Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
НР НСО «Мичуринская СОШ № 123»
«Рассмотрено
на заседании МО» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор
___________ ________________________, _____О.Н. Храмых
Пр. № __от «___»___2017г. «___»______2017 г. «____»____2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу__ШКОЛА РАЗВИТИ РЕЧИ_____
для обучающихся ___3____ класса
на 2017 — 2018 учебный год
Учитель: Гридчина Е.В.__
Школа развития речи.
Введение
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1-4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку. Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.
Пояснительная записка.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей:
-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
- повышать уровень языкового развития школьников,
- воспитывать познавательный интерес к родному языку,
- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи
3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр,мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Тематический план.
Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово (16 часов) |
Многозначные слова. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
Омонимы, омоформы омофоны. | 1 |
Фразеологизмы. | 1 |
Сравнения. | 1 |
Олицетворение. | 1 |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 |
Откуда приходят слова. | 1 |
Этимология. | 1 |
Как тебя зовут? | 2 |
Наши фамилии. | 1 |
Топонимы. | 1 |
Устаревшие слова. | 1 |
Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри». | 1 |
Проверочная работа. | 1 |
Текст (10 часов) |
Типы текстов. | 1 | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. |
Темы текстов. Опорные слова. | 1 |
Связь предложений в тексте. | 1 |
Цепная связь предложений в тексте. | 2 |
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 |
Единый временной план текста. | 3 |
Стили речи (6 часов) |
Стили речи. | 2 | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
Культура общения. | 1 |
Научный стиль. | 1 |
Словари. | 1 |
Проверь себя. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата |
Многозначные слова. | Знакомство с многозначными словами. | Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. | |
Омонимы, омоформы омофоны. | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. | |
Фразеологизмы. | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. | |
Сравнения. | Познакомить с понятием «сравнение». | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. | |
Олицетворение. | Познакомить с понятием «олицетворение». | Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. | |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | Познакомить с эпитетами, их назначением. | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. | |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. | |
Откуда приходят слова. | Познакомить с заимствованными словами. | Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. | |
Этимология. | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. | |
Как тебя зовут? Имя | Познакомить с происхождением и значением имен. | Уметь объяснять происхождение имен. | |
Как тебя зовут? Отчество | Познакомить с происхождением отчеств. | Уметь объяснять происхождение отчеств. | |
Наши фамилии. | Познакомить с происхождением фамилий. | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. | |
Топонимы. | Знакомить с топонимами. | Уметь объяснять топонимы. | |
Устаревшие слова. | Исследовать устаревшие слова. | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. | |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | Уметь употреблять фразеологические обороты. | |
Проверочная работа. | | | |
Типы текстов. | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | Уметь различать типы текстов. | |
Темы текстов. Опорные слова. | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | |
Связь предложений в тексте. | Обсуждение признаков текста. | Уметь из предложений составлять текст. | |
Цепная связь предложений в тексте. | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. | |
Цепная связь предложений в тексте. | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | |
Параллельная связь предложений в тексте. | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. | |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | |
Единый временной план текста. | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. | |
Единый временной план текста. | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | |
Единый временной план текста. | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | Уметь редактировать повествовательные тексты. | |
Стили речи. | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | |
Стили речи. | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | Уметь находить текст в разговорном стиле. | |
Культура общения. | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | |
Научный стиль. | Обсудить признаки научного стиля. | Уметь различать научный текс от других. | |
Научный стиль. | Обсудить признаки научного стиля. | Уметь различать научный текс от других. | |
Словари. | Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | Уметь работать со словарями. | |
Словари. | Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | Уметь работать со словарями. | |
Проверочная работа | | | |
Литература:
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.