СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа составлена к учебнику Т. Ладыженской, М. Баранова
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образованияМБОУ Березовской средней общеобразовательной школы №1,Примерной программы по русскому языку для основной школы, авторской программыМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
Учебный план МБОУ Березовской СОШ №1 предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 720 часов. В том числе: в 5 классе – 170 часов, в 6 классе – 204 часа, в 7 классе – 136 часов, в 8 классе – 105 часов, в 9 классе – 105 часов.
Виды деятельности:
- разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание письменных текстов деловогостиля с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Планируемые предметные результаты освоения программы по русскому языку в 5 классе
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
Содержание курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Раздел 1 Речь и речевое общение.
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2.Осознание основных особенностей устной и письменной речи; Анализ образцов устной и письменной речи. Различение монологичной и диалогичной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2 Речевая деятельность.
1.Виды речевой деятельности: (говорение, слушание, письмо, чтение).Культура говорения, слушания, письма, чтения
2. Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материалов на определённую тему: поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст.
1.Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как вид информационной переработки текста.
2.Анализ текста с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание письменных текстов разных стиля, типа и жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка.
1.Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные
жанры разговорной речи (рассказ, беседа), научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового ( расписка, доверенность, заявление) стилей.
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных текстов разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 5. Общие сведения о языке.
1 Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка : литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка и их использование в речи.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2 Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия.
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’].
Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
Морфема как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова . Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный4 сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари антонимов и синонимов. Русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские
и заимствованные слова. Словари иностранных слов
Лексика русского языка сточки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления . Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря ии др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1 Морфология как раздел лингвистики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, глагола, наречия. Место причастия и деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2 Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1 Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по написанию.
Раздел 13. Язык и культура.
1 Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2 Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе: | |||
Кол-во контр.работ | Кол-во уроков развития речи | |||||
Теория | Практика | |||||
1. | Язык и общение | 3 | - | 1 | - | |
2. | Вспоминаем, повторяем,изучаем | 26 | 1 | 2 | 3 | |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 28 | 1 | 2 | 4 | |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 19 | 1 | 1 | 4 | |
5. | Лексика. Культура речи | 11 | 1 | - | 2 | |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи | 22 | 1 | 1 | 2 | |
7. | Морфология. Имя существительное |
21 |
1 |
1 |
3 | |
| Имя прилагательное | 9 | 1 | 1 | 1 | |
| Глагол | 21 | 1 | - | 2 | |
8 | Повторение и систематизация изученного | 10 | 1 | - | 2 | |
Итого | 170 | 9 | 9 | 23 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2ч+1ч) |
|
| |
1 | Язык и человек. Читаем учебник | 1 | |
2 | Общение устное и письменное. Слушаем на уроке | 1 | |
3 | Р.р. Стили речи | 1 | |
ВСПОМИНЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (21ч+5ч) |
|
| |
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | |
5 | Орфограмма | 1 | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | |
7 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | |
8 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | |
9 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | |
10 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | |
11 | Разделительные ъ и ь | 1 | |
12 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 | |
13 | Р.р. Текст | 1 | |
14-15 | Р.р. Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому, упр. 70) | 2 | |
16 | Части речи | 1 | |
17 | Глагол | 1 | |
18 | Правописание-тсяи -тъсяв глаголах | 1 | |
19 | Личные окончания глаголов | 1 | |
20 | Р.р.Тема текста | 1 | |
21 | Имя существительное как часть речи | 1 | |
22 | Падежные окончания существительных | 1 | |
23 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |
24 | Местоимение как часть речи | 1 | |
25 | Основная мысль текста | 1 | |
26 | Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом» | 1 | |
27 | Повторение изученного в начальных классах | 1 | |
28 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» | 1 | |
29 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | |
| СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.КУЛЬТУРА РЕЧИ (22ч+6ч ) | | |
30 | Синтаксис. Пунктуация | 1 | |
31 | Словосочетание | 1 | |
32 | Способы выражения грамматической связи в словосочетании | 1 | |
33 | Разбор словосочетания | 1 | |
34 | Р.р. Сжатое изложение (упр. 144) | 1 | |
35 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | 1 | |
36 | Виды предложений по интонации | 1 | |
37 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое | 1 | |
38 | Р.р. Изложение по тексту упр. 168 | 1 | |
39 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
40 | Нераспространённые и распространённые предложения | 1 | |
41 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | |
42 | Определение | 1 | |
43 | Обстоятельство | 1 | |
44 | Тест по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |
45 | Предложения с однородными членами | 1 | |
46 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | |
47 | Предложения с обращениями | 1 | |
48 | Р.р. Письмо | 1 | |
49 | Р.р.Обучающее сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки» (упр.229) | 1 | |
50 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | 1 | |
51 | Простые и сложные предложения | 1 | |
52 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | |
53-54 | Р.р. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 2 | |
55 | Р.р. Диалог | 1 | |
56 | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация» | 1 | |
57 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | |
| ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (14 ч + 5ч) | | |
58 | Фонетика. Гласные звуки | 1 | |
59 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | 1 | |
60 | Изменение звуков в потоке речи | 1 | |
61 | Повествование | 1 | |
62 | Согласные звонкие и глухие | 1 | |
63 | Графика. Алфавит | 1 | |
64 | Р.р. Описание предмета | 1 | |
65 | Р.р. Обучающее изложение с элементами описания (К. Г. Паустовский «Шкатулка») | 1 | |
66 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 | |
67-68 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | 2 | |
69 | Орфоэпия | 1 | |
70 | Фонетический разбор слова | 1 | |
71 | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | |
72 | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | |
73 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. | 1 | |
74 | Р.р. Подготовка к сочинению- описанию предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | |
75 | Р.р. Сочинение-описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» | 1 | |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (10ч + 4ч) | |||
76 | Слово и его лексическое значение | 1 | |
77 | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
78-79 | Прямое и переносное значение слов | 2 | |
80 | Омонимы | 1 | |
81-82 | Синонимы | 2 | |
83 | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | |
84 | Р.р. Сочинение- описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | |
85 | Антонимы | 1 | |
86 | Повторение по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | |
87 | Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» | 1 | |
88 | Р.р. Подготовка к подробному изложению (К.Г. Паустовский «Первый снег») | 1 | |
89 | Р.р. Подробное изложение (К.Г. Паустовский «Первый снег») | 1 | |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (19 ч+3ч) | |||
90 | Морфема. Изменение и образование слов | 1 | |
91 | Окончание. Основа слова | 1 | |
92 | Корень слова | 1 | |
93 | Р.р. Рассуждение.Обучающее сочинение-рассуждение «Дни недели рассказывают о себе» (упр. 397) | 1 | |
94 | Суффикс | 1 | |
95 | Приставка | 1 | |
96 | Чередование звуков | 1 | |
97 | Беглые гласные | 1 | |
98 | Варианты морфем | 1 | |
99 | Морфемный разбор слова | 1 | |
100 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | |
101 | Буквы з и сна конце приставок | 1 | |
102 | Буквы а-о в корне –лаг- --лож- | 1 | |
103 | Буквы а-о в корнях –раст- -ращ- -рос- | 1 | |
104-105 | Буквы ё-опосле шипящих в корне | 2 | |
106 | Буквы ы-и после ц | 1 | |
107 | Повторение по теме «Морфемика» | 1 | |
108 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» | 1 | |
109 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | |
110
| Р.р. Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | |
111 | Р.р. Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Имя существительное (18 ч + 4ч) | |||
112 | Морфология. Имя существительное как часть речи | 1 | |
113 | Доказательства в рассуждении | 1 | |
114 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | |
115 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | |
116 | Род имен существительных | 1 | |
117 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | |
118 | Р.р. Сжатое изложение (упр. 513) | 1 | |
119 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | |
120 | Три склонения имён существительных | 1 | |
121 | Падеж имён существительных | 1 | |
122 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | |
123 | Существительные на –ия, -ие, -ий. | 1 | |
124 | Множественное число имён существительных. | 1 | |
125 | Правописание о-епосле шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | |
126 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | |
127-128 | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 | |
129 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное | 1 | |
130 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | |
| Имя прилагательное (8 ч + 2ч) | | |
