МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Адыгея
МБОУ "СШ №1 им.Героя России В.Ч.Мезоха" а.Тахтамукай
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 29.08.2022г Руководитель МО __________Куйсокова С.И. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________Евтых З.А. от 30.08.2022 | УТВЕРЖДАЮ Ддиректор МБОУ «СШ №1 им.Героя России В.Ч.Мезоха» ____________Шантыз С.М. Приказ № _____ от 31.08.2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 770363)
учебного предмета
«Математика»
для 1 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Тлеуж Сулима Султановна
а. Тахтамукай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий,
зависимостей (работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в
математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами
информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2) Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3) Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
Раздел 1. Числа |
1.1. | Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. | 9 | 0 | 0 | | Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью заданной мерки, по определению длины в сантиметрах; Словесное описание группы предметов, ряда чисел; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/veselaya-matematika-1-klass |
1.2. | Единица счёта. Десяток. | 1 | 0 | 0 | | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/veselaya-matematika-1-klass |
1.3. | Счёт предметов, запись результата цифрами. | 1 | 0 | 0 | | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/veselaya-matematika-1-klass |
1.4. | Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. | 2 | 0 | 0 | | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/veselaya-matematika-1-klass |
1.5. | Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. | 2 | 0 | 0 | | Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/195848 |
1.6. | Число и цифра 0 при измерении, вычислении. | 1 | 0 | 0 | | Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/slojenie-i-vychitanie |
1.7. | Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. | 1 | 0 | 0 | | Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/slojenie-i-vychitanie https://pptcloud.ru/matematika/slozhenie-i-vychitanie-v-predelah-20 |
1.8. | Однозначные и двузначные числа. | 1 | 0 | 0 | | Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно; Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/ustnyy-schet-151790 |
1.9. | Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц | 2 | 0 | 0 | | Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/ustnyy-schet-151790 |
Итого по разделу | 20 | |
Раздел 2. Величины |
2.1. | Длина и её измерение с помощью заданной мерки. | 2 | 0 | 0 | | Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как простейший инструмент измерения длины; Наблюдение действия измерительных приборов; Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; Использование линейки для измерения длины отрезка; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/lineyka |
2.2. | Сравнение без измерения: выше —ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. | 2 | 0 | 0 | | Линейка как простейший инструмент измерения длины; Наблюдение действия измерительных приборов; Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; Использование линейки для измерения длины отрезка; Коллективная работа по различению и сравнению величин; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/lineyka https://pptcloud.ru/matematika/matematika-1-klass-dlinnee-koroche-odinakovye-po-dline |
2.3. | Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. | 3 | 0 | 0 | | Наблюдение действия измерительных приборов; Понимание назначения и необходимости использования величин в жизни; Использование линейки для измерения длины отрезка; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/lineyka |
Итого по разделу | 7 | |
Раздел 3. Арифметические действия |
3.1. | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 23 | 0 | 0 | | Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/slozhenie-i-vychitanie-dvuznachnyh-chisel-208236 |
3.2. | Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. | 5 | 0 | 1 | | Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия; Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); | Практическая работа; | https://pptcloud.ru/matematika/vesyolyy-schyot |
3.3. | Вычитание как действие, обратное сложению. | 3 | 0 | 0 | | Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/slagaemye-summa |
3.4. | Неизвестное слагаемое. | 1 | 0 | 0 | | Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/slagaemye-summa |
3.5. | Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. | 1 | 0 | 0 | | Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/slagaemye-summa |
3.6. | Прибавление и вычитание нуля. | 1 | 0 | 0 | | Учебный диалог: «Сравнение практических (житейских) ситуаций, требующих записи одного и того же арифметического действия, разных арифметических действий»; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/chislo -i-tsifra-0-svoystva-slozheniya-i-vychitaniya-s-nulem |
3.7. | Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. | 5 | 0 | 0 | | Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/nazvaniya-i-posledovatelnost-chisel-ot-11-do-20 |
3.8. | Вычисление суммы, разности трёх чисел. | 1 | 0 | 0 | | Работа в парах/группах: проверка правильности вычисления с использованием раздаточного материала, линейки, модели действия, по образцу; обнаружение общего и различного в записи арифметических действий, одного и того же действия с разными числами; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/ geometricheskie-figury-155328 |
Итого по разделу | 40 | |
Раздел 4. Текстовые задачи |
4.1. | Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. | 2 | 0 | 0 | | Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/reshenie-zadach-1-klass-140796 |
4.2. | Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. | 1 | 0 | 0 | | Соотнесение текста задачи и её модели; Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/reshenie-zadach-1-klass-140796 |
4.3. | Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. | 1 | 0 | 0 | | Соотнесение текста задачи и её модели; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/reshenie-zadach-1-klass-140796 |
4.4. | Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. | 11 | 0 | 0 | | Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Соотнесение текста задачи и её модели; Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/reshenie-zadach-1-klass-140796 |
4.5. | Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). | 1 | 0 | 0 | | Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математическогоотношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/reshenie-zadach-1-klass-140796 |
Итого по разделу | 16 | |
Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры |
5.1. | Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. | 4 | 0 | 0 | | Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/davay-poschitaem-2 |
5.2. | Распознавание объекта и его отражения. | 3 | 0 | 0 | | Составление пар: объект и его отражение; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/davay-poschitaem-2 |
5.3. | Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. | 3 | 0 | 1 | | Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции; Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геометрической фигуры; Творческие задания: узоры и орнаменты. Составление инструкции изображения узора, линии (по клеткам); | Практическая работа; | https://pptcloud.ru/matematika/matematika-1-klass-linii-krivaya-pryamaya-luch-otrezok-tochka |
5.4. | Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. | 6 | 0 | 1 | | Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; | Практическая работа; | https://pptcloud.ru/matematika/matematika-1-klass-linii-krivaya-pryamaya-luch-otrezok-tochka |
5.5. | Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. | 1 | 0 | 0 | | Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Учебный диалог: обсуждение свойств геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/mnogougolniki-1-klass-138706 |
5.6. | Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. | 3 | 0 | 0 | | Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/zanimatelnyy-ustnyy-schyot |
Итого по разделу | 20 | |
Раздел 6. Математическая информация |
6.1. | Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). | 1 | 0 | 0 | | Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika /zanimatelnyy-ustnyy-schyot |
6.2. | Группировка объектов по заданному признаку. | 5 | 0 | 0 | | Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/zadachi-po-geometrii-11-klass |
6.3. | Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. | 1 | 0 | 0 | | Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/zadachi-po-geometrii-11-klass |
6.4. | Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. | 1 | 0 | 0 | | Знакомство с логической конструкцией «Если … , то…».Верно или неверно: формулирование и проверка предложения; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/ zadachi-po-geometrii-11-klass |
6.5. | Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу | 1 | 0 | 0 | | Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/zadacha-154492 |
6.6. | Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). | 3 | 0 | 0 | | Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положениярисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika/zadacha-154492 |
