Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» состав- лена на основе авторской программы Кочуровой Э.М. «Дружим с математикой. Матема- тика вокруг нас». На реализацию данной программы отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год.
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математиче- ских способов его познания;
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев еѐ успешности;
навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при под- держке других участников группы и педагога, как поступить;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способа- ми познания;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственно- сти за еѐ результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определѐнных заданий и упражнений);
уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное от- ношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, нали- чие мотивации к творческому труду;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев еѐ успешности;
устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расшире- нию возможностей использования математических способов познания и описания зависи- мостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Обучающиеся научатся:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение на основе работы;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
Обучающиеся получат возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с по- мощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси- фикации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
обобщать, делать несложные выводы;
использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соот- ветствии с поставленными целями и задачами;
определять последовательность событий;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие мате- матические объекты, как числа, числовые выражения, плоские геометрические фигуры; Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, класси- фикацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, про- водить аналогии, делать обобщения;
осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;
составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поис- ка информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (табли- цы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную ин- формацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследо- ваний (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающиеся научатся:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи, использовать математическую терминологию;
признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргу- ментированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, слу- шать и понимать речь других;
принимать участие в определении общей цели и путей еѐ достижения; уметь дого- вариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и со- трудничества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
обосновывать свою позицию и соотносить еѐ с позицией одноклассников, работа- ющих в одной группе.
Предметные результаты Обучающиеся научатся:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий;
Обучающиеся получат возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям;
устанавливать зависимость между объектами, выбирать и объяснять выбор действий.
Раздел 2. Содержание программы
Числа и операции над ними (30 Ч)
«Математика – царица наук». Из истории. Числа-великаны. Мир занимательных задач. Кто что увидит? Урок-практикум. Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов». Посеще- ние кабинетов математики и физики. Познавательная игра «Машина времени». Конкурс
«Кенгуру»
Геометрические фигуры и величины (22 Ч)
Исследовательский мини-проект: «В мире ребусов». Посещение кабинетов математики и физики. Познавательная игра «Машина времени». Конкурс «Кенгуру».
Текстовые задачи (14Ч)
Задачи-смекалки. Волшебные переливания. Задачи – тесты. Сбор модели по схеме. «Шаг в будущее». Решение задач повышенной трудности. Математическая копилка. Математиче- ский праздник.
Раздел 3. Тематическое планирование
Количество часов в год-66, количество в неделю-2
Тема | Количество часов |
Числа и операции над ними | 30ч |
Геометрические фигуры и величины | 22ч |
Текстовые задачи | 14ч |
Общее количество часов | 66 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО КУРСУ ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА (1класс, 66 ч.)
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов дея- тельности | Дата проведения |
План | Факт |
Числа и операции над ними (30 Ч) |
1-2 | «Математика – царица наук» | Рассказ-беседа. Игры-соревнования: «Лучший математик», «Гонка за лидером». | | |
3-4 | Из истории. | Беседа «Из истории чисел». Решение при- меров Применение различных цифр и чи- сел в современной жизни. | | |
5-6 | Числа- великаны. | Как велик миллион? Исследовательская работа на тему « Числа в мире людей» | | |
7-8 | Мир занима- тельных задач. | Задачи со многими возможными решения- ми. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | | |
9-10 | Кто что уви- дит? | Задачи и задания на развитие простран- ственных представлений. Практическая работа | | |
11-12 | Урок- практикум | Учащиеся научатся: целеполаганию (по- становке учебной задачи на основе соотне- сения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно: принимать и сохранять учебную задачу; планировать этапы решения задачи, опре- делять последовательность учебных дей- ствий в соответствии с поставленной зада- чей; _ осуществлять пошаговый и итого- вый контроль по результату под руковод- ством учителя; | | |
13-14 | Исследователь- ский мини- проект: «В ми- ре ребусов» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: управлять поведением партнѐра точно выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнѐра уме- ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Анализировать объекты, выделять их характерные при- знаки и свойства, узнавать объекты по за- данным признакам; анализировать ин- формацию, выбирать рациональный спо- соб решения задачи; | | |
15-16 | Посещение ка- бинетов мате- матики и физи- ки. | Учащиеся будут иметь научиться: ставить перед собой цель (постановке учебной за- дачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно). Планировать последовательность проме- жуточных целей с учѐтом конечного ре- зультата; составление плана и последова- тельности действий). | | |
17-18 | Познавательная игра «Машина времени». Конкурс «Кен- гуру» | Учащиеся будут иметь возможность научиться: планировать (определять цели, функции участников, способов взаимодей- ствия). Постановке вопросов (инициатив- ное сотрудничество в поиске и сборе ин- формации). Осуществлять контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) | | |
19-20 | Исследователь- ский мини- проект: «Со- ставление пла- на маршрута « Школа-дом»» | Учащиеся научатся: строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии; выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения за- дачи; строить логическое рассуждение, включающее установление причин- но_следственных связей; | | |
21-22 | Математиче- ские фокусы. | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | | |
23-24 | Интеллекту- альная размин- ка. | Работа с конструкторами, электронными математическими играми (работа на ком- пьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | | |
25-26 | Занимательное моделирование. | Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из развѐрток: цилиндр, призма треугольная, куб, конус, пирамида, параллелепипед, усечѐнный конус, усе- чѐнная пирамида, пятиугольная пирамида. | | |
27-28 | Математика- наш друг! | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых ре- шений, в том числе неверных | | |
29-30 | Решай, отгады- вай, считай. | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соеди- нить их знаками действий так, чтобы в от- вете получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходи- мо, можно использовать скобки | | |
Геометрические фигуры и величины (22 Ч) |
31-32 | Весѐлая гео- метрия | Решение задач, формирующих геометри- ческую наблюдательность | | |
33-34 | В царстве сме- калки.. | Сбор информации и выпуск математиче- ской газеты (работа в группах). | | |
35-36 | Прятки с фигу- рами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» | | |
37-38 | Геометриче- ские фигуры вокруг нас. | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометриче- скую фигуру? | | |
39-40 | Конструирова- ние фигур из деталей тан- грама. | Составление фигур с заданным разбиени- ем на части; с частично заданным разбие- нием на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. | | |
41-42 | Математиче- ский лабиринт. | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | | |
43-44 | Разверни ли- сток | Задачи и задания на развитие простран- ственных представлений. | | |
45-46 | От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секун- да; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. | | |
47-48 | Китайская го- ловоломка “Танграм” | Конструирование фигур, раскраска и сги- бание геометрических фигур. | | |
49-50 | Это было в ста- рину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры дли- ны». | | |
51-52 | Старинные русские меры длины. | Формирование представлений о малых старинных мерах длины: «пядь», «локоть», измерять различные предметы, используя эти меры длины». | | |
Текстовые задачи (14Ч) |
53-54 | Задачи- смекалки. | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов реше- ния. | | |
55-56 | Волшебные пе- реливания | Задачи на переливание. | | |
57-58 | Задачи – тесты. | Блиц – турнир по решению задач | | |
59-60 | Сбор модели по схеме.. | Решение задач и составление обратных задач к данным. | | |
61-62 | «Шаг в буду- щее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкто- ры «Монтажник», «Строитель», «Полими- но», «Паркеты и мозаики» и др. из элек- тронного учебного пособия «Математика и конструирование». | | |
63-64 | Решение задач повышенной трудности. | Решение задач разными способами (урав- нения, схемы, графическое моделирова- ние, дерево возможностей). Решение ста- ринных задач. | | |
65-66 | Математиче- ский праздник. Итоговое заня- тие. | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | | |