Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Краснополковская основная школа
433221 Ульяновская обл. Карсунский район с. Краснополка ул. Колхозная 52
т/ф 8842676118 е-mail: [email protected]
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
«Математика»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Малина Наталья Николаевна
учитель математики и информатики
с. Краснополка, 2022 г.
Рабочая программа по математике для 6 класса в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
- Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников Н. Я. Виленкина и др. 5-6 классы, Москва «Просвещение» 2021
- Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Краснополковская ОШ
Учебно-методический комплект:
Математика. 6 класс в 2 частях : учеб. для образоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. : Просвещение, 2021.
В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год для изучения математики в 6 классе выделено 5 часов в неделю, что составляет 170 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение 11 контрольных работ, в том числе итоговая контрольная работа и ВПР, 3 практических и 2 проверочных работ. Срок реализации данной программы – 1 год.
Раздел 1. Планируемые результаты изучения курса математики в 5-6 классах
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:
Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями;
— формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;
— условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
— обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
— аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения;
— ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
— обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
— самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне выпускник получит возможность научиться в 5—6 классах:
Элементы теории множеств и математической логики
• Оперировать понятиями: множество, элемент множества, подмножество, принадлежность;
• находить пересечение и объединение множеств, подмножество в простейших ситуациях, задавать множество с помощью перечисления элементов,
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• распознавать логически некорректные высказывания;
Числа
•целое число, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число,
• использовать свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений;
• использовать признаки делимости на 2, 4, 8, 5, 3, 6, 9, 10, 11, при выполнении вычислений и решении задач;
• выполнять округление рациональных чисел в соответствии с правилами
• сравнивать рациональные числа
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• оценивать результаты вычислений при решении практических задач;
• выполнять сравнение чисел в реальных ситуациях;
• составлять числовые выражения и при решении практических задач и задач из других учебных предметов;
Статистика и теория вероятностей
• Представлять данные в виде таблиц, диаграмм,
• читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм;
Текстовые задачи
• Решать несложные сюжетные задачи разных типов на все арифметические действия;
• решать простые
• строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
• осуществлять способ поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию;
• решать несложные логические задачи методом рассуждений;
• составлять план решения задачи; выделять этапы решения задачи
• интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
• знать различие скоростей объекта в стоячей воде, против течения и по течению реки;
• решать задачи на нахождение части числа и числа по его части
• находить процент от числа, число по его проценту, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины;
• решать задачи разных типов (на работу, на покупки, на движение), связывающих три величины, выделять эти величины и отношения между ними
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• выдвигать гипотезы о возможных предельных значениях искомых величин в задаче (делать прикидку);
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры
• Оперировать понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар;
• изображать изучаемые фигуры от руки, с помощью линейки и циркуля
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• решать практические задачи с применением простейших свойств фигур
Измерения и вычисления
• Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов с помощью инструментов для измерений длин и углов;
• вычислять площади прямоугольников
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
• вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади прямоугольников
• выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни
История математики
• Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
• знать примеры математических открытий и их авторов в связи с отечественной и всемирной историей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА МАТЕМАТИКИ в 5—6 КЛАССАХ
Содержание курсов математики 5—6 классов, алгебры и геометрии 7—9 классов объединено как в исторически сложившиеся линии (числовая, алгебраическая, геометрическая, функциональная и др ), так и в относительно новые (стохастическая линия, «реальная математика») Отдельно представлены линия сюжетных задач, историческая линия
Элементы теории множеств и математической логики
Согласно ФГОС ООО в курс математики введён раздел «Логика», который не предполагает дополнительных часов на изучение, встраивается в различные темы курсов математики и информатики и предваряется ознакомлением с элементами теории множеств
Множества и отношения между ними. Множество, элемент множества. Подмножество. Отношение принадлежности, включения, равенства. Элементы множества, способы задания множеств,
Операции над множествами. Пересечение и объединение множеств. Разность множеств.
Элементы логики. Определение. Утверждение. Аксиома и теорема. Доказательство. Доказательство от противного Теорема, обратная данной.
Пример и контрпример. Высказывание. Истинность и ложность высказывания Натуральные числа и нуль
Натуральный ряд чисел и его свойства. Натуральное число, множество натуральных чисел и его свойства, изображение натуральных чисел точками на числовой прямой. Использование свойств натуральных чисел при решении задач
Запись и чтение натуральных чисел. Различие между цифрой и числом Позиционная запись натурального числа, поместное значение цифры, разряды и классы, соотношение между двумя соседними разрядными единицами, чтение и запись натуральных чисел
Округление натуральных чисел. Необходимость округления. Правило округления натуральных чисел
Сравнение натуральных чисел, сравнение с числом 0. Понятие о сравнении чисел, сравнение натуральных чисел друг с другом и с нулём, математическая запись сравнений, способы сравнения чисел
Действия с натуральными числами. Сложение и вычитание, компоненты сложения и вычитания, связь между ними, нахождение суммы и разности, изменение суммы и разности при изменении компонентов сложения и вычитания.
Умножение и деление, компоненты умножения и деления, связь между ними, умножение и сложение в столбик, деление уголком, проверка результата с помощью прикидки и обратного действия
Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения
Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, порядок выполнения действий, вычисление значений выражений, содержащих степень
Числовые выражения. Числовое выражение и его значение, порядок выполнения действий
Деление с остатком. Деление с остатком на множестве натуральных чисел, свойства деления с остатком. Практические задачи на деление с остатком. Свойства и признаки делимости. Свойство делимости суммы (разности) на число. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Решение практических задач с применением признаков делимости
Разложение числа на простые множители. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на множители, разложение на простые множители
Алгебраические выражения. Использование букв для обозначения чисел, вычисление значения алгебраического выражения, применение алгебраических выражений для записи свойств арифметических действий, преобразование алгебраических выражений
Делители и кратные. Делитель и его свойства, общий делитель двух и более чисел, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, нахождение наибольшего общего делителя Кратное и его свойства, общее кратное двух и более чисел, наименьшее общее кратное, способы нахождения наименьшего общего кратного.
Дроби
Обыкновенные дроби. Доля, часть, дробное число, дробь. Дробное число как результат деления. Правильные и неправильные дроби, смешанная дробь (смешанное число). Запись натурального числа в виде дроби с заданным знаменателем, преобразование смешанной дроби в неправильную дробь и наоборот. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение обыкновенных дробей
Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Арифметические действия со смешанными дробями. Арифметические действия с дробными числами.
Десятичные дроби. Целая и дробная части десятичной дроби. Преобразование десятичных дробей в обыкновенные. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Округление десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей.
Отношение двух чисел. Масштаб на плане и карте. Пропорции. Свойства пропорций, применение пропорций и отношений при решении задач
Среднее арифметическое чисел. Среднее арифметическое двух чисел. Изображение среднего арифметического двух чисел на числовой прямой. Решение практических задач с применением среднего арифметического
Проценты. Понятие процента. Вычисление процентов от числа и числа по известному проценту, выражение отношения в процентах. Решение несложных практических задач с процентами
Диаграммы. Столбчатые и круговые диаграммы. Извлечение информации из диаграмм
Рациональные числа
Положительные и отрицательные числа. Изображение чисел на числовой (координатной) прямой Сравнение чисел Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа Действия с положительными и отрицательными числами Множество целых чисел
Понятие о рациональном числе. Действия с рациональными числами
Решение текстовых задач
Единицы измерений длины, площади, объёма, массы, времени, скорости Зависимости между единицами измерения каждой величины. Зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; производительность,
время, работа; цена, количество, стоимость
Задачи на все арифметические действия. Решение текстовых задач
арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других
средств представления данных при решении задачи
Задачи на покупки, движение и работу. Решение несложных задач на движение в противоположных направлениях, в одном направлении, движение по реке по течению и против течения. Решение задач на совместную работу. Применение дробей при решении задач
Задачи на части, доли, проценты. Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач
Логические задачи. Решение несложных логических задач
Основные методы решения текстовых задач. Арифметический метод, перебор вариантов
Наглядная геометрия
Фигуры в окружающем мире. Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг. Четырёхугольник, прямоугольник, квадрат.
Длина отрезка, ломаной. Единицы измерения длины. Построение отрезка заданной длины. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Приближённое измерение площади фигур на клетчатой бумаге.
Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметричных фигур. Решение практических задач с применением простейших свойств фигур
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Кол-во часов |
контр. работ | Практич., провероч. работ |
1 | Повторение изученного материала 5 класса. ВПР. | 3 | 1 | |
2 | § 1. Инструменты для вычислений и измерений | 14 | | 1 |
3 | § 2. Действия со смешанными числам | 59 | 4 | 1 |
4 | § 3. Отношения и пропорции | 20 | 1 | 1 |
5 | § 4. Действия с рациональными числами | 36 | 3 | |
6 | § 5. Решение уравнений | 16 | 1 | 1 |
7 | § 6. Координаты на плоскости | 13 | | 1 |
8 | Итоговое повторение материала 6 класса | 9 | 1 | |
Всего | 170 | 11 | 5 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Повторение изученного материала 5 класса (3 часа) |
1 | Повторение. Арифметические действия | 1 | | |
2 | Повторение. Основы геометрии | 1 | | |
3 | ВПР | 1 | | |
§ 1. Инструменты для вычислений и измерений 14 часов |
4-5 | Калькулятор | 2 | | |
6-8 | Виды углов. Чертежный треугольник | 3 | | |
9-11 | Измерение углов. Транспортир | 3 | | |
12-13 | Представление числовой информации в круговых диаграммах | 2 | | |
14-16 | Понятие множества | 3 | | |
17 | Практическая работа №1 | 1 | | |
§ 2. Действия со смешанными числам 59 часов |
18-19 | Простые и составные натуральные числа | 2 | | |
20-21 | Разложение числа на простые множители | 2 | | |
22-24 | Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа | 3 | | |
25-28 | Наименьшее общее кратное натуральных чисел | 4 | | |
29 | Контрольная работа №1 | 1 | | |
30-32 | Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю | 3 | | |
33-38 | Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей | 6 | | |
39-44 | Действия сложения и вычитания смешанных чисел | 6 | | |
45 | Контрольная работа №2 | 1 | | |
46-49 | Действие умножения смешанных чисел | 4 | | |
50-53 | Нахождение части от целого | 4 | | |
54-58 | Применение распределительного свойства умножения | 5 | | |
59 | Контрольная работа №3 | 1 | | |
60-61 | Взаимно обратные числа | 2 | | |
62-66 | Действие деления | 5 | | |
67 | Проверочная работа №1 | 1 | | |
68-72 | Нахождение целого по его части | 5 | | |
73-75 | Дробные выражения | 3 | | |
76 | Контрольная работа №4 | 1 | | |
§ 3. Отношения и пропорции 20 часов |
77-81 | Отношения | 5 | | |
82-84 | Пропорции | 3 | | |
85-87 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 3 | | |
88 | Контрольная работа №5 | 1 | | |
89-90 | Масштаб | 2 | | |
91-92 | Симметрии | 2 | | |
93-95 | Длина окружности и площадь круга. Шар | 3 | | |
96 | Практическая работа №2 | 1 | | |
§ 4. Действия с рациональными числами 36 часов |
97-99 | Координатная прямая. Положительные и отрицательные числа | 3 | | |
100-101 | Противоположные числа | 2 | | |
102-103 | Модуль числа | 2 | | |
104-106 | Сравнение положительных и отрицательных чисел | 3 | | |
107-108 | Изменение величин | 2 | | |
109 | Контрольная работа №6 | 1 | | |
110-111 | Сложение положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой | 2 | | |
112-113 | Сложение отрицательных чисел | 2 | | |
114-116 | Сложение чисел с разными знаками | 3 | | |
117-119 | Действие вычитания | 3 | | |
120 | Контрольная работа №7 | 1 | | |
121-123 | Действие умножения | 3 | | |
124-126 | Действие деления | 3 | | |
127-128 | Рациональные числа | 2 | | |
129-131 | Свойства действий с рациональными числами | 3 | | |
132 | Контрольная работа №8 | 1 | | |
§ 5. Решение уравнений 16 часов |
133-134 | Раскрытие скобок | 2 | | |
135-136 | Коэффициент | 2 | | |
137-139 | Подобные слагаемые | 3 | | |
140 | Проверочная работа №2 | 1 | | |
141-147 | Решение уравнений | 7 | | |
148 | Контрольная работа №9 | 1 | | |
§ 6. Координаты на плоскости 13 часов |
149-150 | Перпендикулярные прямые | 2 | | |
151-152 | Параллельные прямые | 2 | | |
153-155 | Координатная плоскость | 3 | | |
156-160 | Представление числовой информации на графиках | 5 | | |
161 | Практическая работа №3 | 1 | | |
Итоговое повторение материала 6 класса 9 часов |
162 | Работа над ошибками. | 1 | | |
163 | Повторение § 1. Инструменты для вычислений и измерений | 1 | | |
164 | Повторение § 2. Действия со смешанными числам | 1 | | |
165 | Повторение § 3. Отношения и пропорции | 1 | | |
166 | Повторение § 4. Действия с рациональными числами | 1 | | |
167 | Повторение § 5. Решение уравнений | 1 | | |
168 | Повторение § 6. Координаты на плоскости | 1 | | |
169 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
170 | Работа над ошибками. | 1 | | |