I.Пояснительная записка.
Программа подготовлена для учащихся школ Республики Мордовия с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно - деятельностного метода, при котором придумываются и организуются разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребенка к восприятию языка в повседневной жизни. В процессе проведения занятий следует применять технические средства обучения и наглядность. На уроках используется не только практический языковой материал, но и решаются образовательно-воспитательные задачи: дети знакомятся с праздниками, традициями и обычаями мордовского народа, осознают собственную национальную принадлежность; воспитываются в духе уважения к другим народам, в духе взаимопонимания и миролюбия.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программного – методического комплекта, в который входят:учебное пособие «Эрзянский язык. 2 класс», автора С.Ю. Дмитриевой, утверждённый Министерством образования РМ. Учебное пособие предполагает постепенное вхождение ребёнка в мир эрзянского языка и мордовской национальной культуры.
Изменения, внесенные в программу.
В поисках инноваций современная школа оставляет без должного внимания традиции и опыт народной педагогики. Народная сказка является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах именно сказка был мощным средством, использование колоссального потенциала которого позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.
Введение в данную программу работы с мордовскими народными сказками обусловлено рядом причин:
мордовский сказочный эпос учащимся практически неизвестен;
с развитием средств массовой информации снизился интерес к сказкам и у детей, и у родителей;
на уроках литературного чтения сказочный материал подается недостаточно разнообразно;
возможности сказки не в полной мере используются для развития у учащихся мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей;
II. Цели и задачи обучения.
Основной целью обучения эрзянскому языку является овладение учащимися коммуникативными навыками во всех видах речевой деятельности и развитие способности школьников использовать эрзянский язык как средство общения в диалоге культур.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов:
воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к культуре мордовского народа.
Развивающий компонент – в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.
Задачи обучения.
На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности,как
аудирование
говорение
чтение
письмо.
В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования:
понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.
Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание( 1-5 предложений).
Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.
Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.
Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего(рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.
Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе. Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Местоимения. Личные, притяжательные, указательные.
Послелоги места, направления.
III. Общая характеристика учебного предмета:
Краткая характеристика предмета
Настоящая программа организует процесс изучения эрзянского языка в среднем звене школы. Постановка целей и отбор содержания обучения предмету осуществляется с позиции возможного реального использования эрзянского языка как в условиях непосредственного общения, в том числе и с носителями языка, так и в ситуациях опосредованного общения (понимание аутентичных аудио – и печатных текстов).
Предлагаемая в программе поочередность прохождения тем, а также задач обучения не означает строгую последовательность их решения в учебном процессе. Взяв за основу определенную задачу и ориентируясь на предполагаемый результат обучения, учитель может применять собственные шаги по отработке представленного в программе содержания обучения.
Характеристика этапов обучения
Весь курс начального обучения эрзянскому языку как государственному условно делится на 3 этапа:
I этап – 2 класс;
II этап – 3 класс;
III этап – 4 класс.
Каждый выделенный этап имеет свои задачи и является очередной ступенькой в процессе овладения учащимися основами коммуникативной компетенции.
На первом этапе ведущими являются воспитательно – образовательно – развивающие задачи, связанные с:
формированием у учащихся положительной мотивации в изучении второго языка:
развитием творческих способностей детей в различных предметных областях (изобразительная, музыкальная, трудовая и др.) с использованием эрзянского языка;
созданием исходной базы для развития речевых способностей учащихся (закладываются основы для развития механизмов мордовской речи, речевой культуры, а также культуры в целом);
формированием доброжелательного и заинтересованного отношения к мордовской культуре и мордовскому народу.
