Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 9 классе муниципального общеобразовательного учреждения.
Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану МКОУ «Головищенская СОШ» Горшеченского района Курской области.
В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г №3266-1
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г №1897 об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /сост. Е.С. Савинов – М.: Просвещение, 2014. (Стандарты второго поколения).
Данная рабочая программа по биологии – 9 класс. «Биология. Введение в общую биологию» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Г. М. Пальдяева, изд-во Просвещение, 2018 г. к УМК под. ред. профессора, доктора пед. наук В.В.Пасечника).
Представленная рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. В.В. Пасечника. Срок реализации программы учебного предмета «Биология» 9 класс – один учебный год.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под. ред. В.В.Пасечника осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д. Данная деятельность связана с внеурочной деятельностью учащихся.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Биология» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого образовательного учреждения. Примерная программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по биологии для 9 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК «Линия жизни» под. ред .В.В. Пасечника. На освоение программы отводится 2 часа в неделю, в год – 68 часов.
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание, дыхание, обмен)
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета Биология, курса « биология»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
содержание учебного курса
Биология.
9 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии.
Раздел 1 Основы цитологии – науки о клетке (10ч)
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория. Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Обмен веществ и превращение и превращение энергии в клетке. Фотосинтез.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
Обобщающий урок по теме: «Основы цитологии – науки о клетке»
2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организма (5ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Митоз. Половые клетки. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Влияние факторов внешней среды на онтогенез.
Обобщающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организма»
3. Основы генетики (11ч)
Генетика как отрасль биологической науки. Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. Закономерности наследования. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость. Фенотипическая изменчивость.
Л.Р. «Описание фенотипов растений»
Л.Р. «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой»
П.Р. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»
Обобщающий урок по теме: «Основы генетики»
4. Генетика человека (4ч)
Методы изучения наследственности человека
Л.Р. «Правила составления родословных. Составление родословной». Генотип и здоровье человека.
Обобщающий урок о теме: «Генетика человека»
5. Основы селекции и биотехнологии (3ч)
Основы селекции. Достижения мировой и отечественной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы
6. Эволюционное учение (9ч)
Учение об эволюции органического мира. Вид. Критерии вида. популяционная структура вида. видообразование. Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. Адаптация – как результат естественного отбора. Урок –семинар «Современные проблемы теории эволюции». Л.Р. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Обобщающий урок по теме: «Эволюционное учение»
7. Возникновение и развитие жизни на Земле (4ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Урок семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле»
8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (18ч)
Экология как наука. Л.р. «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания ( на конкретных примерах)». Влияние экологических факторов на организмы.
Л.Р. «Строение растений в связи с условиями жизни». Экологическая ниша
Л.р. «Описание экологической ниши организма». Структура популяций. Питы экологических взаимодействий.
П.Р. «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме»
Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. Структура экосистем. Поток энергии и пищевые связи.
П.р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)». Искусственные экосистемы.
Л.Р. «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума».
Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе». Экологические проблемы современности. Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
Обобщающий урок по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Итоговая работа за курс 9 класса»
Резерв времени — 2 часа
Учебно-тематический план
№ | Тема. | Количество |
Количество часов. | Лаборат. и прак. работ. |
1 | Введение. Биология в системе наук | 2 | 0 |
2 | Основы цитологии – науки о клетке | 10 | 2 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов | 5 | 1 |
4 | Основы генетики | 11 | 3 |
5 | Генетика человека | 4 | 1 |
6 | Основы селекции и биотехнологии | 3 | 0 |
7 | Эволюционное учение | 9 | 1 |
8 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 4 | 0 |
9 | Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 18 | 6 |
| Резервное время | 2 | |
| Итого за год. | 68 | 14 |
Тематика проектной деятельности обучающихся:
Клетки убийцы и иммунитет
Лекарство от СПИДа.
Противовирусные вакцины
Биотехнология и получение препаратов для диагностики и лечения различных вирусных заболеваний, в т.ч. и против вируса СПИДа в промышленных масштабах.
Комплексное применение арсенала средств в борьбе с вирусными заболеваниями.
Антигены - вещества
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате обучения биологии в 9 классе выпускник научится:
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
В каждой школе должен быть кабинет биологии, оснащённый с учётом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.
Оборудование кабинета классифицируют по частоте его использования, разделам курса, видам пособий. Учебное оборудование по биологии должно включать: натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, приборы по физиологии, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объёмные, рельефные, модели-аппликации); экранно-звуко- вые средства обучения (кино- и видеофильмы, транспаранты, диапозитивы-слайды, таблицы-фолии), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.); технические средства обучения — проекционную аппаратуру (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, видеомагнитофоны, мультимедийные проекторы, компьютеры и пр.); учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).
