ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями).
2. Примерной основной образовательной программы, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgosreestr.ru/node/2068.
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год» (действует в течение трёх лет), с изменениями на 26 января 2016 (Приказ Минобрнауки от 26 января 2016 года №38).
4. Письма Минобрнауки Российской Федерации от 29.04.2014г. №08.548 г. № «О федеральном перечне учебников».
5. Основной образовательной программы ООО МБОУ «Ключевская сош»
6. Учебного плана МБОУ «Ключевская сош» на 2022 - 2023 учебный год.
7. Положения о рабочей программе по ФГОС НОО, ООО МБОУ «Ключевская сош»
8. Учебника «Обществознание» под редакцией академика РАН В.А. Тишкова издательского дома «ВЕНТАНА – ГРАФ» и «Просвещение» 2021 год.
9. Программы, ориентированной на УМК «Алгоритм успеха» предметной линии «Обществознание» под общей редакцией Г.А. Бордовского издательского дома «ВЕНТАНА-ГРАФ».
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Обществознание. 6-11 классы». Авторы: О.Б. Соболева, А.В. Воронцов, В.В. Барабанов. Программа обеспечивается УМК «Обществознание». 11 класс, авторы: Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н., М., «Вентана -Граф» 2018г. И имеет гриф рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
На изучение предмета в 11 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю).
Цели:
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
1. Освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
2. Формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
3. Воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
4. Развитию личности на исключительно важном этапе её социализации – подростковом возрасте, повышению уровня её духовно – нравственной, политической и правовой культуры, становлению поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к наукоемкой трудовой деятельности;
5. Овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
Задачи курса:
● анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
● решать проблемные, логические, творческие задачи, отражающие актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
● участвовать в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
● участвовать в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивать и аргументировать своею позицию, оппонировать иному мнению;
● осуществлять учебно-исследовательские работы по социальной проблематике, разрабатывать индивидуальные и групповые ученические проекты;
● осмысливать опыт взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участвовать в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с ФГОС результаты обучения обществознанию, как и другим школьным предметам, условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Обществознание как интегративный предмет социального характера обладает большим потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС.
Личностные результаты:
Воспитание российского гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетенции в обращении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни, отраженной в художественных произведениях народов России и мира, творческой учебной деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение навыками самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
Предметные результаты:
Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, её социализации;
Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющимся мире;
Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, адаптация в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
11 класс
Обществознание (68 часов)
Введение 1 час
Раздел I. ПОлитика. 23 часа
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства. Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Политическое лидерство. Типология лидерства.
Раздел II. Правовое регулирование общественных отношений. 40 часов
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы. Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство. Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО. 3 ЧАСА
Социальная динамика. Типы обществ. Основные тенденции развития современной России. Основные тенденции развития современного общества. Процесс глобализации. Глобальные проблемы: экологическая катастрофа. Глобальные проблемы: «Север-Юг», угроза войны и терроризм. Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Экология. Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Проблема «Север-Юг». Пути преодоления угроз и вызовов современному обществу. Война и терроризм. Демографическая ситуация в мире, России, регионе. Государственная политика в области семьи и брака в мире, России, регионе. Соотношение доходов и расходов в мире, России, регионе. Острые социальные конфликты в мире, России, регионе. Работа с источником.
