СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МОУ ИНДУСТРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОЛОМНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ Индустринской основной

общеобразовательной школы

___________________ Л.Е. Агеева

«_____» ____________________ 2022 г.

М.П.





Рабочая программа

по физической культуре

4 класс

на 2022-2023 учебный год





Составитель: Пиманова Юлия Федоровна

Учитель физической культуры

высшей кв. категории









2022 год

городской округ Коломна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.

В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей, учителей и методистов на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий.

Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Целью образования по физической культуре в начальной школе является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья школьников, приобретение ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности.

Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью.

Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности.

Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования является личностно-деятельностный подход, ориентирующий педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению младшими школьниками двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.

В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.

Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура», обеспечивается Примерными программами по видам спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ для занятий физической культурой и могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов учащихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Помимо Примерных программ, рекомендуемых Министерством просвещения РФ, образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы.

Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты представлены в программе за весь период обучения в начальной школе; метапредметные и предметные результаты — за каждый год обучения.

Результативность освоения учебного предмета учащимися достигается посредством современных научно-обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта.

Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане

В 4 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, суммарно 66 часов.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Знания о физической культуре. Из истории развития физической культуры в России. Развитие национальных видов спорта в России.

Способы самостоятельной деятельности. Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности посредством регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой.

Физическое совершенствование. Оздоровительная физическая культура. Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения (на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в естественных водоёмах; солнечные и воздушные процедуры.

Спортивно-оздоровительная физическая культура. Гимнастика с основами акробатики. Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо освоенных упражнений. Опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы и упоры, подъём переворотом. Упражнения в танце «Летка-енка».

Лёгкая атлетика. Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических упражнений. Прыжок в высоту с разбега перешагиванием. Технические действия при беге по легкоатлетической дистанции: низкий старт; стартовое ускорение, финиширование. Метание малого мяча на дальность стоя на месте.

Лыжная подготовка. Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой. Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.

Плавательная подготовка. Предупреждение травматизма во время занятий плавательной подготовкой. Упражнения в плавании кролем на груди; ознакомительные упражнения в плавании кролем на спине.

Подвижные и спортивные игры. Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми. Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая подача; приём и передача мяча сверху; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди с места; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча внутренней стороной стопы; выполнение освоенных технических действий в условиях игровой деятельности.

Прикладно-ориентированная физическая культура. Упражнения физической подготовки на развитие основных физических качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе:

  • становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;

  • формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;

  • проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;

  • уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;

  • стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;

  • проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения.

По окончанию четвёртого года обучения учащиеся научатся:

познавательные УУД:

  • сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности;

  • выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению;

  • объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости;

коммуникативные УУД:

  • взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;

  • использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и учащимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств;

  • оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой;

регулятивные УУД:

  • выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов;

  • оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

Предметные результаты

К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:

  • объяснять назначение комплекса ГТО и выявлять его связь с подготовкой к труду и защите Родины;

  • осознавать положительное влияние занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  • приводить примеры регулирования физической нагрузки по пульсу при развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости и гибкости;

  • приводить примеры оказания первой помощи при травмах во время самостоятельных занятий физической культурой и спортом; характеризовать причины их появления на занятиях гимнастикой и лёгкой атлетикой, лыжной и плавательной подготовкой;

  • проявлять готовность оказать первую помощь в случае необходимости;

  • демонстрировать акробатические комбинации из 5—7 хорошо освоенных упражнений (с помощью учителя);

  • демонстрировать опорный прыжок через гимнастического козла с разбега способом напрыгивания;

  • демонстрировать движения танца «Летка-енка» в групповом исполнении под музыкальное сопровождение;

  • выполнять прыжок в высоту с разбега перешагиванием;

  • выполнять метание малого (теннисного) мяча на дальность;

  • демонстрировать проплывание учебной дистанции кролем на груди или кролем на спине (по выбору учащегося);

  • выполнять освоенные технические действия спортивных игр баскетбол, волейбол и футбол в условиях игровой деятельности;

  • выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.


Учебно-тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

1

2

Гимнастика с элементами акробатики

16

3

Лёгкая атлетика

19

4

Лыжная подготовка

12

5

Подвижные и спортивные игры

16

6

Общее количество часов

64

Календарно-тематическое планирование.

Физическая культура 4 класс (2 часа в неделю)

№ урока

Наименование разделов и тем, тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


Знания о физической культуре

1(ч)



1

Организационно-методические указания. ТБ.

