СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по окружающему миру с аннотацией в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воробейнская средняя общеобразовательная школа

Жирятинского района Брянской области





Аннотация к рабочей программе

учебного предмета «Окружающий мир»

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету

«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.

Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа учебного предмета

«окружающий мир» является частьюООП НОО определяющей:

  • содержание;

  • планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);

  • тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована с заместителем директора по учебно- воспитательной работе МБОУ Воробейнской СОШ





Дата: 29.08.2023





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воробейнская средняя общеобразовательная школа

Жирятинского района Брянской области



Выписка



из основной образовательной программы



начального общего образования



Рабочая программа

по окружающему миру

в 3 классе

начальное общее образование



Выписка верна

Директор школы Г.Л.Сахарова

29.08.2023











МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОРОБЕЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Факт.адрес 242033 Брянская область Жирятинский район с.Воробейня ул.Школьная д.11 тел.(48344)3-27-60 e-mail Worobeynja- shkola@ya.ru



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы

Поленок О.М.__________ ___ Коренева О. А. _____ Сахарова Г.Л.

Протокол № 1 от «29» августа 2023 год Протокол №1 от « 5» сентября 2023г. Приказ №115 от «11»сентября 2023 год



Рабочая программа

по окружающему миру

в 3 классе

начальное общее образование



Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Ковалева Татьяна Николаевна

2023- 2024 учебный год

с. Буда





Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова. « Окружающий мир» М. : Просвещение, 2018г.

На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 68 учебных часов в год.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.).

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: «Что нас окружает?»

Проект: «Богатства, отданные людям»

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Исследуем продукты на содержание крахмала. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Развитие растений.

Проект: «Разнообразие природы родного края»

Мы и наше здоровье (9 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Проект: «Школа кулинаров»

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: «Дорожные знаки в окрестностях школы».

Проект: «Кто нас защищает?»

Чему учит экономика (11 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Разнообразие полезных ископаемых. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Проект: «Экономика родного края»

Путешествие по городам и странам (15 ч )

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.





Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.



Учебно-тематический план





п/п

Раздел/тема

Количество часов

Формы контроля

Модуль воспитательной программы "Школьный урок"

1

Как устроен мир

7

Проверочная работа

Минутки здоровья. Проект «Богатства, отданные людям».

2

Эта удивительная природа

18

Проверочная работа

Интеллектуальные интернет-конкурсы (Учи.Ру, Инфоурок)

3

Мы и наше здоровье

9

Проверочная работа

Урок "Здоровый образ жизни."

4

Наша безопасность

7

Проверочная работа

Экскурсия № 2 «Дорожные знаки в окрестностях школы». Проект «Кто нас защищает».

5

Чему учит экономика

11

Проверочная работа

Проект «Экономика родного края»

6

Путешествия по городам и странам

15

Проверочная работа

Проект «Музей путешествий».


Итого

68

















Тематическое планирование по окружающему миру

для 3 класса

п/п

Дата проведения

Тема урок

Количество часов

Примечание

1.


Дорогие третьеклассники!

1




КАК УСТРОЕН МИР (7 Ч)



2.


Природа. Экскурсия «Что нас окружает?»

1


3.


Человек.

1


4.


Общество. Проверочная работа по материалу 2 класса

1


5.


Российская Федерация

1


6.


О чем расскажет план. Проект «Богатства, отданные людям».

1


7.


Что такое экология.

1


8.


Проверь себя по разделу «Как устроен мир».

1




ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (18 Ч)



9.


Звездное небо – Великая книга Природы

1


10.


Тела, вещества, частицы.

1


11.


Разнообразие веществ. Практическая работа №1

«Исследуем продукты на содержание крахмала»

1


12.


Воздух и его охрана. Практическая работа № 2 «Состав и свойства воздуха»

1


13.


Вода. Практическая работа № 3 «Свойства воды»

1


14.


Превращения. Круговорот воды в природе. Практическая работа № 4 «Круговорот воды»

1


15.


Берегите воду!

1


16.


Что такое почва. Практическая работа № 5 «Состав почвы»

1


17.


Разнообразие растений.

1


18.


Солнце, растения и мы с вами.

1


19.


Размножение и размножение растений. Практическая работа № 6 «Развитие растений»

1


20.


Охрана растений.

1


21.


Разнообразие животных.

1


22.


Кто что ест.

1


23.


Размножение и развитие животных.

1


24.


Охрана животных.

1


25.


В царстве грибов.

1


26.


Проект «Разнообразие природы родного края».

Проверь себя по разделу «Эта удивительная природа».

1




Мы и наше здоровье (9ч)



27.


Организм человека.

1


28.


Органы чувств.

1


29.


Надёжная защита организма. Практическая работа № 7 «Знакомство с внешним строением кожи».

1


30.


Опора тела и движение.

1


31.


Наше питание.

1


32.


Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Подсчёт ударов пульса».

1


33.


Умей предупреждать болезни.

1


34.


Здоровый образ жизни. Проект «Школа кулинаров».

1


35.


Проверь себя по разделу «Мы и наше здоровье»

1




НАША БЕЗОПАСНОСТЬ (7 Ч)



36


Огонь, вода и газ.

1


37.


Чтобы путь был счастливым.

1


38


Дорожные знаки. Экскурсия № 2 «Дорожные знаки в окрестностях школы».

1


39.


Опасные места.

1


40.


Природа и наша безопасность.

1


41.


Экологическая безопасность.

1


42.


Проект «Кто нас защищает».Проверь себя по разделу «Наша безопасность».

1




ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА (11 Ч)



43.


Для чего нужна экономика.

1


44.


Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1


45.


Полезные ископаемые. Практическая работа № 9 «Разнообразие полезных ископаемых»

1


46.


Растениеводство. Практическая работа № 10 «Знакомство с культурными растениями».

1


47.


Животноводство.

1


48.


Какая бывает промышленность.

1


49.


Что такое деньги. Практическая работа № 11 «Знакомство с различными монетами».

1


50.


Государственный бюджет.

1


51.


Семейный бюджет.

1


52.


Экономика и экология.

1


53.


Проект «Экономика родного края»

Проверь себя по разделу «Чему учит экономика».

1




ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (15 Ч)



54-56


Золотое кольцо России.

3


57


Наши ближайшие соседи.

1


58.


На севере Европы.

1


59.


Что такое Бенилюкс.

1


60.


В центре Европы.

1


61.


По Франции и Великобритании.

1


62.


По Франции и Великобритании.

1


63.


На юге Европы.

1


64.


Всемирное наследие

1


65.


Проект «Музей путешествий».

Проверь себя по разделу «Путешествие по городам и странам».

1


66-67


Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

2


68.


Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года

1


Программное, информационное, материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2018


Учебники

Плешаков А.А Окружающий мир. Учебник. 3 класс. в 2 ч


Рабочие тетради

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс в 2 ч.


Тесты

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окру­жающий мир: Тесты: 3 класс.

Методические пособия

Плешаков А. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс.

Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-опре­делитель: Пособие для учащихся общеобразователь­ных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.— М.: Просвещение, 2010.

Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на по­ляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреж­дений. — М.: Просвещение, 2010.

Электронное сопровождение к учебнику «Окружаю­щий мир», 3 класс.