СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Очумелые ручки"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Очумелые ручки»

4 класс

Пояснительная записка

 Программа «Очумелые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

В рабочей программе внеурочной деятельности «Очумелые ручки» 4 класса большее количество занятий отведено проектной деятельности. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение учащимся, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности, они готовятся к весьма серьезному учебному труду, получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в различных источниках, овладевают навыком работы со справочным материалом.

Программа разработана для занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Общее количество часов – 68, из расчета 2 часа в неделю.

Цель 4 года обучения:  раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами через развитие проектной деятельности.

Задачи:

·         закрепить уже приобретенные ранее знания, умения, навыки работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином;

·         формировать у школьников навыки проектной деятельности.

·         развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.

·         мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.

4 класс (68 часов)

Работа с природным материалом.(12 часов)

Вводное занятие.

Искусство ошибане.

Колорит в композиции

Картина «Пейзаж с лодкой»

Объемная композиция «Этот загадочный мир»

Работа с бумагой и картоном.(14 часов)

Техника «квилинг»

Коллективное панно «Цветущий луг»

Знакомство с изготовлением бумажных цветов для «сладких букетов».

Изделие «Топиарий»

Изделие «Новогодний топиарий»

Выставка работ

Работа с тканью и мехом. (18 часов)

Работа иголкой и не только.

«Мой любимый мишка»

Кукла в народном стиле

Выставка работ

Работа с пластилином (глиной)(8 часов)

Дымковская игрушка.

Лепим посуду в технике «Гжель»

Работа с бросовым материалом (10 часов)

«Учимся мастерить»

«Цветы из одноразовых ложек»

«Мир пластиковой бутылки»

Выставка работ

Форма реализации программы

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основные методы и технологии

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Технологии:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии

Планируемые результаты

Личностные:

1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

Познавательные:

Общеучебные:

1)    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2)    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

3)     постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические :

1)   анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

2)   синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 Постановка и решение проблемы:

1)    формулирование проблемы;

2)    самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

      Регулятивные:

1)    планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 

2)    коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

3)   оценка результатов работы.

Коммуникативные:

1)     планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2)      управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;

3)    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Предметные:

1)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

2)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

3)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Способы проверки ожидаемого результата

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:

  • удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;

  • четкое соблюдение последовательности технологических приемов;

  • художественная выразительность и оригинальность работ.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. Критерии оценки работ:

  • аккуратность;

  • четкость выполнения изделия;

  • самостоятельность выполнения;

  • наличие творческого элемента.

«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.

Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.

Система контролирующих материалов:

  • Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).

  • Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.

  • Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.

  • Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников

Материально-техническое обеспечение программы

 Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер

  • телевизор

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш

  • линейка

  •  ножницы канцелярские с закругленными концами

  •  кисточка для клея и красок

  • иголки швейные

  • доски для работы с пластилином

Материалы:

  • пластилин

  • бумага цветная для аппликаций

  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

  • картон белый и цветной

  • ткань: ситец однотонный и цветной

  • мешковина

  • синтепон

  • нитки швейные – белые, черные и цветные

  • шерстяная пряжа

  • клей ПВА

  • ватные диски

  • бисер, бусины

  • проволока

  • бумага гофрированная, креповая, папиросная калька

Календарно- тематическое планирование 4 класс

п/п

Кол-во

часов

Дата

Тема

Форма организации

Формируемые умения

1-2

2

04.09

06.09

Вводное занятие

Беседа

Уметь пользоваться инструментами и принадлежностями. Организовывать рабочее место.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию;

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления

3-6

4

11.09

13.09

18.09

20.09

Искусство ошибане.

Беседа практическая работа

Знать понятия живопись растениями. Уметь определять по форме вид растения. Знать названия растений применяемых в ошибане. Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения;

составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

7-8

2

25.09

27.09

Колорит в композиции

Беседа практическая работа

Знать соотношение цветов в картине. Понятия композиция, перспектива. Знать основные цвета цветового круга

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учите Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

9-10

2

02.10

04.10

Картина «Пейзаж с лодкой»

практическая работа

Знать понятия живопись растениями. Уметь определять по форме вид растения. Знать названия растений применяемых в ошибане. Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения;

составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

11-12

2

09.10

11.10

Объемная композиция «Этот загадочный мир»

Практическая работа

Уметь заготавливать и подготавливать к работе природный материал;

составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию;

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

13-14

2

16.10

18.10

Техника «квилинг»

Беседа практическая работа

Выбирать образец;

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

15-18

4

23.10

25.10

06.11

08.11

Коллективное панно «Цветущий луг»

практическая работа

Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом.


19-20

2

13.11

15.11

Знакомство с изготовлением бумажных цветов для «сладких букетов».

Беседа практическая работа.

Выбирать образец;

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

21-24

4

20.11

22.11

27.11

29.11

Изделие «Сладкий букет»

практическая работа.

Выбирать образец;

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.


25-26

2

04.12

06.12

Изделие «Топиарий»

Беседа практическая работа

Анализировать строение предмета; работать по алгоритму; высказывать свое мнение и выслушивать мнение других.

27-31

5

11.12

13.12

18.12

20.12

25.12

Изделие «Новогодний топиарий»

практическая работа

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

32

1

15.01

Выставка работ

практическая работа

высказывать свое мнение и выслушивать мнение других;

умение делать комплементы; умение спокойно реагировать на критику.

33-34

2

17.01

22.01

Работа иголкой и не только.

Беседа практическая работа

Умение сравнивать и выбирать; работа по алгоритму; читать схемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

35-38

4

24.01

29.01

31.01

05.02

«Мой любимый мишка»

Практическая работа

Умение сравнивать и выбирать; работа по алгоритму; читать схемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

39-42

4

07.02

12.02

14.02

19.02

Кукла в народном стиле «Мама»

Беседа практическая работа

Выбирать образец;

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.


43-49

7

21.02

26.02

28.02

05.03

07.03

12.03

14.03

Кукла «Тыквоголовка»

Беседа практическая работа

Выбирать образец;

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

50

1

19.03

Выставка работ

Защита проектов.

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию;

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.


51-54

4

21.03

02.04

04.04

09.04

Дымковская игрушка.

Беседа практическая работа

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


55-58

4

11.04

16.04

18.04

23.04

Лепим посуду в технике «Гжель»

Беседа практическая работа

Осознанно выполняют правила безопасного труда;

Применять полученные знания на практике.

59

1

25.04

«Учимся мастерить»

Беседа практическая работа

Выбирать образец;

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию

60-63

4

30.04

07.05

14.05

16.05

«Цветы из одноразовых ложек»

Беседа практическая работа

Выбирать образец;

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; работать по алгоритму

64-66

3

21.05

23.05

«Мир пластиковой бутылки»

Беседа практическая работа

Выбирать образец;

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; работать по алгоритму

67-68

2


Выставка работ

Беседа практическая работа

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию;

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.