131 | Имя прилагательное как часть речи | 1 | |
132 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | |
133 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | 1 | |
134 | Р.р. Описание животного | 1 | |
135 | Прилагательные полные и краткие | 1 | |
136 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | |
137 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
138 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 1 | |
139 | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ | 1 | |
Глагол (19ч + 2ч) | |||
140 | Глагол как часть речи | 1 | |
141 | Не с глаголами | 1 | |
142 | Р.р. Рассказ | 1 | |
143 | Неопределенная форма глагола | 1 | |
144 | Правописание -тьсяи -тсяв глаголах | 1 | |
145 | Виды глагола | 1 | |
146 | Видовые пары глагола | 1 | |
147 | Буквы е-ив корнях с чередованием | 1 | |
148 | Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 | |
149 | Время глагола. Прошедшее время | 1 | |
150 | Настоящее время | 1 | |
151 | Будущее время | 1 | |
152 | Спряжение глаголов | 1 | |
153-154 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 | |
155 | Морфологический разбор глагола | 1 | |
156 | Мягкий знак после шипящихв глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 | |
157 | Употребление времен | 1 | |
158 | Повторение по теме «Глагол» | 1 | |
159 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» или контрольная работа | 1 | |
160 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (8ч+2ч) | |||
161 | Р.р. Разделы науки о языке | 1 | |
162-163 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | |
164-165 | Орфограммы в окончаниях слов Р.р. | 2 | |
166 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
167 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | |
168 | Употребление букв ь и ъ | 1 | |
169-170 | Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью | 2 | |
Контрольно-измерительные материалы в соответствии со спецификой предмета.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся в 5 классе
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Достижения личностных результатов отражаются в индивидуальных накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, буквенный диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа по карточкам и т.д.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждой теме, в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).
Система оценки достижений учащихся:
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщённый результат накопленных за период обучения отметок.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения.
3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной трудности, т.е. соблюдается принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
Рассматривается система оценивания следующим образом.
Начальный уровень использования системы оценки.
На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.
1-е правило (Различие оценки и отметки)
Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку – знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).
2-е правило (Самооценка).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
алгоритм состоит из четырёх вопросов:
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
2. Стандартный уровень использования системы оценки.
На этом этапе учитель начинает использовать те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика.
3-е правило (Одна задача – одна оценка)
Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок
4-е правило (Таблицы результатов и «Портфель достижений») используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работ по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год).
После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами.
Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы «Портфеля достижений» ученик пополняет самостоятельно (консультируясь с учителем).
5-е правило (Уровни успешности)
Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работ, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.
Метапредметные диагностические работы (проводятся 1–2 раза в год) потребуют от учителя:
– выделить около 2–3 часов учебного времени в год (за счёт резерва) на проведение всех диагностических работ, т.е. это будет не дополнительное время, а то, которое и так тратится учителем; около 2–3 часов на проверку этих работ, фиксацию результатов в таблице и их анализ (в электронном виде проверка и анализ могут осуществляться полуавтоматически, значительно экономя время).
Максимальный уровень использования системы оценки. На этом этапе учитель может при желании вводить полный набор правил оценивания или отдельные правила из этого набора, что позволит получить максимальный эффект.
Контрольные работы по русскому языку за курс 5 класса.
Входной диктант по русскому языку в 5 классе (входная диагностика)
Цель: проверить входной актуальный уровень усвоения обучающимися материала изученного в курсе начальной школы:
Умение различать произношение и написание слов.
Умение находить способ проверки слова.
Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
Умение различать простые и сложные предложения.
Умение определять главные и второстепенные члены предложения.
Умение определять однородные члены предложения.
Знание и понимание определения морфем, их рода, числа и падежа.
В лесу.
Мы идём по узкой дорожке. Под яркими лучами солнца горит, сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой пролегает болото. По нему шагать опасно.
Мы входим в лесную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Тишь и прохлада в лесу.
