СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание места предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 ч.(1 час в неделю), что соответствует  примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

Программа рассчитана на один год.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе:

- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »

- Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования по изобразительному искусству.

- Программы для общеобразовательных учреждений Изобразительное искусство. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. .– М.: Дрофа, 2017.


Описание места предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 ч.(1 час в неделю), что соответствует примерной программе по изобразительному искусству основного общего образования и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации.

Программа рассчитана на один год.

















Содержание учебного предмета

Рисование с натуры (рисунок, живопись) 5 ч

Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудова­ния и групп предметов (натюрмортов), развитие уме­ния видеть их красоту.

Рисование с натуры, по памяти и по представле­нию фигуры человека, зверей, птиц. Архитектурные зарисовки.

Развитие умения передавать в рисунках конструк­цию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объем, тональные отно­шения изображаемых объектов, а также художест­венную образность предметов. Использование цвета, как средства выражения переживания от встречи с прекрасным.

Задания:

а) рисование с натуры, а также по памяти (вклю­чая наброски и зарисовки);

б) выполнение с натуры натюрмортов, составлен­ных из предметов быта, школьного оборудования, ис­кусства, техники, спорта, природы (например, гипсо­вый орнамент и ваза с цветами, этюдник; ваза и ябло­ки на фоне драпировки; 3—5 предметов народных промыслов России — русский натюрморт и др.);

в) изображение с натуры фигуры человека, чучел зверей и птиц;

г) выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с человека, птиц, зверей, рыб в движении; выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и по представлению с предметов быта, техники, искусства, школьного оборудования, находящихся в разных пространственных положениях;

д) выполнение графических и живописных уп­ражнений.


Рисование на темы и иллюстрирование 5 ч

Рисование на темы современности на основе на­блюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным вы­полнением набросков и зарисовок с натуры по зада­нию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

Дальнейшее изучение композиционных законо­мерностей — формирование у учащихся умения пере­давать цельное сочетание всех частей рисунка с ис­пользованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисун­ка по массе, единство графических, тоновых и цвето­вых отношений и т. п.).

Обучение изображению многофигурной компози­ции в закрытом и открытом пространстве, сравни­тельной характеристике двух героев изобразительны­ми средствами (контрасты большого и маленького, красивого и уродливого, динамичного и неподвижно­го, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).

Особое внимание обращается на развитие у уча­щихся умения самостоятельно выбирать и использо­вать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

Продолжается работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся знакомятся с условностями передачи пространства в книге и углубляют свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, после­довательно вести работу над тематической компози­цией и иллюстрацией.

Задания:

а) рисование на темы: «Народный праздник», «Край в котором ты живешь», «Зарубежный друг»,»Мы охраняем памятники нашей Родины»,

б) иллюстрирование литературных произведений: М.Сервантес «Дон Кихот», Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Та­инственный остров», «Дети капитана Гранта», А. Дюма «Три мушкетера», Д. Дефо «Робинзон Крузо»; сказки зарубежных пи­сателей по выбору.


Декоративная работа 15 ч

Дальнейшее развитие эстетических знаний и деко­ративного творчества учащихся средствами народно­го и современного декоративно-прикладного искусст­ва происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в сис­теме современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного декоратив­но-прикладного искусства, сформированных в пред­шествующих классах на уровне школ народного мас­терства, промысла региона, в целом национального искусства. Формирование понимания тесной взаимо­связи национального и интернационального, взаимо­обогащение культур разных народов.

Система учебно-творческих заданий строится так, чтобы учащиеся активно включались в процесс усвое­ния элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном ана­лизе произведений декоративно-прикладного искус­ства: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произ­ведениями устного и музыкального народного творче­ства, свидетельствующие о глубоких общих законо­мерностях художественной системы.

Задания:

а) выполнение эскизов по мотивам национальных костюмов разных народов России;

б) выполнение эскизов архитектурных деталей и фрагментов в украшении русской северной избы;

в) выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи;

г) выполнение эскизов плакатов, обложек турис­тической схемы «Мы охраняем памятники нашей Ро­дины»;

д) выполнение эскизов фирменных знаков про­мышленных изделий школьных мастерских, лицея, гимназии, колледжа; предприятий — шефов школы («Мы юные дизайнеры» и т. д.)

Лепка 2 ч

Лепка фигуры человека.

Лепка тематических композиций на свободную тему.

Аппликация 4ч

Индивидуальное и коллективное составление сю­жетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно по заданиям тематического рисования.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас 4 ч

Основные темы бесед:

— красота вокруг нас;

— народ — творец прекрасного;

— изобразительное искусство зарубежных стран — сокровище мировой культуры;

— памятники искусства родного края;

— местные традиции в изобразительном и декора­тивно-прикладном искусстве.




















Тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс


Раздел

Кол-во часов

1

Многонациональное отечественное искусство

10

2

Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры

15

3

Труд в изобразительном искусстве

10


Итого:

35
















Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 7 класс

урока

Наименование

Раздела программы

Тема

Характеристика деятельности

обучающихся

Дата проведения

Фактически


Многонациональное отечественное искусство (10ч.)


1.

Красота вокруг нас


Знать:

– требования к организации рабочего места художника;

– материалы и инструменты для уроков изобразительного искусства.

Уметь:

– организовывать рабочее место;

– подбирать инструменты и материалы;

– видеть красоту окружающего мира;

– рисовать по памяти (свободная тема)



2.

Народ – творец прекрасного


Знать:

– художественные промыслы России, их особенности, образцы изделий;

– связь народного искусства с жизнью.

Уметь анализировать изделия художественных промыслов



3

Отличительные особенности жанра натюрморта

Знать:

– жанр произведений изобразительного искусства – натюрморт;

– виды натюрморта;

– понятия колорит, основные цвета;

– особенности постановки натюрморта;

– художников – мастеров натюрморта В. Ф. Стожарова, М. А. Асламазян.

Уметь выражать в натюрморте свое настроение (ощущение)




4.

Праздничный натюрморт




5.

Мы – юные краеведы и этнографы


Знать:

– архитектуру русского Севера;

– музей деревянного зодчества;

– устройство крестьянской избы.

Уметь выполнять рисунок фасада северной деревянной архитектуры – крестьянской избы




6.

Национальный натюрморт


Знать:

– понятия хроматические и ахроматические цвета, светлота, насыщенность, теплые и холодные цвета;

– народные промыслы;

– отдельные произведения живописи.

Уметь выполнять рисунок натюрморта, состоящего из предметов народных промыслов (с натуры)



7.

Национальные традиции в культуре

народа


Знать:

– виды орнамента и типы орнаментальных композиций;

– национальный костюм и его детали.

Уметь выполнить эскиз современной одежды по мотивам национального костюма




8.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве.


Знать:

– сущность понятия культура как памяти, сохраняющей обычаи и традиции народа;

Уметь анализировать произведения станкового искусства. Знать художников работавших над темой Великой Отечественной войны



9.

Иллюстрация сказок народов России



Знать:

– отличительные особенности графики;

– о книжной графике: особенностях изобразительного языка при иллюстрировании литературного произведения;

– основные средства художественной выразительности графики.

Уметь:

– передавать выразительно действие сюжета; – выражать художественными средствами свое отношение к изображаемому;

– изображать многофигурную композицию



10.

Красота родного края


Знать:

– жанр пейзажа, отдельные произведения живописи;

– законы линейной и воздушной перспективы, колорита;

– о степени холодности и теплоты оттенков, многоплановости изображения.

Уметь выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы, светотени, колорита




Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры 15 ч


11.

Изобразительное искусство эпохи Возрождения


Знать творчество художников эпохи Возрождения.

Уметь:

– определять произведения живописи, их авторов по особенностям композиции, светотени, колориту и др.;

– анализировать произведения изобразительного искусства




12

Мир Леонардо


Знать:

– отдельные произведения живописи Леонардо да Винчи;

– особенности живописных работ мастера. Уметь:

– отличать живописные работы художника Леонардо да Винчи;

– анализировать произведения живописи

о творчестве Леонардо да Винчи



13.

Красота классической архитектуры


Знать:

– стили древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя;

– типы ордеров;

– понятия светотень, тень, полутень, рефлекс, блик.

Уметь:

– выявлять тоном цилиндрические, конические, кубические и т. п. формы;

– выполнять рисунок гипсовой капители с натуры



14

Рисунок



15.

Изобразительное искусство Западной

Европы XVII века


Знать:

– произведения художников Западной Европы XVII века;

– особенности западноевропейского искусства XVII века;

– особенности индивидуальной манеры художников XVII века.

Уметь:

– сравнивать, анализировать произведения живописи;

– высказывать в письменной форме свое отношение к художнику и его творчеству



16.

Творчество Рембрандта


Знать:

– отдельные произведения художника Рембрандта;

– о вкладе художника в развитие техники живописи, особенностях колорита в его произведениях.

Уметь анализировать произведения живописи



17.

Искусство натюрморта

Знать:

– жанр живописи – натюрморт;

– отдельные произведения живописи;

– роль рисунка в натюрморте;

– этапы работы над натюрмортом.

Уметь:

– выражать в натюрморте настроение с помощью цвета и ритма цветовых пятен;

– выполнять рисунок натюрморта, используя все выразительные возможности



18.




19.

Изображение человека в движении


Знать:

– отдельные произведения живописи;

– как передается движение в живописи;

– пропорции идеальной человеческой фигуры и лица.

Уметь делать наброски и зарисовки фигуры человека в движении



20.

Красота фигуры человека в движении


Знать:

– скульптуру как один из видов изобразительного искусства;

– виды скульптуры;

– отличия скульптуры от живописи;

– материалы, используемые для скульптур;

– виды скульптурной техники;

– основной предмет изображения в скульптуре.

Уметь:

– анализировать произведения скульпторов;

– составлять схему движения фигур;

– выполнять скульптуру фигуры человека



21.

Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII–XX вв.


Знать:

– произведения живописи художников Западной Европы

XVIII–XX веков;

– направления в живописи – импрессионизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм и др.

Уметь «читать» картину, выделяя особенности техники живописи у разных художников



22.

Античная расписная керамика


Знать:

– произведения античного искусства;

– особенности росписи, мотивов в греческой вазописи;

– стили греческой вазописи;

– виды орнаментов, применяемых в греческой вазописи.

Уметь:

– анализировать предметы искусства, выявляя пропорции, цветовую гамму, особенности изображения людей;

– выполнять роспись декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи



23.

Зарубежный друг (гость)


Знать:

– отдельные произведения живописи;

– понятие костюм;

– особенности костюмов разных народов и разных эпох.

Уметь выполнять рисунок, изображающий фигуру человека в одежде



24.

В мире литературных

героев


Знать:

– задачи, стоящие перед художником-иллюстратором;

– отдельные произведения художников-иллюстраторов, их особенности;

– вид графики – книжной.

Уметь:

– выразительно изображать действие сюжета, персонажей;

– выполнять иллюстрации к произведению



25.

Иллюстрации к произведению



Труд в изобразительном искусстве 10 ч


26.

Трудовые ритмы


Знать: жанр натюрморта, отдельные произведения живописи, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие труд.

Уметь:

– анализировать форму и конструкцию предметов сложной формы;

– передавать объем средствами светотени;

– выполнять рисунок натюрморта



27.




28.

Трудовые будни .

«Моя будущая профессия»

Знать:

– как отображались темы труда в произведениях изобразительного искусства;

– отдельные произведения живописи;

– жанр портрета, бытовой жанр;

– основные пропорции тела и «механику» различных движений.

Уметь:

– анализировать произведения живописи;

– выполнять рисунок на тему «Моя будущая профессия»



29.

Мы – юные дизайнеры


Знать:

– понятие дизайн;

– произведения дизайнерского искусства;

– особенности работы художника-дизайнера;

– критерии ценности дизайнерских разработок.

Уметь выполнять эскизы экслибриса, фирменного знака и др.



30.

Рисуем лошадей


Знать:

– отдельные произведения живописи;

– особенности изображения животных;

– как изображать лошадей в статике и динамике;

– анатомическое строение лошади, пропорции.

Уметь:

– передавать в рисунке движение животного;

– выполнять рисунок лошади



31.

Мы охраняем памятники нашей Родины


Знать:

– виды графики;

– особенности языка плаката;

– памятники истории и культуры;

– художественные музеи страны и мира.

Уметь изобразительными средствами выразить в плакате свои эмоции по поводу охраны памятников нашей Родины



32.

Плакат об охране памятников нашей Родины



33.

. Течения и направления в изобразительном искусстве XX века (реализм, модерн, авангард, сюрриализм др.)

Знать:

– стили и направления в изобразительном искусстве;

– выдающиеся произведения изобразительного искусства XX века и их авторов.

Уметь:

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

– выполнить проект



34.

Цветы весны


Знать:

– жанр натюрморта;

– этапы выполнения рисунка с изображением цветов.

Уметь выполнить рисунок весенних цветов с соблюдением законов перспективы, колорита, композиции



35.

Итоговое

занятие


Знать:

– основные виды и жанры изобразительных искусств;

– основы изобразительной грамоты;

– выдающихся художников и скульпторов;

– наиболее крупные художественные музеи России и мира.

Уметь:

– анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;

– узнавать изученные произведения




 










Планируемые результаты:

В результате изучения изобразительного искусства ученик 7 класса к концу учебного года должен знать:

  • анализируемые на уроках произведения зару­бежного, русского и отечественного многонациональ­ного изобразительного искусства, памятники стари­ны, народное творчество родного края;

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;

  • систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть прекрасное в предметах и явлениях дей­ствительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в ри­сунках свое эмоциональное отношение к изображае­мому;

  • в процессе зрительного восприятия произведе­ний искусства самостоятельно проводить элементар­ный анализ их содержания и художественных средств;

  • изображать с натуры, по памяти и по представ­лению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструк­тивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспек­тивных сокращений формы, объема;

  • при выполнении рисунков применять различ­ные средства художественной выразительности: ори­гинальное композиционное и цветовое решение, конт­расты, светотени, технические приемы работы каран­дашом, акварелью и др.;

  • определять степень холодности и теплоты оттен­ков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

  • при иллюстрировании литературных произведе­ний передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

  • сопоставлять двух героев литературного произ­ведения, используя средства художественной вырази­тельности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного, красивого и уродливого ит. д.;

  • в тематической композиции сознательно при­менять законы наблюдательной перспективы (выби­рать высокий и низкий горизонт), формат и художе­ственные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.