Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »
- Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.
- Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .– М.: Дрофа, 2017.
Описание места предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 ч.(1 час в неделю), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.
Программа рассчитана на один год.
Содержание учебного предмета
Рисование с натуры (рисунок, живопись) 5 ч
Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудования и групп предметов (натюрмортов), развитие умения видеть их красоту.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц. Архитектурные зарисовки.
Развитие умения передавать в рисунках конструкцию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объем, тональные отношения изображаемых объектов, а также художественную образность предметов. Использование цвета, как средства выражения переживания от встречи с прекрасным.
Задания:
а) рисование с натуры, а также по памяти (включая наброски и зарисовки);
б) выполнение с натуры натюрмортов, составленных из предметов быта, школьного оборудования, искусства, техники, спорта, природы (например, гипсовый орнамент и ваза с цветами, этюдник; ваза и яблоки на фоне драпировки; 3—5 предметов народных промыслов России — русский натюрморт и др.);
в) изображение с натуры фигуры человека, чучел зверей и птиц;
г) выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с человека, птиц, зверей, рыб в движении; выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с предметов быта, техники, искусства, школьного оборудования, находящихся в разных пространственных положениях;
д) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы и иллюстрирование 5 ч
Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.
Дальнейшее изучение композиционных закономерностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.).
Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).
Особое внимание обращается на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.
Продолжается работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся знакомятся с условностями передачи пространства в книге и углубляют свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.
Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.
Задания:
а) рисование на темы: «Народный праздник», «Край в котором ты живешь», «Зарубежный друг»,»Мы охраняем памятники нашей Родины»,
б) иллюстрирование литературных произведений: М.Сервантес «Дон Кихот», Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», А. Дюма «Три мушкетера», Д. Дефо «Робинзон Крузо»; сказки зарубежных писателей по выбору.
Декоративная работа 15 ч
Дальнейшее развитие эстетических знаний и декоративного творчества учащихся средствами народного и современного декоративно-прикладного искусства происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного декоративно-прикладного искусства, сформированных в предшествующих классах на уровне школ народного мастерства, промысла региона, в целом национального искусства. Формирование понимания тесной взаимосвязи национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов.
Система учебно-творческих заданий строится так, чтобы учащиеся активно включались в процесс усвоения элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произведениями устного и музыкального народного творчества, свидетельствующие о глубоких общих закономерностях художественной системы.
Задания:
а) выполнение эскизов по мотивам национальных костюмов разных народов России;
б) выполнение эскизов архитектурных деталей и фрагментов в украшении русской северной избы;
в) выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;
г) выполнение эскизов плакатов, обложек туристической схемы «Мы охраняем памятники нашей Родины»;
д) выполнение эскизов фирменных знаков промышленных изделий школьных мастерских, лицея, гимназии, колледжа; предприятий — шефов школы («Мы юные дизайнеры» и т. д.)
Лепка 2 ч
Лепка фигуры человека.
Лепка тематических композиций на свободную тему.
Аппликация 4ч
Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 4 ч
Основные темы бесед:
— красота вокруг нас;
— народ — творец прекрасного;
— изобразительное искусство зарубежных стран — сокровище мировой культуры;
— памятники искусства родного края;
— местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Многонациональное отечественное искусство | 10 |
2 | Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры | 15 |
3 | Труд в изобразительном искусстве | 10 |
| Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс
№ урока | Наименование Раздела программы Тема | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | Фактически |
| Многонациональное отечественное искусство (10ч.) | |
1. | Красота вокруг нас | Знать: – требования к организации рабочего места художника; – материалы и инструменты для уроков изобразительного искусства. Уметь: – организовывать рабочее место; – подбирать инструменты и материалы; – видеть красоту окружающего мира; – рисовать по памяти (свободная тема) | | |
2. | Народ – творец прекрасного | Знать: – художественные промыслы России, их особенности, образцы изделий; – связь народного искусства с жизнью. Уметь анализировать изделия художественных промыслов | | |
3 | Отличительные особенности жанра натюрморта | Знать: – жанр произведений изобразительного искусства – натюрморт; – виды натюрморта; – понятия колорит, основные цвета; – особенности постановки натюрморта; – художников – мастеров натюрморта В. Ф. Стожарова, М. А. Асламазян. Уметь выражать в натюрморте свое настроение (ощущение) | | |
4. | Праздничный натюрморт | | |
5. | Мы – юные краеведы и этнографы | Знать: – архитектуру русского Севера; – музей деревянного зодчества; – устройство крестьянской избы. Уметь выполнять рисунок фасада северной деревянной архитектуры – крестьянской избы | | |
6. | Национальный натюрморт | Знать: – понятия хроматические и ахроматические цвета, светлота, насыщенность, теплые и холодные цвета; – народные промыслы; – отдельные произведения живописи. Уметь выполнять рисунок натюрморта, состоящего из предметов народных промыслов (с натуры) | | |
7. | Национальные традиции в культуре народа | Знать: – виды орнамента и типы орнаментальных композиций; – национальный костюм и его детали. Уметь выполнить эскиз современной одежды по мотивам национального костюма | | |
8. | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. | Знать: – сущность понятия культура как памяти, сохраняющей обычаи и традиции народа; Уметь анализировать произведения станкового искусства. Знать художников работавших над темой Великой Отечественной войны | | |
9. | Иллюстрация сказок народов России | Знать: – отличительные особенности графики; – о книжной графике: особенностях изобразительного языка при иллюстрировании литературного произведения; – основные средства художественной выразительности графики. Уметь: – передавать выразительно действие сюжета; – выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому; – изображать многофигурную композицию | | |
10. | Красота родного края | Знать: – жанр пейзажа, отдельные произведения живописи; – законы линейной и воздушной перспективы, колорита; – о степени холодности и теплоты оттенков, многоплановости изображения. Уметь выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, светотени, колорита | | |
Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры 15 ч |
11. | Изобразительное искусство эпохи Возрождения | Знать творчество художников эпохи Возрождения. Уметь: – определять произведения живописи, их авторов по особенностям композиции, светотени, колориту и др.; – анализировать произведения изобразительного искусства | | |
12 | Мир Леонардо | Знать: – отдельные произведения живописи Леонардо да Винчи; – особенности живописных работ мастера. Уметь: – отличать живописные работы художника Леонардо да Винчи; – анализировать произведения живописи о творчестве Леонардо да Винчи | | |
13. | Красота классической архитектуры | Знать: – стили древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя; – типы ордеров; – понятия светотень, тень, полутень, рефлекс, блик. Уметь: – выявлять тоном цилиндрические, конические, кубические и т. п. формы; – выполнять рисунок гипсовой капители с натуры | | |
14 | Рисунок | | |
15. | Изобразительное искусство Западной Европы XVII века | Знать: – произведения художников Западной Европы XVII века; – особенности западноевропейского искусства XVII века; – особенности индивидуальной манеры художников XVII века. Уметь: – сравнивать, анализировать произведения живописи; – высказывать в письменной форме свое отношение к художнику и его творчеству | | |
16. | Творчество Рембрандта | Знать: – отдельные произведения художника Рембрандта; – о вкладе художника в развитие техники живописи, особенностях колорита в его произведениях. Уметь анализировать произведения живописи | | |