Посмотришь вверх и увидишь пушистую белку. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки, и пошли к деревне по крутому подъёму. Здесь конец нашего интересного путешествия, но мы вернёмся сюда ещё.
(84 слова)
Грамматическое задание:
1. Выписать предложение и подчеркнуть главные члены.
1 вариант 2 вариант
6-е предложение 7 предложение
2. Найти и подчеркнуть прилагательные:
1 вариант 2 вариант
Прохладный, прохлада, голубизна, голубой
охладить, прохладительный голубенький, голубеть
3. Указать род, склонение, падеж существительного:
1 вариант 2 вариант
В лесу в чащу
4. Подобрать слова с противоположным значением:
1 вариант 2 вариант
Узкий, входить большой, уронить
5. Выписать местоимение:
1 вариант 2 вариант
Из 3-го предложения из 4-го предложения.
АНАЛИЗ
диктанта по русскому языку в 5 классе
| чел | % |
Класс |
|
|
Учитель |
|
|
Количество учащихся по списку |
|
|
Количество учащихся, выполнявших работу |
|
|
Выполнили работу: «5» - |
|
|
«4» - |
|
|
«3» |
|
|
«2» |
|
|
Качество знаний по классу |
|
|
Степень обученности по классу |
|
|
Справились с грамматическим заданием полностью |
|
|
выполнили 1 задание |
|
|
выполнили 2 задание |
|
|
выполнили 3 задание |
|
|
выполнили 4 задание |
|
|
выполнили 5 задание |
|
|
Не приступили к выполнению грамматического задания |
|
|
Контрольная работа №2 5 класс Тема: «Повторение изученного в 1-4 классе»
Летняя гроза.
Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.
(84 слова)
(По Б. Тимофееву)
Грамматическое задание.
1.Разобрать по составу слова: туманная, (по) листьям, (с) деревьев, проходит.
2.В выделенном предложении указать части речи.
3.Подобрать 2 однокоренных слова к слову даль: дальний, далекий, далеко, удаляться.
Контрольная работа № 3 5 класс Тема: «Морфология»
Осень в лесу.
После теплых дней лета наступает золотая осень.
На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к другу опенки. На лесных полянках краснеют рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка.
Легкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землей летает липкая паутина.
Птицы начинают готовиться к отлету на юг. В дальний путь отправляются дикие гуси. Покидают родные болота журавли. Далеко разносятся их голоса. (84 слова)
Грамматическое задание.
1. В выделенном предложении надписать все части речи.
2. Выделить корень в словах: лесных, летает, дальний.
3.В последних двух предложениях текста у существительных определите падеж.
Контрольная работа № 3 5 класс. Тема: Синтаксис, пунктуация.
Летний дождь.
День был солнечный, яркий, но вдруг набежала синяя тучка. Из нее посыпался частый дождь, а солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
Скоро солнечный дождь кончился. «Погляди, Юра, как красиво!»- сказала мама. Я взглянул и увидел, что через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один конец ее упирался в деревню, а другой уходил далеко в луга.
( 81 слово)
Грамматическое задание.
1.)Произвести синтаксический разбор предложения: Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья.
2.)Составить схему сложного предложения: Из нее посыпался частый дождь, а солнце продолжало светить.
3) Из предложения выписать и разобрать словосочетания: Скоро солнечный дождь кончился.
Контрольная работа № 4 5класс Тема: «Фонетика».
Осенняя картинка.
Сколько цветных корабликов в пруду! Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами. Еще большой запас таких корабликов на деревьях, которые цветной стеной окружают пруд. Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. Это самые парусистые кораблики. А какие они нарядные!
Небо чистое. Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края. Там нет зимних вьюг и метелей. Счастливого пути, ласточки! Ярко светит солнце. Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.
(По Д.Кайгородову).(87 слов).
Грамматическое задание.
1.Фонетический разбор слова: яркий.
2. Расположите слова в алфавитном порядке:
Скво..ь, опас..ный, вес..ник, ч..дище, яи..ница, с..езд.
3.В данных словах расставьте ударение:
Библиотека, звонит, создал, средство, они жили.
