Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Очумелые ручки»
4 класс
Пояснительная записка
Программа «Очумелые ручки» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
В рабочей программе внеурочной деятельности «Очумелые ручки» 4 класса большее количество занятий отведено проектной деятельности. Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение учащимся, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности, они готовятся к весьма серьезному учебному труду, получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в различных источниках, овладевают навыком работы со справочным материалом.
Программа разработана для занятий с учащимися 4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Общее количество часов – 68, из расчета 2 часа в неделю.
Цель 4 года обучения: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами через развитие проектной деятельности.
Задачи:
· закрепить уже приобретенные ранее знания, умения, навыки работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином;
· формировать у школьников навыки проектной деятельности.
· развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.
· мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ.
4 класс (68 часов)
Работа с природным материалом.(12 часов)
Вводное занятие.
Искусство ошибане.
Колорит в композиции
Картина «Пейзаж с лодкой»
Объемная композиция «Этот загадочный мир»
Работа с бумагой и картоном.(14 часов)
Техника «квилинг»
Коллективное панно «Цветущий луг»
Знакомство с изготовлением бумажных цветов для «сладких букетов».
Изделие «Топиарий»
Изделие «Новогодний топиарий»
Выставка работ
Работа с тканью и мехом. (18 часов)
Работа иголкой и не только.
«Мой любимый мишка»
Кукла в народном стиле
Выставка работ
Работа с пластилином (глиной)(8 часов)
Дымковская игрушка.
Лепим посуду в технике «Гжель»
Работа с бросовым материалом (10 часов)
«Учимся мастерить»
«Цветы из одноразовых ложек»
«Мир пластиковой бутылки»
Выставка работ
Форма реализации программы
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Технологии:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии
Планируемые результаты
Личностные:
1)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
2)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Познавательные:
Общеучебные:
1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
3) постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические :
1) анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
2) синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Постановка и решение проблемы:
1) формулирование проблемы;
2) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные:
1) планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
2) коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
3) оценка результатов работы.
Коммуникативные:
1) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
2) управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий;
3) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Предметные:
1)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
2)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
3)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Способы проверки ожидаемого результата
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических работ. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения изделий по всем разделам с учетом следующих критериев:
удовлетворительное качество работы и соответствие ее художественным требованиям;
четкое соблюдение последовательности технологических приемов;
художественная выразительность и оригинальность работ.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. Критерии оценки работ:
аккуратность;
четкость выполнения изделия;
самостоятельность выполнения;
наличие творческого элемента.
«Зачёты» за теоретические знания проводятся в виде викторин, кроссвордов, ребусов.
Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме демонстрации лучших изделий на занятиях кружка перед одноклассниками и родителями. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Система контролирующих материалов:
Входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты).
Текущий контроль – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания, защита работ.
Итоговый контроль – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (творческие самостоятельные работы).
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
Выставки детских работ. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления школы, класса для проведения праздничных утренников
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мешковина
синтепон
нитки швейные – белые, черные и цветные
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
бисер, бусины
проволока
бумага гофрированная, креповая, папиросная калька
Календарно- тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема | Форма организации | Формируемые умения |
1-2 | 2 | 04.09 06.09 | Вводное занятие | Беседа | Уметь пользоваться инструментами и принадлежностями. Организовывать рабочее место. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления |
3-6 | 4 | 11.09 13.09 18.09 20.09 | Искусство ошибане. | Беседа практическая работа | Знать понятия живопись растениями. Уметь определять по форме вид растения. Знать названия растений применяемых в ошибане. Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения; составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию |
7-8 | 2 | 25.09 27.09 | Колорит в композиции | Беседа практическая работа | Знать соотношение цветов в картине. Понятия композиция, перспектива. Знать основные цвета цветового круга Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учите Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
9-10 | 2 | 02.10 04.10 | Картина «Пейзаж с лодкой» | практическая работа | Знать понятия живопись растениями. Уметь определять по форме вид растения. Знать названия растений применяемых в ошибане. Уметь заготавливать и подготавливать к работе растения; составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию |
11-12 | 2 | 09.10 11.10 | Объемная композиция «Этот загадочный мир» | Практическая работа | Уметь заготавливать и подготавливать к работе природный материал; составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
13-14 | 2 | 16.10 18.10 | Техника «квилинг» | Беседа практическая работа | Выбирать образец; Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию |
15-18 | 4 | 23.10 25.10 06.11 08.11 | Коллективное панно «Цветущий луг» | практическая работа | Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом. |
19-20 | 2 | 13.11 15.11 | Знакомство с изготовлением бумажных цветов для «сладких букетов». | Беседа практическая работа. | Выбирать образец; Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию |
21-24 | 4 | 20.11 22.11 27.11 29.11 | Изделие «Сладкий букет» | практическая работа. | Выбирать образец; Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. |
25-26 | 2 | 04.12 06.12 | Изделие «Топиарий» | Беседа практическая работа | Анализировать строение предмета; работать по алгоритму; высказывать свое мнение и выслушивать мнение других. |
27-31 | 5 | 11.12 13.12 18.12 20.12 25.12 | Изделие «Новогодний топиарий» | практическая работа | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
32 | 1 | 15.01 | Выставка работ | практическая работа | высказывать свое мнение и выслушивать мнение других; умение делать комплементы; умение спокойно реагировать на критику. |
33-34 | 2 | 17.01 22.01 | Работа иголкой и не только. | Беседа практическая работа | Умение сравнивать и выбирать; работа по алгоритму; читать схемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
35-38 | 4 | 24.01 29.01 31.01 05.02 | «Мой любимый мишка» | Практическая работа | Умение сравнивать и выбирать; работа по алгоритму; читать схемы; Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
39-42 | 4 | 07.02 12.02 14.02 19.02 | Кукла в народном стиле «Мама» | Беседа практическая работа | Выбирать образец; Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. |
43-49 | 7 | 21.02 26.02 28.02 05.03 07.03 12.03 14.03 | Кукла «Тыквоголовка» | Беседа практическая работа | Выбирать образец; Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. |
50 | 1 | 19.03 | Выставка работ | Защита проектов. | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. |
51-54 | 4 | 21.03 02.04 04.04 09.04 | Дымковская игрушка. | Беседа практическая работа | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. |
55-58 | 4 | 11.04 16.04 18.04 23.04 | Лепим посуду в технике «Гжель» | Беседа практическая работа | Осознанно выполняют правила безопасного труда; Применять полученные знания на практике. |
59 | 1 | 25.04 | «Учимся мастерить» | Беседа практическая работа | Выбирать образец; Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию |
60-63 | 4 | 30.04 07.05 14.05 16.05 | «Цветы из одноразовых ложек» | Беседа практическая работа | Выбирать образец; Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; работать по алгоритму |
64-66 | 3 | 21.05 23.05 | «Мир пластиковой бутылки» | Беседа практическая работа | Выбирать образец; Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; работать по алгоритму |
67-68 | 2 | | Выставка работ | Беседа практическая работа | Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий, извлекать и перерабатывать информацию; Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. |