Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Сясьстройская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
Приложение 1.1
к Адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
для слабослышащих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (вариант 2.3)
утвержденной приказом от 28.08.2020 № 244 -од
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА»
ДЛЯ 1 – 5 КЛАССОВ
Программу составила учитель
ГКОУ ЛО «Сясьстройская школа-интернат»
Васильева Наталья Михайловна
Квалификационная категория: первая
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1-5 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО ОВЗ), утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 г. №158: Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (утверждена приказом № 244-од от 28.08.20), с учетом программы на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для слабослышащих детей (вариант 2.3) ГКОУ ЛО «Сясьстройская школа-интернат» (утверждена приказом №169-од от 28.08.2018 г.), в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/», учебного плана школы на 2020-2021 учебный год (утвержден приказом № 244-од от 28. 08.2020 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Математика. 1 класс школ глухих и слабослышащих. Н.Ф.Слезина. Москва «Просвещение»
Математика 2 класс вспомогательной школы. А.А.Хилько. Москва Просвещение»
Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. –М.: Просвещение.
Слезина Н.Ф. Математика. Учебник для 2 класса школ глухих и слабослышащих: М., «Просвещение», 1991
Хилько А.А.. Математика. Учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.
Дидактический материал.
Учебник.
Рабочая тетрадь.
Цели предмета: подготовить учащихся к овладению первоначальными математическими знаниями о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах; сформировать элементарные навыки математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов; сформировать первоначальные навыки по применению математических знаний для решения учебно - познавательных, учебно-практических, житейских задач.
Задачи: обучать детей первоначальным математическим знаниям о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах; способствовать развитию элементарных навыков математической речи; формировать элементарные математические умения и навыки для решения учебно – познавательных задач; проводить коррекцию недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с учетом возможностей каждого ученика на разных этапах обучения.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих и позднооглохших детей с интеллектуальными нарушениями обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:
1) ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребенка с нарушением интеллекта, коррекцию наиболее важных психических функций, их качеств и свойств;
2) формирование элементарных математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных задач при изучении других учебных предметов;
3) использование и коррекция в учебно-воспитательном процессе самостоятельно приобретенных учащимися математических знаний, дальнейшее их развитие и обогащение;
4) стимулирование различными средствами, методами и формами работы активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической деятельности;
5) учёт индивидуальных и характерологических особенностей детей, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития;
6) привлечение наглядно-действенных средств и приёмов, способствующих формированию математических представлений, понятий, которые требуют использования словесных способов обозначения;
7) поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к обучению в школе.
Место предмета в учебном плане
1 класс - 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели)
2 класс – 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели)
3 класс - 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели)
4 класс – 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели)
5 класс – 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели)
Рабочая программа содержит:
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика».
Содержание учебного предмета «Математика»
Тематическое планирование с определением количества часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» 1 класс
Личностные:
•формировать мотивацию к обучению;
•развитие положительных свойств и качеств личности;
•овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни
•умение адекватно воспринимать требования учителя;
•развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении
•владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
•формировать готовность к вхождению обучающегося в социальную среду
Предметные:
•использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
•овладение основами словесно-логического мышления, математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
•применение математических знаний для решения учебно- познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач.
Учащиеся должны знать, уметь:
Числа и величины:
•моделировать ситуации, требующие умения считать единицами;
•выполнять счёт единицами в пределах 10 как прямой, так и обратный;
•сравнивать числа в пределах 10, опираясь на порядок их следования при счёте;
•читать и записывать однозначные числа;
•упорядочивать натуральные числа от 0 до 10 в соответствии с заданным порядком;
•выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
•работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;
•группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.
Арифметические действия:
•выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10;
•выполнять устно и письменно сложение, вычитание в пределах 10 (в том числе с нулем и единицей);
•находить значения выражений, содержащих одно – два действия без скобок.
Работа с текстовыми задачами
•решать задачи в одно действие;
•выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач;
•оценивать правильность хода решения задачи;
Геометрические фигуры.
•описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
•находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге;
•строить квадрат и прямоугольник с помощью линейки и угольника;
•находить в окру
жающей обстановке предметы в форме прямоугольника, квадрата, шара, треугольника.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» 2 класс
Личностные:
•принятие и освоение своей социальной роли учащегося;
•формирование мотивации к обучению;
•развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях)
•овладение социально-¬бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др.);
•развитие положительных свойств и качеств личности;
Предметные:
•использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
•овладение основами словесно-логического мышления, математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
•применение математических знаний для решения учебно- познавательных, учебно-практических и житейских задач;
•формирование активного и пассивного словаря элементарных математических терминов;
•сформированность умения использовать дактильную и, при необходимости, жестовую речь;
Метапредметные:
1) Регулятивные учебные действия:
•входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
•пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
2) Познавательные учебные действия:
•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
•учиться считать;
•выполнять арифметические действия;
•учиться решать задачи;
•работать с доступной информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
3) Коммуникативные учебные действия:
•учиться работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь;
•учиться доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
•активно использовать речевые средства (устно-дактильную форму речи, элементарные жесты) для решения проблем общения;
•учиться соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» 3 класс
Личностные:
•принятие и освоение своей социальной роли учащегося;
•формирование мотивации к обучению;
•развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении (пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и/или имплантом и другими личными адаптированными средствами в разных ситуациях)
•овладение социально-¬бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела и др.);
•развитие положительных свойств и качеств личности;
Метапредметные:
1) Регулятивные учебные действия:
•входить и выходить из учебного помещения со звонком;
•ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
•пользоваться учебной мебелью;
•адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
•работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
•передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
•принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
•активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
•соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
2) Познавательные учебные действия:
•делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
•пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
•учиться считать;
•выполнять арифметические действия;
•учиться решать задачи;
•работать с доступной информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
3) Коммуникативные учебные действия:
•учиться работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
•использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
•обращаться за помощью и принимать помощь;
•учиться доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;
•договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
•активно использовать речевые средства (устно-дактильную форму речи, элементарные жесты) для решения проблем общения;
•учиться соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Предметные:
•использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
•овладение основами словесно-логического мышления, математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;
•применение математических знаний для решения учебно- познавательных, учебно-практических и житейских задач;
•формирование активного и пассивного словаря элементарных математических терминов;
•сформированность умения использовать дактильную и, при необходимости, жестовую речь;
Учащиеся должны знать, уметь:
Числа и величины:
•моделировать ситуации, требующие умения считать единицами;
•выполнять счёт единицами в пределах 20 как прямой, так и обратный;
•сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте;
•читать и записывать однозначные и двузначные числа;
•упорядочивать натуральные числа от 0 до 20 в соответствии с заданным порядком;
•выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;
•работать в паре при решении задач на поиск закономерностей;
•группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку.
Арифметические действия:
•выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20;
•выполнять устно и письменно сложение, вычитание в пределах 20 (в том числе с нулем и единицей);
•находить значения выражений, содержащих одно – два действия без скобок.
Работа с текстовыми задачами
•решать задачи в одно-два действия;
•выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач;
•оценивать правильность хода решения задачи;
Геометрические фигуры.
•описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
•находить равные фигуры, используя приёмы наложения, сравнения фигур на клетчатой бумаге;
•строить квадрат, треугольник и прямоугольник с помощью линейки и угольника;
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» 4 класс
Личностные результаты:
адекватное отношение обучающихся к себе (принятие образа «хорошего ученика»); - умение самостоятельно выразить отношение обучающихся к другим участникам образовательного процесса;
положительное отношение обучающихся к самому образовательному процессу, позитивное отношение обучающихся к результатам образовательного процесса (внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе); - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Метапредметные:
1) Регулятивные:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
2) Познавательные:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
учиться считать;
выполнять арифметические действия;
учиться решать задачи;
работать с доступной информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
3) Коммуникативные:
учиться работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
учиться доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; активно использовать речевые средства (устно-дактильную форму речи, элементарные жесты) для решения проблем общения;
учиться соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» 5 класс.
Личностные результаты:
личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
начальные навыки адаптации в динамично развивающемся мире;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Метапредметные:
1) Регулятивные:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
2) Познавательные:
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
учиться считать;
выполнять арифметические действия;
учиться решать задачи;
работать с доступной информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях).
3) Коммуникативные:
учиться работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
учиться доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации; активно использовать речевые средства (устно-дактильную форму речи, элементарные жесты) для решения проблем общения;
учиться соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов
Учащиеся должны знать, уметь:
- таблицу умножения на 3, 4, 5 в пределах 20 и соответствующие случаи деления.
