Календарно-тематическое планирование по окружающему миру, 4 класс
№ п/п | Тема урока | Дата |
1 | Мир глазами астронома. | |
2 | Планеты Солнечной системы. | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | |
4 | Мир глазами географа. | |
5 | Мир глазами историка | |
6 | Когда и где? Урок-игра | |
7 | Мир глазами эколога | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | |
9 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Проверочная работа №1 | |
10 | Равнины и горы России. | |
11 | Моря, озёра и реки России. | |
12 | Природные зоны России. | |
13 | Зона арктических пустынь. | |
14 | Тундра. | |
15 | Леса России. | |
16 | Лес и человек. | |
17 | Зона степей. | |
18 | Пустыни. | |
19 | У Чёрного моря. | |
20 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России» | |
21 | Обобщающий урок-игра «Природные зоны России» | |
22 | Наш край. | |
23 | Поверхность нашего края. | |
24 | Водные богатства нашего края. | |
25 | Наши подземные богатства. | |
26 | Земля - кормилица | |
27 | Экскурсия в лес и на луг | |
28 | Жизнь леса. | |
29 | Жизнь луга. | |
30 | Жизнь в пресных водах. | |
31 | Растениеводство в нашем крае. | |
32 | Животноводство в нашем крае | |
33 | Презентация проектов (по выбору) | |
34 | Обобщающий урок-игра «По родному краю» Проверочная работа №2 | |
35 | Начало истории человечества | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий. | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки. | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | |
40 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. Жизнь древних славян | |
41 | Во времена Древней Руси | |
42 | Страна городов | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | |
44 | Трудные времена на Русской земле | |
45 | Русь расправляет крылья | |
46 | Куликовская битва | |
47 | Иван Третий | |
48 | Мастера печатных дел | |
49 | Патриоты России | |
50 | Пётр Великий | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | |
52 | Екатерина Великая. | |
53 | Отечественная война 1812 года | |
54 | Страницы истории XIX века | |
55 | Россия вступает в XX век | |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | |
57 | Великая Отечественная война и великая Победа | |
58 | Страна, открывшая путь в космос. | |
59 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. Проверочная работа №3 | |
60 | Основной закон России и права человека | |
61 | Мы – граждане России | |
62 | Славные символы России | |
63 | Такие разные праздники | |
64 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | |
65 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | |
66 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу. Обобщение. Проверочная работа №4 | |
68 | Презентация проектов (по выбору) | |
Проверочная работа №1 по разделу «Земля и человечество»
_________________________________________________________________
Базовый уровень
К неживой природе относятся:
А. Растения, животные, человек, грибы и микробы
Б. Земля, Солнце, вода, воздух, человек и все, что сделано его руками
В. Небо, облака, дождь, снег, вода, камень, Солнце, Земля.
Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
А. Они передвигаются, растут, умирают
Б. Они говорят, бегают, прыгают, растут, умирают
В. Они дышат, питаются, растут
Чем является Солнце?
А. кометой Б. звездой В. спутником Г. планетой
Время движения Земли вокруг Солнца?
А. сутки Б. неделя В. месяц Г. год
Лед и снег – это вода…
А. В жидком состоянии
Б. В твёрдом состоянии
В. В газообразном состоянии
Из чего состоит почва?
А. Воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей
Б. Воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, корней растений, животных, обитающих в почве
В. Из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве
Что растения получают из почвы?
А. Перегной, песок, глину
Б. Остатки животных и растений
В. Воздух, воду, соли
В каком ряду перечислены хищные животные?
А. Лев, волк, рысь
Б. Паук, дятел, щука
В. Рысь, лось, медведь
9. История изучает
А. прошлое людей Б. настоящее людей В. Будущее людей Г. Рассказы людей
10.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
А. Горбатый, бледный, хилый, низкий
Б. Стройный, сильный, ловкий, статный
В. Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий
11.Что необходимо делать, если начался пожар, а ты в квартире один?
А. Убежать
Б. Закричать, позвать на помощь
В. Вызвать пожарных по телефону – 01
12.Назови лишнее дерево?
А. сосна Б. лиственница В. ель Г. дуб
Повышенный уровень
С-13.Отметь правителя Руси?
А. дружинник Б. боярин В. князь Г. ратник
С-14.Подумай, какое право не относится к твоему ровеснику?
А.на образование
Б. на труд
В.на жизнь
С-15. Отметь 2 изображения на гербе России:
А.орёл Б. всадник В. пушка Г. медведь
Проверочная работа №2 по разделу «Природа России. Родной край - часть большой страны»
__________________________________________________________________
1 вариант
1. Назови планеты Солнечной системы.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Из-за чего на Земле происходит смена дня и ночи?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Что показывает масштаб на карте?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие ты знаешь горы, расположенные на территории нашей страны?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие океаны омывают Россию?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перечисли известные тебе природные зоны нашей страны.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Отгадай природную зону по описанию:
Жаркое солнце сильно накаляет землю, а дожди бывают очень редко. Растений здесь совсем мало. Их корни проникают на глубину до нескольких десятков метров, а листья превратились в колючки. Здесь огромные участки голой земли. Они бывают каменистые, глинистые и песчаные. Поверхность земли летом нагревается до 70°.
Это _______________________________________________________
8. Подчеркни лишнее:
Лемминг, комар, тушканчик, песец
Ясень, тюльпан, ковыль, типчак
Магнолия, инжир, морошка, персик
Скарабей, сайгак, кобылка, комар
9. Какие тебе известны заповедники?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Назови реки Липецкой области
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие полезные ископаемые применяют в строительстве?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие растения и животные составляют сообщество пресного водоёма?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Перечисли отрасли растениеводства нашего края.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Какие природные объекты включены во Всемирное наследие?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2 вариант
1. Назови известные тебе созвездия.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Из-за чего на Земле происходит смена времён года?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Как называется линия на глобусе, которая делит Земной шар на северное и южное полушарие?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие ты знаешь реки, протекающие на территории нашей страны?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назови моря Северного Ледовитого океана, омывающие Россию.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Назови известные тебе равнины нашей страны.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Отгадай природную зону по описанию:
Это холодная безлесная равнина. Здесь долгая и очень суровая зима. Лето короткое и прохладное. Тонкий слой почвы успевает оттаять всего на несколько сантиметров, а дальше лежит слой вечной мерзлоты. Деревья здесь карликовые. Там много болот.
Это _______________________________
8. Подчеркни лишнее:
Верблюд, песчанка, песец, ящерица-круглоголовка
Бобр, цапля, щука, белка
Дуб, сосна, пихта, ель
Ягель, морошка, карликовая берёза, джузгун
9. Какие тебе известны растения и животные, занесённые в Красную книгу?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
10. Какие водоёмы есть в Липецкой области?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Какие ты знаешь горючие полезные ископаемые?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какие растения и животные составляют сообщество луга?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Перечисли отрасли животноводства нашего края.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Как нужно охранять почву?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
____________________________________________________ ______________________
Проверочная работа №2 по разделу «Природа России. Родной край - часть большой страны»
Вариант 1
1. Углубление в земной поверхности, имеющие крутые осыпающиеся склоны, называют …
а) балка б) холм в) овраг
2. Место, где добывали песок, глину или известняк называется:
а) балка; б) карьер; в) яма.
3. Горы из «пустых горных пород» называют…
а) свалки; б) холмы; в) терриконы.
4. Установите соответствие между типом почв и природной зоной.
Чернозем А. Тайга, смешанный лес
Подзолистая Б. Луг
Луговая В. Степь
Тундровая Г. Тундра
5. К искусственным водоёмам относят:
Пруд, озеро, канал, море;
Ручей, море, река, океан;
Водохранилище, пруд, канал.
6.В строительстве используются:
Торф, железная руда, самоцветы;
Песок, глина, гранит;
Мрамор, каменный уголь, малахит.
7.Лес называют природным сообществом, потому что …
а) в лесу рядом друг с другом растут разнообразные растения
б) все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой
в) весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными
8. На деревьях обитают …
а) белки, дятлы, кедровки б) мыши, зайцы, медведи в) кроты, лоси, черви
9.Растениями луга являются:
Тимофеевка, клевер, нивяник;
Ландыш, осока, ягель;
Черника, пион, типчак.
10. Какая цепь питания соответствует луговому сообществу?
а) жёлуди → мыши → совы
б) мятлик → мыши → совы
в) остатки растений → дождевой червь → трясогузка
11.Санитарами пресных водоёмов считают:
Прудовика, катушку;
Рака, беззубку;
Клопа – водомерку, жука – плавунца.
12. Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что …
а) это плавает ряска
б) много микроскопических водорослей
в) на дне много ила
13. Напиши основные отрасли растениеводства________________________________________
___________________________________________________________________________________
14.Главными зерновыми культурами являются:
Картофель, томаты, лён;
Пшеница, рожь, овёс, ячмень;
Лук, репа, подсолнечник.
Проверочная работа №2 по разделу «Природа России. Родной край - часть большой страны»
____________________________________________________ ______________________
Вариант – 2
1. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами называется…
а) овраг; б) балка; в) карьер.
2. Распахивать поле можно:
а) поперек склонов; б) вдоль склонов; в) и вдоль и поперёк.
3. Место, где добывают нефть, природный газ называется:
а) балка; б) буровая установка; в) яма.
4. Установите соответствие между типом почв и природной зоной.
Серая лесная А. Широколиственный лес
Тундровая Б. Болото
Болотная В. Степь
Чернозём Г. Тундра
5.К естественным водоёмам относят:
Пруд, озеро, канал, море;
Ручей, море, река, океан;
Водохранилище, пруд, плавни, канал.
6.Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это:
Алмаз, известняк, гранит;
Железная руда, поваренная соль, мел;
Каменный уголь, антрацит, торф.
7. Какая цепь питания соответствует лесному сообществу?
а) жёлуди → мыши → совы
б) мятлик → мыши → совы
в) остатки растений → дождевой червь → трясогузка
8. В лесу живут..
а) белка, кабан, дрозд
б) бобр, цапля, лягушка
в) трясогузки, жуки- навозники, кобылки
9.Луг называют природным сообществом, потому что…
На лугу рядом друг с другом растут разнообразные растения;
Весь луг заселён животными и растениями.
Все обитатели луга живут совместно, тесно связаны между собой;
10. На лугу живут…
а) лебеди, рябчики, шелкопряды
б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки- навозники, кобылки
11. Растения водоёма это …
а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник
б) брусника, черника, мох
в) кувшинка, ряска, тростник
12. Хищниками пресных водоёмов являются …
а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки
б) караси, мотыли, раки
в) циклопы, прудовики, головастики
13. К овощным культурам относятся:
Морковь, капуста, томат;
Редис, абрикос, персик;
Вишня, баклажан, перец.
14. Напиши основные отрасли животноводства________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________ ____________________
Проверочная работа №3
по разделу «Страницы всемирной истории и истории России»
1.Соедини:
Славяне - большие объединения людей
Племена - общее собрание
Город - старый, мудрый человек, которого все уважают
Вождь - старейшина
Князь - поселения, ограждённые со всех сторон высоким забором
Вече - предки русских людей.
2.Соедини название города и его достопримечательность:
Ростов Зал воинской славы на Мамаевом кургане.
Ярославль Усадьба «Ясная поляна» великого писателя Л.Н.Толстого
Самовары, пряники. Музей оружия.
Кострома Царь- колокол. Царь- пушка
Волгоград Музей деревянного зодчества
Тула Первый русский театр
Москва Кремль.
3.Закончи предложения:
Прошлое- это……………………………………………………………………………….
Будущее- это………………………………………………………………………………..
Настоящее – это…………………………………………………………………………….
4.Укажи правильный ответ:
Трапеза – это:
завтрак
обед
любой приём пищи.
5.Век – это:
сто лет
десять лет
тысяча лет
6.Н апиши римскими цифрами:
5 век-
6 век –
10 век –
21 век –
7.Напиши каких ты знаешь русских князей, правивших во время Древней Руси.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверочная работа №4
по разделу «Современная Россия»
1. Запиши слова, близкие по значению слову «родина»
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2.Отметь правильный ответ. На флаге России три полосы:
красная и две синие
белая, красная и синяя
белая, голубая, зеленая
3.Нарисуй флаг России
4.Перечисли города России:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
5.Столица России:
Салехард
Москва
Ноябрьск
6.Глава нашего государства
мер
депутат
президент
7.День рождения нашей страны
1 января
1 сентября
12 июня
9 мая
8.Соедини начало и конец пословиц:
Родина – мать… …зайцу дорог
Родная сторона- мать, а… …умей за неё постоять
Родной куст и… …чужая- мачеха.