СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОГРИГОРЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ -+ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА АКБУЛАКСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»



Рассмотрено:

ШМО гуманитарного цикла

_________/Шарипова Ш.Д


Протокол № 1

от «30 » 08. 2022г.

Согласовано:

зам. директора по УВР

_________/Туймалиева М.Б.

Протокол №1

от «30 » 08. 2022г.

Утверждено:

Директор МБОУ"Новогригорьевская ООШ"

_________/Покров А.А.


Приказ № 01-08/40

от «­­­­­29» 08. 2022г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету « Родная(русская) литература»

уровень общего образования, 9 класс

17 часов





Программу составила:


Шарипова Шолпан Данибековна,

учитель русского языка и литературы,


первая квалификационная категория











Новогригорьевка

2022 год






Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

2.Смысловое чтение.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы.

В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Предметные результаты

Ученик научится

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

3) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

4) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.

Ученик получит возможность научиться

  1. понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  2. овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

  3. воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел;

  4. интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?»;

  5. устно или письменно истолковывать художественные функции особенности поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого;

  6. создавать эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.











Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиции и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлении, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умении оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.

Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведении.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведении, решает задачи формирования читательских умении, развития культуры устной и письменной речи.

Русский фольклор Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведении. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

Древнерусская литература Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).

Русская литература XVIII - XIX веков Классицизм. Переводная литература. Вклад А.С.Пушкина в становление русской литературы.

Русская литература XX - XXI веков Современная русская литература. Национальные литературные премии.







Календарно-тематическое планирование

Класс: 9 класс

Количество часов в год: 17

Количество часов в неделю: 0,5



п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


план

факт.



1



2-3



4

Русский фольклор

Фольклор — коллективное устное народное творчество.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений.

Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

5

1



2



2






5



6

7

Древнерусская литература

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы.

Культурные и литературные связи Руси с Византией.

Древнехристианская книжность на Руси (обзор).


3

1



1

1





8

9

10

Русская литература XVIII - XIX веков

Классицизм. Реформы языка М.В. Ломоносова.

Переводная литература.

Вклад А.С.Пушкина в становление русской литературы.

6

2

2

2








11



12

13

14

Русская литература XX - XXI веков

Современная русская литература.



Национальные литературные премии.

Итоговая контрольная работа.

Анализ контрольной работы

3



1



1

1













































Учебно- методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса.


1.С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2017

2.Литература. 9 класс. Тематическое планирование. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О

3.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е

4. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.

5. Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2016.

6. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин

«Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.

7. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва:

«Просвещение»,2004.

8. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2017.

9. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2004.