В первый год обучения у детей формируются первичные навыки и умения общения на эрзянском языке, составляющие основу коммуникативной компетенции в устной речи (говорение и аудирование), при этом рецептивное усвоение второго языка превышает объем продуктивного, что означает приоритет формирования умений понимать иноязычную речь на слух. На первом этапе осуществляется целенаправленная работа по развитию основных механизмов аудирования (оперативной памяти, слухового внимания, речевого слуха и др.), а также по формированию умений аудирования как компонента устно-речевого общения (в условиях диалогического общения на элементарном уровне) и как самостоятельного вида деятельности с разным уровнем проникновения в содержание высказывания.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
существительные в единственном и множественном числе, в указательной и притяжательной форме, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
глаголы в 1 и 3 лице единственного и множественного числа, настоящего времени; повелительная и побудительная форма глаголов (тонавтнян, сёрмады, стяк, озадо, панжинккниганк);
прилагательные в единственном и множественном числе (отвечающие на вопросы:Кодамо?, Кодат?);
местоимения притяжательные, вопросительные, указательные, личные в единственном и множественном числе (кие?, кить?, мезе?, мезть?, кода?, косо?, зяро?, те, неть, мон, тон, сон, минь, тынь, сынь, монь, тонь, сонзэ, минек, тынк, сынст);
числительные количественные от 1 до 10;
частицы да, нет, не, частица не с глаголами (да, арась, аволь, а);
наречия места (тесэ, тосо);
послелоги (марто, лангсо);
простое повествовательное предложение со знаменательным глаголом в 1 и 3 лице единственного числа настоящего времени;
простые предложения, распространенные за счёт однородных членов предложения и / или второстепенных членов предложения;
вопросительные предложения с вопросительным словом;
побудительные предложения;
утвердительные, отрицательные предложения;
текст, как речевое произведение. Разные типы текстов для чтения и аудирования (прагматические, художественные); разные типы текстов в качестве продуктов говорения (монологические: сообщение, описание, рассказ; диалогические: интервью, обмен мнениями и т.д.).
IV. Место учебного предмета в базисном учебном плане
Согласно базисному учебному плану МОУ «СОШ №24» на изучение предмета «Эрзянский язык» во 2 классах ( с неуглубленным изучением английского языка) отводится 2 учебных часа в неделю, всего 68 урока в год.
V. Планируемые результаты обучения.
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается формированием универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В состав основных видов УУД входят 4 блока:
1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностными результатами изучения предмета «Мордовский язык» являются следующие умения:
–осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметнымирезультатами изучения курса «Мордовский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
ПознавательныеУУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности.
КоммуникативныеУУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Мордовский язык» является сформированность следующих умений:
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста;
выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове,делить слова на слоги, ставить ударение;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
видеть в словах изученные суффиксы, образовывать слова с помощью этих суффиксов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;
выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
VI.Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.
В результате изучения эрзянского языка в начальной школе учащиеся должны научиться:
В области говорения:
уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить поучаствовать в совместной игре, используя соответствующие формулы речевого этикета, соблюдая правильное произношение и интонацию;
уметь задать общий и специальный вопрос и ответить на вопрос собеседника в пределах тематики общения начальной школы;
кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе; описать простую картинку;
воспроизвести наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора.
В области аудирования:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1 минуты), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
В области чтения:
овладеть техникой чтения вслух;
читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма:
VII. Содержание учебного курса.
1.Знакомство. Приветствие. (4 ч.)
Знать: слова этикета – шумбрачи, уледешумбрат, вастомазонок
Уметь: произносить приветствие, отвечать на приветствие, участвовать в диалоге.
2.Школа, класс. (4 ч.)
Знать: лексику по теме: тейтерне, церыне, тонавтниця, ловномс, сермадомс.
Уметь: отвечать на вопросы, составлять предложения по образцу, переводить текст из нескольких предложений.
3.Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето.( 18ч.)
Знать: лексику по теме: сёксь, теле, тундо, кизэ; якшамо, лембе; мазый, сырнень.
Уметь: отвечать на вопросы в рамках выбранной темы, составлять предложения по картинкам, переводить небольшие тексты, читать стихотворения и понимать их содержание.
4.Счет. (2ч.)
Знать: числительные до десяти ( вейке, кавто, колмо, ниле, вете….)
