СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Село Советский Дар, Азовский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сов-Дарская основная общеобразовательная школа


(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)




«Утверждаю»


Директор МБОУ Сов-Дарская ООШ


Приказ от __28.08.2020__________ № 98____


Подпись руководителя ________ФИО


Печать







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ____Геометрии________________________________________________

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_____________________________8класс_____________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов __66________


Составитель: учитель Калинин Артем Николаевич (учитель первой категории)

(ФИО)

Программа разработана на основе

Учебник Л. С. Анатасян, В. Ф. Бутузов и др. Москва «Просвещение» 2017 г.

_________________________________________________________________________________________

(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)







2020-2021 г.





1.Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта, и примерной основной образовательной программы основного общего образования Сов-Дарской ООШ на 2020-2021 в соответствии с ФГОС. Учебный материал изучается на базовом уровне. Учебный предмет входит в обязательную часть ФГОС (8 класс) и согласно учебному плану Сов-Дарской ООШ на 2020-2021 г. изучается в 8 классе 2 часа в неделю 69 часов в год. По программе 66 часов, с учетом того, что 3 часа в году выпадает на праздничные дни: 08.03, 03.05, 10.05, и было произведено уплотнение часов.

Рабочая программа предусматривает обучение геометрии в объеме 2 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне. Рабочая программа ориентирована на использование УМК Атанасян Л. . Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение, 2017.

Цели обучения геометрии:

  • овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления и интуиции, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники; средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для научно-технического прогресса;

Задачи обучения:

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;

  • овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности

  • освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенциями;

  • освоение общекультурной, практической математической, социально-личностной компетенциями, что предполагает:

  • общекультурную компетентность (формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; формирование понимания, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов);

  • практическую математическую компетентность (овладение языком геометрии в устной и письменной форме, геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин; овладения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, нахождения их размеров);

  • Программой предусмотрено проведение:

  • -Контрольных работ– 5,

  • -Итоговая контрольная работа - 1.


Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса геометрии 8 класса.

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

• формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

регулятивные универсальные учебные действия:

• умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

• умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

познавательные универсальные учебные действия:

• осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

• формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

коммуникативные универсальные учебные действия:

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

• умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

• слушать партнера;

• формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;


предметные:


Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:


• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;


• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;


• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;


• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;


• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;


• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;


• вычислять значения геометрических величин(длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;


• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений

между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;


• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;


• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


• описания реальных ситуаций на языке геометрии;


• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;


• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);


• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль,

транспортир).


В результате изучения геометрии обучающийся научится:

Наглядная геометрия

1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружаю­щем мире плоские и пространственные геометрические фи­гуры;

2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепи­педа;

3) определять по линейным размерам развёртки фигуры ли­нейные размеры самой фигуры и наоборот;

4) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Обучающийся получит возможность:

5) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепи­педов;

6) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

7) применять понятие развёртки для выполнения практи­ческих расчётов.

Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках гео­метрические фигуры и их конфигурации;

3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, пово­рот, параллельный перенос);

4) оперировать с начальными понятиями тригонометрии

и выполнять элементарные операции над функциями углов;

5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

6) решать несложные задачи на построение, применяя основ­ные алгоритмы построения с помощью циркуля и ли­нейки;

7) решать простейшие планиметрические задачи в простран­стве.

Обучающийся получит возможность:

8) овладеть методами решения задач на вычисления и до­казательства: методом от противного, методом подо­бия, методом перебора вариантов и методом геометри­ческих мест точек;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при реше­нии геометрических задач;

10) овладеть традиционной схемой решения задач на по­строение с помощью циркуля и линейки: анализ, постро­ение, доказательство и исследование;

11) научиться решать задачи на построение методом гео­метрического места точек и методом подобия;

12) приобрести опыт исследования свойств планиметриче­ских фигур с помощью компьютерных программ.


Измерение геометрических величин

Обучающийся научится:

1) использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, дли­ны окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, ис­пользуя формулы длины окружности и длины дуги окруж­ности, формулы площадей фигур;

3) вычислять площади треугольников, прямоугольников, па­раллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

4) вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

5) решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул пло­щадей фигур;

6) решать практические задачи, связанные с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости спра­вочники и технические средства).

Обучающийся получит возможность:

7) вычислять площади фигур, составленных из двух или бо­лее прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

8) вычислять площади многоугольников, используя отноше­ния равновеликости и равносоставленности;

9) приобрести опыт применения алгебраического и триго­нометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.



В 2020-2021 учебном году на основании приказа №102 от 28 августа 2020 г. произведено уплотнение часов в связи с праздничными днями, за счет резерва часов.

Лист уплотнения рабочей программы

№ урока

Класс

По программе

По КТП

Причина корректировки

Способ корректировки

Количество часов

67,68,

69

8 класс

69

66

Праздничные дни. 08.03, 03.05, 10.05


За счет часов резерва

3













2.Календарно-тематическое планирование 8 класс


п\п


Тема урока

Кол-во

часов

Вид урока

Дата


план

факт

Раздел 1. Повторение

2




Признаки равенства треугольников

1

Беседа

02.09


Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

Смешанный урок

07.09


Раздел 2. Четырехугольники

12




Многоугольники. Параллелограмм

1

Комбинированный урок

09.09


Решение задач по теме «Параллелограмм»

1

Смешанный урок

14.09


Признаки параллелограмма Решение задач по теме «Параллелограмм».