Специфика курса биологии требует использования оборудования для ознакомления учащихся с живой природой, методами биологической науки. Поэтому лабораторный инструментарий, оборудование для проведения наблюдений и постановки опытов, соответствующие инструкции должны обязательно присутствовать в кабинете биологии.
Натуральные объекты — специфический для процесса обучения биологии вид оборудования, служащий объектом наблюдений при постановке и демонстрации опытов, проведении лабораторных работ. В зависимости от целей и содержания учебного материала учебное оборудование должно обеспечивать деятельность учащихся как репродуктивного, так и поисково-исследовательского и исследовательского характера, способствовать более эффективному усвоению знаний, формированию исследовательских умений и развитию интереса к биологии.
В кабинете биологии следует содержать живые объекты, которые можно использовать в качестве демонстрационного и раздаточного материала, необходимого для проведения наблюдений и постановки простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе, условия содержания — отвечать требованиям техники безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. При подборе комнатных растений следует исходить из возможности их использования на уроках и во внеклассной работе, а также в оформлении интерьера.
Из животных рекомендуется содержать простейших, гидр, дождевых червей, моллюсков (прудовики, слизни), мелких ракообразных (дафнии, циклопы), мушек-дрозофил. Желательно наглядные пособия, в том числе живые объекты, использовать не только для иллюстрации учебного материала, но и для доказательства правильности научных рассуждений.
Целесообразно использование цифрового микроскопа, который позволяет изучать исследуемый микрообъект группе учеников одновременно, демонстрировать изображения микрообъектов на экране, изучать объект в динамике.
Демонстрационные таблицы на печатной основе — наиболее распространённое и доступное учебное оборудование. Они не требуют для использования сложных приспособлений, несут адаптированную для учащихся научную информацию.
Основная дидактическая функция учебных биологических моделей — демонстрация структуры, существенных свойств, связей и взаимоотношений биологических систем. Учебное моделирование — один из методов познания. В курсе биологии моделирование процессов и явлений позволяет постичь сущность, структуру изучаемого, выделить главное.
Дидактическое назначение экранно-звуковых средств по биологии — формирование специальных биологических понятий. С помощью экранных средств можно показать современные методы научного исследования, достижения науки, демонстрировать биологические процессы и явления, которые нельзя наблюдать непосредственно. Наряду с использованием учебных кинофильмов в процессе обучения биологии целесообразно использовать видеомагнитофон и DVD, для которых созданы фильмы на основе лучших учебных фильмов прошлых лет. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к биологии.
По различным темам курса биологии следует использовать транспаранты. По своим дидактическим функциям транспаранты (правильнее: таблицы-фолии) аналогичны таблицам на печатной основе эпизодического использования.
Важными средствами обучения биологии в последнее время становятся разнообразные электронные пособия, компьютерные обучающие и контролирующие программы.
Мультимедиапроекция — новая развивающаяся технология. Это собирательное название для всех типов проекторов, работающих от цифрового сигнала. Они обладают хорошими техническими характеристиками и дополнительными возможностями, такими как технология матрицы, инфракрасный пульт и т. д.
В рамках дистанционного обучения большое место должно отводиться электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения биологии, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закреплять знания и умения учащихся, контролировать их усвоение в ходе урока и по окончании изучения темы, курса. Электронные пособия дают возможность обеспечить самостоятельность учащихся в изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, овладеть системой общебиологических понятий, обучить школьников решению цитологических, генетических, эволюционных и экологических задач, оценить свой уровень биологической подготовки по конкретной проблеме на данный момент времени. Учащиеся могут пройти тренинг в выполнении различных типов заданий, которые используются для итогового контроля знаний на традиционных выпускных экзаменах, на ЕГЭ. Использование средств мультимедиапроекции позволит иллюстрировать биологический процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определённой проблеме и по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения, самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках (справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах).
Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20—30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.
Каждое средство обучения обладает определёнными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Поэтому целесообразно комплексное использование средств обучения, сочетание которых усиливает всестороннее воздействие на учащихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску её решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплекстов) по биологии для 9 класса:.
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Линия жизни». Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др.
Учебник. Биология. 9 класс. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. и др. / Под ред. Пасечника В.В.
Электронное приложение к учебнику. Биология. 9 класс. (www.online.prosv.ru)
Рабочая тетрадь. Биология. 9 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
Уроки биологии. 9 класс. Пасечник В.В., Швецов Г.Г.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Биология. 6-9 классы. Тематические зачеты/Сост.: Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова. М.: Образование для всех, 2005;
Борисова Л.В. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». М.: Экзамен, 2006.
Ловкова Т.А., Сонин Н.И. методическое пособие к учебнику Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс». М.: Дрофа, 2007;
Никишов В. И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. М.: Дрофа, 2006;
Никишов В. И., Теремов А. В. Дидактический материал по зоологии: Пособие для учителей биологии. М.: РАУБ - Цитадель, 2006;
Никишов В. И., Косорукова Л. А. Ботаника. Дидактический материал: Пособие для учителей биологии и учащихся. М.: РАУБ - Илекса, 2008;
Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005;
Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. – М.: Академия, 2001.
Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006;
Календарно-тематическое планирование
«Биология» 9 класс В.В.Пасечник
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| |
План. | Факт. |
Введение. Биология в системе наук. (2ч) |
1 | Биология — наука о живой природе. Инструкция по технике безопасности | 1 | | |
2 | Методы биологических исследований. Значение биологии | 1 | | |
1. Основы цитологии – науки о клетке (10ч) |
3 | Цитология – наука о клетке | 1 | | |
4 | Клеточная теория | 1 | | |
5 | Химический состав клетки | 1 | | |
6 | Строение клетки | 1 | | |
7 | Особенности клеточного строения организмов. Вирусы. | 1 | | |
8 | Л.р. «Строение клеток» | 1 | | |
9 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. | 1 | | |
10 | Биосинтез белков. | | | |
11 | Регуляция процессов жизнедеятельности. Л.Р. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. | 1 | | |
12 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы цитологии – науки о клетке» | 1 | | |
2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (4ч) |
13 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз. | 1 | | |
14 | Половое размножение. Мейоз. | 1 | | |
15 | Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | 1 | | |
16 | Влияние факторов внешней среды на онтогенез | 1 | | |
17 | Контрольно-обобщающий урок по теме: Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) | | | |
3. Основы генетики (11ч) |
18 | Генетика как отрасль биологической науки | 1 | | |
19 | Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип. | 1 | | |
20 | Закономерности наследования | 2 | | |
21 | Решение генетических задач | 1 | | |
22 | П.р. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» | | | |
23 | Хромосомная теория наследственности. Генетика пола | 1 | | |
24 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость | 1 | | |
25 | Комбинативная изменчивость | 1 | | |
26 | Фенотипическая изменчивость. Л.р. «Описание фенотипов растений» | 1 | | |
27 | Л.р. «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой» | 1 | | |
28 | Контрольно-обобщающий урок по теме: Основы генетики. | 1 | | |
4.Генетика человека (4ч) |
29 | Методы изучения наследственности человека | 1 | | |
30 | Л.Р. «Правила составления родословных. Составление родословных» | 1 | | |
31 | Генотип и здоровье человека | 1 | | |
32 | Обобщающий урок по теме: Генетика человека. | | | |
5. Основы селекции и биотехнологии (3ч) |
33 | Основы селекции. | 1 | | |
34 | Достижения мировой и отечественной селекции | 1 | | |
35 | Биотехнология: достижения и перспективы развития | 1 | | |
6. Эволюционное учение (9ч) |
36 | Учение об эволюции органического мира. | 1 | | |
37 | Вид. Критерии вида. | 1 | | |
38 | Популяционная структура вида | 1 | | |
39 | Видообразование. | 1 | | |
40 | Борьба за существование и естественный отбор – движущие силы эволюции. | 1 | | |
41 | Адаптация как результат естественного отбора | 1 | | |
42 | Л.р. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 | | |
43 | Урок – семинар «Современные проблемы теории эволюции» | 1 | | |
44 | Контрольно-обобщающий урок по теме: Эволюционное учение. | | | |
7. Возникновение и развитие жизни на Земле (4ч) |
45 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | 1 | | |
46 | Органический мир как результат эволюции | 1 | | |
47 | История развития органического мира | 1 | | |
48 | Урок семинар «Происхождение и развитие жизни на Земле» | 1 | | |
8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (18ч) |
49 | Экология как наука. | 1 | | |
50 | Л.р. «Изучение приспособлений организмов к определённой среде обитания ( на конкретных примерах)» | 1 | | |
51 | Влияние экологических факторов на организмы | 1 | | |
52 | Л.р. «Строение растений в связи с условиями жизни» | | | |
53 | Экологическая ниша. Л.р. «Описание экологической ниши организма». | 1 | | |
54 | Структура популяций | 1 | | |
55 | Типы взаимодействия популяций разных видов. П.р. «Выявление типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме» | 1 | | |
56 | Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. | 1 | | |
57 | Структура экосистем. | 1 | | |
58 | Поток энергии и пищевые цепи. | 1 | | |
59 | П.Р. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | | | |
60 | Искусственные экосистемы. Л.р. «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума» | 1 | | |
61 | Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе» | 1 | | |
62 | Экологические проблемы современности | 1 | | |
63 | Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 1 | | |
64 | Контрольно-обобщающий урок по теме: Взаимосвязи организмов и окружающей среды | 1 | | |
65 | Обобщение по курсу биологии 9 класса | 1 | | |
66 | Итоговая работа за курс 9 класса | 1 | | |
67-68 | Резервное время | 2 | | |