Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, поэтому данная рабочая программа для 11 класса составлена на основе:
Федеральный базисный план отводит 34 часа для образовательного изучения биологии в 11 классе из расчёта 1 час в неделю.
- Учебный план кадетской школы-интернат им. Г.Н. Трошева на 2019-2020 учебный год
- Положение о рабочей программе кадетской школы-интернат им. Г.Н. Трошева»
Согласно авторской линии УМК по биологии 10-11 классов под редакцией Сивоглазова В.И., курс «Биология. 11 класс» является продолжением курса «Биология.10 класс» и представлен учебником «Биология. 11 класс» (авторы Сивоглазов В. И, Каменский А.А., Касперская Е.К.).
В 11 классе обобщаются полученные знания об уровнях организации живой природы, углубляются понятия об эволюционной теории, о развитии жизни на Земле; более углубленно изучаются вопросы окружающей среды.
В соответствии и Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной основной образовательной программой среднего (полного) общего образования, освоение курса биологии в 11 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:
Аттестация учащихся включает в себя поурочное, тематическое, четвертное оценивание результатов их учебной деятельности – это тестирование, итоговый опрос, письменные работы (контрольные, самостоятельные и практические работы, семинары и конференции). Промежуточная аттестация проводится в форме итоговой контрольной работы и выставления годовой оценки, которая является средней арифметической четвертных оценок.
Технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, тестовая технология, технология личностно-ориентированного обучения, технология развития критического мышления, групповая технология, технология интегрированного обучения, игровые технологии.
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина—Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Биосфера – живая оболочка Земли. Круговорот веществ в биосфере. Человек и биосфера.
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Дата |
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Раздел 1. Теория эволюции (16 часов) |
1 | Биология — наука о живой природе. ТБ на уроках биологии | Давать определение термину биология. Выделять предмет изучения биологии. Характеризовать биологию как комплексную науку. Знать ТБ на уроках биологии | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Формирование « стартовой» мотивации к изучению текущего материала курса .Познавательный интерес к естественным наукам. | 02.09-08.09 |
2 | Входная контрольная работа (№1) | Проверить уровень знаний учащихся за курс «Биология. 10 класс» | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы. | 09.09-15.09 |
3 | История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. | Знать основные этапы развития эволюционных идей | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы. | 16.09-22.09 |
4 | Эволюционная теория Ч. Дарвина | Раскрыть основные положения учения Ч.Дарвина и его значение для развития естествознания | П: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. Умение представлять результаты работы. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы. | 23.09-29.09 |
5 | Синтетическая теория эволюции | Знать основные положения синтетической теории эволюции | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы. П: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения проблемы, делают выводы на основе полученной информации. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп. | Осознание единства живой природы на основе знаний о клеточном строении организмов. Представление клетки как микроскопической биосистемы | 30.09-06.10 |
6 | Вид, его критерии и структура | Сформировать понятие о виде и его основных критериях | Р :Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. Составлять в группе план решения проблемы. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К:Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Приводить аргументы, подтверждая их фактами. | формирование ответственного отношения к обучению; познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; развитие навыков обучения; | 07.10-13.10 |
7 | Лабораторная работа №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» | Уметь описывать на практике особей вида по морфологическому критерию | Р :Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в учебной деятельности. П: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем. К: Приводить аргументы, подтверждая их фактами. | формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; развитие навыков обучения; | 14.10-20.10 |
8 | Контрольная работа за 1 четверть (№2) | Проверить уровень знаний учащихся за 1 четверть | | . | 21.10-27.10 |
9 | Популяция – структурная единица вида | Знать о популяции как форме существования вида и единице эволюционного процесса | Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью .П: Определять возможные источники необходимых сведений, анализировать и оценивать ее достоверность. К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом); | Осмысливать важность изучения данной темы для продолжения жизни на земле | 04.11-10.11 |
10 | Факторы эволюции | Знать о факторах эволюции и их значении | Р: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. .П: Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, К: Самостоятельно определять общие цели, договариваться друг с другом; | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 11.11-17.11 |
11 | Естественный отбор. Формы естественного отбора. | Знать о сущности и формах естественного отбора | Р: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; П: Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления; Выявлять причины и следствия простых явлений; К: В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 18.11-24.11 |
12 | Приспособленность организмов к среде обитания | Углубить понятие о приспособленности, обратить особое внимание на ее относительный характер | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 25.11-01.12 |
13 | Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Уметь самостоятельно выявлять виды изменчивости у особей одного вида | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | Осознание научного значения знаний о вирусах, понимание их роли в жизни человека. Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм и правил. | 02.12-08.12 |
14 | Направления и пути эволюции | Знать о направлениях и пути эволюции | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | Осознание научного значения знаний о вирусах, понимание их роли в жизни человека. Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм и правил | 09.12-15.12 |
15 | Многообразие организмов как результат эволюции | Познакомится с географическим, экологическим видообразованием. | Р- умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. П- умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации К- умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед одноклассниками. | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 16.12-22.12 |
16 | Контрольная работа по разделу 1 (№3) | Проверить уровень знаний по разделу 1. | | | 23.12-29.12 |
Раздел 2. Развитие жизни на Земле (10 часов) |
17 (1) | Гипотезы происхождения жизни на Земле | Иметь представление о различных гипотезах происхождения жизни на Земле | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 13.01-19.01 |
18 (2) | Первые клетки и их эволюция | Знать о версиях происхождения первых клеток | П- Уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, осмысливать проблемную ситуацию, искать пути ее решения, проводить анализ выполненной работы, правильно составлять тесты. Р -Уметь организовывать выполнения заданий учителя согласно правилам работы в кабинете, развивать навыки самоанализа и самооценки. К- | Осознают жизненную необходимость получения знаний об энергетическом обмене , необходимой составляющие для протекания всех биологических и химических реакций . | 20.01-26.01 |
19 -20 (3-4) | Основные этапы эволюции органического мира на Земле | Знать о развитии организмов в разных этапах эволюции органического мира | П- Уметь работать с различными источниками информации, готовить сообщения, осмысливать проблемную ситуацию, искать пути ее решения, проводить анализ выполненной работы, правильно составлять тесты. Р -Уметь организовывать выполнения заданий учителя согласно правилам работы в кабинете, развивать навыки самоанализа и самооценки. | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 27.01-02.02 03.02-09.02 |
21(5) | Гипотезы происхождения человека | Иметь представления о различных гипотезах происхождения человека | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 10.02-16.02 |
22 (6) | Конференция №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Уметь делать анализ и оценку различных гипотез происхождения человека | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 17.02-23.02 |
23 (7) | Движущие силы антропогенеза | Знать о движущих силах антропогенеза | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 24.02-01.03 |
24 (8) | Эволюция человека | Уметь понимать смысл эволюции человека | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 02.03-08.03 |
25 (9) | Расы человека, их происхождение и единство | Знать особенности внешнего вида людей различных рас. | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Развивают навыки оценки и самоанализа, умеют анализировать результаты своей работы на уроке. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 09.03-15.03 |
26 (10) | Контрольная работа по разделу 2 (№4) | Проверить уровень знаний учащихся по разделу 2. | | | 16.03-22.03 |
Раздел 3. Организмы и окружающая среда (8 часов) |
27 (1) | Экологические факторы | Знать о задачах науки экологии, об экологических факторах, их взаимодействии. | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 30.03-05.04 |
28 (2) | Приспособления организмов к действию экологических факторов | Знать о приспособленности организмов к воздействию различных факторов | Р: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. П: умеют делать выводы на основе полученной информации, устанавливают соответствие между объектами и их характеристиками, проводят сравнение объектов. К: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективную работу с одноклассниками | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 06.04-12.04 |
29 (3) | Экосистемы. Взаимоотношения популяций в экосистемах | Знать об основных компонентах экосистем. | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 13.04-19.04 |
30 (4) | Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | Уметь давать сравнительную характеристику природных экосистем и агроэкосистем своей местности | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 20.04-26.04 |
31 (5) | Биосфера – живая оболочка Земли | Знать о биосфере как биологической оболочке Земли | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 27.04-03.05 |
32 (6) | Антропогенные изменения в биосфере | Знать о различных антропогенных изменениях в биосфере | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе знаний, полученных на уроке. | 04.05-10.05 |
33(7) | Лабораторная работа №3 «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности» | Уметь выявлять антропогенные изменения в экосистеме своей местности | П: делать выводы на основе полученной информации , устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками . Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. К: умение воспринимать информацию на слух, | формирование ответственного отношения к обучению; формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ; | 11.05-17.05 |
34 (8) | Итоговая контрольная работа (№5) | Проверить уровень знаний учащихся по курсу «Биология. 11 класс» | | | 18.05-24.05 |
Данный учебник соответствуют федеральному перечню учебников на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».