СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Я-гражданин» составлена на основании Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011.

- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

- Образовательной программы МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ».

- Учебного плана школы по внеурочной деятельности.

При разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися 6 класса на основе программы «Я - гражданин» играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

При составлении рабочей программы учитывались следующие факторы:

-Образовательные потребности детей.

-Особенности учащихся класса (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).

Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.

Цель программы:

  • формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи);

  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • создать условия для развития духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными;

  • воспитывать чувство долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа;

  • формировать умения и потребности сохранять и приумножать богатства природы;

  • способствовать развитию нравственных взаимоотношений в семье;

  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины и уважение к  культуре своей страны.

  • дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

  • дать представления о символах государства Флаге, Гербе России, Гимне России. Способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

  • формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;

  • способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села;

  • воспитывать любовь к школе, народу, России, уважение к защитникам Родины;

  • способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;

  • формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

Именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

  1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);

  2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся, работа в парах, будут применены такие технологии, как, технология развивающего обучения, проектная технология. Используются презентации, мультимедийные пособия. Преподавание основано на проблемно-диалогической технологии и включает в себя:

  • пресс-конференции,

  • творческие проекты,

  • круглые столы,

  • выпуск газет,

  • тренинги.


Место внеурочной деятельности «Я-гражданин» в учебном плане.

«Я - гражданин»» в основной школе изучается в 6 классе. Программа рассчитана на1 год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего 35 часов.


Личностные, метапредметные, предметные результаты внеурочной деятельности.

Личностными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Я - гражданин», являются:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Я - гражданин», являются:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметными результатами, формируемыми во внеурочной деятельности «Я - гражданин», являются:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта истории малой Родины как части российской и мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение историческими знаниями о Чебоксарах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта родного края;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию своей Родины; восприятие традиций исторического диалога;

7) сбор материала о выдающихся людях своего населенного пункта.


Содержание внеурочной деятельности

6 класс (35 часов)


Я сам. Как поступить. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Делова игра «Я – лидер». Человек будущего. Письмо самому себе.

Моя семья. Я и моя семья. Мои обязанности дома. Мой счастливый день с семьей. Путешествие в детство наших бабушек. Наши родители – выпускники нашей школы. Семейный альбом. Мой папа – солдат. Моя родословная. Профессия моих родителей. Здесь работает мой папа (мама).

Мои друзья. Мальчик с девочкой дружил. Мой лучший друг. Друг и враг. Ты знаешь – я рядом. Экзамен на зрелость. Законы класса.

Моя школа. Они сражались за Родину! Школьные традиции. Открыты двери школьного музея. Все работы хороши. Родная школа в лицах.

Мой город. О людях, прославивших наш город. Почему так названа улица. Мой населенный пункт. Исторические места. Вехи истории. Музеи района. Предприятия. Береги родной край. Посади дерево (цветок) во дворе.

Моя Россия. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, ЧР, района, села.


Тематическое планирование.


Название тем и урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности


Я сам.

5


1

Как поступить.

1

Понимать, что необходимо ребенку, чтобы он рос и развивался. Определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Высказывать собственное мнение, суждение, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт.

2

Мои увлечения.

1

Сравнение различных точек зрения на проблему. Оценивать собственную урочную и внеурочную деятельности. Выставка работ, фотографий.

3

Мои права и обязанности.

1

Объяснять взаимосвязь государства и его граждан; приводить примеры прав и обязанностей гражданина РФ. Составление памятки «Мои права и обязанности».

4

Человек будущего.

1

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Анализировать информацию. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

5

Письмо самому себе.

1

Конкурс сочинений.


Моя семья.

8

6

Я и моя семья.

1

Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов.

7

Мои обязанности дома.

1


8

Путешествие в детство наших бабушек.

1


9

Наши родители – выпускники нашей школы.

1

Создание фотоальбома.

10

Семейный альбом.

1


11

Мой папа – солдат.

1

Приводить примеры проявлений патриотизма на примере ближайших родственников.

12

Моя родословная.

1

Составление родословного древа.

13

Профессия моих родителей.

