Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»
Протокол № 1 на заседании МС директор школы
от «____»_____2019г. от «____»_____2019г. О.И. Елозина _____
Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литература»
Учитель: Филькова Е.А.
Класс: 9
Учебный год 2019-2020
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г., на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я.Коровиной и др.( М.: «Просвещение»,2012) к учебнику В. Я. Коровиной и др. (М.,: Просвещение, 2017), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска.
Цели и задачи
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
• развитие способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
• совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
• постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Программа скорректирована согласно учебному плану МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, рассчитана на 68 ч. ( 34 недели).
Формы текущего контроля: контроль за качеством знаний осуществляется через систему устных и письменных ответов, работ по развитию речи, тестов, контрольных работ, проверку домашнего задания, чтения стихов наизусть.
Виды контроля:
1.Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение.
2. Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение.
3. Итоговый (проверяет результаты обучения за год): контрольная работа (тест), контрольное сочинение.
4. Экзамен (по выбору учащихся) в 9 классе.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
Содержание изученных произведений;
Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
уметь:
Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это произведение;
Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
Выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
Написать сочинение на заданную тему.
устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
3.Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература. Теория литературы. Философско-драматическая поэма
Тематическое планирование уроков литературы (68ч.) 9 «Г» класса
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | | |
2 | Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. | 1 | | |
3 | Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова..». | 1 | | |
4 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | | |
5 | М.В. Ломоносов. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». | 1 | | |
6 | М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». | 1 | | |
7 | Г.Р. Державин. Стихотворение «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. | 1 | | |
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. | 1 | | |
9 | Вн.чт. Подвиг А.Н Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. | 1 | | |
10 | Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин – писатель и историк. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. | 1 | | |
11 | Н.М. Карамзин. Стихотворение «Осень». Особенности русского сентиментализма. | 1 | | |
12 | Русская литература 19 века. Особенности развития. Обзор. | 1 | | |
13 | Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси». Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения. | 1 | | |
14 | В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады. | 1 | | |
15 | А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». | 1 | | |
16 | Система образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги. | 1 | | |
17 | Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. | 1 | | |
18 | Образ фамусовской Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | | |
19 | Р.р. Классное сочинение-рассуждение по комедии «Горе от ума». 1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума». 2) «Молчалин и Скалозуб». 3) «Фамусовское общество в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | | |
20 | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. | 1 | | |
21 | Одухотворенность и чистота любви в стихотворениях А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…». | 1 | | |
22 | Слияние личных, гражданских и философских мотивов в лирике А.С. Пушкина. Стихотворения «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». | 1 | | |
23 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». История создания, особенности жанра. Образы главных героев романа. | 1 | | |
24 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна – нравственный идеал А.С. Пушкина. | 1 | | |
25 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Автор как идейно-композиционный и лирический цен романа «Евгений Онегин». | 1 | | |
26 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина в зеркале критики. | 1 | | |
27 | А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарт и Сальери». | 1 | | |
28 | Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | | |
29 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творческий путь. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. | 1 | | |
30 | Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений». | 1 | | |
31 | Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. | 1 | | |
32 | Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. | 1 | | |
33 | «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского. | 1 | | |
34 | Повесть М.Ю. Лермонтова «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. | 1 | | |
35 | Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно». Чувство трагического одиночества. | 1 | | |
36 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. | 1 | | |
37 | Характер лирического героя лермонтовской поэзии. | 1 | | |
38 | Р.р. Сочинение по творчеству Лермонтова. | 1 | | |
39 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души». Обзор содержания. | 1 | | |
40 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». Система образов поэмы «Мертвые и души». | 1 | | |
41 | Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | | |
42 | Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | | |
43 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. | 1 | | |
44 | Р.р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | | |
45 | Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно склонного к несбыточным фантазиям в романе. | 1 | | |
46 | Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. | 1 | | |
47 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. | 1 | | |
48 | А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. Эволюция образа «маленького человека» в литературе XIX века. | 1 | | |
49 | А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе. | 1 | | |
50 | Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Печальная история любви. | 1 | | |
51 | А.А. Блок. Стихотворение «Ветер принес издалёка…», «О, весна без конца и без краю…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. | 1 | | |
52 | Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Стихотворение «О. я хочу безумно жить…», цикл «Родина». | 1 | | |
53 | Тема России – главная в поэзии С.А Есенина. | 1 | | |
54 | В.В. Маяковский. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества поэта. | 1 | | |
55 | М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце». | 1 | | |
56 | М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Умственная, нравственная и духовная недоразвитость «шариковщины» в повести. | 1 | | |
57 | Особенности поэтики М.И. Цветаевой. | 1 | | |
58 | Особенности поэтики А.А. Ахматовой. | 1 | | |
59 | Философская глубина обобщения поэта-мыслителя в лирике Н.А. Заболоцкого. | 1 | | |
60 | М.А. Шолохов. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Образ Андрея Соколова. Широта типизации. | 1 | | |
61 | Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. | 1 | | |
62 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о Родине, о природе. | 1 | | |
63 | А.И. Солженицын. Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». | 1 | | |
64 | Контрольная работа по русской литературе 20 века. | 1 | | |
65 | Античная лирика Гораций. Стихотворение «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | 1 | | |
66 | Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы. | 1 | | |
67 | У. Шекспир. Трагедия «Гамлет». Общечеловеческое значение героев трагедии. | 1 | | |
68 | И.В. Гёте. «Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Поиски справедливости и истинного смысла жизни в трагедии И.В. Гёте. «Фауст». | 1 | | |
Аннотация к рабочей программе по учебному курсу «Литература»
9 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина и др.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска 2019-2020 г.
На изучение литературы в 9 классе в учебном плане МБОУ СОШ № 28 г. Брянска отводится 68 часов в год из расчета 2 часа в неделю (на 34 учебные недели).
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС.
2. Содержание учебного предмета «Литература».
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Цели и задачи курса:
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;
овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в 9 классе способствует решению следующих задач:
обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;
совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Преподавание курса ориентировано на использование учебника:
Учебник Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-ух частях. (Автор и составитель В. Я. Коровина и другие) – М.: Просвещение, 2017
Место предмета:
Количество учебных часов по предмету - 68.
Количество часов по учебному плану - 68.
Общее количество часов в неделю - 2.
Развитие речи – 5ч.
Внеклассного чтения – 1ч.
Виды контроля:
• промежуточный; пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
• итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретиколитературных понятий.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса
Учащиеся должны знать:
• содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
• наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
• основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
• основные теоретико-литературные понятия;
Учащиеся должны уметь:
• работать с книгой
• определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.