МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД 04. МАТЕМАТИКА
для профессии среднего профессионального образования
09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
РАССМОТРЕНО
Цикловой комиссией (ЦК)
естественнонаучного профиля
Руководитель ЦК
_________ /Л.Х.Шаяхметова /
Протокол заседания ЦК
РАЗРАБОТЧИК
Лиханова А.Ю., преподаватель
от «___»___________ 2020 г. № ____
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ22
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 03. МАТЕМАТИКА
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Математика реализуется в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы технического профиля в соответствии с ФГОС СПО базовой подготовки в очной форме обучения на базе основного общего образования с получением среднего общего образования со сроком обучения 2 года 10 месяцев.
Настоящая рабочая программа (далее – программа) разработана на основе примерной программы для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»): Башмаков М.И. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
В соответствии с рекомендациями ФГАУ «ФИРО» учебный материал в тематическом плане представлен в форме чередующегося развертывания основных содержательных линий, и, как отмечено в примерной программе по математике Башмакова М.И., это позволяет гибко использовать их расположение и взаимосвязь, учитывая специфику осваиваемой профессии, глубину изучения материала, уровень подготовки студентов по предмету.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
В соответствии с учебным планом разработки 2020 года дисциплина отнесена к общеобразовательному циклу, изучается на базовом уровне в первом и втором семестрах первого курса обучения, в третьем и четвертом семестрах второго курса обучения.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины Математика обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
- готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения целей, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности; включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений, способность воспринимать красоту и гармонию мира.
Предметных (базовый уровень):
- сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
- сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления, понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
- владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений, неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ при решении задач;
- сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
- владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
- сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях,
- владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Достигнутые результаты являются началом формирования общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.3 Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4 Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео – редакторов.
ПК 2.1Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающихся: 428 часов
В том числе:
Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся: 285 часов
Самостоятельная работа студентов: 143часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Математика Объем учебнойдисциплины ивиды учебной работы
Таблица2.1
Сокращение | Вид учебной работы | Объем часов |
ООЧ | Общий объем часов (сумма АР1+СР2),в том числе: | 428 |
АР | аудиторная работа обучающегося (во взаимодействии с преподавателем, сумма ТО3+ПЗ4+ЛР5+КР6+ПА7): | 285 |
ТО | теоретическое обучение (урок, лекция) | 219 |
КР | контрольные работы | 10 |
ПР | проверочные работы | 9 |
ПЗ | практические занятия (в том числе семинары) | 47 |
ЛР | лабораторные работы | 0 |
ПА | промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачетаво 2 семестре экзаменав 4 семестре | |
СР | самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем) | 143 |
Тематический план и содержание учебной дисциплины Математика
№ п/п | Наименование разделов и тем; содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | № занятия | Общий объем часов |
ТО | ПЗ | ЛР | АР | СР |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Введение | Развитие понятия о числе. | 1 | 1 | | | 1 | |
Раздел 1 | Действительные числа. | 33 | |
Тема 1.1 | Развитие понятия о числе. | | 4 | 3 | | 7 | 12 |
1.1.1 | Действительные числа. Математика в профессии мастера по обработке цифровой информации. | 2 | 1 | | | | |
1.1.2 | Арифметический корень натуральной степени, свойства. | 3 | 1 | | | | |
1.1.3 | Степень с действительным показателем. Свойства степени. | 4 | 1 | | | | |
ПЗ 1 | Тема: Вычисление арифметического корня натуральной степени. | 5 | | 1 | | | |
ПЗ 2 | Тема: Вычисление степени с действительным показателем. | 6 | | 1 | | | |
ПЗ 3 | Тема: Решение задач. | 7 | | 1 | | | |
ПР 1 | Проверочная работа. | 8 | 1 | | | | |
СР | 1.Работа с учебной и справочной литературой, письменные ответы на вопросы, предложенные преподавателем, по темам основной школы. 2.Решение задач. 3. Подготовка сообщения на тему «История развития понятия числа». | | | | | | 12 |
Тема 1.2 | Степенная функция | | 6 | 2 | | 8 | 11 |
1.2.1 | Степенная функция. Ее свойства и график | 9 -10 | 2 | | | | |
1.2.2 | Равносильные уравнения и неравенства | 11 | 1 | | | | |
1.2.3 | Иррациональные уравнения и неравенства. | 12-13 | 2 | | | | |
ПЗ4 | Тема: Решение задач на построение графиков степенной функции, применение свойств степенной функции, чтение графиков. | 14 | | 1 | | | |
ПЗ 5 | Тема: Решение иррациональных уравнений и неравенств. | 15 | | 1 | | | |
ПР2 | Проверочная работа. | 16 | 1 | | | | |
СР | 1.Составление таблицы с графиками и свойствами известных студентам элементарных функций. 2.Решение тренировочных упражнений | | | | | | 11 |
Тема1.3 | Показательная функция. | | 12 | 6 | | 18 | 14 |
1.3.1 | Показательная функция. Ее свойства и график. | 17-19 | 3 | | | | |
1.3.2 | Показательные уравнения. | 20-24 | 5 | | | | |
1.3.3 | Показательные неравенства. | 25-27 | 3 | | | | |
ПЗ 6 | Построение графиков показательной функции, чтение графиков, преобразования графиков. | 28 | | 1 | | | |
ПЗ 7-8 | Решение показательных уравнений разложением на множители, подстановкой, графическим способом. | 29-30 | | 2 | | | |
ПЗ 9 | Решение показательных неравенств. | 31 | | 1 | | | |
ПЗ 10 | Решение систем показательных уравнений и неравенств. | 32 | | 1 | | | |
ПЗ 11 | Решение задач. | 33 | | 1 | | | |
КР 1 | Контрольная работа | 34 | 1 | | | | |
СР | Составление сообщения об ученых – математиках, работавших над изученной темой. Выполнение тренировочных упражнений. | | | | | | 14 |
Раздел 2 | Элементы стереометрии. | 37 | |
Тема 2.1 | Введение. Параллельность прямых и плоскостей. | | 27 | 2 | | 23 | 14 |
2.1.1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. | 35-36 | 2 | | | | |
2.1.2 | Некоторые следствия из аксиом. | 37-38 | 2 | | | | |
2.1.3 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых | 39-40 | 2 | | | | |
2.1.4 | Параллельность прямой и плоскости. | 41-42 | 2 | | | | |
2.1.5 | Скрещивающиеся прямые. | 43-44 | 2 | | | | |
2.1.6 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми. | 45-46 | 2 | | | | |
5.1.1 | Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса числа. | 47 | 1 | | | | |
5.1.2 | Знаки синуса, косинуса, тангенса угла. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. | 48 | 1 | | | | |
5.1.3 | Синус, косинус и тангенс углов и - . Формулы сложения. | 49 | 1 | | | | |
5.1.4 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. | 50 | 1 | | | | |
5.1.5 | Формулы приведения | 51 | 1 | | | | |
5.1.6 | Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов. | 52 | 1 | | | | |
2.1.7 | Параллельные плоскости. Признак параллельности плоскостей. Свойства параллельных плоскостей. | 53-54 | 2 | | | | |
2.1.8 | Тетраэдр. | 55-57 | 3 | | | | |
2.1.9 | Параллелепипед. | 58-60 | 3 | | | | |
ПЗ12 | Тема. Решение задач на применение признака и свойств параллельных плоскостей. | 61 | | 1 | | | |
ПЗ 13 | Тема. Решение задач на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда. | 62 | | 1 | | | |
ПР 3 | Проверочная работа. | 63 | 1 | | | | |
СР | Составить кроссворд с математическими терминами по изученной теме. Изготовить модели тетраэдра и параллелепипеда. Решение задач на построение сечений. | | | | | | 14 |
Тема 2.2 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | | 11 | 3 | | 14 | 9 |
2.2.1 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 64-65 | 2 | | | | |
2.2.2 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 66 | 1 | | | | |
2.2.3 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости. Расстояние от точки до плоскости. | 67 | 1 | | | | |
2.2.4 | Теорема о трех перпендикулярах. | 68 | 1 | | | | |
2.2.5 | Угол между прямой и плоскостью. | 69 | 1 | | | | |
2.2.6 | Двугранный угол. Угол между плоскостями. | 70-71 | 2 | | | | |
2.2.7 | Перпендикулярные плоскости. Признак перпендикулярности двух плоскостей. | 72 | 1 | | | | |
2.2.8 | Прямоугольный параллелепипед. | 73 | 1 | | | | |
ПЗ 14-16 | Тема. Решение задач на применение признаков перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. | 74-76 | | 3 | | | |
КР 2 | Контрольная работа | 77 | 1 | | | | |
СР | Подготовка докладов о Н. И. Лобачевском и С.В. Ковалевской. Составление и решение задач по теме, связанных с избранной профессией. | | | | | | 9 |
Раздел 3 | Элементарные функции | | | | | 20 | |
Тема 3.1 | Логарифмическая функция. | | 13 | 7 | | 20 | 10 |
3.1.1 | Определение логарифма. Основное логарифмическое тождество. | 78-79 | 2 | | | | |
3.1.2 | Свойства логарифмов. | 80-81 | 2 | | | | |
3.1.3 | Десятичные и натуральные логарифмы. Переход к новому основанию. | 82 | 1 | | | | |
3.1.4 | Логарифмическая функция, ее свойства и график. | 83-84 | 2 | | | | |
3.1.5 | Логарифмические уравнения. | 85-87 | 3 | | | | |
3.1.6 | Логарифмические неравенства. | 88-89 | 2 | | | | |
ПЗ 17-18 | Тема. Решение задач на вычисление логарифмов, построение графиков логарифмической функции. | 90-91 | | 2 | | | |
ПЗ 19-21 | Тема. Решение логарифмических уравнений. | 92-94 | | 3 | | | |
ПЗ 22-23 | Тема. Решение логарифмических неравенств. | 95-96 | | 2 | | | |
КР 3 | Контрольная работа | 97 | 1 | | | | |
СР | Обобщение материала по способам решения логарифмических уравнений в виде таблицы (подобрать и решить логарифмические уравнения). Решение задач. | | | | | | 10 |
Раздел 4 | Элементы стереометрии | 17 | |
Тема 4.1 | Многогранники | | 14 | 3 | | 17 | 9 |
4.1.1 | Понятие многогранника. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. | 98 | 1 | | | | |
4.1.2 | Геометрическое тело. | 99 | 1 | | | | |
4.1.3 | Призма. Площадь поверхности призмы. Симметрия в призме. | 100-102 | 3 | | | | |
4.1.4 | Пирамида. Правильная пирамида. | 103-105 | 3 | | | | |
4.1.5 | Площадь поверхности пирамиды. | 106-107 | 2 | | | | |
4.1.6 | Усеченная пирамида. Симметрия в пирамиде. | 108 | 1 | | | | |
4.1.7 | Правильные многогранники. Оси и центры симметрии правильных многогранников. | 109-110 | 2 | | | | |
ПЗ 24 | Тема. Решение задач на вычисление площади поверхности призмы и пирамиды. | 111 | | 1 | | | |
ПЗ 25-26 | П.р.№25;26 Решение задачна вычисление площади поверхности многогранника по данной модели. | 112-113 | | 2 | | | |
КР 4 | Контрольная работа | 114 | 1 | | | | |
СР | Изготовление модели правильных многогранников. Решение задач. | | | | | | 9 |
Раздел 5 | Элементарные функции | | | | | 43 | |
Тема 5.1 | Тригонометрические формулы | | 7 | 1 | | 8 | 7 |
5.1.1 | Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса числа. | 115 | 1 | | | | |
5.1.2 | Знаки синуса, косинуса, тангенса угла. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. | 116 | 1 | | | | |
5.1.3 | Синус, косинус и тангенс углов и - . Формулы сложения. | 117 | 1 | | | | |
5.1.4 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. | 118 | 1 | | | | |
5.1.5 | Формулы приведения. | 119 | 1 | | | | |
5.1.6 | Сумма и разность синусов, сумма и разность косинусов. | 120 | 1 | | | | |
ПЗ 27 | Тема. Решение задач на применение формул тригонометрии. | 121 | | 1 | | | |
ПР 4 | Проверочная работа | 122 | 1 | | | | |
СР | Сочинение «Математика в моей профессии» Подготовка исторической справки о возникновении и развитии тригонометрии. | | | | | | 7 |
Тема 5.2 | Тригонометрические уравнения и неравенства | | 18 | 2 | | 20 | 9 |
5.2.1 | Уравнение sinx = a. | 123-125 | 3 | | | | |
5.2.2 | Уравнение cosx = a. | 126-128 | 3 | | | | |
5.2.3 | Уравнение tgx = a. | 129-131 | 3 | | | | |
5.2.4 | Тригонометрические уравнения. | 132-135 | 4 | | | | |
5.2.5 | Тригонометрические неравенства. | 136-137 | 2 | | | | |
ПЗ 28-29 | Решение задач. | 138-139 | | 2 | | | |
КР 5 | Контрольная работа. | 140 | 1 | | | | |
СР | Подготовка сообщения об ученых, сделавших открытия в тригонометрии. Обобщение материала по способам решения тригонометрических уравнений. Составление таблицы. Решение задач. | | | | | | 9 |
ПА | Дифференцированный зачет. | 141-142 | 2 | | | | |
| 2 курс | | | | | | |
Тема 5.3 | Тригонометрические функции. | | 10 | 1 | | 11 | 5 |
5.3.1 | Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность, монотонность, ограниченность, непрерывность тригонометрических функций | 143-144 | 2 | | | | |
5.3.2 | Функция у = sinx, ее свойства и график. Преобразования графика. Гармонические колебания. | 145-146 | 2 | | | | |
5.3.3 | Функция у = cosx, ее свойства и график. | 147-148 | 2 | | | | |
5.3.4 | Функция у = tgx, ее свойства и график. | 149-150 | 2 | | | | |
5.3.5 | Обратные тригонометрические функции. Область определения и множество значений, графики обратных тригонометрических функций. | 151 | 1 | | | | |
ПЗ 30 | Решение задач на применение свойств тригонометрических функций. | 152 | | 1 | | | |
ПР 5 | Проверочная работа | 153 | 1 | | | | |
СР | Составление таблицы с графиками и свойствами тригонометрических функций. Составление сообщения о применении тригонометрии в физике и других учебных дисциплинах. Решение задач по теме. | | | | | | 5 |
Раздел 6 | Элементы стереометрии. | | | | | 21 | |
Тема 6.1 | Векторы в пространстве. | | 8 | 1 | | 9 | 6 |
6.1.1 | Понятие вектора. Равенство векторов. Длина вектора. | 154-155 | 2 | | | | |
6.1.2 | Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Коллинеарные векторы. | 156-157 | 2 | | | | |
6.1.3 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. | 158-160 | 3 | | | | |
ПЗ 31 | Решение задач. | 161 | | 1 | | | |
ПР 6 | Проверочная работа. | 162 | 1 | | | | |
СР | Выполнение тренировочных упражнений на действия с векторами. Изображение схематично правил действий с векторами. | | | | | | 6 |
Тема 6.2 | Метод координат в пространстве. | | 11 | 1 | | 12 | 6 |
6.2.1 | Прямоугольная система координат в пространстве. | 163-164 | 2 | | | | |
6.2.2 | Координаты вектора. Модуль вектора. | 165 | 1 | | | | |
6.2.3 | Применение метода координат к решению задач. | 166-168 | 3 | | | | |
6.2.4 | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | 169-170 | 2 | | | | |
6.2.5 | Скалярное произведение в координатах. | 171-172 | 2 | | | | |
ПЗ 32 | Решение задач. | 173 | | 1 | | | |
КР 6 | Контрольная работа. | 174 | 1 | | | | |
СР | Составление справочной таблицы по теме. Решение задач. | | | | | | 6 |
Тема 6.3 | Цилиндр, конус, шар. | | 9 | 3 | | 12 | 5 |
6.3.1 | Понятие цилиндра. Сечения цилиндра. Площадь поверхности цилиндра | 175-176 | 2 | | | | |
6.3.2 | Понятие конуса. Сечения конуса. Площадь поверхности конуса. | 177-178 | 2 | | | | |
6.3.3 | Сфера. Уравнение сферы. Площадь сферы | 179-180 | 2 | | | | |
6.3.4 | Шар. Сечения шара. | 181 | 1 | | | | |
6.3.5 | Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере | 182 | 1 | | | | |
ПЗ 33-35 | Решение задач. | 183-185 | | 3 | | | |
П Р 7 | Проверочная работа. | 186 | | | | | |
СР | Составление доклада об ученых, занимавшихся созданием теории. Выполнение тренировочных упражнений на применение формул стереометрии. | | | | | | 5 |
Раздел 7 | Элементы математического анализа. | | | | | 44 | |
Тема 7.1 | Производная. Применения производной. | | 24 | 2 | | 26 | 7 |
7.1.1 | Числовые последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. | 187 | 1 | | | | |
7.1.2 | Понятие производной. Физический смысл производной. | 188 | 1 | | | | |
7.1.3 | Производная степенной функции. | 189-190 | 2 | | | | |
7.1.4 | Правила дифференцирования. | 191-192 | 2 | | | | |
7.1.5 | Производные основных элементарных функций. | 193-194 | 2 | | | | |
7.1.6 | Геометрический смысл производной. | 195-196 | 2 | | | | |
ПЗ 36 | Решение задач. | 197 | | 1 | | | |
ПР 8 | Проверочная работа. | 198 | 1 | | | | |
7.1.7 | Возрастание и убывание функции. | 199-200 | 2 | | | | |
7.1.8 | Экстремумы функции. | 201-202 | 2 | | | | |
7.1.9 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 203-205 | 3 | | | | |
7.1.10 | Наибольшее и наименьшее значения функции. | 206-208 | 3 | | | | |
7.1.11 | Применения производной к решению прикладных задач. | 209-210 | 2 | | | | |
ПЗ 37 | Решение задач. | 211 | | 1 | | | |
КР 7 | Контрольная работа. | 212 | 1 | | | | |
СР | Составление доклада об ученых, занимавшихся теорией дифференциального исчисления. Выполнение тренировочных упражнений на применение производной. | | | | | | 7 |
Тема 7.2 | Интеграл. | | 16 | 2 | | 18 | 5 |
7.2.1 | Первообразная. | 213-215 | 3 | | | | |
7.2.2 | Правила нахождения первообразной. | 216-218 | 3 | | | | |
7.2.3 | Понятие интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. | 219-221 | 3 | | | | |
7.2.4 | Вычисление площадей с помощью интеграла. | 222-224 | 3 | | | | |
7.2.5 | Применение производной и интеграла к решению практических задач в физике и геометрии. | 225-227 | 3 | | | | |
ПЗ 38-39 | Решение задач. | 228-229 | | 2 | | | |
КР 8 | Контрольная работа. | 230 | 1 | | | | |
СР | Создание заметки для математической стенгазеты. Составление исторической справки по теме. Решение задач. | | | | | | 5 |
Раздел 8 | Элементы стереометрии. | | | | | 16 | |
Тема 8.1 | Объемы тел. | | 14 | 2 | | 16 | 3 |
8.1.1 | Объем тела. Свойства объемов. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 231-232 | 2 | | | | |
8.1.2 | Объем прямой призмы. | 233-234 | 2 | | | | |
8.1.3 | Объем цилиндра. | 235-236 | 2 | | | | |
8.1.4 | Объем наклонной призмы. | 237 | 1 | | | | |
8.1.5 | Объем пирамиды. | 238-239 | 2 | | | | |
8.1.6 | Объем конуса. | 240-241 | 2 | | | | |
8.1.7 | Объем шара. Площадь сферы. | 242 | 1 | | | | |
8.1.8 | Отношение площадей поверхности и объемов подобных тел. | 243 | 1 | | | | |
ПЗ 40 | Решение задач. | 244 | | 1 | | | |
ПЗ 41 | Измерение и вычисление площади поверхности и объема данной модели геометрического тела. | 245 | | 1 | | | |
КР 9 | Контрольная работа. | 246 | 1 | | | | |
СР | Обобщение материала по стереометрии и составление справочной таблицы с формулами для вычисления площадей и объемов геометрических тел. Решение задач. | | | | | | 3 |
Раздел 9 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности. | | | | | 13 | |
Тема 9.1 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности. | | 11 | 2 | | 13 | 4 |
9.1.1 | Комбинаторные задачи. Правило умножения. | 247 | 1 | | | | |
9.1.2 | Перестановки. Размещения. | 248 | 1 | | | | |
9.1.3 | Сочетания и их свойства. | 249 | 1 | | | | |
9.1.4 | Бином Ньютона. Свойства коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 250 | 1 | | | | |
9.1.5 | Вероятность события. Сложение и умножение вероятностей. | 251 | 1 | | | | |
9.1.6 | Вероятность противоположного события. | 252 | 1 | | | | |
9.1.7 | Условная вероятность. | 253 | 1 | | | | |
9.1.8 | Вероятность произведения независимых событий. | 254 | 1 | | | | |
9.1.9 | Представление данных (таблицы, диаграммы, графики). | 255 | 1 | | | | |
9.1.10 | Элементы математической статистики. | 256 | 1 | | | | |
ПЗ 42-43 | Решение задач. | 258-258 | | 2 | | | |
ПР 9 | Проверочная работа. | 259 | 1 | | | | |
СР | Историческая справка «История развития комбинаторики». Решение задач. | | | | | | 4 |
Раздел 10 | Итоговое повторение курса математики. | | | | | 26 | |
Тема 10.1 | Повторение и подготовка к экзамену. | | 22 | 4 | | 26 | 7 |
10.1.1 | Степенная функция. | 260 | 1 | | | | |
10.1.2 | Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства. | 261-262 | 2 | | | | |
10.1.3 | Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства. | 263-264 | 2 | | | | |
10.1.4 | Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения и неравенства. | 265-266 | 2 | | | | |
10.1.4 | Производная. Применения производной. | 267-269 | 3 | | | | |
10.1.5 | Интеграл. Применения интеграла. | 270-272 | 3 | | | | |
10.1.6 | Основные теоремы стереометрии. Применение к решению задач. | 273-274 | 2 | | | | |
10.1.7 | Многогранники. Решение задач на вычисление площади поверхности и объема многогранников | 275-276 | 2 | | | | |
10.1.8 | Тела вращения. Вычисление площади и объема тел вращения. | 277-278 | 2 | | | | |
ПЗ 44 | Тема. Построение графиков элементарных функций, применение к решению задач. | 279 | | 1 | | | |
ПЗ 45-46 | Тема. Решение уравнений и неравенств. | 280-281 | | 2 | | | |
ПЗ 47 | Тема. Решение задач на вычисление площади поверхности и объема геометрических тел. | 282 | | 1 | | | |
КР 10 | Годовая контрольная работа | 283-284 | 2 | | | | |
10.1.9 | Анализ годовой контрольной работы. | 285 | 1 | | | | |
СР | Повторение, обобщение и систематизация в форме таблиц и схем материала по алгебре и началам анализа. Решение задач. | | | | | | 7 |
ПА | Промежуточная аттестация в форме экзамена | | | | | | |
| Общий объем часов | 428 | 238 | 47 | | 285 | 143 |
2.3 Примерные темы докладов:
История развития понятия числа.
Н.И. Лобачевский – великий реформатор геометрии.
История дифференциального исчисления.
История интегрального исчисления.
Золотое сечение.
Правильные многогранники.
Д. Непер – создатель логарифмов.
Многогранники в быту и технике.
Тела вращения.
Применения показательной функции в науке, в быту и технике.
Координатный метод в пространстве.
Векторы в физике.
С.В. Ковалевская.
Российские ученые – математики, их вклад в развитие науки.
Математика в моей профессии.
Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в профессии мастера общестроительных работ.
Занимательные задачи.
Задачи прикладного характера на определение экстремумов функции.
Основные способы решения тригонометрических уравнений.
Применение тригонометрических функций.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:кабинет математики: алгебры и начал математического анализа, геометрии
оснащенный оборудованием:
- рабочие места по количеству обучающихся 15 столов и 30 стульев;
- рабочее место преподавателя - письменный стол, стул;
- шкафы для хранения дидактических материалов – 3 секции;
- комплект учебно – методических материалов по дисциплине;
- доска меловая магнитная;
- переносные доски с изображениями геометрических тел;
- приборы и инструменты: классная линейка, прямоугольные треугольники
с острыми углами в 45º, 30º, 60º, циркули, транспортир;
- комплект учебных таблиц и плакатов, портретов выдающихся ученых - математиков;
- демонстрационные модели геометрических тел;
- комплекты геометрических тел для лабораторных работ;
- калькулятор,
- методические рекомендации для выполнения практических работ.
техническими средствами обучения:
- ноутбук с лицензированным программным обеспечением;
- телевизор.
- цифровые дидактические материалы (презентации к темам)
- видеоматериалы (интернет-уроки).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Алимов Ш.А. Алгебра и начала анализа.10-11кл. :учебник. / Ш.А. Алимов и др. - М. : ИЦ «Просвещение», 2015. - 463 с.
2. Атанасян Л.С. Геометрия 10-11кл. :учебник. – М. : ИЦ «Просвещение», 2015. - 256 с.
3. Дадаян А. А. Математика: учебник / А.А. Дадаян. - 3-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 544 с.
Электронные источники (электронные ресурсы)
Сайт по подготовке к ЕГЭ. Режим доступа свободный - http // www. mathege.ru // – заглавие с экрана (дата последнего обращения 12.04.2019)
Сайт «Всем, кто учится». Подготовка к ЕГЭ. Режим доступа свободный - // alleng. ru - заглавие с экрана (дата последнего обращения 25.04.2019)
Сайт по подготовке к ЕГЭ. Режим доступа свободный - //www.ege.edu.ru// - заглавие с экрана ((дата последнего обращения 25.04.2019)
Сайт журнала «В мире науки». Режим доступа свободный - http: //www. sciam.ru(дата последнего обращения 25.03.2019)
5. Калькулятор решений математических задач - http://www.nigma.ru(дата последнего обращения 15.04.2019)
6. http://nashol.com/ - учебная библиотека(дата последнего обращения 18.04.2019)
3.2.3. Дополнительные источники
Башмаков М.И. Математика: 10 кл. : сборник задач: учеб. пособие. - М. :«Просвещение», 2010. – 346 с.
Башмаков М.И. Математика : учебник для 10 кл. – М. : «Просвещение», 2011. – 542 с
Брадис В.М. «Четырехзначные математические таблицы.» - М.: ИЦ «Просвещение», 2009. – 92 с.
Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. - М. : «Наука», 1989. – 582 с.
Колягин Ю.М. Алгебра и начала анализа 10 класс. - М. :Издат. «Мнемозина», 2009. – 320 с.
Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. - М. : «Просвещение», 2009. – 274 с.
7. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М. : «Просвещение», 2010. – 348 с.
8. Колягин Ю.М. Математика (Книга 1). – М. : «Просвещение», 2009. – 280 с.
9 Колягин Ю.М. Математика (Книга 2). – М. : «Просвещение», 2009. – 292 с.
10. Луканкин Г.Л. Математика. Ч. 1: учебное пособие для учреждений начального профессионального образования. / Г.Л.Луканкин, А.Г. Луканкин. – М. :2010. – 304 с.
11. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2012году. / И.В Ященко, С.А. Шестаков, - М. : «Наука», 2011-387 с.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Математика
Общие компетенции (формируемые) | Результаты обучения | Методы, технологии и способыдостижения результата средствами учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные результаты освоения обучающимися программы: |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению | Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | Наблюдение за деятельностью обучающихся в нестандартных ситуациях |
| Сформированность мотивации к учению к целенаправленной познавательной деятельности. | Методы формирования сознания | Наблюдение за соблюдением алгоритма выполнения задания |
Сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно -смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности | Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности | Наблюдение за процессами оценки и самооценки |
| Правосознание. | Формирование ответственности за результаты своего труда. | Контроль и оценка выполнения правил внутреннего распорядка. |
| Способность ставить цели и строить жизненные планы. | Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоцелеполагание, самоорганизация, самоконтроль, самооценка. | Наблюдение за процессами оценки и самооценки |
| Экологическая культура. | Актуализация информации о роли математики в развитии современного общества. | Выполнение сообщений с использованием статистических данных. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; | Методы стимулирования поведения и деятельности | Наблюдение за деятельностью обучающихся в малых группах (в ситуациях сотрудничества) |
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в познавательной и социальной практике, самоорганизация учебной деятельности. | Включение обучающихся в решение практических (ситуационных) задач | Наблюдение за деятельностью обучающихся в нестандартных ситуациях, при решении задач связанных профессией, с другими предметами естественнонаучного цикла. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Регулятивные умения, самоорганизация учебной деятельности. | Запрос элемента «само» в алгоритм учебных действий: самоцелеполагание, самоконтроль, самооценка. | Наблюдение за процессами оценки и самооценки. |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы | Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | Включение обучающихся в алгоритмы деятельности от постановки цели до оценки результатов | Наблюдение за соблюдением алгоритма выполнения задания |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически её оценивать и интерпретировать; | Запрос учебно-логических умений сравнивать, обобщать, классифицировать, доказывать и опровергать. | Наблюдение за организацией работы с информацией. |
ОК 5 Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Работа с информацией. | Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор языковых средств адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. | Наблюдение за деятельностью обучающихся при составлении обобщающих таблиц в темах «Координатный метод в пространстве», «Объемы тел», в теме «Применение производной»; припостроении графиков элементарных функций в темах № 2, 3, 6, 9, 13, 15; прииспользовании системы Интернет для подготовки докладов, заметок в стенгазету, презентаций по темам программы. |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Коммуникативные умения и навыки. Самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. | Запрос продуктивного общения, включение обучающихся в групповые формы учебной деятельности; запрос публичного выступления. | Наблюдение за деятельностью обучающихся при подготовке докладов об ученых – математиках, о математических открытиях, участием в уроках – конкурсах (работе в малых группах), устных и письменных ответах, правильностью оформления решения задач, при самостоятельной работе по наблюдению и анализу ответов сверстников. |
Предметные результаты освоения обучающимися программы |
Общие компетенции. | Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира. | Актуализация понятий об универсальном характере законов логики математических рассуждений, их применении во всех областях деятельности. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы: при подготовке докладов, рефератов, на дифференцированном зачете и экзамене по предмету. |
| Сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления, понимание возможности аксиоматического построения математических теорий. | Актуализация применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. | Оценка и анализ результатов выполненных проверочных работ № 3, 6, 7, контрольных работ № 7, 8, 10. |
| Владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. | Актуализация понятий об универсальном характере законов логики математических рассуждений, их применении во всех областях деятельности. Тренировки в соблюдении алгоритмов решения задач. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении задания на проверочных работах № 1, 7 и на контрольных работах №2, 4, 7, 8. |
| Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показа-тельных, степенных, тригонометрических уравнений, неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ при решении задач. | Включение обучающихся в ситуации выбора способа решения адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Активные упражнения в решении уравнений и неравенств. | Оценка выполненного задания на проверочных работах №2, контрольных работах №1, 3, 5, 10. |
| Сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа. | Актуализация информации о методах математического анализа. Вовлечение обучающихся в процесс нахождения производных и первообразных элементарных функций; применения производной и интеграла для решения прикладного характера. | Фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий. Оценка выполненного задания на проверочной работе № 7, контрольных работах № 7, 8. Самостоятельная работа: составление сообщений о развитии теории дифференциального исчисления. |
| Владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием. | Вовлечение в процесс распознавания на чертежах и моделях пространственных форм; описания взаимного расположения прямых и плоскостей; изображение многогранников и круглых тел; построения простейших сечений и доказательных рассуждений; выполнения решения простейших стереометрических задач, задач, связанных с профессией. | Результаты выполненного задания на проверочных работах №3, 6, 8, 9, контрольных работах № 2, 4, 6, 9 и лабораторных работах № 1, 2. Самостоятельная работа: составление таблицы по теме «Объемы тел», кроссвордов по стереометрии, изготовление моделей геометрических тел, составление и решение задач с практическим содержанием. |
| Сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях. | Актуализация информации о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях теории вероятностей. Вовлечение обучающихся в процесс решения простейших комбинаторных задач методом перебора, а также с использованием формул. Упражнения в вычислениях в простейших случаях вероятности событий в простейших практических ситуациях на основе подсчета числа исходов. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении практического задания на проверочной работе №10, решении ситуационных задач. Самостоятельная работа: выбрать и решить из примерных вариантов ЕГЭ задания по теме «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей». |
| Владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. | Использование электронных образовательных ресурсов. | Анализ результатов составленных студентами презентаций. Целесообразность их применения в учебном процессе. |
1АР – аудиторная работа во взаимодействии с преподавателем (сумма ТО, ПЗ и ЛР).
2СР – самостоятельная работа обучающегося (без взаимодействия с преподавателем).
3ТО – теоретическое обучение (урок, лекция, контрольная работа, индивидуальный проект, курсовой проект (работа)).
4ПЗ – практическое занятие (в т.ч. семинар).
5ЛР – лабораторная работа.
6 КР – контрольные работы. В таблице 2.2 часы контрольных работ указываются в столбце теоретического обучения (ТО).
7 ПА – промежуточная аттестация.