1

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать выводы. Находить и извлекать информацию о жизни родителей, нашедших свое призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа.


Мои друзья.

5


14

Мой лучший друг.

1

Выставка работ, фотографий.

15

Друг и враг.

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека; оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

16

Ты знаешь – я рядом.

1

Разработка практического занятия по теме.

17

Экзамен на зрелость.

1

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

18

Законы класса.

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.


Моя школа.

4


19

Они сражались за Родину!

1

Экскурсия к памятникам героев Великой Отечественной войны.

20

Школьные традиции.

1

Создание летописи школьных традиций класса.

21

Открыты двери школьного музея.

1

Экскурсия в школьный музей.

22

Родная школа в лицах.

1

Создание фотоальбома.


Мой город (село).

8


23

О людях, прославивших наше село.

1

Встречи с известными людьми села. Сбор информации. Представление собранного материала в виде презентаций, сообщений, фотоотчетов.

24

Почему так названа улица.

1

Формирование навыков поисковой деятельности.

25

Мое село.

1

Встреча с прославленными земляками.

26

Исторические места

1

Экскурсия по историческим местам.

27

Вехи истории.

1

Создание каталога основных дат истории г. Ярославля.

28

Шемуршинскй краеведческий музей.

1

Экскурсия в музей. Конкурс сочинений “Мои впечатления от экскурсии”.

29

Предприятия моего села.

1

Конкурс творческих работ.

30

Береги родной край.

1

Сбор информации об экологических проблемах края.


Моя Россия.

5


31

Они прославили Родину.

1

Конкурс стихов о Родине.

32

Суровые годы войны.

1

Формирование умения работы с источниками, худ-ой литературой

33

Я люблю тебя, Родина!

1

Составлять связный рассказ, аргументировать свою точку зрения.

34

Читайте, завидуйте – я гражданин.

1

Конкурс сочинений.

35

Символика страны, республики,

района.

1

Сбор информации для презентации. Работа в Интернете.

Формы занятий   и подведение итогов, планируемых по каждому направлению

 №

Название направления

Формы занятий

Подведение итогов

1

«Россия – родина моя. Мой край родной»»


Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии

Проект «Они прославили Россию»

2


Село родное


Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее, игры, разучивание песен, участие в конференциях, конкурсах

 Фольклорный праздник «Культура народов России»

3

Моя школа

 Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее,

 Презентация «Моя школа»

4

«Моя родословная»

 Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование,

Проект «Древо моей семьи»

5

Связь поколений

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, акции

Организация месячника «Февраль, февраль. Солдатский месяц»






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Описание материально-технического образовательного процесса:

п\п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Печатные пособия

А Пташник. В памяти сердца навсегда. Изд. Кропоткин, 2004

Стихи и рассказы о маме. Детская классика. ООО «Издательство Астрель», 2011

Н.В. Харин. Кропоткин: город и судьбы. Изд. Кропоткин, 2004

Бобылева, Л. Д. Беседа о культуре поведения в природе [Текст] / Л. Д.

Конституция Российской Федерации. Гимн Российский Федерации. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю. Г. Круглов. -М.: Просвещение, 1990.

Старинные русские пословицы и поговорки [Текст]. -М. : Детская литература, 1993.

Детские подвижные игры народов СССР. Составитель: Л.П. Анашкина. Изд. « Просвещение», 1988

Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13-17.(1)

экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи музыки.


технические средства обучения (средства ИКТ)

CD/DVD -проигрыватели

Аудиомагнитофон

Компьютер с программным обеспечением

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор


цифровые и электронные образовательные ресурсы

Сайты, содержащие всю необходимую информацию:

Электронные и интернет-ресурсы:

festival.1september.ru http://www.patriot-rf.ru/ www.kadet.ru http://www.naslednikipobedi.ru/ http://www.stjag.ru/index.php?r_id= http://www.rosvoencentr-rf.ru/ http://www.fadm.gov.ru/ http://www.minstm.gov.ru http://mon.gov.ru http://www.mil.ru/ http://www.rosvoencentr-rf.ru/ http://www.mkrf.ru

натуральный фонд.


Школьная и сельская библиотека.