а
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ликино-Дулёвская гимназия
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Ликино-Дулёвская гимназия
______________ Бурлакова Т.А.
«28» августа 2020 г.
Приказ № 100 от 28.08.2020г.
МП
Рабочая программа |
ФГОС ООО ИСТОРИИ |
(для базового-расширенного) |
Класс | 8 | |
| |
Составитель: | Степанова И.А, учитель истории и обществознания |
2020 год
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, ред. От 31.12.2015г.); Закона РФ об образовании №273-ФЗ от 21.12.2012г.; Закона РФ №128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказа Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39, не допускающих фальсификации отечественной и мировой истории; авторских программ А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы в предметной линии учебников по Всеобщей истории и А.А. Данилова, Н.М. Арсентьева по Истории России; Образовательной программы ООО МОУ Ликино-Дулевская гимназия; учебного плана МОУ Ликино-Дулевская гимназия; Примерной учебной программы по истории для общеобразовательных учреждений в 5-9 классах, рекомендованной Министерством образования РФ.
Данная рабочая программа ориентирована на учебники и изучается последовательно:
История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1// [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 111 с. : ил., карт. - ISBN 978-5-09-053268-6.
История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2// [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 127 с. : ил., карт. - ISBN 978-5-09-053274-7.
Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций [А.Я. Юдовская] под ред. А.А. Искандерова – 2-е изд., - М.:Просвещение 2020 - ISBN 978-5-09-073935-1.
Особенность программы - её интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Нового времени. Конец XVIII - XIX век» формирует общую картину истории развития человечества, представления об общих и ведущих процессах, явлениях, понятиях в конце XVIII века и в XIX веке. Так как на «Всеобщую историю» выделяется сравнительно небольшой объём времени, акцент делается на наиболее значительные процессы, помогающие прежде всего понимать и объяснять современное мироустройство. Курс даёт возможность осознать огромную роль Нового времени, без которого невозможно представить современную цивилизацию.
Преподавание курса «История России XVIII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 8 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Расширенное изучение предмета осуществляется за счёт интенсификации и компьютеризации учебного процесса; блочного изучения исторических процессов. На всех уроках идёт последовательное определение причинно-следственных связей. С учётом возрастных особенностей учащихся проводится проектная деятельность. Внимание уделяется работе по изучению исторических процессов, происходивших в Московской области, что способствует воспитанию чувства патриотизма и уважения к отечественной истории и истории родного края в частности.
Основным принципом гимназического компонента является взаимосвязь истории местного края с историей страны. Историческое краеведение играет в гимназии существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном, эстетическом воспитании учащихся, занимает важное место в формировании патриотизма молодого поколения.
Расширение программы по истории происходит за счет введения в структуру программы исторического краеведения, что способствует формированию у учащихся доступного понимания и знаний об основных этапах развития своей страны и других стран.
Практика показала, что использование местного материала на уроках не только не вызывает перегрузки, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории Отечества, делает знания более глубокими.
Историческое краеведение – гимназический компонент является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков. Оно раскрывает учащимся связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города и села с историей, жизнью нашей страны.
Использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни.
Особая роль отводится изучению краеведческого материала, который является гимназическим компонентом. Исследовательская работа учащихся представлена в виде докладов, рефератов, конкурсных выступлений, защиты проектов и т.д. Традицией стало участие учащихся гимназии в различных мероприятиях: «День Науки», конференции «Шаг в будущее», межрегиональные конференции «Перегудовские чтения» (Речицкая СОШ) и т.д. Объединенное изучение истории России и истории края помогает учащимся в подготовке к участию в конкурсах на Всероссийском и Международном уровне.
Особое место в изучении курса истории в 8 классе отводится привитию навыков исследовательской, проектной работы; подготовке к гимназическому Дню науки, другим различным турнирным формам по предмету, олимпиадам.
Курс истории в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подходов к обучению предмету:
формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в XV-XVII веках;
содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация;
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Программа соответствует расширенному уровню федерального государственного стандарта основного общего образования по курсу история. Согласно учебного плана гимназии на текущий учебный год объем учебной нагрузки составляет 68 часов (2 часа в неделю) из них: 28 часов — история Нового времени, 40 часов — история России.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: беседа по вопросам, тестирование, письменный опрос, подготовка сообщений; работа по карточкам; составление схем, таблиц, написание эссе, сообщение на историко-культурную темы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ, контрольного тестирования, письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, презентации проектов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
прослеживание изменений картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации
продолжение формирования социальной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности.
Личностными результатами изучения предмета «История» являются следующие умения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
понимание культурного многообразия мира уважение к культуре своего и других народов;
познавательный интерес к прошлому своей страны и всего мира;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.
