Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Воробейнская средняя общеобразовательная школа
Жирятинского района Брянской области
Аннотация к рабочей программе
учебного предмета «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету
«Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа учебного предмета
«окружающий мир» является частьюООП НОО определяющей:
содержание;
планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);
тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.
Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована с заместителем директора по учебно- воспитательной работе МБОУ Воробейнской СОШ
Дата: 29.08.2023
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Воробейнская средняя общеобразовательная школа
Жирятинского района Брянской области
Выписка
из основной образовательной программы
начального общего образования
Рабочая программа
по окружающему миру
в 3 классе
начальное общее образование
Выписка верна
Директор школы Г.Л.Сахарова
29.08.2023
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОРОБЕЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Факт.адрес 242033 Брянская область Жирятинский район с.Воробейня ул.Школьная д.11 тел.(48344)3-27-60 e-mail Worobeynja- shkola@ya.ru
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
Поленок О.М.__________ ___ Коренева О. А. _____ Сахарова Г.Л.
Протокол № 1 от «29» августа 2023 год Протокол №1 от « 5» сентября 2023г. Приказ №115 от «11»сентября 2023 год
Рабочая программа
по окружающему миру
в 3 классе
начальное общее образование
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Ковалева Татьяна Николаевна
2023- 2024 учебный год
с. Буда
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова. « Окружающий мир» М. : Просвещение, 2018г.
На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 68 учебных часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.).
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: «Что нас окружает?»
Проект: «Богатства, отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: Исследуем продукты на содержание крахмала. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Развитие растений.
Проект: «Разнообразие природы родного края»
Мы и наше здоровье (9 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Проект: «Школа кулинаров»
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: «Дорожные знаки в окрестностях школы».
Проект: «Кто нас защищает?»
Чему учит экономика (11 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Разнообразие полезных ископаемых. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Проект: «Экономика родного края»
Путешествие по городам и странам (15 ч )
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел/тема | Количество часов | Формы контроля | Модуль воспитательной программы "Школьный урок" |
1 | Как устроен мир | 7 | Проверочная работа | Минутки здоровья. Проект «Богатства, отданные людям». |
2 | Эта удивительная природа | 18 | Проверочная работа | Интеллектуальные интернет-конкурсы (Учи.Ру, Инфоурок) |
3 | Мы и наше здоровье | 9 | Проверочная работа | Урок "Здоровый образ жизни." |
4 | Наша безопасность | 7 | Проверочная работа | Экскурсия № 2 «Дорожные знаки в окрестностях школы». Проект «Кто нас защищает». |
5 | Чему учит экономика | 11 | Проверочная работа | Проект «Экономика родного края» |
6 | Путешествия по городам и странам | 15 | Проверочная работа | Проект «Музей путешествий». |
| Итого | 68 | | |
Тематическое планирование по окружающему миру
для 3 класса
№ п/п | Дата проведения | Тема урок | Количество часов | Примечание |
1. | | Дорогие третьеклассники! | 1 | |
| | КАК УСТРОЕН МИР (7 Ч) | | |
2. | | Природа. Экскурсия «Что нас окружает?» | 1 | |
3. | | Человек. | 1 | |
4. | | Общество. Проверочная работа по материалу 2 класса | 1 | |
5. | | Российская Федерация | 1 | |
6. | | О чем расскажет план. Проект «Богатства, отданные людям». | 1 | |
7. | | Что такое экология. | 1 | |
8. | | Проверь себя по разделу «Как устроен мир». | 1 | |
| | ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА (18 Ч) | | |
9. | | Звездное небо – Великая книга Природы | 1 | |
10. | | Тела, вещества, частицы. | 1 | |
11. | | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» | 1 | |
12. | | Воздух и его охрана. Практическая работа № 2 «Состав и свойства воздуха» | 1 | |
13. | | Вода. Практическая работа № 3 «Свойства воды» | 1 | |
14. | | Превращения. Круговорот воды в природе. Практическая работа № 4 «Круговорот воды» | 1 | |
15. | | Берегите воду! | 1 | |
16. | | Что такое почва. Практическая работа № 5 «Состав почвы» | 1 | |
17. | | Разнообразие растений. | 1 | |
18. | | Солнце, растения и мы с вами. | 1 | |
19. | | Размножение и размножение растений. Практическая работа № 6 «Развитие растений» | 1 | |
20. | | Охрана растений. | 1 | |
21. | | Разнообразие животных. | 1 | |
22. | | Кто что ест. | 1 | |
23. | | Размножение и развитие животных. | 1 | |
24. | | Охрана животных. | 1 | |
25. | | В царстве грибов. | 1 | |
26. | | Проект «Разнообразие природы родного края». Проверь себя по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | |
| | Мы и наше здоровье (9ч) | | |
27. | | Организм человека. | 1 | |
28. | | Органы чувств. | 1 | |
29. | | Надёжная защита организма. Практическая работа № 7 «Знакомство с внешним строением кожи». | 1 | |
30. | | Опора тела и движение. | 1 | |
31. | | Наше питание. | 1 | |
32. | | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 8 «Подсчёт ударов пульса». | 1 | |
33. | | Умей предупреждать болезни. | 1 | |
34. | | Здоровый образ жизни. Проект «Школа кулинаров». | 1 | |
35. | | Проверь себя по разделу «Мы и наше здоровье» | 1 | |
| | НАША БЕЗОПАСНОСТЬ (7 Ч) | | |
36 | | Огонь, вода и газ. | 1 | |
37. | | Чтобы путь был счастливым. | 1 | |
38 | | Дорожные знаки. Экскурсия № 2 «Дорожные знаки в окрестностях школы». | 1 | |
39. | | Опасные места. | 1 | |
40. | | Природа и наша безопасность. | 1 | |
41. | | Экологическая безопасность. | 1 | |
42. | | Проект «Кто нас защищает».Проверь себя по разделу «Наша безопасность». | 1 | |
| | ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА (11 Ч) | | |
43. | | Для чего нужна экономика. | 1 | |
44. | | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | |
45. | | Полезные ископаемые. Практическая работа № 9 «Разнообразие полезных ископаемых» | 1 | |
46. | | Растениеводство. Практическая работа № 10 «Знакомство с культурными растениями». | 1 | |
47. | | Животноводство. | 1 | |
48. | | Какая бывает промышленность. | 1 | |
49. | | Что такое деньги. Практическая работа № 11 «Знакомство с различными монетами». | 1 | |
50. | | Государственный бюджет. | 1 | |
51. | | Семейный бюджет. | 1 | |
52. | | Экономика и экология. | 1 | |
53. | | Проект «Экономика родного края» Проверь себя по разделу «Чему учит экономика». | 1 | |
| | ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (15 Ч) | | |
54-56 | | Золотое кольцо России. | 3 | |
57 | | Наши ближайшие соседи. | 1 | |
58. | | На севере Европы. | 1 | |
59. | | Что такое Бенилюкс. | 1 | |
60. | | В центре Европы. | 1 | |
61. | | По Франции и Великобритании. | 1 | |
62. | | По Франции и Великобритании. | 1 | |
63. | | На юге Европы. | 1 | |
64. | | Всемирное наследие | 1 | |
65. | | Проект «Музей путешествий». Проверь себя по разделу «Путешествие по городам и странам». | 1 | |
66-67 | | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 2 | |
68. | | Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года | 1 | |
Программное, информационное, материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4-классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. С.В.Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина, С.И.Волкова, В.Г.Горецкий, М.Н.Дементьева, В.П.Канакина, Л.Ф.Климанова, М.И.Моро, А.А.Плешаков, Н.И.Роговцева, С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко, Т.Е.Хохлова. - М.: Просвещение, 2018
Учебники
Плешаков А.А Окружающий мир. Учебник. 3 класс. в 2 ч
Рабочие тетради
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс в 2 ч.
Тесты
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова 3. Д. Окружающий мир: Тесты: 3 класс.
Методические пособия
Плешаков А. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 3 класс.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.— М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс.