техники. Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи. | 1 | 09/07/20 | |
2 | Архитектура персонального компьютера. Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера. | 1 | 09/14/20 | |
3 | Основные характеристики операционных систем. Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков. | 1 | 09/21/20 | |
4 | Операционная система Windows. | 1 | 09/28/20 | |
5 | Операционная система Linux.Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux. Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системе Linux. | 1 | 10/05/20 | |
6 | Защита с использованием паролей. Биометрическая система защиты. Физическая защита данных. Практическая работа 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи. | 1 | 10/12/20 | |
7 | Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Практическая работа 1.8. Защита от компьютерных вирусов. | 1 | 10/19/20 | |
8 | Сетевые черви и защита от них.Практическая работа 1.9. Защита от сетевых червей. | 1 | 10/26/20 | |
9 | Троянские программы и защита от них.Практическая работа 1.10. Защита от троянских программ. | 1 | 11/09/20 | |
10 | Хакерские утилиты и защита от них.Практическая работа 1.11. Защита от хакерских атак. | 1 | 11/16/20 | |
11 | Тестирование « Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.» | 1 | 11/23/20 | |
12 | Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. | 1 | 11/30/20 | 12/05/20 |
13 | Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | 12/07/20 | 12/12/20 |
14 | Исследование физических моделей. Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). | 1 | 12/14/20 | |
15 | Исследование геометрических моделей (стереометрия). | 1 | 12/21/20 | |
16 | Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей. | 1 | 12/28/20 | |
17 | Тестирование «Моделирование и формализация.» | 1 | 01/18/21 | |
18 | Табличные базы данных. | 1 | 02/01/21 | |
19 | Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчёты. Практическая работа 3.1. Создание табличной базы данных. | 1 | 02/08/21 | |
20 | Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.2. Создание формы в табличной базе данных. | 1 | 02/15/21 | |
21 | Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Практическая работа 3.3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. | 1 | 02/22/21 | |
22 | Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчётов.Практическая работа 3.4. Сортировка записей в табличной базе данных. Практическая работа 3.5. Создание отчётов в табличной базе данных. | 1 | 03/01/21 | |
23 | Иерархические базы данных. | 1 | 03/08/21 | |
24 | Сетевые базы данных.Практическая работа 3.6. Создание генеалогического древа семьи. | 1 | 03/15/21 | |
25 | Тестирование «Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)» | 1 | 03/22/21 | |
26 | Право в Интернете. Этика в Интернете. | 1 | 03/29/21 | |
27 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | 04/05/21 | |
28 | Тестирование «Информационное общество» | 1 | 04/12/21 | |
29 | Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и ПО. Решение тестов | 1 | 04/19/21 | |
30 | Алгоритмизация и программирование. Основы логики. Решение тестов. | 1 | 04/26/21 | |
31 | Моделирование и формализация. Решение тестов | 1 | 05/03/21 | |
32 | Информационные технологии. Решение тестов | 1 | 05/10/21 | |
33 | Итоговое тестирование | 1 | 05/24/21 | |