Уметь: отвечать на вопросы зяро, зяроце? Произносить считалки, понимать их содержание.
5.Еда. Овощи. Фрукты. Приготовление пищи. (3 ч.)
Знать: лексику по теме – эмежть, модамарь, чурька, умарь, кши, ловсо; ярсамс, симемс.
Уметь: отвечать на вопросы, составлять предложения, составлять диалоги, участвовать в
диалоге, читать и переводить тексты, читать выразительно стихотворения.
6. Семья. Помощь по дому. Домашние заботы. (6 ч.)
Знать: термины родства – ава, тетя, покштя, сырькай, сазор, леля.
Уметь: составлять небольшой рассказ о членах семьи, отвечать на вопросы, читать и переводить тексты.
7. Друзья. (6 ч.)
Знать : лексику по теме – ялга, оя; лездамс, налксемс, вейсэ.
Уметь: участвовать в диалоге, составлять текст- описание, читать и переводить тексты.
8. Дикие и домашние животные. (4 ч.)
Знать: лексику по теме – овто, ривезь, верьгиз, нумоло; киска, катка, скал, туво. алаша.
Уметь: отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять рассказ по образцу, участвовать в диалоге, выразительно читать стихотворения.
9. Птицы. (2 ч.)
Знать: лексический материал по теме: нармунь, письмар, письмаркудо, цеков, цянав, пизэ, ливтямс,сёлмот.
Уметь: отвечать на вопросы к тексту, к картинке, читать и переводить тексты.
10. Свободное время. Игры. (4 ч.)
Знать: лексический материал по теме – налксема, налкшке,няка, оска, чиемс, кундамс, сасамс
Уметь: отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять рассказ по образцу, участвовать в диалоге, выразительно читать стихотворения
11. Человек, Части тела. Здоровье. (6 ч.)
Знать: лексику по теме – ломань, шубрачи, ваньксчи, пря, кедь, пильге, пиле, сур,пей.
Уметь:отвечать на вопросы, используя лексику по изученной теме, составлять текст-описание по образцу, участвовать в диалоге.
12. Праздники. (5 ч.)
Знать: об особенностях праздников у мордвы.
Уметь: отвечать на вопросы, составлять тексты поздравлений, поддерживать разговор по заданной теме, выразительно читать стихотворения и понимать их содержание.
13. Мир вокруг нас. Моя Родина – Мордовия. (4 ч.)
Знать: лексику по теме - тириньмастор, мода, тириньёнкс, паксят, вирть, пертьпелькс,вечкемс.
Уметь: отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять текст к картине, читать и переводить тексты, выразительно читать стихотворения.
VIII.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы, разделы | Всего часов | Теоретич. обучение | Самостоятельная работа | Развитие речи | Контр.работа |
1 | Мы знакомимся | 4 | 2 | 1 | 1 | |
2 | Школа, наш класс | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Времена года | 18 | 10 | 3 | 4 | 1 |
4 | Еда | 3 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Семья | 6 | 2 | 2 | 1 | 1 |
6 | Домашние и дикие животные | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Птицы | 2 | 1 | 1 | | |
8 | Человек. Здоровье | 6 | 2 | 2 | 1 | 1 |
9 | Дружба. Мои друзья. | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10 | В свободное время. Игры. | 6 | 2 | 2 | 1 | 1 |
11 | Мордовские народные сказки | 1 | | | 1 | |
12 | Праздники. | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 |
13 | Мир вокруг нас. Наша родина. | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 |
| Итого: | 68 | | | | |
IX.Календарно-тематическое планирование
уроков эрзянского языкав 2 классе
№ | Темы | Вид занятий | Характеристика учебной деятельности | Кол-во час | Дата планирования |
план | факт |
1 | Содамоньпокшчи. | Ввод новой лексики | | 1 | | |
2 | Шумбраксема. | Ввод новой лексики | Чтение диалога | 1 | | |