Коммуникативные УУД:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «История» является сформированность следующих умений:
На базовом уровне:
локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
На повышенном уровне:
используя историческую карту, характеризовать социально-экономичесое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);
сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
Наименование разделов | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
История России |
Введение | 1 | Написание вводной контрольной работы. Выбор наиболее эффективных способов решения задач, контролирование и оценивание процесса и результата деятельности. Получение возможности научиться ориентироваться во временных рамках периода. |
Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I. | 13 | Изучение преобразований, происходивших в эпоху Петра I. Выявление предпосылок реформ и оценивание их результатов. Изучение социальных и национальных движений в XVIII веке. Определение положения традиционных конфессий. Прослеживание изменений внутренней и внешней политики при Петре I. Выявление места России на международной арене в эпоху Петровских реформ. Использование карты как источника знаний. Изучение истории родного края. |
Глава II. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов. | 6 | Изучение внешней и внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов. Извлечение полезной информации из исторических источников, анализ полученных фактов. Работа с иллюстративным материалом учебника. Установление причинно-следственных связей на основе текста учебника. Подготовка и защита проектов и сообщений. Изучение истории родного края. |
Глава III. Российская империя при Екатерине II. | 9 | Изучение внутренней политики Екатерины II. Определение места России в системе международных отношений при Екатерине II. Работа с иллюстративным материалом учебника. Установление причинно-следственных связей на основе текста учебника. Подготовка и защита проектов и сообщений. Изучение истории родного края. |
Глава IV. Российская империя при Павле I. | 2 | Изучение внешней и внутренней политики в эпоху правления Павла I. Извлечение полезной информации из исторических источников, анализ полученных фактов. Работа с иллюстративным материалом учебника. Установление причинно-следственных связей на основе текста учебника. |
Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. | 8 | Изучение изменений происходивших в культурном пространстве Российской империи в XVIII веке. Подготовка и защита проектов и сообщений. Изучение истории родного края. |
Повторение. | 1 | Актуализация знаний по истории России в XVIII веке. Раскрытие сущности происходящих в эту эпоху изменений. Выделение и характеристика основных общественно-экономических, культурных и политических процессов. Написание итоговой контрольной работы. |
Всего: 40 часов |
История Нового времени |
Введение. Введение. Мир к началу XVIII века. | 1 | Написание вводной контрольной работы. Обсуждение проблем фальсификации истории. Выбор наиболее эффективных способов решения задач, контролирование и оценивание процесса и результата деятельности. Получение возможности научиться ориентироваться во временных рамках периода. |
Глава I.Рождение нового мира. | 8 | Определение терминов монополия, мануфактура, капитал, капиталист, транспортная и читательская революция. Изучение идеологий. Прослеживание изменений, происходивших в обществе, политике, образовании, науке и искусстве. Извлечение полезной информации из исторических источников, анализ полученных фактов. |
Глава II. Европа в век Просвещения | 5 | Определение терминов Консульство, Империя, Венский конгресс. Выявление причин Великой Французской революции и изучение её этапов. Использование типовых планов изучения революций. Изучение правления Наполеона I, определение его влияния на дальнейшее развитие мира. |
Глава III. Эпоха революций | 7 | Определение терминов экономическое лидерство, Реставрация, демократия. Извлечение необходимой информации из исторического источника, выполнение заданий по разграничению понятий. Прослеживание различных путей развития стран Европы. Использование карты как источника знаний. Проведение параллелей между этапами развития разных стран. |
Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 4 | Использование карты как источника знаний. Выявление причин и результатов модернизации. Проведение параллелей между этапами развития разных стран. |
Повторение | 3 | Раскрытие сущности происходящих в изменений в эпоху Нового времени. Выделение и характеристика основных общественно-экономических, культурных и политических процессов. Сравнение отношений монархов, церкви и общества в разные периоды Нового времени. Объяснение революций и реформ. Написание итоговой контрольной работы. |
Всего: 28 часов |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История Нового времени.
