МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ Г.ПЕВЕК»
СОГЛАСОВАНО ______ Т.Е. Евдокимова, зам. директора по ВР | РЕКОМЕНДОВАНО к утверждениюПротокол методсовета№ __ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ Центр образования г.Певек |
от ___.05.2018 г. | от ___.05.2018 г. | от ___.05.2018г. №02-02/___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
7 КЛАСС (ФГОС)
Направление деятельности:
интеллектуальное
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Составитель: Вигантс Яна Валентиновна,
учитель физики,
первая квалификационная категория
г. Певек
2018 г
Введение
Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительная физика» составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 №1577;
санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательной организации (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Центр образования г.Певек.;
учебным планомМБОУ Центр образования г.Певек на текущий учебный год;
годовым учебным календарным графикомМБОУ Центр образования г.Певек. на текущий учебный год;
положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ Центр образования г.Певек, утвержденным приказом директора от 05.05.2018 г. № 02-02/320.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания обучающихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Программа «Удивительная физика» согласована по своему содержанию с учебной программой курса физики 7 класса и основана на интеграции физики, биологии и географии.
Ведущая идея программы – показать единство природных процессов, общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы.
Актуальность курса.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, обучающиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 7 классов, пока не обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия способствуют развитию и поддержке интереса обучающихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности обучающихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Курс обеспечивает преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11классы), способствует созданию положительной мотивации и ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования. При изучении физики в 7-11 классах программа кружка позволит облегчить понимание физических терминов, формирование устойчивых навыков решения задач, теоретических и математических выводов законов природы, различных теорий и исследовательских проектов.
Цельпрограммы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, формированию мировоззрения обучающихся.
Задачи программы – расширение знаний обучающихся по физике, приобретение практических, информационных, коммуникативных умений обучающихся, развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения задач, выполнения опытов, подготовки творческих работ, экологическое воспитание обучающихся.
Цели и задачи кружка:
овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, характерных для физической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о физике как форме её описания и методе познания действительности;
формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости физики для общественного прогресса;
пробудить интерес к самостоятельному творческому мышлению;
формировать у обучающихся рациональные умения и приёмы умственной деятельности;
воспитывать культуру мышления, мировоззренческую культуру обучающихся.
По учебному плану для внеурочной деятельности (работу кружка «Удивительная физика») отводится 1 час в неделю.Программа рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности.
Результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1 уровень: предполагаетовладение обучающимися понятий о первоначальном строении вещества (жидкое, твердое газообразное). Уметь правильно организовать свое рабочее место. Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении эксперимента. Уметь проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты, объяснять полученные результаты и делать выводы.
2 уровень:предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода выбранного обучаемым, с получением самостоятельного социального опыта по выбранному направлению в соответствии с его интересами и способом реализации.
3 уровень: предполагает развитие умения поэтапно решать проектные задачи при самостоятельном выборе тем (подтем) проекта либо исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации интересующей информации, публичной защиты проектов, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах.
Изучение курса физики дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные результаты:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты:
приобрести навыки решения разных типов задач;
приобрести навыки постановки эксперимента;
приобрести навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет;
иметь первоначальные представления о профессиональном самоопределении;
уметь наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
уметь описывать результаты наблюдений;
уметь делать выводы;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Итоги реализации программы могут быть представлены через:
участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям;
участие в выставках творческих работ;
изготовление простейших приборов и приспособлений, пособий;
написание рассказа «Мне приснился удивительный сон»;
составление кроссвордов и чайнвордов;
изготовление самодельных картин «Физика в веселых картинках»;
подготовку и проведение занимательных опытов;
разработку проектов, защиту проектов.
Содержание курса
№ | Раздел | Содержание | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Введение | Физика – наука о природе. Физические явления. Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория. Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Простейшие измерения. | Вводная беседа. Викторина. Практические занятия. | Познавательная деятельность |
2 | Тело и вещество | Характеристики тел и веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса тела. Эталон массы. Измерение массы тела с помощью весов. Температура. Термометр. Строение вещества. Молекулы и атомы. Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Строение атома. Плотность вещества. Демонстрации:медный шарик, спиртовка, спички, кольцо с отверстием; стакан холодной и стакан горячей воды, марганцовка, духи. | Рефераты. Доклады. Моделирование и обсуждение ситуаций. Практические занятия. | Проблемно-ценностное общение |
3 | Механические явления | Механическое движение. Виды механических движений. Скорость. Относительность механического движения. Демонстрации: рассчитать среднюю скорость скатывающегося шарика; монета, стакан, лист бумаги. | Моделирование и обсуждение ситуаций. Практические занятия. | Познавательная деятельность. |
4 | Взаимодействие тел | Сила как характеристика взаимодействия. Явление тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформаций. Сила упругости. Измерение сил. Динамометр. Сила трения. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения. Давление твёрдых тел. Зависимость давления от площади опоры. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды. Действие жидкости на погруженное в них тело. Архимедова сила. Условия плавания тел. Демонстрации: определить тела, плавающие на поверхности жидкости, внутри жидкости; пластиковая бутылка с водой; макет фонтана. | Викторина. Конкурсы. Практические занятия. | Познавательная деятельность. Досугово-развлекательная деятельность. |
5 | Человек и природа | Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр. Механизмы. Механическая работа. Энергия. Механическая энергия. Источники энергии. Демонстрации: определение мощности человека при подъеме, рычаги. | Турнир. Диспут. Практические занятия. | Проблемно-ценностное общение |
Тематическое планирование
№ | Название темы занятия | Количество часов |
| Введение | 5 |
-
| Вводный инструктаж по ТБ. Физика – наука о природе. Физические явления. | 1 |
-
| Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория. | 1 |
-
| Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. | 1 |
-
| Математическая запись больших и малых величин. | 1 |
-
| Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. | 1 |
| Тело и вещество | 9 |
-
| Характеристики тел и веществ. | 1 |
-
| Твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества. | 1 |
-
| Масса тела. Эталон массы. | 1 |
-
| Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. | 1 |
-
| Температура. Термометр. | 1 |
-
| Строение вещества. Молекулы и атомы. | 1 |
-
| Движение молекул. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. | 1 |
-
| Как и для чего измеряют объем тел. | 1 |
-
| Плотность вещества. Решение задач на связь между массой, объёмом и плотностью. | 1 |
| Механические явления | 4 |
-
| Механическое движение. Виды механических движений. | 1 |
-
| Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. | 1 |
-
| Относительность механического движения. | 1 |
-
| Решение задач. | 1 |
| Взаимодействие тел | 11 |
-
| Сила как характеристика взаимодействия. | 1 |
-
| Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 |
-
| Вес тела. Невесомость. | 1 |
-
| Деформация. Виды деформаций. Сила упругости. | 1 |
-
| Измерение сил. Динамометр. Решение задач. | 1 |
-
| Сила трения. Роль трения в природе и технике. | 1 |
-
| Способы усиления и ослабления трения. | 1 |
-
| Давление твёрдых тел. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | 1 |
-
| Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды. Решение задач. | 1 |
-
| Действие жидкости на погружённое в неё тело. Архимедова сила. | 1 |
-
| Решение задач | 1 |
| Человек и природа | 5 |
-
| Атмосфера. Барометр. Влажность воздуха. Гигрометр и психрометр. | 1 |
-
| Механизмы. Механическая работа. | 1 |
-
| Решение задач. | 1 |
-
| Энергия. Механическая энергия. Источники энергии. Решение задач. | 1 |
-
| Обобщающее повторение | 2 |
-
|