Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Проектная и исследовательская деятельность | Количество и виды контроля |
1 | Искусство в твоем доме | 8 | 2 | Практическая работа – 8 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 1 | Практическая работа – 5 |
3 | Художник и зрелище | 10 | 1 | Практическая работа – 9 |
4 | Художник и музей | 9 | 1 | Практическая работа – 8 |
| Итого: | 34 | 5 | Практические работы – 30 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Корректировка |
по плану | по факту |
Искусство в твоем доме – 8 часов |
1 | Твои игрушки | 1 | 8.09 | | |
2 | Твои игрушки | 1 | 15.09 | | |
3 | Посуда у тебя дома | 1 | 22.09 | | |
4 | Обои и шторы у себя дома | 1 | 29.09 | | |
5 | Мамин платок | 1 | 6.10 | | |
6 | Твои книжки | 1 | 13.10 | | |
7 | Открытки | 1 | 20.10 | | |
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | 1 | 27.10 | | |
Искусство на улицах твоего города – 7 часов |
9 | Памятники архитектуры | 1 | 10.11 | | |
10 | Парки, скверы, бульвары | 1 | 17.11 | | |
11 | Ажурные ограды | 1 | 24.11 | | |
12 | Волшебные фонари | 1 | 01.12 | | |
13 | Витрины | 1 | 8.12 | | |
14 | Удивительный транспорт | 1 | 15.12 | | |
15 | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы) | 1 | 22.12 | | |
Художник и зрелище – 10 часов |
16 | Художник в цирке | 1 | 12.01 | | |
17 | Художник в театре | 1 | 19.01 | | |
18 | Театр кукол | 1 | 26.01 | | |
19 | Театр кукол | 1 | 3.02 | | |
20 | Маски | 1 | 10.02 | | |
21 | Маски | 1 | 17.02 | | |
22 | Афиша и плакат | 1 | 24.02 | | |
23 | Афиша и плакат | 1 | 2.03 | | |
24 | Праздник в городе | 1 | 09.03 | | |
25 | Праздник в городе | 1 | 16.03 | | |
Художник и музей – 9 часов |
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 | 6.04 | | |
27 | Музей в жизни города | 1 | 13.04 | | |
28 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж | 1 | 20.04 | | |
29 | Картина — особый мир. Картина-пейзаж | 1 | 27.04 | | |
30 | Картина-портрет | 1 | 04.05 | | |
31 | Картина-натюрморт | 1 | 11.05 | | |
32 | Картины исторические и бытовые. Проект | 1 | 18.05 | | |
33 | Скульптура в музее и на улице | 1 | 25.05 | | |
34 | Художественная выставка (обобщение темы) | 1 | 31.05 | | |