№ | Тема урока | Планируемые сроки | Фактические сроки |
8 А | 8 Б |
1 | Введение. Мир к началу XVIII века. 1 час Входная контрольная работа. "Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний." (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"). Инструктаж по ОТ и ТБ | 1 неделя | | |
2 | Глава I. Рождение нового мира. 8 часов. Анализ входной контрольной работы. «Европейское чудо» | 1 неделя | | |
3 | Эпоха просвещения | 2 неделя | | |
4 | В поисках путей модернизации | 2 неделя | | |
5 | Европа меняющаяся | 3 неделя | | |
6 | Мир художественной культуры Просвещения | 3 неделя | | |
7 | Мир художественной культуры Просвещения | 4 неделя | | |
8 | Международные отношения в XVIII веке | 4 неделя | | |
9 | Повторительно-обобщающий урок по главе 1 | 5 неделя | | |
10 | Глава II. Европа в век Просвещения. 5 часов. Англия на пути к индустриальной эре | 5 неделя | | |
11 | Франция при старом порядке | 6 неделя | | |
12 | Германские земли в XVIII веке | 6 неделя | | |
13 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIII веке | 7 неделя | | |
14 | Повторительно-обобщающий урок по главе II | 7 неделя | | |
15 | Глава III. Эпоха революций. 7 часов. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных штатов | 8 неделя | | |
16 | Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединенных штатов | 8 неделя | | |
17 | Французская революция XVIII века | 9 неделя | | |
18 | Французская революция XVIII века | 9 неделя | | |
19 | Европа в годы французской революции | 10 неделя | | |
20 | Подведение итогов главы. | 10 неделя | | |
21 | Повторительно-обобщающий урок по главе III. | 11 неделя | | |
22 | Глава IV. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации . 4 часа Османская империя, Персия, Индия, Китай в XVIII веке. | 11 неделя | | |
23 | Османская империя, Персия, Индия, Китай в XVIII веке. | 12 неделя | | |
24 | Колониальная политика европейских держав | 12 неделя | | |
25 | Подведение итогов главы. | 13 неделя | | |
26 | Итоговая контрольная работа по курсу Всеобщая история | 13 неделя | | |
27 | Анализ итоговой контрольной работы. Итоговое повторение | 14 неделя | | |
28 | Итоговое повторение | 14 неделя | | |
История России.
№ | Тема урока | Планируемые сроки | Дата проведения |
8 Б |
1 | Введение. 1 час. У истоков российской модернизации. | 15 неделя | |
2 | Глава I. Россия в эпоху преобразований Петра I. 13 часов. Россия и Европа в конце XVII века. | 15 неделя | |
3 | Предпосылки Петровских реформ. | 16 неделя | |
4 | Начало правления Петра I. | 16 неделя | |
5 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 17 неделя | |
6 | Реформы управления Петра I. | 17 неделя | |
7 | Экономическая политика Петра I. | 18 неделя | |
8 | Российское общество в Петровскую эпоху. | 18 неделя | |
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. | 19 неделя | |
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | 19 неделя | |
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Культура Московской области. | 20 неделя | |
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре I. Быт людей в Московской области. | 20 неделя | |
13 | Значение петровских преобразований в истории страны. Подведение итогов главы. | 21 неделя | |
14 | Повторительно-обобщающий урок по главе I. | 21 неделя | |
15 | Глава II. Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов. 6 часов. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762). | 22 неделя | |
16 | Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762). | 22 неделя | |
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 23 неделя | |
18 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 23 неделя | |
19 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. Развитие религии в Московской области. | 24 неделя | |
20 | Повторительно-обобщающий урок по главе II. | 24неделя | |
21 | Глава III. Российская империя при Екатерине II. 9 часов. Россия в системе международных отношений. | 25 неделя | |
22 | Внутренняя политика Екатерины II. | 25 неделя | |
23 | Экономическое развитие при Екатерине II. | 26 неделя | |
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII века. Общество Московской области XVIII века. | 26 неделя | |
25 | Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. | 27 неделя | |
26 | Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II | 27 неделя | |
27 | Внешняя политика Екатерины II. | 28 неделя | |
28 | Начало освоения Новороссии и Крыма. Подведение итогов главы. | 28 неделя | |
29 | Контрольная работа по главе III. | 29 неделя | |
30 | Глава IV. Российская империя при Павле I. 2 часа. Внутренняя политика Павла I. Анализ к/р | 29 неделя | |
31 | Внешняя политика Павла I. | 30 неделя | |
32 | Глава V. Культурное пространство Российской империи в XVIII веке. 9 часов. Общественная мысль, публицистика, литература, пресса | 30 неделя | |
33 | Образование в России XVIII века. Развитие образования в Московской области. | 31 неделя | |
34 | Российская наука и техника в XVIII веке. | 31 неделя | |
35 | Русская архитектура XVIII века. | 32 неделя | |
36 | Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Искусство Московской области. | 32 неделя | |
37 | Народы России в XVIII веке | 33 неделя | |
38 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 33 неделя | |
39 | Итоговая контрольная работа. | 34 неделя | |
40 | Анализ к/р. Итоговой обобщение | 34 неделя | |
Контроль результатов усвоения программного материала в 8 классах.
№ | Тема урока | Планируемые сроки | Фактические сроки |
8 А | 8 Б |
1 | Входная контрольная работа по истории Нового времени. | 1 неделя | | |
2 | Итоговая контрольная работа по курсу Всеобщая история | 13 неделя | | |
3 | Входная контрольная работа по истории России | 15 неделя | | |
4 | Контрольная работа по главе III. | 29 неделя | | |
5 | Итоговая контрольная работа по истории России. | 34 неделя | | |