СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету "Биология".
МБОУ «Калейкинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»
«Принято» «Введено»
педагогическим советом приказом от 29 августа 2018г. №
протокол №1 от 29 августа 2018г. директор МБОУ «Калейкинская СОШ»
_______________ Фаттахов И.И.
Рабочая программа
по предмету биология для 8 класса (количество часов в неделю-2,70ч)
Составитель: Газизова Альфия Ильдусовна, учитель биологии
«Согласовано»
«Рассмотрено»
Заместитель директора На заседании МО, протокол от 28 августа 2018г.
от 29 августа 2018г. Руководитель МО ____________/З.Р.Махмутова/
___________/С. Е. Ахметшина/
2018 - 2019 учебный год
Планируемые результаты изучения предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Введение в науки о человеке.
|
|
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
|
Общие свойства организма человека.
|
|
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
|
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
| - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний , стрессов - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
|
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Познавательные УУД - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
|
Опора и движение.
| - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, нарушения осанки - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
| - объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи травмах
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Познавательные УУД - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
|
Кровь и кровообращение.
|
| - объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи кровотечениях;
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Познавательные УУД - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
|
Дыхание.
|
| - объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи спасении утопающего,
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
*работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; Познавательные УУД - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни - Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
Пищеварение.
|
| - объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях,
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности -устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта Познавательные УУД - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни - Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
Обмен веществ и энергии.
| - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек, - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов
| - объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи ожогах, обморожениях,
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности - сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
|
Выделение. |
|
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления - ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни - Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
Размножение и развитие.
|
|
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности - выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее Познавательные УУД - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни - Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
Сенсорные системы (анализаторы).
| - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики зрения, слуха - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
|
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
|
Высшая нервная деятельность.
| - аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек, - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
|
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни - |
Здоровье человека и его охрана | аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний
|
| Регулятивные УУД: - Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности - выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД - Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. - Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью - Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
| - Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию - Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду - Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. - Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания - Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах - Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни - Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Введение в науки о человеке.
| Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
| 5 |
Общие свойства организма человека.
| Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Лабораторные и практические работы
| 4 |
Нейрогуморальная регуляция функций организма.
| Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Лабораторные и практические работы
| 7 |
Опора и движение.
| Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Лабораторные и практические работы
| 7 |
Кровь и кровообращение.
| Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лабораторные и практические работы
| 9 |
Дыхание.
| Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Лабораторные и практические работы
| 4 |
Пищеварение.
| Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | 6 |
Обмен веществ и энергии.
| Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 6 |
Выделение. | Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 2 |
Размножение и развитие.
| Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 4 |
Сенсорные системы (анализаторы).
| Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Лабораторные и практические работы
| 5 |
Высшая нервная деятельность.
| Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 6 |
Здоровье человека и его охрана | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
| 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности | |
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||
Место человека в системе органического мира.
| |||||
1. | Место человека в системе органического мира. | 1 |
|
| Определяют принадлежность биологического объекта «человек
|
2. | Особенности человека | 1 |
|
| Определяют характерные для человека |
Происхождение человека | |||||
3 | Эволюция человека | 1 |
|
| Характеризует основных предков человека. Описывает их внешнее строение. |
5 | Расы человека, их происхождение и единство. | 1 |
|
| Даёт определение понятию: раса. Называет основные расы. Характеризует их. |
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | |||||
6 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 |
|
| Называют известные истории учёных Объясняют их роль в развитии науки.. |
Общий обзор строения и функций организма человека. | |||||
7 | Клеточное строение организма. | 1 |
|
| Называют органоиды клетки. Сравнивают клетки растений, животных, человека. Характеризуют сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деление клетки. |
8 | Ткани и органы. | 1 |
|
| Дают определение понятию: ткань. Называют основные группы тканей человека. Сравнивают ткани человека и делают выводы на основе их сравнения. Устанавливают соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. |
9 | Ткани органы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения тканей» | 1 |
|
| Дают определения понятиям: ткань, орган, |
10 | Система органов. Лабораторная работа №2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | 1 |
|
| Дают определение понятиям: ткань, орган, |
Координация и регуляция | |||||
11 | Гуморальная регуляция. Железы внутренней регуляции. | 1 |
|
| Называют особенности строения и работы |
12 | Гормоны и их роль в обменных процессах. | 1 |
|
| Дают определение понятию: гормоны. |
13 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. Рефлекс. | 1 |
|
| Дают определение понятию: рефлекс. |
14 | Строение и функции спинного мозга. | 1 |
|
| Называют особенности строения и функции |
15 | Строение и функции головного мозга. Лабораторная работа №3 «Изучение головного мозга» . | 1 |
|
| Называют особенности строения и функции |
16 | Большие полушария головного мозга. | 1 |
|
| Называют особенности строения полушарий |
17 | Анализаторы, их строение, функции. Зрительный анализатор. Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка» | 2 |
|
| Называют особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Определяют термин анализатор, особенности строения и функции зрительного анализатора. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. Анализируют и оценивают воздействие факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. Используют приобретенные знания для профилактики вредных привычек. |
18 | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 |
|
| Называют особенности строения органа |
19 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус. | 1 |
|
| Дают общую характеристику строению и |
20 | Чувствительность анализаторов, их взаимодействие. | 1 |
|
| Характеризуют различные виды |
21 | Зачетная работа по темам: «Нервная система», «Анализаторы». |
|
|
| Применяют полученные знания при выполнении тематического теста. |
Опора и движение | |||||
22 | Состав и строение костей. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строение костей» | 1 |
|
| Называют функции опорно-двигательной |
23 | Типы соединения костей | 1 |
|
| Характеризуют функции опорно – двигательной системы. Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями костей, между строением и функциями скелета. |
24 | Скелет человека, его отделы. Лабораторная работа №6 «Измерение массы и роста своего организма» | 1 |
|
| Называют особенности строения скелета |
25 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. |
|
|
| Используют приобретенные знания и |
26 | Мышцы, их строение и функции. | 1 |
|
| Распознают основные группы мышц человека. Раскрывают сущность биологического процесса мышц |
27 | Работа мышц. Лабораторная работа №7 «Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц» | 1 |
|
| Распознают основные группы мышц |
28 | Заболевание опорно – двигательной системы и их профилактика. | 1 |
|
| Называют причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия. Используют приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактики нарушения осанки. |
29 | Роль двигательной активности для формирования опорно – двигательной системы. | 1 |
|
| Используют приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно – двигательной системы. |
30 |
Зачётная работа по теме: «Опора и движение». | 1 |
|
| Применяют полученные знания при выполнении тематического теста. |
Внутренняя среда организма | |||||
31 | Внутренняя среда организма. | 1 |
|
| Называют составляющие внутренней среды организма, крови, плазмы. |
32 | Кровь, её состав и значение. Лабораторная работа №8 «Изучение микроскопического строения крови» | 1 |
|
| Характеризуют сущность биологического |
33 | Иммунитет | 1 |
|
| Называют виды иммунитета. Объясняют появление иммунитета у человека. |
Транспорт веществ | |||||
34 | Транспорт веществ. Органы кровообращения. | 1 |
|
| Распознают и описывают систему органов кровообращения, органы кровеносной системы. Характеризуют сущность биологического процесса – транспорта веществ. |
35 | Работа сердца. Лабораторная работа № 9 «Измерение кровяного давления» | 1 |
|
| Дают определение понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены. Характеризуют сущность большого и малого круга кровообращения. |
36 | Движение крови по сосудам. Лабораторная работа № 10. Определение пульса и подсчёт числа сердечных | 1 |
|
| Характеризуют сущность биологического процессов: движение крови по сосудам, регуляция жизнедеятельность организма. |
37 | Заболевания сердечнососудистой системы, их предупреждение. | 1 |
|
| Анализируют факторы риска на здоровье, |
37 | Зачет работа по теме «Кровь», «Транспорт веществ» | 1 |
|
| Применяют полученные знания при выполнении тематического теста. |
Дыхание | |||||
38 | Строение органов дыхания | 1 | |
| Называют особенности строения организма |
39 | Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. | 1 |
|
| Характеризуют сущность биологического |
40 | Жизненная ёмкость в легких. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №11 «Определение частоты дыхания» | 1 |
|
| Устанавливают взаимосвязь между |
41 | Заболевание органов дыхания и их профилактика. | 1 |
|
| Называют заболевания органов дыхания. |
42 | Приёмы оказания первой помощи при нарушении дыхания. | 1 |
|
| Объясняют зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. Анализируют и оценивают воздействие факторов риска на здоровье. |
Пищеварение
| |||||
43 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества | 1 |
|
| Объясняют роль питательных веществ в |
44 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. | 1 |
|
| Характеризуют особенности строения |
45 | Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа №12 «Воздействие желудочного сока на белки,, слюны, на крахмал» | 1 |
|
| Характеризуют сущность биологического |
46 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | 1 |
|
| Характеризуют сущность биологического |
47 | Гигиена питания. Профилактика желудочно – кишечных заболеваний. Лабораторная работа №13 «Определение норм рационального питания» | 1 |
|
| Используют приобретенные знания для |
48 | Зачётная работа по темам: «Дыхание», «Пищеварение». | 1 |
|
| Применяют полученные знания при выполнении тематического теста. |
Обмен веществ | |||||
49 | Обмен веществ и энергии. | 1 |
|
| Характеризуют сущность обмена веществ и превращение энергии в организме человека. |
50 | Витамины. | 1 |
|
| Называют основные группы витаминов и |
Выделение | |||||
51 | Выделение. Строение и функции почек. | 1 |
|
| Называют особенности строения организма |
52 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | 1 |
|
| Используют приобретенные знания для |
Покровы тела | |||||
53 | Строение и функции кожи. | 1 |
|
| Называют особенности строения организма |
54 | Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание. | 1 |
|
| Характеризуют роль кожи в обмене |
55 | Гигиена одежды и обуви. | 1 |
|
| Называют меры оказания первой помощи |
Размножение и развитие | |||||
56 | Половая система человека | 1 |
|
| Называют особенности строения женской и |
57 | Возрастные процессы. | 1 |
|
| Характеризуют особенности роста и |
58 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. | 1 |
|
| Называют причины проявления |
59 | Зачётная работа по теме «Размножение» | 1 |
|
| Применяют полученные знания при |
Высшая нервная система | |||||
60 | Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды. | 1 |
|
| Дают определение понятию: рефлекс, |
61 | Биологические ритмы. Сон, его значение, гигиена сна. | 1 |
|
| Характеризовуют особенности работы |
62 | Особенности высшей нервной деятельности | 1 |
|
| Характеризуют особенности высшей |
63 | Познавательные процессы. Речь, мышление. | 1 |
|
| Характеризуют особенности высшей |
64 | Память, эмоции. | 1 |
|
| Характеризуют особенности высшей |
Человек и его здоровье | |||||
65 | Здоровье и влияющие на него факторы Лабораторная работа №14 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье». | 1 |
|
| Называют типы влияния окружающей среды на |
66 | Оказание первой доврачебной помощи. | 1 |
|
| Характеризуют способы оказания ПМП при |
67 | Вредные привычки, их влияние на здоровье | 1 |
|
| Называют вредные привычки и их действие на организм человека. Соблюдают меры их профилактики. |
68 | Заболевания человека, их профилактика. | 1 |
|
| Используют приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания). |
69 | Итоговый урок по курсу «Человек и его здоровье» | 1 |
|
| Применяют полученные знания при |
70 | Анализ результатов итогового теста по курсу «Человек и его здоровье» | 1 |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Н.И. Сонин. Биология.Человек Базовый уровень: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2006
Методические пособия и дополнительная литература для учителя:
Дополнительная литература для учеников:
Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
51