1

Беседа

16.09


Трапеция.

1

Комбинированный урок

21.09


Теорема Фалеса.

1

Смешанный урок

23.09


Задачи на построение

1

Комбинированный урок

28.09


Прямоугольник.

1

Беседа

30.09


Ромб. Квадрат

1

Смешанный урок

05.10


Решение задач по теме: «Прямоугольник,ромб,квадрат».

1

Комбинированный урок

07.10


Осевая и центральная симметрии

1

Комбинированный урок

12.10


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Комбинированный урок

14.10


Контрольная работа №1 по теме: «Четырёхугольники»

1

Письменная работа

19.10


Раздел 3. Площадь

13




Анализ контрольной работы. Площадь многоугольника.

1

Беседа

21.10


Площадь многоугольника

1

Комбинированный урок

26.10


Площадь параллелограмма

1

Смешанный урок

28.10


Площадь треугольника

1

Беседа

09.11


Площадь треугольника.

1

Комбинированный урок

11.11


Площадь трапеции

1

Смешанный урок

16.11


Решение задач на вычисление площадей фигур

1

Беседа

18.11


Решение задач на вычисление площадей фигур

1

Комбинированный урок

23.11


Теорема Пифагора

1

Беседа

25.11


Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

Комбинированный урок

30.11


Решение задач

1

Смешанный урок

02.12


Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Урок совершенствование

07.12


Контрольная работа №2 по теме: «Площади»

1

Письменная работа

09.12


Раздел 4. Подобные треугольники

20




Анализ контрольной работы. Определение подобных треугольников.

1

Беседа

14.12


Отношение площадей подобных треугольников.

1

Комбинированный

16.12


Первый признак подобия треугольников.

1

Смешанный урок

21.12


Решение задач на применение первого признака подобия треугольников.

1

Смешанный урок

23.12


Второй и третий признаки подобия треугольников.

1

Комбинированный урок

28.12


Решение задач на применение признаков подобия треугольников.

1

Комбинированный урок

11.01


Решение задач на применение признаков подобия треугольников. Подготовка к контрольной работе.

1

Смешанный урок

13.01


Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»

1

Письменная работа

18.01


Анализ контрольной работы. Средняя линия треугольника

1

Беседа

20.01


Свойство медиан треугольника

1

Комбинированный урок

25.01


Пропорциональные отрезки

1

Смешанный урок

27.01


Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1

Комбинированный урок

01.02


Измерительные работы на местности.

1

Беседа

03.02


Задачи на построение методом подобия.

1

Смешанный урок

08.02


Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

Беседа

10.02


Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

1

Комбинированный урок

15.02


Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

1

Комбинированный урок

17.02


Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач

1

Комбинированный урок

22.02


Решение задач. Подготовка к контрольной работе.

1

Беседа

24.02


Контрольная работа №4 по теме: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

1

Письменная работа

01.03


Раздел 5. Окружность

17




Анализ контрольной работы

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

Комбинированный урок

03.03


Касательная к окружности.

1

Смешанный урок

10.03


Касательная к окружности. Решение задач.

1

Комбинированный урок

15.03


Градусная мера дуги окружности

1

Беседа

17.03


Теорема о вписанном угле

1

Смешанный урок

29.03


Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1

Беседа

31.03


Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы» Свойство биссектрисы угла

1

Урок совершенствование

05.04


Серединный перпендикуляр

1

Комбинированный урок

07.04


Теорема о точке пересечения высот треугольника

1

Беседа

12.04


Свойство биссектрисы угла

1

Смешанный урок

14.04


Серединный перпендикуляр. Решение задач

1

Комбинированный урок

19.04


Теорема о точке пересечения высот треугольника. Решение задач

1

Комбинированный урок

21.04


Вписанная окружность, описанная окружность.

1

Смешанный урок

26.04


Свойство описанного четырехугольника

1

Комбинированный урок

28.04


Решение задач по теме «Окружность».

1

Урок совершенствование

05.05


Контрольная работа № 5 по теме: «Окружность»

1

Письменная работа

12.05


Анализ контрольной работы

1

Беседа

17.05


Раздел 6. Повторение

2




Итоговая контрольная работа

1

Письменная работа

19.05


Анализ контрольной работы. Подобные треугольники. Окружность. Решение задач. Четырехугольники.

1

Смешанный урок

24.05











3.Критерии и нормы оценки обучающихся по геометрии


1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по геометрии.

Ответ оценивается отметкой «5», если: 

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах. 

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.


Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. 

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий. 

2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии.


Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: 

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.


Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя


Список используемой литературы литературы

  1. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. / М.: Просвещение,--- 2020. Москва

  2. Дидактические материалы по геометрии. 7 класс. / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. / М: Просвещение, --- 2017. Москва

  3. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7—9 классы : пособие для учителей общеобразов. организаций / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — 2-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2014. Москва






«РАССМОТРЕНО»

на заседании педагогического совета

Протокол № _____ от _______20____ г.



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР _____________ А.М.Хмара (подпись) ____ _________ 20___ г (дата)































Контрольные работы для учащихся 8 класс см. приложение №1