Рабочая программа
по геометрии в 7 классе
на 2021/2022 учебный год;
часов в неделю - 2, всего за год – 66;
контрольных работ – 5
Рабочая программа учебного курса по геометрии для 7 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы: Геометрия. Сборник примерных рабочих программ. 7—9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 6е изд. — М. : Просвещение, 2020. — 94 с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассужден
предметные:
Глава 1. Начальные геометрические сведения
Ученик научится:
Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
Находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
Различать виды углов, формулировать и доказывать теоремы о смежных и вертикальных углах.
Ученик получит возможность:
Познакомиться с простейшими геометрическими фигурами и их свойствами; видами углов и их свойствами;
Углубить знания о лучах, отрезках и прямых;
Научиться строить чертеж согласно условию задачи;
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
Решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты, решать занимательные задачи.
Глава 2. Треугольники
Ученик научится:
Распознавать отрезки в треугольнике, и использовать их свойства при решении задач;
Формулировать и доказывать свойства равнобедренного треугольника;
Решать задачи с использованием свойств равнобедренного треугольника;
Использовать признаки равенства треугольников для решения задач на доказательство.
Ученик получит возможность:
Формировать умение строить чертеж по условию задачи;
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
Расширить знания по теме «Треугольники»;
Практиковаться в решении геометрических задач.
Глава 3. Параллельные прямые
Ученик научится:
Распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
Находить параллельные прямые, строить параллельные прямые;
Формулировать и доказывать признаки параллельности прямых;
Определять параллельность прямых, используя для этого признаки параллельности;
Находить углы, при параллельных прямых и секущей.
Ученик получит возможность:
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;
Решать задачи с использованием свойств углов при параллельных прямых и секущей;
Доказывать параллельность прямых с использованием признаков параллельности;
Расширить знания о параллельных прямых;
Решать задачи повышенного уровня.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Ученик научится:
Формулировать и доказывать рассматриваемые в данном блоке теоремы;
Использовать рассматриваемые теоремы при решении задач;
Приводить примеры и контрпримеры;
Использовать свойства прямоугольных треугольников для решения задач;
Решать задачи на доказательство прямоугольных треугольников;
Выстраивать логическую цепочку при решении задач на доказательство;
Строить треугольники по трем элементам с помощью циркуля и линейки.
Ученик получит возможность:
Расширить и углубить знания о треугольниках;
Применить полученные знания при решении задач;
Применять свойства прямоугольных треугольников для решения задач;
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию;
Моделировать условие с помощью реальных предметов, схем, рисунков;
Строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Регулятивные
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Познавательные
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать различные приёмы решения геометрических задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию(критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
Коммуникативные
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Начальные геометрические сведения
Прямая и отрезок. Луч и угол. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков и углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.
Глава 2. Треугольники
Треугольник . Первый признак равенства треугольников .Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников. Окружность. Построение циркулем и линейкой.
Глава 3. Параллельные прямые
Определение параллельности прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Аксиома параллельных
прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Теорема о сумме углов треугольника. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Построение треугольника по трем элементам. Задачи на построение.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Таблица №1
Глава | Тема | Количество часов | В том числе, контрольных работ |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | 1 |
2 | Треугольники | 17 | 1 |
3 | Параллельные прямые | 13 | 1 |
4 | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 1 |
5 | Повторение | 6 | 1 |
| ИТОГО | 66 | 5 |
Таблица №2
№ урока п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
По плану | Фактически |
| Начальные геометрические сведения (10) |
1 | Прямая и отрезок | 1 | 06.09 | |
2-3 | Луч и угол | 2 | 07.09;13.09 | |
4 | Сравнение отрезков и углов. | 1 | 14.09 | |
5 | Измерение отрезков | 1 | 20.09 | |
6 | Измерение углов | 1 | 21.09 | |
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | 27.09 | |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | 28.09 | |
9 | Решение задач по теме | 1 | 04.10 | |
10 | Контрольная работа № 1 | 1 | 05.10 | |
| Треугольники (17) |
11 | Треугольник | 1 | 18.10 | |
12-13 | Первый признак равенства треугольников | 2 | 19.10;25.10 | |
14 | Перпендикуляр к прямой | 1 | 26.10 | |
15 | Медианы, биссектрисы, высоты треугольника | 1 | 01.11 | |
16-17 | Свойства равнобедренного треугольника | 2 | 02.11;15.11 | |
18-19 | Второй признак равенства треугольника | 2 | 16.11;22.11 | |
20 | Третий признак равенства треугольников. | 1 | 23.11 | |
21 | Решение задач по теме | 1 | 29.11 | |
22 | Окружность | 1 | 30.11 | |
23-25 | Построение циркулем и линейкой | 3 | 06.12;07.12;13.12 | |
26 | Обобщающий урок по теме «Треугольники» | 1 | 14.12 | |
27 | Контрольная работа № 2 | 1 | 20.12 | |
| Параллельные прямые( 13) |
28-29 | Определение параллельности прямых. | 2 | 21.12;27.12 | |
30 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | 28.12 | |
31 | Практические способы построения параллельных прямых | 1 | | |
32 | Решение задач по теме | 1 | | |
33 | Об аксиомах геометрии | 1 | | |
34 | Аксиома параллельных прямых | 1 | | |
35-37 | Теоремы об углах, образованных двумя параллель прямыми и секущей | 3 | | |
38-39 | Решение задач по теме | 2 | | |
40 | Контрольная работа № 3 | 1 | | |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника(20) |
41-42 | Теорема о сумме углов треугольника | 2 | | |
43 | Виды треугольников | 1 | | |
44-45 | Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника | 2 | | |
46 | Неравенство треугольника | 1 | | |
47-48 | Свойства прямоугольного треугольника | 2 | | |
49-50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 2 | | |
51 | Расстояние от точки до прямой | 1 | | |
52 | Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | |
53-55 | Построение треугольника по трем элементам | 3 | | |
56-58 | Задачи на построение | 3 | | |
59 | Решение задач по теме | 1 | | |
60 | Контрольная работа № 4 | 1 | | |
| Повторение (6) |
61-65 | Повторение | 5 | | |
66 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |