СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе рассматривается материал по изучению физиологии растений и применеие этих знаний на практике

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ

ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



Рассмотрено

на заседании МО учителей

естественно- географического цикла (протокол № 1 от 29.08.18г)


Принято

на педагогическом совете

МБОУ СОШ №1

с. Средняя Елюзань

(протокол №1 от 30. 08.18)


«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №1

с. Средняя Елюзань

__________ /З.Д.Гурдина/

(приказ №188 от 31.08.18г)







Рабочая программа

элективного курса

«Физиология растений и растениеводство»

для 10 класса









Учитель: Янгуразова Лариса Флюсовна



2018 г.

Рабочая программа элективного курса «Физиология растений и растениеводство» МБОУ СОШ №1 с Средняя Елюзань для 10 класса составлена на основе авторской программы учителя биологии Чумайской МБОУ СОШ Носковой Е.Н.

Курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.

Курс «Физиология растений и растениеводство» знакомит учащихся с основными физиологическими закономерностями формирования урожая сельскохозяйственных культур с элементами их интенсивных технологий в растениеводстве, с достижениями науки, передовым опытом. Он не только углубит знания по биологии, но и привьет интерес к практической и исследовательской деятельности в области сельского хозяйства, поможет школьникам в выборе будущей профессии.

Основу содержания составляют вопросы физиологии главных этапов жизни растения, связанных с переходом от гетеротрофного (прорастание семян) к автотрофному типу питания и далее к репродуктивному развитию. При этом основное внимание уделяется вопросам формирования урожая, его качества, эффективности использования растениями света, элементов минерального питания и воды, повышению устойчивости растений к неблагоприятным условиям. Особо выделена проблема физиологии послеуборочного периода и хранения продовольственных культур.

Курс знакомит учащихся с главнейшими сельскохозяйственными культурами, их народнохозяйственным значением и урожайностью, основными физиологическими функциями растительного организма, их зависимостью от внешних факторов и возможностью регулирования в системе интенсивной технологии. Необходимо научить учащихся проводить различные опыты по физиологии растений, освоить простейшие приёмы листовой диагностики, условий минерального питания и наблюдения за ростовыми процессами, физиологические тесты степени повреждения растений неблагоприятными условиями; познакомиться с основными элементами интенсивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур.


1.Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:
-основные законы и механизмы в физиологии расте­ний;

-современные представления, гипотезы о целостности растительного организма и взаимосвязи с окружающей средой;

-особенности физиологических механизмов у растений различных экологических групп;

-основные понятия овощеводства защищенного грунта;

-основы агротехнологии возделывания овощных культур в защищенном грунте.

Учащиеся должны уметь:
-ориентироваться в основных направлениях физиоло­гии растений;

-использовать полученные знания и методики изуче­ния растительного организма;

-поэтапно выполнять агротехнологии, используемые в овощеводстве защищенного грунта;

-работать ручными и механическими орудиями труда;

-планировать и организовывать свою деятельность;




2.Основное содержание программы курса

Введение (1ч.)

Народнохозяйственное значение и продовольственная ценность сельскохозяйственных культур. Сельскохозяйственные растения как источник энергии, растительного азота (белка), витаминов и других жизненно важных соединений для питания человека и кормления сельскохозяйственных животных. Главные сельскохозяйственные культуры: зерновые и зернобобовые, корнеплоды и клубнеплоды, кормовые травы, масличные, прядильные, овощные, плодово-ягодные культуры. Достигнутый уровень развития растениеводства. Интенсификация производства- основной путь развития нашей страны.

Физиология растений как научная основа интенсивной технологии (1ч.)

Предмет и задачи физиологии растений, основные физиологические функции растительного организма. Связь физиологии растений с другими биологическими науками и практикой. Методы физиологии растений. Необходимость эволюционного подхода к изучению функций растения. Главнейшие этапы развития физиологии растений, вклад в науку русских и советских ученых, особенности современного периода.

Физиология растительной клетки (3ч.)

Строение клетки: клеточная оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоль, ядро.

Молекулярные основы хранения и реализации наследственной информации: наследственный код, биосинтез белка. Обмен веществ. Особенности регуляции синтеза белка в клетке.

Поступление воды в растительную клетку: диффузия и осмос, клетка как осмотическая система.

Пассивное и активное поступление ионов в растительную клетку.

Водный режим растений (5ч.)

Общая характеристика водного обмена растительного организма. Физические и химические свойства воды. Распределение воды в клетке и в организме. Водный баланс растения.

Расходование воды растением - транспирация. Значение транспирации. Лист как орган транспирации. Влияние условий на процесс транспирации. Поступление и передвижение воды по растению. Корневая система как орган поглощения воды. Передвижение воды по растению влияние внешних условий на поступление воды в растение.

Физиологические основы устойчивости растений к засухе. Влияние на растение недостатка воды. Физиологические особенности засухоустойчивых растений. Физиологические основы орошения.

Питание растений (фотосинтез) (5ч.)

Значение процесса фотосинтеза и история его изучения. Лист как орган фотосинтеза. Хлоропласты, их строение и образование: химический состав, строение, физиологические особенности.

Пигменты листа: хлорофиллы, каротиноиды, фикобилины.

Химизм фотосинтеза. Происхождение кислорода при фотосинтезе. Фазы фотосинтеза. Продукты фотосинтеза.

Влияние условий на интенсивность процесса фотосинтеза.

Корневое питание растений (8ч.)

Физиологическая роль элементов минерального питания. Элементы, необходимые для растительного организма. Физиологическое значение макро- и микроэлементов.

Поступление минеральных солей через корневую систему. Корневая система как орган поглощения солей. Особенности поступления солей в корневую систему. Роль корней в жизнедеятельности растений.

Поступление и превращение соединений азота в растениях. Особенности усвоения азота. Азотный обмен растений.

Почва как источник питательных веществ. Питательные вещества в почве и их усвояемость. Значение кислотности почвы. Значение почвенных микроорганизмов.

Передвижение питательных веществ по растению (1ч.)

Передвижение элементов минерального питания. Особенности передвижения органических веществ по растению.

Дыхание растений (4ч.)

Значение дыхания в жизни растения. Окислительно- восстановительные процессы. Субстраты дыхания.

Пути дыхательного обмена.

Влияние внешних и внутренних факторов на интенсивность дыхания.

Пути регуляции дыхательного обмена. Взаимосвязь дыхания с другими процессами обмена.

Рост и развитие – основа формирования урожая (6ч.)

Понятие о росте и развитии растений. Этапы индивидуального развития (онтогенез). Вегетативный и генеративный периоды развития. Онтогенез как последовательная реализация программ и подпрограмм роста и развития. Современные представления о регуляторной системе растений. Структурная организация процессов жизнедеятельности. Фитогормоны и их роль в жизни растений. Природа и информационное значение биотоков.

Внутренние и внешние факторы роста и развития растений: наследственные особенности, температура, свет, аэрация, наличие доступной влаги и условия минерального питания. Правильный подбор сортов, систематическое наблюдение за состоянием посевов и строгое соблюдение научно обоснованной агротехники – залог высоких урожаев.

Итоговое занятие (1ч.)


3.Учебно-тематическое планирование


п/п

Темы

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Введение.

1

1

-

2.

Физиология растений как научная основа интенсивной технологии.

1

1

-

3.

Физиология растительной клетки.

3

3

-

4.

Водный режим растений.

5

4

1

5.

Питание растений (фотосинтез).

5

4

1

6.

Корневое питание растений.

8

7

1

7.

Передвижение питательных веществ по растению.

1

1

-

8.

Дыхание растений.

4

4

-

9.

Рост и развитие растений – основа формирования урожая.

6

4

2

10.

Итоговое занятие.

1

1

-





Рекомендуемая литература

  1. Гэлетон А., Дэвис П., Сэттер Р. Жизнь зелёного растения. М.: Мир, 1983.

  2. Полевой В. В. Физиология растений. М.: Высшая школа, 1989.

  3. Якушкина Н. А. Физиология растений М.: Просвещение, 1993.

  4. Шульгина Л. Строительство. Энциклопедии и справочники садовода и огородника. Издательство: Клуб семейного досуга , 2008 .

  5. Шуваев Ю.Н. Азбука садовода - тепличника Издательство: Аделант, 2007.

  6. Шуваев О.Н. Ваши урожайные теплицы. Для дома и семьи. – М.: Дрофа, 2006.