СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гогазская средняя общеобразовательная школа» 368745 Р. Дагестан Ахтынский район с.Гогаз Ул. Центральная 172.

Рабочая программа по обществознанию

8 класс (2 часа в неделю) 2024-2025 учебный год

Составитель: учитель обществознания

Халилова Р.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе рабочих программ по обществознанию для 8 классов «Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы».

Программа реализуется на основе учебника – Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2020 г.

  • основной образовательной программы основного общего образования .

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта и на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 5-9 классы. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2020 г.

Согласно учебной программе в рабочую программу включены дополнительные темы экономического содержания. За основу были взяты темы из курса экономики автора И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» 8 класс.

Рабочая программа для 8 класса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2 часа в неделю: 1 час в вариативной части, 1 час - из школьного компонента учебной программы основной школы. Дополнительный час даст возможность уделить больше внимания развитию практических навыков, обучающихся в области финансовой грамотности.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

  • в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами в познавательной сфере являются:

  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; в ценностно-мотивационной сфере

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Ученик 8 класса научится:

  • понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей; • понимать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные

  • отношения.

  • понимать общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу;

брак; неполную семью;

отношения между поколениями;

  • объяснять:

взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;

многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; международного терроризма;

социальную значимость здорового образа жизни;

опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; возможности получения общего и профессионального образования в Российской

Федерации; значение науки в жизни современного общества;

роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства;

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • сравнивать понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; большие и малые социальные группы;

спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан.

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание курса обществознания

8 класс (68ч.)

Введение (1 ч.) Тема 1. Личность и общество (11ч)

Что делает человека человеком? Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя?

Человек, общество, природа. Природа и ее значение в жизни человека. Связь человека с природой. Человек- венец природы? Вершина пирамиды или звено в цепи?

Общество как форма жизнедеятельности людей. Что мы называем обществом? Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

Развитие общества. Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности.

Как стать личностью. Человек, индивид, личность. Жизненные ценности и ориентиры.

Становление личности. Кто помогает стать личностью?

Тема 2. Сфера духовной культуры (12ч)

Сфера духовной жизни. Духовная сфера жизни общества. Культура личности и общества.

Развитие культуры в современной России.

Мораль. Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.

Долг и совесть. Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.

Моральный выбор - это ответственность. Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Образование. Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества. Общее и профессиональное образование в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Наука в современном обществе. Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли современной науки.

Религия как одна из форм культуры. Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения. Свобода совести, свобода вероисповедания.

Тема 3. Социальная сфера (12 ч)

Социальная структура общества. Что такое социальная структура? Социальная мобильность. Многообразие социальных групп. Социальные конфликты и пути их разрешения.

Социальный статусы и роли. Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

Нации и межнациональные отношения. Этнос, нация, национальность. Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе.

Отклоняющееся поведение. Какое поведение считают отклоняющимся? Алкоголизм и наркомания. «Почему они делают это»

Тема 4. Экономическая сфера (30ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Главные вопросы экономики. Нужно ли регулировать производство? Что производить? Для кого производить продукт? Экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

Собственность. Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности.

Рыночная экономика. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка.

Производство - основа экономики. Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательская деятельность. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.

Роль государства в экономике. Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет. Распределение доходов. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителя.

Инфляция и семейная экономика. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Потребительский кредит.

Безработица. Безработица - спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Мировое хозяйство и международная торговля. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

Тематическое планирование

п/п

Тема программы

Количество часов

1

Вводный урок

1

2

Личность и общество

9

3

Сфера духовной культуры

11

4

Социальная сфера

12

5

Экономическая сфера

30

6

Заключительные уроки

2

Итого

68

Календарно-тематическое планирование

№ п/ п

Тема урока

Планируемые результаты

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД




Вводный урок – 1 час

1

Вводный урок

Получат возможность научиться: как добиваться успехов в работе в классе и дома

Познавательные: давать определения понятиям.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать

обществознания

Формирование мотивации к изучению обществознания

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся




Личность и общество - 9 часов

2-

3

Что делает человека человеком.

Деятельност ь человека

Научаться: выявля природное общественное человеке. Получат возможность научиться: определять способность человека

творчеству

ть и в

к

Познавательные: выявляют

особенности

и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства

выдвигаемых положений.

овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные:

взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и

Сохраняют мо-

тивацию к

учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешн

ости учебной

деятельности

Выявить отличия человека от животных. Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью. Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров





позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу


личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры

4

Человек, общество и природа.

Научаться: различать понятия ноосфера, биосфера. Получат возможность научиться определять место человека в мире природы.

Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с

партнером

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное от-

ношение к

процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку. Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей. Анализировать и оценивать текст с заданных позиций. Анализировать факты и

обосновывать сделанные выводы


5-

6

Общество как форма жизнедеятел ьности

людей

Ступени развития общества

Научаться:

называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Получат возможность научиться

определять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность

действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают

собственную

учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни

7-

8

Развитие

общества

Глобальные проблемы

человечеств

а

Научаться: характеризовать социальные

изменения и их формы. Получат возможность научиться: определять термин

«глобальные проблемы современности»

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Оценивают собственную

учебную дея-

тельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружаю-

щих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-

следственного анализа при характеристике глобальных проблем


9-

10

Практикум

по теме

«Личность и общество»

Научаться: определять основные понятия к «Личность общество»

главе и

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной

деятельности

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме



Сфера духовной культуры - 10 часов


11

12

Сфера духовной

жизни

Научаться: давать определение понятия культура. Получат возможность научиться: определять тенденции развития духовной культуры в современной России

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспеш-

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.

Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном

развитии





и сохраняют учебную задачу

ности учебной

деятельности


13

Мораль.

Научаться:

выявлять основные ценности и нормы морали. Получат возможность научиться: определять критерии морального поведения

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного

материала

Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной

деятельности

Объяснять роль морали в жизни общества. Характеризовать основные принципы морали. Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций. -

14

Моральный выбор — это ответственн ость

Научаться:

определять понятия свобода и ответственность. Получат возможность научиться: сопоставлять моральные знания и практическое поведение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Оценивают собственную

учебную дея-

тельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружаю-

щих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Приводить примеры морального выбора. Давать нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей






15

16

Образование и его значимость в условиях информацио нного общества.

Возможност и получения общего и

профессиона льного образования в РФ.

Научаться:

характеризовать термин

самообразование Получат возможность научиться: выявлять

значимость

образования в

условиях информационного общества.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной

деятельности

Оценивать значение образования в информационном обществе. Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников. Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.

Обосновывать своё отношение к

непрерывному образованию

17

Наука в современном

обществе

Научаться:

характеризовать термин наука, её значение в жизни современного общества. Получат возможность научиться: определять

нравственные

принципы труда учёного.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружаю-

щих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять возрастание роли науки в современном обществе


18

Религия как одна из форм культуры.

Религиозные организации и объединения . Свобода

совести

Научаться: характеризовать религиозные организации объединения,

роль в

современного

общества. Объяснять роль религии жизни обще

Называть религиозные организации объединения. Получат возможность научиться: определять религии культурном развитии.

и их жизни

в ства. и

роль в

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий

Определять сущностные религии и её роль в культурной жизни. Объяснять сущность веротерпимости. Раскрывать свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму

характеристики

и значение сущность

19

Искусство

Научаться:

характеризовать многообразие видов искусства, их роль в жизни современного общества. Объяснять влияние искусства на развитие личности. Получат возможность научиться:

определять роль

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,

культуры и

искусства

Определять сущностные характеристики искусства и её роль в культурной жизни. Оценивать своё отношение к искусству и его видам.




искусства в культурном развитии.

активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)



20

21

Практикум

по теме

«Сфера духовной культуры»

Научаться:

определять основные понятия к главе «Сфера духовной

культуры»

Познавательные: овладевают целостными представлениями о категориях духовной культуры человека; привлекают информацию, полученную ранее, для

решения познавательных задач

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной

деятельности

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме

Социальная сфера – 15 часов

22

24

Социальная структура общества.

Социальная

мобильность

.

Социальные

Научаться: определять термины социальное неравенство, социальный конфликт,

социальная группа Получат возможность

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и

Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положи-

Выявлять и различать разные социальные общности и группы. Раскрывать причины социального неравенства. Приводить примеры различных видов социальной мобильности. Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывать пути их разрешения. Находить и извлекать социальную информацию о



конфликты и пути их разрешения.

научиться: выявлять изменения

социальной

структуры с переходом в постиндустриальное общество

позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения, изучаемого материала; принимают

и сохраняют учебную задачу

тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной

деятельности

структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа

25

28

Социальные

статусы и

роли

Гендерное воспитание.

Семья как

малая группа

Практикум формата ОГЭ

Научаться:

определять ролевой репертуар личности, выделять гендерные различия:

социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Получат возможность научиться: определить социальную позицию человека в обществе: от чего она зависит.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные:

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют

последовательность

промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность

действий

Сравнивают разные точки

зрения; оценивают

собственную

учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной

деятельности

Называть позиции, определяющие статус личности. Различать предписанный и достигаемый статусы. Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности. Объяснять причины ролевых различий по тендерному признаку, показывать их проявление в различных социальных ситуациях. Описывать основные социальные роли старших подростков. Характеризовать межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями

29

30

Нации и

межнациона льные

отношения

Межнациона льные

Научаться: характеризовать этнические группы. Межнациональные отношения. Получат возможность

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные:

договариваются о распределении

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности; проявляют

интерес к

новому

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос»,

«нация», «национальность».

Конкретизировать примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа. Характеризовать



конфликты.

научиться: характеризовать

взаимодействие

людей в

многонациональном

и

многоконфессиональ ном обществе

функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют

последовательность

промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность

действий

учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекват-

но понимают причины успешности / неуспешности учебной

деятельности

противоречивость межнациональных отношений в современном мире. Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения

31

32

Социализаци

я личности

Отклоняюще еся поведение.

Научаться: определять термин отклоняющееся поведение. Получат возможность научиться: выявлять опасность

наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные:

договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности

Объяснять причины отклоняющегося поведения. Оценивать опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества. Оценивать социальное значение здорового образа жизни

33

Социальная политика государства

Научаться: определять термин социальная политика. Получат возможность научиться: определять

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные:

договариваются о распределении функций и ролей в совместной

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей

Объяснять выбор направлений социальной политики в РФ. Оценивать эффективность реализации этих направлений. Оценивать и прогнозировать развитие социальных отраслей.




направления социальной политики

деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

успешности


34

35

Практикум

по теме

«Социальная

сфера»

Контрольное тестировани

е.

Научаться:

определять основные понятия к главе

«Социальная сфера»

Познавательные: овладевают целостными представлениями о категориях социальной сферы жизни человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной

деятельности

умения по изученной теме изученной теме

Обобщать и систематизировать знания и

Выполнять задания в тестовой форме по



Экономика – 25 часов




36

37

Экономика и ее роль в жизни

общества

Экономическ ий выбор и

альтернативн ая стоимость.

Научаться определять термины потребности и ресурсы, свободные и экономические блага

Получат возможность научиться: характеризовать

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают

Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей

группой, выражают положительное

Раскрывать роль экономики в жизни общества. Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов. Различать свободные и экономические блага. Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора



понятие альтернативная

стоимость (цена

выбора)

существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

отношение к

процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неус пешности учебной деятельности.


38

39

Главные вопросы экономики.

Типы экономическ их систем.

Научаться:

определять функции и типы экономических систем. Получат возможность научиться: давать ответы на основные вопросы экономики: что, как и для кого производить

Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия

Оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное

состояние и

чувства

окружающих, строят свои взаимоотношени я с их учётом.

Описывать и иллюстрировать примерами решения основных вопросов участниками экономики. Различать и сопоставлять основные типы экономических систем. Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных

экономических системах

40

42

Рыночная экономика.

Спрос и предложение

.

Конкуренция

.

Научаться:

определять термины спрос и предложение, рынок Получат возможность научиться: Формулировать собственное мнение

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные:

взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии,

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности, проявляют

интерес к

новому учебному материалу,

Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. Характеризовать условия функционирования рыночной экономической системы. Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.




о роли рыночного

механизма регулирования экономики в жизни общества

принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

выражают

положительное

отношение к процессу познания.


43

45

Производств о- основа экономики.

Факторы производств

а и факторные доходы.

Разделение

труда и специализац ия.

Научаться: определять термины производство, товары и услуги,

факторы производства, разделение труда и специализация. Получат возможность научиться: исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства

Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.

определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности.

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцирова

нную оценку своей успешности

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. Различать товары и услуги как результат производства. Называть и иллюстрировать примерами факторы производства. Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.


46

47

Предприним ательская

деятельность

Малое предпринима тельство и фермерское хозяйство.

Научаться: определять термины предпринимательств

о. основные организационно-

правовые формы фирмы. Получат возможность научиться: оценивать возможности своего участия в предпринимательско й деятельности

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные:

взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности, проявляют

интерес к

новому учебному материалу, выражают

положительное

отношение к процессу познания

Описывать социально-экономические роль и функции предпринимательства. Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса. Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.

48

49

Роль государства в экономике. Бюджет.

Налоги в РФ.

Научаться: определять термины государственный бюджет, налоги Получат возможность научиться:

приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном решении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем при изучении материала.

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное

состояние и

чувства

окружающих, строят свои взаимоотношени

я с их учетом

Характеризовать экономические функции государства. Описывать различные формы вмешательства государства в рыночные отношения. Различать прямые и косвенные налоги. Раскрывать смысл понятия

«государственный бюджет».

50

51

Инфляция. Семейная экономика.

Научаться: определять термины семейная экономика.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве

Сохраняют мотивацию к

учебной

Различать номинальные и реальные доходы граждан. Показывать влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.



Сбережения.

Получат возможность научиться: оценивать способы использования

сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности

доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

деятельности, проявляют

интерес к

новому учебному материалу, выражают

положительное

отношение к

процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неус пешности учебной деятельности

Называть и иллюстрировать примерами формы сбережения граждан. Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

52

55

Банковские услуги, предоставляе мые гражданам.

Формы дистанционн ого банковского

обслуживани

я.

Финансовое мошенничес тво.

Научаться: банк, кредит, депозит, страхование. Получат возможность научиться: пользоваться банковскими услугами с точки зрения финансовой безопасности.

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности, проявляют

интерес к

новому учебному материалу, выражают

положительное

отношение к

процессу познания, адекватно понимают

Характеризовать роль банков в сохранении и приумножении доходов населения. Объяснять способы безопасного взаимодействия с финансовыми институтами.

Определять виды финансового мошенничества и способы их предупреждения.



Страховые услуги.



причины успешности/неус пешности учебной деятельности


56

58

Безработица, ее причины и

последствия

Современны й работник.

Научаться: определять терми занятость безработица Получат возможность научиться: оценивать собственные возможности рынке труда

ны и

на

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Регулятивные: определяют

последовательность

промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий.

Проявляют заинтересованно сть не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей

группой, выражают

положительное

отношение к

процессу познания, адекватно понимают причины успешности/ неуспешности

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики. Называть и описывать причины безработицы. Различать экономические и социальные последствия безработицы. Объяснять роль государства в обеспечении занятости.

59

60

Практикум

по теме

«Экономика

»

Научаться: определять основные понятия к главе

«Экономика»

Познавательные: овладевают целостными представлениями о категориях духовной культуры человека; привлекают информацию, полученную ранее, для

решения познавательных задач

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме





познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной

деятельности




Повторение и закрепление – 8 ч

61

68

Повторение раздела «Личность и

общество»

Повторение раздела «Сфера духовной

культуры»

Повторение раздела «Социальная

сфера»

Итоговое тестировани е в формате ОГЭ.

Познавательные: овладевают целостными представлениями о категориях социальной сферы жизни человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения познавательных задач

Сохраняют мотивацию к

учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Обобщать и систематизировать знания и умения по изученной теме

Выполнять задания в тестовой форме по изученной теме