МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 С.КРАСНОУСОЛЬСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»
руководитель ШМО Заместитель директора по ВР Директор МОБУ СОШ №2
________/___________/ _________/Опарина О.В./ с.Красноусольский
Протокол №_______ _________/Габбасов В.Г./
от «___»________2020г. Приказ №___ от ____2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Уровень образования (класс): среднее общее образование 10 класс
Срок реализации рабочей программы: 1 год
Программа разработана на основе:
-
ЛИНЬКОВ А.Я., ИВАНОВ С.И., СКЛЯР М.А./ под ред. Линькова А.Я.. экономика (базовый уровень) 10-11 класс ВИТА-ПРЕСС
-
ЛИПСИЦ И.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 класс ВИТА-ПРЕСС
-
ХАСБУЛАТОВ Р.И. Экономика (профильный уровень) 10 класс Дрофа
-
ХАСБУЛАТОВ Р.И. Экономика (профильный уровень) 11 класс Дрофа
-
http://www.drofa.ru/about/
Составитель рабочей программа: Миндиярова Гэльфия Гумаровна
высшая квалификационная категория
с.Красноусольский
2020 г.
Планируемые результаты содержания курса
В настоящее время среднее школьное образование в России не предполагает получение обучающимися систематизированных знаний в области экономики. Отдельные элементы экономических знаний содержатся в других школьных дисциплинах, таких, как история, экономическая география и обществознание. Однако эта скромная информация о экономических основах жизни общества сегодня не совсем отражает действительность.
Экономическое образование должно быть построено на принципе опережения. У обучающихся следует формировать целостное представление о том, как развивается процесс становления рыночной экономики.
В силу этого экономическое образование должно содействовать формированию представлений о сфере экономики и кодексе деловой этики.
Цель курса.
Обучение основам экономических знаний призвано помочь выпускникам сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих наклонностей и особенностей характера. Те, кто решат заняться предпринимательством, должны уже в школе получить тот минимум экономических знаний, который позволит им грамотно осуществлять элементарные деловые операции. Выпускники должны получить четкое представление о правовом механизме в сфере экономики, о правах, которыми обладают участники рыночных отношений, и способах их защиты.
Задачи курса.
-
формирование у обучающихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, важнейших механизмов ее регулирования;
-
разъяснение содержания основных социально — экономических ролей в экономике: наемного работника, предпринимателя, государственного чиновника. Объяснение причин конфликтов между ними и правовых механизмов их разрешения;
-
ознакомление с основами хозяйственного права и механизмами судебной и арбитражной защиты своих интересов;
-
подготовка выпускников к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса экономики в старших классах учащийся должен
Знать/ понимать:
-
смысл основных теоретических положений экономической науки;
-
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
-
приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
-
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
-
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закона спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
-
сравнивать/ различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно – правовые формы предприятий, акции и облигации;
-
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
-
применять дл экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения ценна факторы производства, товары – заменители и дополняющие товары;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исполнения типичных экономических ролей;
-
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
-
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся:
-
Получат навыки рационального экономического поведения;
-
Овладеют некоторыми методами самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях;
-
Овладеют рядом экономических понятий и научатся применять их на практике;
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
-
устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;
-
тестирование (5-15 минут);
-
- работа с экономическими терминами (письменно и устно);
-
- написание эссе на экономические темы;
-
- промежуточная аттестация (при выборе учащихся) – тестирование по материалам и в форме ЕГЭ по обществознанию (части А,В,С – выделение экономических вопросов и заданий).
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Зачем человечеству экономика. | 3 |
2 | Главные вопросы экономики | 4 |
3 | О том, как спрос договаривается с предложением | 6 |
4 | Царство денег | 3 |
5 | Человек на рынке труда | 4 |
6 | Как добывается прибыль | 3 |
7 | Экономика на лоне природы | 3 |
8 | Семья в мире экономики | 5 |
9 | Зачем экономике государство? | 2 |
10 | Бизнес план. | 1 |
Итого | 34 |
Содержание программы
Зачем человечеству экономика.
-
Благосостояние общества
-
Что такое экономика
-
Основные материальные потребности
-
Натуральное хозяйство
-
Торговля
-
Товарное хозяйство
Зависимость благосостояния общества от природных ресурсов. Разъяснение категории государств по уровню их экономического развития; основные материальные потребности человека.
Человек в зеркале экономики
-
Свобода выбора – важнейшая особенность человеческого общества
-
Стремление к росту благосостояния – главный движущий фактор экономического развития
-
Конкуренция
-
Социальная справедливость
Факторы, определяющие формирование экономического механизма в государстве. Проведение деловой игры «Конкуренция». Изучение закона «О собственности в России».
Главные вопросы экономики
-
Проблема экономического выбора: какие потребности человека надо удовлетворять?
-
Модели экономики
-
Три главных вопроса экономического механизма
-
Два способа координации экономической деятельности людей
-
Социалисты-утописты
-
Рыночная экономика
Несовпадение масштабов экономических желаний и реальных возможностей из-за ограниченности ресурсов. Практическая работа по определению ресурсов, необходимых для производства продукции.
О том, как спрос договаривается с предложением
1. Спрос и предложение
2. Товар и формирование способов его производства
3. Закон спроса
4. Эффект дохода и замещения
5. Закон предложения
6. Цена – компромисс между спросом и предложением
Построение графиков спроса и предложения и определение равновесной цены.
Царство денег
-
Причины возникновения денег. Деньги на Руси
-
Относительная ценность товаров. Деньги – язык торговли
-
Наличные и безналичные денежные средства
-
Деньги в экономике государства
-
Причины инфляции пути её устранения
-
Основы денежного обращения в России
Деньги – индикатор экономической ситуации в государстве. Гиперинфляция и ее последствия для экономики страны.
Человек на рынке труда
-
Наёмные работники и предприниматели. Трудовые конфликты и способы их разрешения
-
Минимальная зарплата и прожиточный минимум. Жизненный уровень и социальный кризис. Производительность труда и зарплата
-
Рынок труда и его тенденции
-
Стимулирование труда
-
Безработица: причины возникновения и формы существования. Защита от безработицы
Практическая работа «Определение режима работы предприятия и трудовой защищенности сотрудников». Определение прожиточного минимума своей семьи. Решение задач на определение уровня безработицы.
Как добывается прибыль
-
Предпринимательство: причины возникновения и формы существования
-
От акционерного общества к фоновой бирже
-
Ценные бумаги и операции с ними. Биржи и банки
-
Фондовая биржа – регулятор рынка. Биржевая прибыль. Биржевые операции
-
Монополия
Расчет бухгалтерских и экономических затрат и прибыли предприятия. Нормативная база предприятия. Деловая игра «товарный знак продукции».
Экономика на лоне природы
-
Экономика сельского хозяйства и её отличие от экономики промышленности
-
Паритет цен и конфликты, связанные с ним
-
Способы поддержки государством сельского хозяйства
-
Биржа как один из факторов, обусловливающих расширение производства
Паритет цен на сельскохозяйственную продукцию. Проблемы сельского хозяйства в разных странах.
Семья в мире экономики
-
Бюджет семьи
-
Структура доходов семьи в России и США
-
Фонды потребления как форма покрытия расходов на обеспечение жизненных благ граждан
-
Бюджет семьи как оценка экономического развития государства
-
Налогообложение и социальное страхование как формы поддержания социальной стабильности
-
Инвестиции в коммерческие проекты и недвижимость
-
Номинальные и реальные фонды семьи
Закон Энгела. Построение графика – лука Лоренца
Зачем экономике государство?
-
Причины возникновения международной торговли. Абсолютные преимущества стран как первая предпосылка торговли между ними
-
Относительные преимущества различных стран и их влияние на международное разделение труда
-
Конфликты, порождаемые международной торговлей, и понятие о протекционизме
-
Расчёты в международной торговле и понятие о валютном рынке
Роль государства как арбитра, заказчика в рыночной экономики. Принципы построения системы налогообложения в России.
Бизнес план. Структура. Составление собственного бизнес плана. Конференция «Моё дело», защита проектов собственных предприятий. Новые знания и умения, полученные при выполнении проекта. Трудности составления проекта. Самостоятельная оценка выполненной работы.
Форма обучения
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
Планируемая | Фактическая |
1 | Введение. Как государство богатеет? Благосостояние общества. | 05.09.2020 | |
2 | Что такое экономика. Семинар | 12.09.2020 | |
3 | Зачем люди сотрудничают. Выгода – заветный пароль в мировой экономике. | 19.09.2020 | |
4 | Это сладкое слово – свобода. По образу и подобию человеческому. Практикум | 26.09.2020 | |
5 | Выгодно ли быть честным? Закон суров, но он – закон. | 03.10.2020 | |
6 | Почему нельзя иметь все? | 10.10.2020 | |
7 | Три главных вопроса экономики. Практикум | 17.10.2020 | |
8 | Рынок – коллективный разум человечества. Практикум | 24.10.2020 | |
9 | Покупателем достоин быть только продавец. | 07.11.2020 | |
10 | Хитрые механизмы спроса. У предложения свои законы. | 14.11.2020 | |
11 | Цена – всегда компромисс. | 21.11.2020 | |
12 | Цена – всегда компромисс. Урок-игра | 28.11.2020 | |
13 | Вечный маятник рынка | 05.12.2020 | |
14 | Родословная денег. Деньги – язык торговли. Деньги – универсальные весы.. Семинар | 12.12.2020 | |
15 | Как деньги обманывают время. Какие бывают деньги? | 19.12.2020 | |
16 | Сколько стране нужно денег? Можно ли вылечиться от инфляции? | 26.12.2020 | |
17 | Товар, которым обладает каждый. Как нападают и защищаются на рынке труда. | 15.01.2021 | |
18 | Где начинается нищета? Есть ли предел у заработной платы. | 22.01.2021 | |
19 | Каждому труду своя цена. | 29.01.2021 | |
20 | Рынок труда. Практикум | 06.02.2021 | |
21 | Искусство стимулирования труда. | 13.02.2021 | |
22 | Безработные – лишние люди. | 20.02.2021 | |
23 | Зачем создаются фирмы? Практикум | 27.02.2021 | |
24 | В одиночку или сотоварищи Игра | 06.03.2021 | |
25 | Кто кормит человечество? | 13.03.2021 | |
26 | Почему крестьяне не любят «ножницы цен»? | 20.03.2021 | |
27 | На что семье деньги? | 27.03.2021 | |
28 | Как обращаться с «луком Лоренца»? | 10.04.2021 | |
29 | Государство в роли Робин Гуда. | 17.04.2021 | |
30 | Тратить или копить? | 24.04.2021 | |
31 | Как защититься от судьбы? Семья в огне инфляции. | 08.05.2021 | |
32 | Государство для экономики или экономика для государства | 15.05.2021 | |
33 | Прогулка по миру налогов. | 22.05.2021 | |
34 | Составление собственного бизнес плана. Практикум | 29.05.2021 | |