17. | Искусство натюрморта | Знать: – жанр живописи – натюрморт; – отдельные произведения живописи; – роль рисунка в натюрморте; – этапы работы над натюрмортом. Уметь: – выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен; – выполнять рисунок натюрморта, используя все выразительные возможности | | |
18. | | | |
19. | Изображение человека в движении | Знать: – отдельные произведения живописи; – как передается движение в живописи; – пропорции идеальной человеческой фигуры и лица. Уметь делать наброски и зарисовки фигуры человека в движении | | |
20. | Красота фигуры человека в движении | Знать: – скульптуру как один из видов изобразительного искусства; – виды скульптуры; – отличия скульптуры от живописи; – материалы, используемые для скульптур; – виды скульптурной техники; – основной предмет изображения в скульптуре. Уметь: – анализировать произведения скульпторов; – составлять схему движения фигур; – выполнять скульптуру фигуры человека | | |
21. | Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII–XX вв. | Знать: – произведения живописи художников Западной Европы XVIII–XX веков; – направления в живописи – импрессионизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм и др. Уметь «читать» картину, выделяя особенности техники живописи у разных художников | | |
22. | Античная расписная керамика | Знать: – произведения античного искусства; – особенности росписи, мотивов в греческой вазописи; – стили греческой вазописи; – виды орнаментов, применяемых в греческой вазописи. Уметь: – анализировать предметы искусства, выявляя пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей; – выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи | | |
23. | Зарубежный друг (гость) | Знать: – отдельные произведения живописи; – понятие костюм; – особенности костюмов разных народов и разных эпох. Уметь выполнять рисунок, изображающий фигуру человека в одежде | | |
24. | В мире литературных героев | Знать: – задачи, стоящие перед художником-иллюстратором; – отдельные произведения художников-иллюстраторов, их особенности; – вид графики – книжной. Уметь: – выразительно изображать действие сюжета, персонажей; – выполнять иллюстрации к произведению | | |
25. | Иллюстрации к произведению | | |
Труд в изобразительном искусстве 10 ч | |
26. | Трудовые ритмы | Знать: жанр натюрморта, отдельные произведения живописи, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие труд. Уметь: – анализировать форму и конструкцию предметов сложной формы; – передавать объем средствами светотени; – выполнять рисунок натюрморта | | |
27. | | | |
28. | Трудовые будни . «Моя будущая профессия» | Знать: – как отображались темы труда в произведениях изобразительного искусства; – отдельные произведения живописи; – жанр портрета, бытовой жанр; – основные пропорции тела и «механику» различных движений. Уметь: – анализировать произведения живописи; – выполнять рисунок на тему «Моя будущая профессия» | | |
29. | Мы – юные дизайнеры | Знать: – понятие дизайн; – произведения дизайнерского искусства; – особенности работы художника-дизайнера; – критерии ценности дизайнерских разработок. Уметь выполнять эскизы экслибриса, фирменного знака и др. | | |
30. | Рисуем лошадей | Знать: – отдельные произведения живописи; – особенности изображения животных; – как изображать лошадей в статике и динамике; – анатомическое строение лошади, пропорции. Уметь: – передавать в рисунке движение животного; – выполнять рисунок лошади | | |
31. | Мы охраняем памятники нашей Родины | Знать: – виды графики; – особенности языка плаката; – памятники истории и культуры; – художественные музеи страны и мира. Уметь изобразительными средствами выразить в плакате свои эмоции по поводу охраны памятников нашей Родины | | |
32. | Плакат об охране памятников нашей Родины | | |
33. | . Течения и направления в изобразительном искусстве XX века (реализм, модерн, авангард, сюрриализм др.) | Знать: – стили и направления в изобразительном искусстве; – выдающиеся произведения изобразительного искусства XX века и их авторов. Уметь: – анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; – выполнить проект | | |
34. | Цветы весны | Знать: – жанр натюрморта; – этапы выполнения рисунка с изображением цветов. Уметь выполнить рисунок весенних цветов с соблюдением законов перспективы, колорита, композиции | | |
35. | Итоговое занятие | Знать: – основные виды и жанры изобразительных искусств; – основы изобразительной грамоты; – выдающихся художников и скульпторов; – наиболее крупные художественные музеи России и мира. Уметь: – анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; – узнавать изученные произведения | | |
Планируемые результаты:
В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса к концу учебного года должен знать:
анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;
отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.
Учащиеся должны уметь:
видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;
сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого ит. д.;
в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла.