СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» состав- лена на основе авторской программы Кочуровой Э.М. «Дружим с математикой. Матема- тика вокруг нас». На реализацию данной программы отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.


РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математиче- ских способов его познания;

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев еѐ успешности;

  • навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при под- держке других участников группы и педагога, как поступить;

  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способа- ми познания;

  • умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственно- сти за еѐ результат;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определѐнных заданий и упражнений);

  • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное от- ношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, нали- чие мотивации к творческому труду;

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

  • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев еѐ успешности;

  • устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расшире- нию возможностей использования математических способов познания и описания зависи- мостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.


Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • учиться высказывать свое предположение на основе работы;

  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые учебные задачи под руководством учителя;

  • находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с по- мощью учителя;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси- фикации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соот- ветствии с поставленными целями и задачами;

  • определять последовательность событий;

  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие мате- матические объекты, как числа, числовые выражения, плоские геометрические фигуры; Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

  • выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, класси- фикацию по самостоятельно найденным основаниям и делать на этой основе выводы;

  • устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, про- водить аналогии, делать обобщения;

  • осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;

  • составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поис- ка информации;

  • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (табли- цы и диаграммы);

  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную ин- формацию с помощью таблиц и диаграмм;

  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследо- ваний (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающиеся научатся:

  • оформлять свою мысль в устной и письменной речи, использовать математическую терминологию;

  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргу- ментированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;

  • принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, слу- шать и понимать речь других;

  • принимать участие в определении общей цели и путей еѐ достижения; уметь дого- вариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и со- трудничества;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;

  • обосновывать свою позицию и соотносить еѐ с позицией одноклассников, работа- ющих в одной группе.

Предметные результаты Обучающиеся научатся:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • классифицировать числа по нескольким основаниям;

  • устанавливать зависимость между объектами, выбирать и объяснять выбор действий.


Раздел 2. Содержание программы


Числа и операции над ними (30 Ч)

«Математика – царица наук». Из истории. Числа-великаны. Мир занимательных задач. Кто что увидит? Урок-практикум. Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов». Посеще- ние кабинетов математики и физики. Познавательная игра «Машина времени». Конкурс

«Кенгуру»

Геометрические фигуры и величины (22 Ч)

Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов». Посещение кабинетов математики и физики. Познавательная игра «Машина времени». Конкурс «Кенгуру».

Текстовые задачи (14Ч)

Задачи-смекалки. Волшебные переливания. Задачи – тесты. Сбор модели по схеме. «Шаг в будущее». Решение задач повышенной трудности. Математическая копилка. Математиче- ский праздник.


Раздел 3. Тематическое планирование

Количество часов в год-66, количество в неделю-2

Тема

Количество часов

Числа и операции над ними

30ч

Геометрические фигуры и величины

22ч

Текстовые задачи

14ч

Общее количество часов

66 ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО КУРСУ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА (1класс, 66 ч.)

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов дея- тельности

Дата проведения

План

Факт

Числа и операции над ними (30 Ч)

1-2

«Математика –

царица наук»

Рассказ-беседа. Игры-соревнования:

«Лучший математик», «Гонка за лидером».



3-4

Из истории.

Беседа «Из истории чисел». Решение при- меров Применение различных цифр и чи-

сел в современной жизни.



5-6

Числа-

великаны.

Как велик миллион? Исследовательская

работа на тему « Числа в мире людей»



7-8



Мир занима- тельных задач.

Задачи со многими возможными решения- ми. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ =

ГРЕМИ и др.



9-10

Кто что уви- дит?

Задачи и задания на развитие простран- ственных представлений. Практическая

работа



11-12





Урок- практикум

Учащиеся научатся: целеполаганию (по- становке учебной задачи на основе соотне- сения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно: принимать и сохранять учебную задачу; планировать этапы решения задачи, опре- делять последовательность учебных дей- ствий в соответствии с поставленной зада- чей; _ осуществлять пошаговый и итого- вый контроль по результату под руковод-

ством учителя;



13-14




Исследователь- ский мини- проект: «В ми- ре ребусов»

Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнѐра точно выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнѐра уме- ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Анализировать объекты, выделять их характерные при- знаки и свойства, узнавать объекты по за- данным признакам; анализировать ин- формацию, выбирать рациональный спо-

соб решения задачи;



15-16



Посещение ка- бинетов мате- матики и физи- ки.

Учащиеся будут иметь научиться: ставить перед собой цель (постановке учебной за- дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно).


Планировать последовательность проме- жуточных целей с учѐтом конечного ре- зультата; составление плана и последова- тельности действий).



17-18



Познавательная игра «Машина времени».


Конкурс «Кен- гуру»

Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать (определять цели, функции участников, способов взаимодей- ствия). Постановке вопросов (инициатив- ное сотрудничество в поиске и сборе ин- формации). Осуществлять контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от

эталона)



19-20

Исследователь- ский мини- проект: «Со- ставление пла- на маршрута « Школа-дом»»

Учащиеся научатся: строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения за- дачи; строить логическое рассуждение, включающее установление причин-

но_следственных связей;



21-22


Математиче- ские фокусы.

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7

+ 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.



23-24

Интеллекту- альная размин- ка.

Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на ком- пьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.



25-26


Занимательное моделирование.

Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма треугольная, куб, конус, пирамида, параллелепипед, усечѐнный конус, усе-

чѐнная пирамида, пятиугольная пирамида.



27-28


Математика- наш друг!

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них).

Задачи и задания по проверке готовых ре- шений, в том числе неверных



29-30



Решай, отгады- вай, считай.

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соеди- нить их знаками действий так, чтобы в от- вете получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходи-

мо, можно использовать скобки



Геометрические фигуры и величины (22 Ч)

31-32

Весѐлая гео-

метрия

Решение задач, формирующих геометри-

ческую наблюдательность



33-34

В царстве сме-

калки..

Сбор информации и выпуск математиче-

ской газеты (работа в группах).



35-36

Прятки с фигу- рами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной

конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»



37-38

Геометриче- ские фигуры вокруг нас.

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометриче-

скую фигуру?




39-40

Конструирова- ние фигур из деталей тан- грама.

Составление фигур с заданным разбиени- ем на части; с частично заданным разбие- нием на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в

уменьшенном масштабе.



41-42

Математиче-

ский лабиринт.

Интеллектуальный марафон. Подготовка к

международному конкурсу «Кенгуру».



43-44

Разверни ли-

сток

Задачи и задания на развитие простран-

ственных представлений.



45-46

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секун- да; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в

жизни класса.



47-48

Китайская го- ловоломка

“Танграм”

Конструирование фигур, раскраска и сги- бание геометрических фигур.



49-50


Это было в ста- рину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры дли-

ны».



51-52

Старинные русские меры длины.

Формирование представлений о малых старинных мерах длины: «пядь», «локоть», измерять различные предметы, используя

эти меры длины».



Текстовые задачи (14Ч)

53-54

Задачи- смекалки.

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов реше-

ния.



55-56

Волшебные пе-

реливания

Задачи на переливание.



57-58

Задачи – тесты.

Блиц – турнир по решению задач



59-60

Сбор модели

по схеме..

Решение задач и составление обратных

задач к данным.



61-62



«Шаг в буду- щее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкто- ры «Монтажник», «Строитель», «Полими- но», «Паркеты и мозаики» и др. из элек- тронного учебного пособия «Математика и

конструирование».



63-64

Решение задач повышенной трудности.

Решение задач разными способами (урав- нения, схемы, графическое моделирова- ние, дерево возможностей). Решение ста-

ринных задач.



65-66

Математиче- ский праздник.

Итоговое заня- тие.

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра

«Задумай число».