Итоговое повторение 1 час
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Кол-во контрол. работ | Дата | Планируемые предметные результаты |
1 | Введение. | 1 | | | Выполнять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать собственную учебную деятельность. |
Раздел I. Политика. 23 часа. |
2 | Политика и власть. | 1 | | | Устанавливать межкурсовые и межпредметные связи с историей, извлекать социальную информацию, приводить примеры социальных явлений, делать выводы, осуществлять ранжирование социальной информации, анализировать общественные отношения, работать в группе, осуществлять проектную деятельность. |
3 | Политика как сфера общественной жизни и деятельности. | 1 | | | Осуществлять смысловое чтение текста, определять и конкретизировать примерами свою деятельность, объяснять роль мотивов в деятельности человека, приводить примеры основных видов деятельности человека, анализировать дополнительные источники информации. |
4 | Политическая система общества. | 1 | | | Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики сознания, самосознания и бессознательного, выявлять, какие факторы влияют на изменение сознания и поведение человека, сопоставлять самосознание человека с восприятием его окружающими людьми. |
5 | Государства современного мира. Государственное устройство. | 1 | | | Устанавливать межкурсовые и межпредметные связи с историей, извлекать социальную информацию из фотографий, приводить примеры социальных явлений, делать выводы, осуществлять ранжирование социальной информации, анализировать общественные отношения, работать в группе, осуществлять проектную деятельность. |
6 | Государства современного мира. Форма правления. | 1 | | | Выполнять индивидуальные и (или) групповые творческие работы, использовать изученные понятия, выполнять индиви –дуальный проект. |
7 | Государства современного мира. Политический режим. | 1 | | | Устанавливать межкурсовые и межпредметные связи с историей, извлекать социальную информацию из фотографий, приводить примеры социальных явлений, делать выводы, осуществлять ранжирование социальной информации, анализировать общественные отношения, работать в группе, осуществлять проектную деятельность. |
8 | СМИ как четвёртая ветвь власти. | 1 | | | Устанавливать межкурсовые и межпредметные связи с историей, извлекать социальную информацию из фотографий, приводить примеры социальных явлений, делать выводы, осуществлять ранжирование социальной информации, анализировать общественные отношения, работать в группе, осуществлять проектную деятельность. |
9 | «Учимся читать политические СМИ». Урок – практикум. | 1 | | | Оценивать личный социальный опыт и решать на основе этого познавательные задачи, устанав- ливать внутрикурсовые связи и межпредметные связи с исто- рией, обобщённо представлять социальное явление, приводить примеры из жизни, планировать собственный социальный рост. Работать с документами и СМИ. |
10 | Политическая культура. «Наша политическая культура» Урок – практикум. | 1 | | | Оценивать личный социальный опыт и решать на основе этого познавательные задачи, устанав ливать внутрикурсовые связи и межпредметные связи с исто- рией, обобщённо представлять социальное явление, приводить примеры из жизни. |
11-12 | Политическая идеология. | 2 | | | Устанавливать межкурсовые и межпредметные связи с исто- рией, извлекать социальную информацию из фотографий, приводить примеры социальных явлений, делать выводы, осуществлять ранжирование социальной информации, анализировать общественные отношения, работать в группе, осуществлять проектную деятельность. |
13 | Политическое участие. | 1 | | | Анализировать различные варианты политического участия граждан в жизни государства. |
14 | «Участвуем в общественной жизни». Урок – практикум. | 1 | | | Использовать личный опыт и опыт ближайшего окружения для решения жизненных и познавательных задач, связанных с участием граждан в политической и общественной жизни страны. |
15-16 | Политические партии и движения. | 2 | | | Использовать личный опыт и опыт ближайшего окружения для решения жизненных и познавательных задач, сравни- вать понятия и виды политических партий, их программ и взглядов. |
17 | Политическое лидерство. | 1 | | | Углубление знаний о различных видах политического лидерства, работать с понятиями. |
18 | Политическая элита. | 1 | | | Углубление знаний о различных видах политического лидерства, о деятельности политической элиты в РФ. Характеризовать современный эстеблешмент в РФ |
19 | Политический процесс. | 1 | | | Характеризовать этапы политического процесса в РФ. Определять цели и задачи политического процесса, его основных участников. |