-устную и письменную нумерация чисел 20, 30, …, 100.
-прямой и обратный счет круглыми десятками.
-сравнение чисел соседних разрядов 2-20, 3-30…
Обучающиеся будут уметь:
-умножать и делить круглые десятки;
Содержание учебного предмета
1 класс
Числа и величины
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением простых арифметических задач и др.). Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности). Выполнение устно и письменно арифметических действий с числами и числовыми выражениями, исследование, распознавание и изображение геометрических фигур. Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…», «больше (меньше) в…». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли‑продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
2 класс
Числа и величины. Числа 1-10 Название, последовательность, чтение и письмо чисел 6-10. Их состав. Прямой и обратный счет в пределах 10. Отвлеченный счет (по одному). Счет (прямой и обратный) по два, по три в пределах 10. Сравнение чисел. Число о и его обозначение. Порядковый счет в пределах 10. Сравнение групп предметов и чисел по количественному признаку. Умение определить большее и меньшее число в числовом ряду. Образование нового числа из последующего и предыдущего. Состав чисел 6-10. Воспроизведение группы предметов, больше или меньше данной на 1. .
Арифметические действия. Сложение и вычитание в пределах 10. Название компонентов арифметических действий, знаки действий.
Приемы вычислений: при сложении – прибавление 1, при вычитании – вычитание 1. Решение примеров. Приемы вычислений: при сложении- прибавление числа по его частям, при вычитании – вычитание заданного числа по частям и на основе связи между сложением и вычитанием. Знакомство с переместительным свойством сложения. Нахождение неизвестных чисел при решении примеров. Нахождение ответа на основании знания состава числа и с помощью наглядного материала. Работа с таблицей сложения и вычитания в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания.
Работа с текстовыми задачами. Решение задач в пределах 10 .Задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка по демонстрации действия. Знакомство со структурой задачи: выделение условия и вопроса. Решение задачи записывается в виде примера. Задачи на нахождение суммы из трех слагаемых и на нахождение остатка. Запись решения в виде примера. Составление условия задачи по демонстрации действия.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.)
Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Рисование по образцу в тетради в клетку. Группировка предметов по форме; по форме и величине; по форме и цвету. Составление орнаментов из геометрических фигур и зарисовка их в тетради в клетку. Зарисовка в тетради, усвоение названий, сравнение фигур, выделение частей фигур (углов, сторон).
Геометрические величины и их измерение.
Единица длины: см. Измерение длины отрезка.
Временные понятия
Умение назвать текущий день недели, а также предыдущий и последующий (по календарю). Утро, день, вечер (по режиму дня); дни недели, их количество
Повторение
3 класс
Первый десяток (повторение).
Прямой и обратный счет в пределах 10. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10.
Второй десяток. Сложение и вычитание в пределах 10.
Нумерация чисел от 11до 20.Состав чисел. Прямой и обратный счет (11-20). Однозначные и двузначные числа. Сравнение чисел в пределах 10 и 20. Счет в пределах 20 по группам: по 2, по 3, по 4,по 5. Разложение чисел десятка на сумму двух чисел. Разложение на десятки и единицы. Составление чисел из десятков и единиц. Порядковый счет в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Название компонентов арифметических действий, знаки действий.
Работа с текстовыми задачами. Решение задач в пределах 20.
Задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка по демонстрации действия. Знакомство со структурой задачи: выделение условия и вопроса. Решение задачи записывается в виде примера. Задачи на нахождение суммы из трех слагаемых и на нахождение остатка. Запись решения в виде примера. Составление условия задачи по демонстрации действия. Задачи на нахождение суммы двух –трех чисел. Задачи на вычитание двух чисел (20-10-5). Составление задач по арифметическому примеру.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.).Геометрический материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Рисование по образцу в тетради в клетку. Группировка предметов по форме; по форме и величине; по форме и цвету. Составление орнаментов из геометрических фигур и зарисовка их в тетради в клетку. Зарисовка в тетради, усвоение названий, сравнение фигур, выделение частей фигур (углов, сторон). Геометрические тела(шар, куб, брус). Сопоставление и различение геометрических тел и фигур. Виды линий.
Геометрические величины и их измерение.
Единица длины: см., дц., м. Измерение длины отрезка.
Временные понятия.
Умение назвать текущий день недели, а также предыдущий и последующий (по календарю). Утро, день, вечер (по режиму дня); дни недели, их количество. Временные понятия (год, месяцы, последовательность месяцев).
Меры стоимости.
Размен денег в пределах 10,20.
Повторение
4 класс
1.Числа от 11 до 20.
Отвлеченный счет по одному в пределах 20. Счет (прямой и обратный) в пределах 20 группами по 3, 4, 5. Порядковый счет. Определение порядкового номера. Числа двузначные и однозначные.
2.Арифметические действия.
Знакомство с четырьмя арифметическими действиями. Сложение и вычитание с переходом через разряд. Использование переместительного свойства сложения. Таблица сложения в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания. Понимание и употребление названий компонентов и результатов при действиях сложения и вычитания.
Сопоставление сложения и вычитания как взаимообразных действий.
3.Умножение и деление.
Понятие об умножении как нахождении суммы одинаковых слагаемых. Прием перестановки чисел при умножении и его использование в вычислениях. Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (выполнение действий на конкретном материале).
Деление на части. Задачи в одно действие на деление на части (на наглядном материале). Знаки умножения и деления. Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения на 2 и соответствующие случаи деления.
4.Работа с текстовыми задачами.
Задачи в одно действие на все четыре арифметических действия. Составление условия задачи по данному решению, подстановка арифметических данных в условие задачи.
5.Геометрические фигуры.
Отрезок прямой линии. Черчение отрезков. Сравнение отрезков (построенных на клетчатой бумаге): длиннее, короче, одинаковые. Сантиметр. Измерение длины отрезка в целых сантиметрах. Знакомство с линейкой. Отмеривание по линейке заданной длины веревочки, полоски, сантиметра и т.д.
6.Временные понятия.
Час. Определение времени с точностью до часа.
7.Формирование словесных обобщений.
Группировка геометрического материала по величине (группировать большие, средние и маленькие фигуры тела; длинные, короткие и очень длинные линии и отрезки; упорядочить фигуры от большей к меньшей и наоборот (по словесной инструкции). Дать словесный отчет о выполненном действии. Понимание и умение обозначить словесно относительность величины фигуры по сравнению с рядом расположенными.
Группировка чисел по количеству знаков в числе. Группировка примеров по арифметическим действиям. Замена примеров на умножение примерами на сложение.
5 класс
Умножение и деление (23ч.)
Таблица умножения на 3, 4, 5 в пределах 20 и соответствующие случаи деления. Решение примеров на умножение и деление типа 4·3˸6.
Деление по содержанию на материале наглядных задач в одно действие.
Работа с текстовыми задачами (28ч.)
Решение задач в одно действие на все четыре арифметических действия, включая деление по содержанию
Числа от 1 до 100 (33ч.)
Устная и письменная нумерация чисел 20, 30, …, 100.
Прямой и обратный счет круглыми десятками.
Сравнение чисел соседних разрядов 2-20, 3-30…
Числа двузначные и однозначные.
Узнавание, называние, чтение и запись. счетные единицы 1, 10, 100.
Сравнение счетных единиц, используя счеты.
Арифметические действия (25 ч.)
Сложение и вычитание круглых десятков.
Использование в вычислениях перестановки слагаемых.
Умножение и деление (22ч.)
Умножение и деление круглых десятков.
Название компонентов и результатов действия.
Использование приёма перестановки сомножителей.
Величины (12ч.)
Меры стоимости. Металлические и бумажные деньги.
Размен и обмен.
Решение задач на все четыре арифметических действия со стоимостными отношениями (в одно действие).
Формирование словесных обобщений (12ч.)
Группировка чисел по разрядам:
2 3
20 30
Определение наибольшего и наименьшего числа в данном разряде.
Сравнение чисел соседних разрядов.