1

05.09



Лёгкая атлетика

9(ч)



2

Тестирование бега на 30м с высокого старта

1

07.09


3

Техника челночного бега

1

12.09


4

Тестирование челночного бега 3х10м

1

14.09


5

Техника метания мешочка на дальность

1

19.09


6

Техника прыжка в длину с разбега

1

21.09


7

Прыжок в длину с разбега

1

26.09


8

Прыжок в длину с разбега на результат

1

28.09


9

Тестирование метания малого мяча на точность

1

03.10


10

Тестирование прыжка в длину с места

1

05.10



Подвижные и спортивные игры

7(ч)



11

Футбольные упражнения

1

17.10


12

Футбольные упражнения в парах

1

19.10


13

Различные варианты футбольных упр. в парах

1

24.10


14

Контрольный урок по спортивной игре «Футбол»

1

26.10


15

Ведение мяча

1

31.10


16

Подвижные игры

1

02.11


17

Подвижная игра «Перестрелка»

1

07.11



Гимнастика с элементами акробатики

13(ч)



18

Кувырок вперед

1

09.11


19

Варианты выполнения кувырка вперед

1

14.11


20

Кувырок назад

1

16.11


21

Стойка на голове и руках

1

28.11


22

Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине

1

30.11


23

Лазанье и перелезание по гимнастической стенке

1

05.12


24

Упражнения на гимнастическом бревне

1

07.12


25

Упражнения на гимнастическом бревне

1

12.12


26

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке

1

14.12


27

Варианты вращения обруча

1

19.12


28

Переворот назад и вперед на гимнастических брусьях

1

21.12


29

Комбинация на гимнастических брусьях

1

26.12


30

Комбинация на гимнастических брусьях

1

28.12



Лыжная подготовка

12(ч)



31

Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок

1

09.01


32

Ступающий и скользящий шаг на лыжах с палками

1

11.01


33

Повороты на лыжах переступанием и прыжком

1

16.01


34

Попеременных двухшажный ход на лыжах

1

18.01


35

Одновременный двухшажный ход на лыжах

1

23.01


36

Подъем «полуелочкой», спуск под уклон в основной стойке на лыжах

1

25.01


37

Подъем «лесенкой» и торможение «плугом»

1

30.01


38

Передвижение и спуск на лыжах «змейкой»

1

01.02


39

Подвижная игра на лыжах «Накаты»

1

06.02


40

Спуск со склона в низкой стойке

1

08.02


41

Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах

1

13.02


42

Контрольный урок по лыжной подготовке

1

15.02



Подвижные и спортивные игры

6(ч)



43

Эстафеты с мячом

1

27.02


44

Спортивная игра «Футбол»

1

01.03


45

Спортивная игра «Пионербол»

1

06.03


46

Спортивная игра «Волейбол»

1

13.03


47

Подвижная игра «Русская лапта»

1

15.03


48

Спортивная игра «Баскетбол»

1

20.03



Легкая атлетика

5(ч)



49

Полоса препятствий

1

22.03


50

Усложненная полоса препятствий

1

27.03


51

Прыжок в высоту с прямого разбега

1

29.03


52

Прыжок в высоту способом «ножницы»

1

10.04


53

Прыжки в высоту на результат

1

12.04



Подвижные и спортивные игры

3(ч)



54

Подвижная игра «Осада города»

1

17.04


55

Подвижная игра «Русская лапта»

1

19.04


56

Спортивная игра «Футбол»

1

24.04



Гимнастика с элементами акробатики

3(ч)



57

ГТО.Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись

1

26.04


58

ГТО.Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 сек

1

03.05


59

ГТО. Тестирование наклона вперед из положения стоя и сидя. Тестирование виса на время

1

10.05



Легкая атлетика

5(ч)



60

ГТО. Тестирование бега на 30м с высокого старта

1

15.05


61

ГТО. Тестирование прыжка в дину с места

1

17.05


62

ГТО. Тестирование челночного бега 3х10м

1

22.05


63

ГТО. Тестирование метания малого мяча на дальность

1

24.05


64

ГТО. Бег на длинные дистанции

1

29.05



















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Физическая культура, 4 класс/ Лях В.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Примерная рабочая программа основного общего образования "Физическая культура" 1-4 класс. Москва - 2021

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/class/4/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР


________________ Д.Н. Комлык


«____» _____________ 2021 г.