3 | Теевтяносодавикс. | Активизация речевых умений | Составление диалога | 1 | | |
4 | Меленьветицявалт. | Урок с групповыми формами работы | Работа с речевыми конструкциями | 1 | | |
5 | Школасо. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод текста | 1 | | |
6 | Классо. | Ввод новой лексики | Чтение стихотворения | 1 | | |
7 | Ловома. | Ввод новой лексики | Разучивание считалки | 1 | | |
8 | Кеменьсловомась. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод текста | 1 | | |
9 | Минекклассось. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем предложения | 1 | | |
10 | Классось. | Повторение | Проверочная работа | 1 | | |
11 | Иеньшкатне. | Ввод новой лексики | Чтение стихотворения | 1 | | |
12 | Вечкевиксиеньшкась. | Знакомство с новыми речевыми конструкциями | Составляем диалог по образцу | 1 | | |
13 | Умарьпире. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод | 1 | | |
14 | Умарьпиреньказнетне. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение по ролям | 1 | | |
15 | Эмежть. | Ввод новой лексики | Чтение текста | 1 | | |
16 | Эмеженьпурнамось. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод | 1 | | |
17 | Эрзяньёвкст. | Путешествие | Инсценирование сказок | 1 | | |
18 | Ярсамопельть. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем рассказ по картинке | 1 | | |
19 | Лезэвярсамопельть. | Повторение и обобщение темы | Работа с текстом | 1 | | |
20 | Сёксь. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод текста | 1 | | |
21 | Сёксентьтюсонзо. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем предложения по картинкам | 1 | | |
22 | Сёксентьказнензэ. | Знакомство с новыми речевыми конструкциями | Составляем текст-описание | 1 | | |
23 | Сёксеньвирьсэ. | Ввод новой лексики | Работа с текстом | 1 | | |
24 | Вирьсэ. | Активизация речевых умений и навыков | Работа с текстом, ответы на вопросы | 1 | | |
25 | Идем ракшат. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод текста | 1 | | |
26 | Теленьучома. | Ввод новой лексики | Чтение стихотворения | 1 | | |
27 | Теленьтешкстнэ. | Ввод новой лексики | Работа с текстом | 1 | | |
28 | Теленьвирьсэ. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и перевод | 1 | | |
29 | Теленькенярдомат. | Развитие речи | Составляем предложения к рисункам | 1 | | |
30 | Од иенькаршо. | Ввод новой лексики | Чтение диалога по ролям | 1 | | |
31 | Од ие. | Ввод новой лексики | Чтение стихотворения | 1 | | |
32 | Теленьпокшчитне. | Презентация | Конкурс чтецов | 1 | | |
33 | Эрзяньёвкст. | Путешествие | Инсценирова- ние фрагментов сказок | 1 | | |
34 | Кудоньракшат. | Ввод новой лексики | Составляем рассказ | 1 | | |
35 | Кудоньракшатненьмельгаякамось. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод | 1 | | |
36 | Монь вечкевикскудонь ракшам. | Активизация речевых умений и навыков | Составляем текст-описание | 1 | | |
37 | Монь семиям. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод | 1 | | |
38 | Монь малавиксэнь. | Ввод новой лексики | Работа с текстом | 1 | | |
39 | Кудосолездамось. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение стихотворения | 1 | | |
40 | Кудосо. | Активизация речевых умений и навыков | Творческая работа | 1 | | |
41 | Семиясоэрямось. | Активизация речевых умений и навыков | Ответы на вопросы по рисунку | 1 | | |
42 | Кудоютконьмелявтомат. | Повторение и обобщение темы | Тестовая работа | 1 | | |
43 | Отечестваньванстыцяньчи. | Ввод новой лексики | Работа с новыми речевыми конструкциями | 1 | | |
44 | Аваненьказненьанокстамось. | Урок творчества | Составляем текст поздравления | 1 | | |
