| ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» |
21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений |
ОУД.07 Родной язык |
| УТВЕРЖДАЮ: |
| Зам. директора по УМР |
| ____________ В.А. Шишкина |
| «___»____________ 20__ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.07 РОДНОЙ язык
Версия 1.0
Дата введения: 01.09.2022 г.
| РАССМОТРЕНО: |
| на заседании П(Ц)К общеобразовательных дисциплин |
| и рекомендовано к утверждению |
| Протокол №____ |
| от «___» _________ 20__г. |
| Председатель П(Ц)К |
| ___________ А.В.Лаптев |
Муравленко, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
1 | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2 | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
5 | ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ | 14 |
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Программа учебной дисциплины «Родной язык» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.
1.2 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
Код | Наименование компетенций |
ОК 01 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 02 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 03 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 04 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 05 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 06 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 07 | Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий |
ОК 08 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 09 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды результатов | Планируемые результаты освоения дисциплины включают: |
ЛР 01 | российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); |
ЛР 04 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; |
ЛР 06 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; |
ЛР 07 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; |
ЛР 09 | готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
ЛР 13 | осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; |
МР 01 | владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; |
МР 02 | владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; |
МР 03 | применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; |
МР 04 | овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; |
МР 05 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
МР 06 | умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; |
ПРб 01 | |
ПРб 02 | владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; |
ПРб 03 | сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; |
ПРб 04 | сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; |
ПРб 05 | сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке; |
ПРб 06 | обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; |
ПРб 07 | овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; |
ПРб 08 | сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; |
ПРб 9 | сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; |
ПРб 10 | обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; |
ПРб 11 | сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции. |
1.3 Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка студента – 46 часов, из них:
в 1 семестре:
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем программы учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 46 |
Основное содержание | 40 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 40 |
практические занятия | - |
лабораторные занятия | - |
Профессиональное ориентированное содержание | 4 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 4 |
практические занятия | - |
лабораторные занятия | - |
индивидуальный проект | - |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов | Объем в часах | Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр – 46 ч, из них: теоретическое обучение – 44 ч. |
Основное содержание |
Раздел 1 Язык и культура | Содержание учебного материала: | 10 | ПРб 01 - 11 ЛР 01, 04, 06, 07, 09, 13, МР 02, 04, ОК 01- 04, 06 |
1 | Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. | 2 |
2 | Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление. | 2 |
3 | Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в XXI веке, его причины. | 2 |
4 | Язык как феномен культуры. Взаимосвязь языка и культуры. | 2 |
5 | Русская языковая картина мира. Загадки русской души. | 2 |
Раздел 2 Культура речи | Содержание учебного материала: | 18 | ПРб 01- 11 ЛР 01, 04, 06,07, 09, 13, МР 02, 04, ОК 01- 04, 06 |
6 | Написания, подчиняющиеся принципам русской орфографии. | 2 |
7 | Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | 2 |
8 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 2 |
9 | Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и других русских писателей. | 2 |
10 | Словари русского языка. | 2 |
11 | Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. | 2 |
12 | Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. | 2 |
13 | Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. | 2 |
14 | Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Деловой протокол. Деловой телефонный разговор. | 2 |
Профессионально ориентированное содержание |
15 | Лингвостилистический анализ текстов профессиональной направленности | 2 | ПРб 01- 11 ЛР 01, 04, 06,07, 09, 13, МР 02, 04, ОК 01- 04, 06 |
Раздел 3 Речь. Речевая деятельность. Текст | Содержание учебного материала: | 12 | ПРб 01- 11 ЛР 01, 04, 06,07, 09, 13, МР 02, 04, ОК 01- 04, 06 |
16 | Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения. | 2 |
17 | Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности. | 2 |
18 | Категория монолога и диалога как формы речевого общения. | 2 |
19 | Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Функциональные разновидности языка. | 2 |
20 | Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. | 2 |
21 | Признаки текста. Способы изложения и типы текстов. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат. | 2 |
Профессионально ориентированное содержание |
22 | Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов профессиональной направленности | 2 | ПРб 01- 11 ЛР 01, 04, 06,07, 09, 13, МР 02, 04, ОК 01- 04, 06 |
Дифференцированный зачет | 2 | |
Всего: | 46 | |
3 условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
кабинет ««Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»»
оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству студентов;
рабочее место преподавателя;
техническими средствами обучения:
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Печатные издания:
Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие/ Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 380 с. – ISBN 978-5-222-29566-3.
Воителева, Т.М. Русский язык : учебник для 10 класса : среднее общее образование / Т.М. Воителева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. – 320 с. – ISBN 978-5-4468-9397-3.
Воителева, Т.М. Русский язык : учебник для 11 класса : среднее общее образование / Т.М. Воителева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. – 336 с. – ISBN 978-5-4468-9396-6.
Елисеева, М. Б. Справочник по орфографии и пунктуации : практ. пособие / М. Б. Елисеева, Б. М. Шульман, Е. Г. Ковалевская. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 322 с. – ISBN 978-5-534-09003-1.
Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего проф. образования / Н. А. Лобачева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 127 с. – ISBN 978-5-534-07705-6.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы):
Культура письменной речи : сайт. – Санкт-Петербург, 2001. – URL: http://www.gramma.ru (дата обращения: 18.05.2022).
3.2.3 Дополнительные источники:
Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи : учебник для среднего проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва : Академия, 2016. – 310 с. – ISBN 978-5-4468-0739-0.
Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие / Н. С. Валгина. – Москва : Логос, 2003. – 304 с. – ISBN 5‑94010-092-9.
Воробьев, В. В. Русский язык в диалоге культур : учеб. пособие : Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / В. В. Воробьев, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 286 с. – ISBN 5-86218-457-0.
Горшков, А. И. Русская словесность : от слова к словесности. 10–11 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / А. И. Горшков. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 492 с. : ил. – ISBN 978-5-09-022236-5.
Гусейнов, Г. Нулевые на кончике языка : Краткий путеводитель по русскому дискурсу / Г. Гусейнов. – Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. – 240 с. – ISBN 978-5-7749-0715-1.
Костомаров В. Г. Наш язык в действии : Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. – Москва : Гардарики, 2005. – 287 с. – ISBN 5-8297-0220-7.
Муллагалиева, Л. К. Русский язык в диалоге культур : метод. руководство для учителя: Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / Л. К. Муллагалиева, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 198 с. – ISBN 5-86218-458-9.
Формановская, Н. И. Культура общения и речевого поведения / Н. И. Формановская. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва : Изд-во ИКАР, 2010. – 237 с. – ISBN 978-5-7974-0051-6.
Словари. Справочники. Энциклопедии:
Бельчиков, Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка : Нормы употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм и синтаксических конструкций / Ю. А. Бельчиков. – Москва : АСТ-ПРЕСС, 2007. – 424 с. – (Словари XXI века. Настольные словари русского языка). – ISBN 978-5-462-00731-6.
Бирих, А. К. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический словарь / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. – 3‑е изд., испр. и доп. – Москва : Астрель : АСТ : Хранитель, 2007. – 926 с. – ISBN 5-17-029253-8 (ООО «Издательство АСТ»). – ISBN 5-271-11199-7 (ООО «Издательство Астрель»). – ISBN 5-9762-2601-9 (ООО «Хранитель»).
Большой фразеологический словарь русского языка / отв. ред. В. Н. Телия. – 4‑е изд. – Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 784 с. – (Фундаментальные словари). – ISBN 978-5-462-00735-4.
Даль, В. И. Пословицы русского народа : сборник/ В. И. Даль. – В 2-х т. – Москва : Художественная литература, 1984. – Т. 1. – 383 с., Т. 2. – 399 с.
Захаренко, Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – 3‑е изд., испр. и доп. – Москва : Азбуковник, 2008. – 1040 с. – ISBN 978-5-903021-08-6.
Культура русской речи : Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – Москва : Флинта : Наука, 2003. – 840 с. – ISBN 5-89349-389-3 (Флинта). – ISBN 5-02-002766-9 (Наука).
Муллагалиева, Л. К. Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации : словарь : Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / Л. К. Муллагалиева, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 234 с. – ISBN 5-86218-459-7.
Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. – Москва : Эксмо, 2008. – 1136 с. (Библиотека словарей). – ISBN 978-5-699-15913-0.
Шагалова, Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века : около 1500 слов / Е. Н. Шагалова. – Москва : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2011. – 413 с. – ISBN 978-5-17-074756-6 (ООО «Издательство АСТ»). – ISBN 978-5-271-36466-2 (ООО «Издательство Астрель»). – ISBN 978-5-4215-2505-9 (ООО «Полиграфиздат»).
Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. – 2‑е изд. – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 480 с. – ISBN 978-5-89349-502-7 (Флинта). – ISBN 978-5-02-002996-5 (Наука).
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – Москва : Аванта+, 2001. – 704 с. – ISBN 5-89501-014-8 (т. 10). – ISBN 5-89501-001-6.
Яранцев, Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник : около 1500 фразеологизмов / Р. И. Яранцев. – 6‑е изд., стереотип. – Москва : Русский язык – Медиа; Дрофа, 2008. – 894 с. – ISBN 978-5-9576-0447-1.
4 Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ учебной Дисциплины
Результаты обучения | Методы оценки |
ПРб 01 | Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов |
ПРб 02 | Оценка сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц |
ПРб 03 | Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей |
ПРб 04 |
ПРб 05 | Оценка сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике |
ПРб 06 |
ПРб 07 | Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей |
ПРб 08 | Оценка сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике |
ПРб 09 | Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей |
ПРб 10 |
ПРб 11 | Оценка сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике |
5 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ
Номер изменения | Номера листов | Основание для внесения изменений | Подпись | Расшифровка подписи | Дата | Дата введения изменения |
замененных | новых | аннулированных |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Версия: 1.0 | Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 25.05.2022, 09:46 | Стр. 15 из 15 |