6.7. | Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. | 3 | 0 | 0 | | Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; | Устный опрос; | https://pptcloud.ru/matematika /chetyrehugolniki-pryamougolnik-kvadrat-prezentatsiya-1-klass |
Итого по разделу: | 15 | |
Резервное время | 14 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 132 | 0 | 3 | |
Поурочное планирование по математике
(Кол-во часов в год - 132, количество часов в неделю – 4)
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
Подготовка к изучени чисел. Пространственные и временные представления (8ч.) | всего | контрольные работы | практические работы | | |
1 | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | | | | | |
2 | Счёт предметов. | | | | | |
3 | Пространственные представленя (вверху, внизу, слева. справа) | | | | | |
4 | Временные отношения (раньше, позже, сначала, потом) | | | | | |
5 | Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же» | | | | | |
6 | Сравнение групп предметов. Отношения «на сколько больше», «на сколько меньше» | | | | | |
7 | Отношения «больше», «меньше», «столько же», «больше на...» «меньше на...» | | | | | |
8 | Проверочная работа по теме: «Подготовка к изучению чисел». | | | | | |
Числа от 1 до 10. Число 0 (28ч.) | | | | |
9 | Поняти «много», «один». Число и цифра 1 | | | | | |
10 | Число 1 и 2.Письмо цифры 2. | | | | | |
11 | Число и цифра 3. Письмо цифры 3. | | | | | |
12 | Знаки «+», «-», «=» | | | | | |
13 | Число и цифра 4. Письмо цифры 4. | | | | | |
14 | Поняти «длиннее», «короче». | | | | | |
15 | Число и цифра 5. Письмо цифры 5. | | | | | |
16 | Числа от 1 до 5.Состав числа 5. | | | | | |
17 | Закрепление изученного. «Странички для любознательных.» | | | | | |
18 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | | | | | |
19 | Ломаная линия. | | | | | |
20 | Закрепление. | | | | | |
21 | Знаки «», « | | | | | |
22 | Равенство. Неравенство. | | | | | |
23 | Многоугольник. | | | | | |
24 | Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 6. | | | | | |
25 | Числа и цифры 6 и 7. Письмо цифры 7. | | | | | |
26 | Числа и цифры 8 и 9. Письмо цифры 8. | | | | | |
27 | Числа и цифры 8 и 9. Письмо цифры 9. | | | | | |
28 | Число 10. | | | | | |
29 | Повторение и закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 10». | | | | | |
30 | Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах». | | | | | |
31 | Сантиметр. | | | | | |
32 | Увеличить на..., Уменьштть на.. | | | | | |
33 | Число 0. | | | | | |
34 | Сложение и вычитание с числом 0. | | | | | |
35 | Страничка для любознательных | | | | | |
36 | Закрепление изученного материала. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | | | | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (58 ч) | | | | |
37 | Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1. | | | | | |
38 | Сложение и вычитание вида □ + 1+1, □ – 1-1. | | | | | |
39 | Сложение и вычитание вида, □ + 2, □ – 2. | | | | | |
40 | Слагаемые. Сумма. | | | | | |
41 | Задача. | | | | | |
42 | Задача. Составление задачи по рисунку. | | | | | |
43 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | | | | | |
44 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | | | | | |
45 | Задачи на увеличение, уменьшение на несколько единиц. | | | | | |
46 | Страничка для любознательных | | | | | |
47 | Повторение и закрепление изученного материала. | | | | | |
48 | Страничка для любознательных | | | | | |
49 | Сложение и вычитание вида □ + 3, □ – 3. | | | | | |
50 | Прибавление ив ычитание числа 3. | | | | | |
51 | Сравнение длин отрезков. | | | | | |
52 | Таблицы сложения и вычитания с числом 3. | | | | | |
53 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | | | | | |
54 | Решение задач. | | | | | |
55 | Решение задач. | | | | | |
56 | Страничка для любознательных | | | | | |
57 | Что узнали. Чему научились | | | | | |
58 | Что узнали. Чему научились | | | | | |
59 | Закрепление изученного материала. | | | | | |
60 | Закрепление изученного. | | | | | |
61 | Проверочная работа по теме: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» | | | | | |
62 | Закрепление изученного. | | | | | |
63 | Закрепление изученного. | | | | | |
64 | Закрепление изученного. | | | | | |
65 | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. | | | | | |
66 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами) | | | | | |
67 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами) | | | | | |
68 | Сложение и вычитание вида □ ± 4. | | | | | |
69 | Закрепление изученного. | | | | | |
70 | Решение задач на разностное сравнение | | | | | |
71 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | | | | | |
72 | Решение задач | | | | | |
73 | Перестановка слагаемых | | | | | |
74 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. | | | | | |
75 | Таблицы для случаев □ + 5, 6, 7, 8, 9 . | | | | | |
76 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9 | | | | | |
77 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9 | | | | | |
78 | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, 6, 7, 8, 9 | | | | | |
79 | Страничка для любознательных | | | | | |
80 | Что узнали. Чему научились Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 10» | | | | | |
81 | Связь между суммой и слагаемыми. | | | | | |
82 | Связь между суммой и слагаемыми. | | | | | |
83 | Решение задач. | | | | | |
84 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность | | | | | |
85 | Вычитание вида 6 – □, 7 – □. | | | | | |
86 | Закрепление приема вычислений вида 6 – □, 7 – □. Решение задач. | | | | | |
87 | Вычитание в случаях вида 8 – □, 9 – □. | | | | | |
88 | Закрепление приема вычислений вида 8– □, 9– □. Решение задач. | | | | | |
89 | Вычитание вида 10 - □. | | | | | |
90 | Закрепление изученного. Решение задач. | | | | | |
91 | Килограмм | | | | | |
92 | Литр | | | | | |
93 | Что узнали. Чему научились | | | | | |
94 | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание» | | | | | |
Числа от 1 до 20. Нумерация (10ч.) | | | | |
95 | Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | | | | | |
96 | Образование чисел второго десятка | | | | | |
97 | Запись и чтение чисел второго десятка. | | | | | |
98 | Дециметр. | | | | | |
99 | Случаи сложения и вычитания вида: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. | | | | | |
100 | Страничка для любознательных | | | | | |
101 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | | | | | |
102 | Проверочная работа по теме «Нумерация чисел от 11 до 20». | | | | | |
103 | План решения задачи в два действия и запись решения | | | | | |
104 | Решение задач в два действия | | | | | |
Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание (28 ч.) | | | | |
105 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | | | | | |
106 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 2, □ + 3. | | | | | |
107 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 4. | | | | | |
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 5. | | | | | |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 6. | | | | | |
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 7. | | | | | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида: □ + 8, □ + 9. | | | | | |
112 | Таблица сложения | | | | | |
113 | Таблица сложения, решение задач | | | | | |
114 | Страничка для любознательных | | | | | |
115 | Что узнали. Чему научились | | | | | |
116 | Общие приёмы вычитания с переходом через десяток | | | | | |
117 | Вычитание вида: 11 - □. | | | | | |
118 | Вычитание вида: 12 - □. | | | | | |
119 | Вычитание вида: 13 - □. | | | | | |
120 | Вычитание вида: 14 - □. | | | | | |
121 | Вычитание вида: 15 - □. | | | | | |
122 | Вычитание вида: 16 - □. | | | | | |
123 | Вычитание вида: 17 - □, 18 - □. | | | | | |
124 | Страничка для любознательных | | | | | |
125 | Что узнали. Чему научились | | | | | |
126 | Итоговая проверочная работа . Промежуточная аттестация | | | | | |
127 | Наши проекты | | | | | |
128 | Что узнали. Чему научились в первом классе | | | | | |
129 | Что узнали. Чему научились в первом классе | | | | | |
130 | Проверка знаний | | | | | |
131 | Что узнали. Чему научились в первом классе | | | | | |
132 | Что узнали. Чему научились в первом классе | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2011г.
2.Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2016
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2013
2.Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2013
3.Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.- М.: Просвещение, 2006.
4.Савинова С.В. Система уроков по учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой – Волгоград : Учитель, 2012.
5.Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2011.
6.«Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. « - М.:ВАКО,2007.
7.Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая - М.: Экзамен,2007.
8.Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.
9.Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://pptcloud.ru/matematika/zadacha-154492
https://pptcloud.ru/matematika
/chetyrehugolniki-pryamougolnik-kvadrat-prezentatsiya-1-klass
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук
Проектор
Классная доска
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Ноутбук
Проектор
Классная доска
Модель часов
Счетный материал
Наглядное пособие