45 | Аваньпокшчи. | Развитие речи | Конкурс чтецов | 1 | | |
46 | Тундо. | Ввод новой лексики | Работа с текстом | 1 | | |
47 | Тундоньтюстнэ. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод текста | 1 | | |
48 | Пертьпельксэсьтунда. | Активизация речевых умений и навыков | Рассказ по картинке | 1 | | |
49 | Састьнармунтне. | Ввод новой лексики | Чтение текста,ответы на вопросы к тексту | 1 | | |
50 | Нармунтнеминекоянок. | Ввод новой лексики | Чтение текста, ответы на вопросы | 1 | | |
51 | Тириньёнкске. | Активизация речевых умений и навыков | Конкурс чтецов | 1 | | |
52 | Рунгось. | Ввод новой лексики | Ответы на вопросы к тексту | 1 | | |
53 | Минекшумбрачись. | Знакомство с новыми речевыми конструкциями | Работа с текстом | 1 | | |
54 | Ваньксчись-минекшумбрачи. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и перевод текста | 1 | | |
55 | Шумбрачись. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение диалога по ролям | 1 | | |
56 | Шумбрачинтьванстомась. | Повторение и обобщение темы | Проверочная работа | 1 | | |
57 | Ялгаксчи. | Ввод новой лексики | Чтение и перевод | 1 | | |
58 | Ялгат. | Ввод новых речевых конструкций | Составление диалога | 1 | | |
59 | Юткошкасто. | Активизация речевых умений и навыков | Рассказ по картинке | 1 | | |
60 | Налкшкеть. | Ввод новой лексики | Составляем небольшой текст к рисунку | 1 | | |
61 | Налксемат. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение стихотворения | 1 | | |
62 | Минекналксематне. | Активизация речевых умений и навыков | Чтение и перевод текста | 1 | | |
63 | Налксемат. | Повторение и обобщение темы | Работа с текстом | 1 | | |
64 | Ялгаксчисээрямось. | Развитие речи | Составляем диалог | 1 | | |
65 | Саськизэсь. | Ввод новой лексики | Чтение и ответы на вопросы | 1 | | |
66 | Кизэ. | Активизация речевых умений и навыков | Рассказ по картинке | 1 | | |
67 | Кизэ. | Повторение и обобщение темы | Тестовая работа | 1 | | |
68 | Кизэньканикулатне. | Развитие речи | Конкурс чтецов | 1 | | |
X. Учебно-методическое обеспечение предмета эрзянский язык во 2 классе.
В 2017г. издано учебное пособие «Эрзянский язык», автора С.Ю. Дмитриевой, утверждённый Министерством образования РМ. Учебное пособие предполагает постепенное вхождение ребёнка в мир эрзянского языка и мордовской национальной культуры.
В качестве дополнения при проведении занятий по эрзянскому языку служат издания Голенкова Н.Б. «Уроки мокшанского, эрзянского» для первого года обучения.
Дополнительный материал к урокам можно также подобрать в учебниках Н.В.Зиновьева, Т.И.Зиновьевой: «Тештине» («Звёздочка») - 1992г., «Цёковне» («Соловей») - 1993, «Чивалдо» («Солнечный свет») - 1995г., «Горниповне» («Бубенчик») - 1996г., изданных Мордовским книжным издательством.
Много занимательного материала предложено в хрестоматии для маленьких, составленной А.И.Брыжинским «Лисьмаприне» («Родничок»); в учебном издании «Чипайне» («Солнышко») - книгой для внеклассного чтения во 2-4 классах, составленной В.П.Храмовой, В.С.Ширманкиной, а также в журнале «Чилисема» и в журнале «Сятко»
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»]
http://easyen.ru [Современный учительский портал];
http://www.k-yroky.ru/load/125 [Сайт для учителей и учащихся «К уроку.Ru].
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Папки с иллюстрациями
Учебно-наглядные пособия
Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).
учебные диски («Живи, родной язык !»
учебные фильмы, мультфильмы
диски с мордовскими народными сказками
Компьютер