20 | Избирательная система в РФ. | 1 | | | Характеризовать этапы избирательной системы в РФ. Основные виды избирательных систем. Мажоритарная и пропорциональная системы в РФ: общее и различное. Преимущества систем. |
21 | Избирательная кампания в РФ. | 1 | | | Углубление знаний об этапах избирательной кампании. Характеризовать порядок проведения кампании и выборов в РФ. |
22 | «Политические партии и избирательные системы» Урок – практикум. | 1 | | | Использовать полученные знания на практике по теме: «Политические партии и избирательные системы». |
23 | Профессия политолог. | 1 | | | Анализировать склонности учащихся к решению политических задач. Ориентировать на получение профессий, связанных с политикой, управлением и политологией. |
24 | Обобщение: «Актуальные проблемы политического развития общества». | 1 | | | Обобщение знаний по теме «политика». Развивать умения выполнять исследовательские задания разного вида, воспитывать стремление к адекватной оценке своего места в политической жизни общества. Воспитывать активную гражданскую позицию. |
Раздел II. Правовое регулирование общественных отношений. 40 часов. |
25 | Право в системе социальных норм. | 1 | | | |
26 | Правовые нормы. | 1 | | | Выполнять индивидуальные и (или) групповые творческие работы, использовать изученные понятия. |
27 | Источники и система права. | 1 | | | Характеризовать понятие культуры, её основных функций. Сравнивать культуру и антикультуру. |
28 | Законы. Законотворческий процесс в РФ. | 1 | | | Анализировать различные типы культуры, давать им сравнительную характеристику в виде таблицы. |
29 | Правоотношения. | 1 | | | Расширить знания о разнообразных субкультурах, развивать навыки критического анализа, коллективной работы, публичного выступления. |
30-31 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 2 | | | Характеризовать виды культуры: материальную и духовную. Определять какую роль играет духовная культура в жизни человека и общества. |
32 | Правосознание и правовая культура. | 1 | | | Давать определение понятиям «искусство» и «наука», объяснять связь науки и искусства с твор- чеством, характеризовать и конкретизировать примерами виды искусства, жанры искусства и функции искусства. |
33 | Особенности Конституции РФ. | 1 | | | Характеризовать философию как самую древнюю науку, выделять её отрасли и дисциплины, направления и функции философии. |
34 | Основы конституционного строя РФ, | 1 | | | Сравнивать этапы развития философской мысли в разные исторические эпохи. Составлять таблицу. |
35 | Федеративное устройство. | 1 | | | Устанавливать межпредметные связи с историей, межкурсовые связи, привлекать личный опыт и опыт социального окружения для решения познавательных задач, выделять и давать социальную инфор мацию, представленную в изобразительной, статисти- ческой и картографической форме, систематизировать большие объёмы учебного материала в таблицу, находить дополнительную текстовую и изобразительную информацию, готовить сообщение по выбранной теме. |
36-37 | Органы власти в РФ. | 2 | | | Различать моральную сторону ситуации, характеризовать основные принципы морали, анализировать типичные социальные ситуации с морально- нравственных позиций, давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей, объяснять и конкретизировать фактами из социальной жизни роль морали в жизни общества. |
38 | Государственное управление в РФ. | 1 | | | Характеризовать типы, уровни мировоззрения. Анализировать менталитет разных народов и социальных групп. |
39 | Права и свободы человека и гражданина в РФ. | 1 | | | Характеризовать науку как социальный институт. Выделять виды наук, проблемы развития науки. Анализировать достижения научно – технической революции. |
40 | Конституционные обязанности граждан РФ. | 1 | | | Характеризовать сущность и виды образования, функции образования. Анализировать тенденции развития современного образования. |
41 | Право на благоприятную окружающую среду. | 1 | | | Характеризовать развитие культуры в эпоху глобализации и информационного общества. Анализировать постмодернизм в развитии современной культуры. |
42 | «Право граждан на образование». Урок – практикум. | 1 | | | Развивать умения выполнять исследовательские задания разного вида, работать в группах. Воспитывать стремление к изучению различных культур. |
43 | Права и обязанности налогоплательщика. | 1 | | | Повторить и обобщить знания по теме: «Духовная сфера общества» |
44 | Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. | 1 | | | Характеризовать изменения в обществе, произошедшие в условиях прогресса. Сравнивать типы общественного развития. |
45 | «Защита конституционных прав граждан». Урок – практикум. | 1 | | | Использовать знания общес- твенной жизни и личный опыт для решения познавательных задач, анализировать текст, сравнивать социальные явления древности и современности, систематизировать материал в схеме; анализировать социаль- ную ситуацию в стране. |
46 | Международная защита прав человека. | 1 | | | Анализировать статистические данные, представленные в форме текста и таблицы; устанав- ливать причинно-следственные связи, проводить сравнение. |
47 | Семейное право и основные вопросы брака. | 1 | | | Предлагать пути решения проблем, анализировать собст -венное социальное поведение, составлять план текста, выпол -нять творческое задание группе, участвовать в проекте. |
48 | «заключение брака». Урок – практикум. | 1 | | | Углубить знания о социальном развитии современной России и мира. Развивать умения самостоятельного поиска, обработки и сравнительного анализа информации. |
49 | Семейные правоотношения». Урок – практикум. | 1 | | | Углубить знания о социальном развитии нашего региона Развивать умения самостоятельного поиска, обработки и сравнительного анализа информации. Развивать навыки коллективной работы и публичных выступлений. |
50 | Трудовое право и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. | 1 | | | Использовать в контексте изу -ченные обществоведческие понятия, обобщать изученный материал, давать оценку из- ченного материала с точки зрения личной и общественной значимости. |
51 | Особенности коллективного трудового договора. Правила внутреннего трудового распорядка. | 1 | | | Анализировать источники и документы. Выделять из текста главное. Отвечать на поставлен-ные вопросы к текстам на основе обществоведческих знаний. |
52 | «Заключение и расторжение трудового договора». Урок – практикум. | 1 | | | Анализировать источники и документы. Выделять из текста главное. Отвечать на поставлен-ные вопросы к текстам на основе обществоведческих знаний. |
53 | «Трудовые правоотношения». Урок – практикум. | 1 | | | Составлять развёрнутый план по обществоведческим темам. Знать Обществоведческую терминоло-гию . |
54 | Гражданское право: имущественные отношения.. | 1 | | | Рассмотреть теоретические элементы сочинения – эссе. Характеризовать его основные части, критерии его проверки, выбора темы. |
55 | Гражданское право: неимущественные отношения. | 1 | | | Применять теоретические знания при написании сочинения – эссе. |
56 | Гражданские споры и их разрешение. | 1 | | | Предметные результаты освоения курса. |
57 | «Гражданские правоотношения». Урок – практикум. | 1 | | | Анализировать источники и документы. Выделять из текста главное. Отвечать на поставлен-ные вопросы к текстам на основе обществоведческих знаний. |
58 | Административное право. | 1 | | | Анализировать источники и документы. Выделять из текста главное. Отвечать на поставлен-ные вопросы к текстам на основе обществоведческих знаний. |
59 | Уголовное право. | 1 | | | Составлять развёрнутый план по обществоведческим темам. Знать Обществоведческую терминоло-гию . |
60 | Уголовный процесс. | 1 | | | Рассмотреть теоретические элементы сочинения – эссе. Характеризовать его основные части, критерии его проверки, выбора темы. |
61 | «Применение норм уголовного права». Урок – практикум. | 1 | 1 | | Применять теоретические знания при написании сочинения – эссе. |
62 | Борьба государства с экстремизмом и терроризмом. | 1 | | | Предметные результаты освоения курса. |
63 | «Процессуальное право в РФ». Урок – практикум. | 1 | | | Анализировать источники и документы. Выделять из текста главное. Отвечать на поставлен-ные вопросы к текстам на основе обществоведческих знаний. |
64 | Профессия юрист. | 1 | | | Анализировать источники и документы. Выделять из текста главное. Отвечать на поставлен-ные вопросы к текстам на основе обществоведческих знаний. |
Раздел III. Современное общество. 3 часа. |
65 | Общественное изменение и развитие. | 1 | | | Рассмотреть теоретические элементы сочинения – эссе. Характеризовать его основные части, критерии его проверки, выбора темы. |
66 | Глобализация и вызовы XXI века. Пути преодоления угроз и вызовов. | 1 | | | Применять теоретические знания при написании сочинения – эссе. |
67 | Россия и мир. Особенности современного развития. | 1 | | | Предметные результаты освоения курса. |
68 | Итоговое обобщение: «Развитие современной России, мира и вашего региона». | 1 | | | Анализировать источники и документы. Выделять из текста главное. Отвечать на поставлен-ные вопросы к текстам на основе обществоведческих знаний. |