Группировка примеров по арифметическому действию по словесной инструкции. Выделение и называние признака, по которому совершено объединение.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов |
1. | Числа и величины. Числа от 1 -10. | Сравнение групп предметов. Сравнение групп предметов по понятиям: больше, меньше, столько же. Сравнение групп предметов по количеству: много. один, одна. одно. Числа от 1 до 10. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков и т.д.). Запись чисел от 1 до 10. Расположение предметов (перед, за, между, рядом, слева, справа). Использование полученных представлений к расположению чисел в натуральном ряду. Сравнение чисел. Получение чисел прибавлением к 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете Состав чисел.2-10. | 11 |
62 |
2 | Арифметические действия | Сложение и вычитание в пределе 10 Название действий и их запись с помощью знаков +, - . Название знаков. Приемы вычисления а) при сложении - прибавление числа по его частям, перестановка чисел; б) при вычитании - вычитание числа по его частям и вычитание на основе знаний соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Считать предметы в пределах 10. | 22 |
3. | Работа с текстовыми задачами. | Задачи в одно действие на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка. Драматизация содержания задачи, составление условия из рассыпного текста, выполнение рисунка. | 18 |
4. | Геометрические фигуры. | Квадрат, прямоугольник, круг, шар, куб. | 9 |
5. | Итоговое повторение | Называние и последовательность чисел от 1 до 10. Обозначение чисел цифрой. Состав чисел от 2 до 10. Решение задач на сложение и вычитание с опорой на наглядность и по драматизации. Геометрический материал. | 10 |
Итого: | 122 |
Резерв: | 10 |
* в резервное время входят часы по повторению пройденного материала, контрольные работы, проводимые в конце каждой четверти.
Тематическое планирование
2 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
1 | Числа и величины. Числа 1-10 | 45 |
2 | Арифметические действия. Сложение и вычитание в пределах 10 | 30 |
3 | Работа с текстовыми задачами. Решение задач в пределах 10 | 35 |
4 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 23 |
5 | Геометрические величины и их измерение. | 5 |
6 | Временные понятия | 6 |
7 | Повторение | 6 |
Всего | | 170 |
Тематическое планирование
3 класс
№п\п | Тема | Количество часов |
1 | Первый десяток (повторение) | 15 |
1 | Нумерация чисел от 11до 20. | 3 |
2 | Состав чисел. | 3 |
3 | Прямой и обратный счет (11-20). | 4 |
4 | Однозначные и двузначные числа. | 3 |
5 | Сравнение чисел в пределах 10 и 20. | 4 |
6 | Счет в пределах 20 по группам: по 2, по 3, по 4,по 5. | 4 |
7 | Разложение чисел десятка на сумму двух чисел. | 4 |
8 | Разложение на десятки и единицы. | 3 |
9 | Составление чисел из десятков и единиц. | 4 |
10 | Порядковый счет в пределах 20. | 3 |
11 | Сложение и вычитание в пределах 20. | 5 |
12 | Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. | 5 |
13 | Переместительное свойство сложения в пределах 20 без перехода через 10. | 5 |
14 | Задачи на нахождение суммы двух –трех чисел. | 15 |
15 | Задачи на вычитание двух чисел (20-10-5). | 15 |
16 | Составление задач по арифметическому примеру. | 15 |
17 | Меры стоимости. Размен денег в пределах 10. | 5 |
18 | Геометрические величины и их измерение. | 13 |
19 | Геометрические тела(шар, куб, брус). | 9 |
20 | Сопоставление и различение геометрических тел и фигур. | 8 |
21 | Виды линий. | 5 |
22 | Временные понятия (год, месяцы, последовательность месяцев) | 14 |
23 | Повторение. | 6 |
Всего | | 170 |
Тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Повторение материала за 3 класс. | 3 |
Раздел № 1. Числа от 11 до 20 (27 ч.). |
1 | Отвлеченный счет по одному в пределах 20. | 6 |
2 | Счет (прямой и обратный) в пределах 20 группами по 3, 4, 5. | 7 |
3 | Порядковый счет. | 5 |
4 | Определение порядкового номера. | 5 |
5 | Числа двузначные и однозначные. | 4 |
Раздел № 2. Арифметические действия (30 ч.) |
1 | Знакомство с четырьмя арифметическими действиями. | 5 |
2 | Сложение и вычитание с переходом через разряд. | 5 |
3 | Использование переместительного свойства сложения. | 4 |
4 | Таблица сложения в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания. | 6 |
5 | Понимание и употребление названий компонентов и результатов при действиях сложения и вычитания. | 5 |
6 | Сопоставление сложения и вычитания как взаимообразных действий. | 5 |
Раздел № 3. Умножение и деление (30 ч.) | |
1 | Понятие об умножении как нахождении суммы одинаковых слагаемых. | 4 |
2 | Прием перестановки чисел при умножении и его использование в вычислениях. | 4 |
3 | Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых (выполнение действий на конкретном материале). | 5 |
4 | Деление на части. | 3 |
5 | Задачи в одно действие на деление на части (на наглядном материале). | 4 |
6 | Знаки умножения и деления. | 2 |
7 | Взаимосвязь действий умножения и деления. | 3 |
8 | Таблица умножения на 2 и соответствующие случаи деления. | 5 |
Раздел № 4. Работа с текстовыми задачами (30ч.) |
1 | Задачи в одно действие на все четыре арифметических действия. | 20 |
2 | Составление условия задачи по данному решению, подстановка арифметических данных в условие задачи. | 10 |
Раздел № 5. Временные понятия (10ч.) |
1 | Час. | 5 |
2 | Определение времени с точностью до часа. | 5 |
Раздел № 6. Геометрические фигуры (20ч.) |
1 | Отрезок прямой линии. | 3 |
2 | Черчение отрезков. | 4 |
3 | Сравнение отрезков (построенных на клетчатой бумаге): длиннее, короче, одинаковые. | 3 |
4 | Сантиметр. | 2 |
5 | Измерение длины отрезка в целых сантиметрах. | 3 |
6 | Знакомство с линейкой. | 1 |
7 | Отмеривание по линейке заданной длины веревочки, полоски, сантиметра. | 4 |
Раздел № 7. Формирование словесных обобщений (14ч.) | |
| Группировка геометрического материала по величине (группировать большие, средние и маленькие фигуры тела; длинные, короткие и очень длинные линии и отрезки; упорядочить фигуры от большей к меньшей и наоборот (по словесной инструкции). Дать словесный отчет о выполненном действии. Понимание и умение обозначить словесно относительность величины фигуры по сравнению с рядом расположенными. Группировка чисел по количеству знаков в числе. Группировка примеров по арифметическим действиям. Замена примеров на умножение примерами на сложение. | 14 |
Итого: 164часа |
5 класс
(167 часов, 5 часов в неделю)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Повторение материала за 4 класс. | 5 |
Раздел № 1. Умножение и деление (23ч.) |
1 | Таблица умножения на 3, 4, 5 в пределах 20 и соответствующие случаи деления. | 11 |
2 | Решение примеров на умножение и деление типа 4·3˸6. | 6 |
3 | Деление по содержанию на материале наглядных задач в одно действие. | 6 |
Раздел № 2. Числа от 1 до 100 (33ч.) |
1 | Устная и письменная нумерация чисел 20, 30, …, 100. | 5 |
2 | Прямой и обратный счет круглыми десятками. | 5 |
3 | Сравнение чисел соседних разрядов 2-20, 3-30… | 6 |
4 | Числа двузначные и однозначные. | 6 |
5 | Узнавание, называние, чтение и запись, счетные единицы 1, 10, 100. | 6 |
6 | Сравнение счетных единиц, используя счеты | 5 |
Раздел № 3. Арифметические действия (25 ч.) | |
1 | Сложение и вычитание круглых десятков. | 14 |
2 | Использование в вычислениях перестановки слагаемых. | 11 |
Раздел № 4. Работа с текстовыми задачами (28ч.) |
1 | Решение задач в одно действие на все четыре арифметических действия, включая деление по содержанию. | 28 |
Раздел № 5. Умножение и деление (22ч.) |
1 | Умножение и деление круглых десятков. | 8 |
2 | Название компонентов и результатов действия. | 7 |
3 | Использование приёма перестановки сомножителей. | 7 |
Раздел № 6. Величины (12ч.) |
1 | Меры стоимости. | 3 |
2 | Металлические и бумажные деньги. | 3 |
3 | Размен и обмен. | 3 |
4 | Решение задач на все четыре арифметических действия со стоимостными отношениями (в одно действие). | 3 |
Раздел № 7. Формирование словесных обобщений (12ч.) | |
1 | Группировка чисел по разрядам | 2 |
2 | Определение наибольшего и наименьшего числа в данном разряде. | 2 |
4 | Сравнение чисел соседних разрядов. | 3 |
5 | Группировка примеров по арифметическому действию по словесной инструкции. | 2 |
6 | Выделение и называние признака, по которому совершено объединение. | 3 |
Повторение пройденного материала.(3ч.) | 3 |
Итого: 167часа |