4.Разберите по составу слова:
Кленовые, окружают, ветерок.
Контрольная работа №5, 5 класс Тема: «Морфемика, орфография, культура речи».
Ель.
На лесной поляне расположилась огромная старая ель. Её верхушка высоко поднялась над другими деревьями.
Раньше на этой поляне росло много молодых елочек. Они подрастали весело, дружно, и все любовались молодой порослью. Проходили годы, положение менялось. Ели разрастались, мужали. Но не все елочки дожили до этого возраста. Одни зачахли, погибли. Другие срубили.
И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне. В зимнюю стужу ель помогает птицам, кормит их своими семенами. Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю. Прорастет семечко, выглянет маленький росток. Он даст жизнь новому дереву.
( 89 слов).
(По Г.Скребицкому.)
Грамматическое задание.
1. Произведите синтаксический разбор предложения: Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю.
2. Разберите по составу слова, подберите однокоренное слово: порослью, проходили, елочки, маленький.
3.Найдите в тексте и выпишите:
а) 2 слова с приставкой на з-, с-;
б) 2 слова с чередованием в корне ращ-рос, лаг-лож.
4.Подберите 3-4 однокоренных слова к слову ВЕСТЬ.
Контрольная работа №6, 5 класс Тема : «Имя существительное».
Разговор деревьев.
Шоколадные почки распускаются, и на каждом зеленом хвостике висит небольшая прозрачная капля. Если растереть между пальцами даже одну почку, потом долго всё будет пахнуть ароматной смолой березы, тополя или черемухи.
Понюхаешь почку черемухи и вспомнишь, что осенью забирался вверх по дереву за ягодами. Ел их горстями прямо с косточками.
Ветер теплый. В тишине начинают шептаться между собой деревья. Осинка молодая вышла, стоит свечой на поляне, помахивает веточкой, приглашает рыжего бельчонка в гости. Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершиной. Хорошо в лесу!
Задание.
Синтаксический разбор предложения: Прекрасная стройная елочка приветливо кивает вершиной.
В последнем абзаце указать падежи всех существительных.
Морфологический разбор: (помахивает) веточкой³
4. Фонетический разбор: осенью¹
Контрольная работа №7, 5 класс Тема: «Имя прилагательное».
Озеро.
Среди высоких гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.
В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.
Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь.
Грамматическое задание.
Синтаксический разбор предложения: Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок.
Разобрать по составу слова: маленький, береговой, озерная, прозрачны.
Произвести морфологический разбор прилагательного: прозрачны (воды)
Контрольная работа №8, 5 класс Тема: «Глагол».
Много лет назад в центре столицы выросло красивое здание. На его фасаде интересные часы. Каждый час на циферблате открываются черные дверки, а за ними появляются герои народных сказок.
Входишь в театр в ожидании встречи с удивительным миром. В музее театра ты можешь познакомиться с куклами разных стран. В зимнем саду растет дерево с чудесными ветвями. В водоеме плещутся рыбки. «Как здесь красиво!» - восхищаются ребята.
Этажом выше находится зрительный зал с разноцветными креслами: красными, синими, желтыми, зелеными. Так сделали для того, чтобы ребята не спутали места. Раздается звонок, и зрители собираются в зале. Бесшумно закрываются двери. Стихает шепот, и спектакль начинается.
Грамматическое задание.
Синтаксический разбор предложения: В зимнем саду растет дерево с чудесными ветвями.
Разобрать по составу, подобрать по два однокоренных слова: народных, входишь, рыбки, стихает
Морфологический разбор: раздается (звонок)
Фонетический разбор: ребята
Выписать одно сложное предложение, разобрать его по членам предложения.
Практическая работа по теме: «Гласные и согласные в приставках»
Объясните написание приставок, выделите приставки (графическое задание).
Подписать письмо, отдать предпочтение, отзывчивый мальчик, надземный транспорт, достойный предшественник, обслужить больных, свеча отгорела, надпилить сосну, сберечь здоровье, подозвать, товарища, потерять доверие, сбросить с крыши, предчувствовать беду.
Практическая работа по теме «Чередование гласных в корне слова». 5 класс
Вариант 1.
Задание 1. Списать слова, вставить пропущенные гласные.
Пол...жение, , сл...жить, пол...гаться, пол..г, пол...житься.
Р...сти, пор..сль, Р...стов, ср…щение, р...стовщик, отр...сль, р…стениеводство.
Задание 2. «Четвертый лишний». Выписать слова с чередованием гласных в корне слова.
Р…стущий, прор…стают, пр…стейший, р…сточек.
Сл…жение, пол…жение, пол…гается, сл…дчайший.
Задание 3. Списать текст, обозначить орфограммы.
Ребята распол…жились на отдых у реки недалеко от Р…стова. Быстро выр…сли на берегу палатки. В густыхзар…слях пели птицы. Последние лучи солнца чуть касались вершин деревьев. Один за другим загорались костры.
Задание 4. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Самостоятельная часть речи
5. Период, ступень в развитии человека, количество лет
6. Прошедшее время от глагола предлагать в м.р.
7. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст
8. Один из видов письменной работы по русскому языку
По вертикали:
2. Математическое действие
3. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст
4. Растение, которое растет в воде
Вариант 2.
Задание 1. Списать слова, вставить пропущенные гласные.
Сл...гать, сл...жить, изл…гать, пол..г, пол...жить.
Р...стение, зар...сти, прор...стать, отр…слевой, водор…сль, Р...стислав, р...сток.
Задание 2. «Четвертый лишний». Выписать слова с чередованием гласных в корне слова.
Р…скошный, выр…сли, возр…стной, выр…щенный.
Отл…жить, прил…гательное, л…жка, пол…г.
Задание 3. Списать текст, обозначить орфограммы.
Если сл…жить все ошибки умного, получится гора. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного пол…жения. Прил…жите труд к справедливому делу. И тогда маленький р…сток знаний превратится в прекрасное р…стение, которое поможет достичь желаемое.
Задание 4. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Самостоятельная часть речи
5. Период, ступень в развитии человека, количество лет
6. Прошедшее время от глагола предлагать в м.р.
7. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст
8. Один из видов письменной работы по русскому языку
По вертикали:
2. Математическое действие
3. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст
4. Растение, которое растет в воде
Ответы кроссворда.
По горизонтали:
1. Самостоятельная часть речи (прилагательное).
5. Период, ступень в развитии человека, количество лет (возраст).
6. Прошедшее время от глагола предлагать в м.р. (предложил).
7. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст (росток).
8. Один из видов письменной работы по русскому языку (изложение).
По вертикали:
2. Математическое действие (сложение).
3. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст (отрасль).
4. Растение, которое растет в воде (водоросль).
Проверочная работа по теме: «Падежи и падежные окончания имен существительных трех склонений»
Вариант 1.
Приведи примеры имён существительных трёх склонений в родительном падеже.
Запиши ответы на вопросы, укажи падеж и склонение имён существительных
Где появились гусеницы? (яблоня, слива, сирень)
Чем засадили огород? (картофель и капуста)
Где повесили скворечник? (тополь, берёза)
Спиши словосочетания, дописывая падежные окончания имён существительных
Ехать в трамва.., заботиться о товарищ.., видишь в зеркал.., быть в музе.., в театр.., записать в тетрад.. по математик.., скакать по площад.. на лошадк.. .
Спиши, вставляя пропущенные окончания, выдели их.
Пчёлки полетели к яблонк.. . Кот Васька лежал на кроват.. . Распустились цветы сирен.. и черёмух.. . Теплоход подошёл к Казан.. . Над мор.. кружились чайки.
Вариант 2.
Приведи примеры имён существительных трёх склонений в дательном падеже.
Запиши ответы на вопросы, укажи падеж и склонение имён существительных
Чем были засеяны поля? (рожь, пшеница, просо)
Над чем пролетел самолёт? (пустыня, степь и город)
Где зимует медведь? (берлога)
Спиши словосочетания, дописывая падежные окончания имён существительных.
Заботиться о костюм.., сидеть в кроватк.., побывать в Ярославл.. и Костром.., растёт на грядк.. в огород.., варенье из земляник.., ехать по степ.. на лошад..
Спиши, вставляя пропущенные окончания, выдели их.
Летом мы были в Казан.. . Интересно в этом чудесном город.. . Мы были в театр.. и музе.. . Катались на пароход.. по реке Волг.. . Гуляли по пешеходной улиц.. города Казан.. .
Контрольная работа по теме «Спряжение глаголов» в 5 классе.
1. Обведи нужную букву. Подчеркни «третий лишний»:
а) ум(и,е)рать, расст(и,е)лать, зап(и,е)ретъ;
б) пат(и,е)реть, зад(и,е)рать, ум(и,е)реть;
в) бл(и,е)снул, перест(и,е)лить, бл(и,е)стательный;
г) подж(и,е)гать, выт(и,е)рать, выб(и,е)ру;
д) изл(а,о)гать, предпол (а,о)жение, предпол(а,о)гать;
2. Определи время глаголов и обозначь цифрами глаголы настоящего (1), прошедшего (2) и будущего (3) времен.
а) Мы будем сажать леса из скорорастущих деревьев. Мы преодолеем время.
б) Деревья в лесу зашумят не все сразу, а поочередно. Отыграет листвой береза, а за ней по соседству сухо прошуршит липа, дуб потрясет рыжими космами.
в) Днем была духота. Я лег под березу, заснул и проснулся от гари. Ветер стелил дым над озером.
3. Подчеркни глаголы II спряжения.
Как хорош этот лес осенью, когда прилетают вальдшнепы! Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, лица приходят на память. Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.
4. Подчеркни глаголы I спряжения.
Брить, стелить, вылететь, ненавидеть, колоть, выспаться. дышать, думать, шептать, держать, обидеться, бороться, украсить, тянуться, лаять, вертеть, терпеть.
5 .Вставь пропущенные буквы. ПОДЧЕРКНИ глаголы II спряжения с безударным окончанием:
а) они представля_т, они слуша_т, они завис_т;
б) держ_мся, вымокн_м, украша_м;
6. ПОДЧЕРКНИ глаголы I спряжения с безударным окончанием:
а) бор_шься, ненавид_шь, стро_шь;
б) он ответ_т, он выстро_т, он ла_т;
7. Вставь пропущенные буквы и выдели окончания:
а) глагола 2 лица ед. ч.: продолжа_шь, дума_м, гон_т;
б) глагола 2 лица мн. ч. бор_мся, чита_те, (они) хлопоч_т;
в) глагола ед. ч. кле_те, се_те, кле_т.
8. Отметь глагол, которому соответствует следующая характеристика:
глагол несов. вида, II спр. стоит в ед. ч., наст.вр., 3 лице
Дышит степь июльская покоем, блещут зори дальние.
9. Установите соответствие глагола (колонка I) и его значения (колонка II).
1)брызгает а) разбрасывает капли
2) метает б) поливает
3) брызжет в) увлажняет
4) мечет г) опрыскивает
д) бросает, обшивает
е) разбрасывает, направляет
ж) закидывает
10. Укажите ряд глаголов 1. совершенного, 2. несовершенного вида:
а) рассыпать, засыпать, вырезать, сбегать;
б) сыпать, спать, резать, бегать.
11 .Ряд глаголов относится к 1. первому, 2. второму спряжению:
а) сеять, лелеять, лаять;
б) терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть;
в) одеть, добреть, жалеть, успеть.
Проверочная работа по теме « Мягкий знак после шипящих и ц
1. Была холодная ночь, и туристы решили разжечь костер.
2. Мы решили привлечь к работе учеников.
3. Мне хотелось отвлечься от грустных мыслей.
4. Какой ты мост чудесный свяжешь,
Какою песней тронешь тишь?
Какое слово завтра скажешь,
Какой мечтою удивишь,
Каким порадуешь поэтом,
Какой маршрут пробьёшь средь льдов,
Каким украсишь самоцветом
Кварталы новых городов?
(М. Матусовский)