СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии,за 2018-2019 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»




Содержание учебного предмета 5 класс


Название раздела

Краткое содержание

Количество часов




Живые организмы.





Живой организм: строение и изучение.

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1)

 Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные работы:

Устройство светового микроскопа, правила работы с ним. (Л\р №2)

Строение клеток живых организмов. (Л\р № 3)

Изучение химического состава семян.(Л\р №4)

Термины и понятия: ядро, цитоплазма, кожица, автотрофы, фотосинтез, нуклеиновые кислоты, гетеротрофы

8


Многообразие живых организмов

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Демонстрации: Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.

 Многообразие растительного мира.

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Демонстрации:

Листья и споры папоротников.

Хвоя и шишки голосеменных растений.

Строение цветкового растения (органы).

Многообразие животного мира. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни

Термины и понятия: Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Голосеменные. Спора.

14

Среда обитания живых организмов.

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Термины и понятия: Материки, флора, фауна, тундра, тайга, сообщество.


5

Человек на Земле

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Термины и понятия: пустыня, экологическая безопасность


8


ИТОГО

35 ч


















Календарно- тематическое планирование по предмету биология для 5 класса



( УМК ( Биология. Введение в биологию. 5 кл. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.-М.:Дрофа, 2012)


п/п





Изучаемый раздел,

тема учебного материала



Кол-во

ча-сов



Календарные

сроки



Основные виды учебной деятельности обучающихся

план

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.

1

Введение. Что такое живой организм

1

04.09


Называют объекты изучения биологических дисциплин; роли биологии в практической деятельности людей выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Обобщают и выделяют конкретную задачу.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем

2

Наука о живой природе.

1

11.09


Называют объекты изучения биологических дисциплин; роли биологии в практической деятельности людей выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Обобщают и выделяют конкретную задачу.

Участвуют в коллективном обсуждении проблем

3

Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

18.09


Изучают источники биологической информации, способы ее получения, анализируют результаты. Знакомятся с основными методами исследования в биологии, правилами техники безопасности в кабинете биологии.

Выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними.


4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

1

25.09


Называют части лупы и микроскопа

Описывают этапы и правила работы с микроскопом

Применяют приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы

Применяют практические навыки в процессе лаб. работы

Фиксируют результаты наблюдения, делать выводы

Соблюдают правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием

5

Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов».

1

02.10


Выделяют существенные признаки строения клетки, различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций).

6

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4

« Изучение химических состав семян

1

09.10


Изучают химический состав клетки, роль минеральных и органических веществ, входящих в состав клетки.

Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника;

определяют основную и второстепенную информацию

7

Великие естествоиспытатели.

1

16.10


Знают вклад в развитие биологии ученых естествоиспытателей

8

Контрольная работа № 1

по разделу «Живой организм: строение и изучение».

1

23.10


Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую

Систематизируют знания по темам: «Введение и клеточное строение организмов».

Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую.

Действуют по инструкциям учителя или данным в задании

Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов

9

Как развивалась жизнь на Земле

1

30.10


Называют основные периоды развития жизни на Земле

Характеризуют основных представителей различных периодов

10

Разнообразие живого

1

13.11


Определяют предмет изучения систематики

Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы

Сравнивают представителей царств

Делают выводы на основе сравнения

Приводят примеры представителей разных систематических групп

11

Царство Бактерии

1

20.11


Называют существенные признаков бактерий, характеристики основных процессов жизнедеятельности бактерий, отличия бактерий от других живых организмов;

сравнивают строение бактериальной и растительной клетки. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


12

Царство Грибы

1

27.11


Изучают царство грибы, особенностей их строения и жизнедеятельности, роль грибов в природе и жизни человека.

Работая по плану, сверяют свои действия с целью. Участвуют в коллективном обсуждении.

13

Царство Растения.

Растения - автотрофы

1

04.12


Выделяют существенные особенности

представителей царства Растения. Знать основные систематические единицы царства

Растения.

14

Отдел Водоросли .

Водоросли – группа низших растений


1

11.12


Изучают признаки водорослей, работают с таблицами и гербарными образцами, определяют водоросли разных отделов. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей объясняют роль водорослей в природе и жизни человека, обосновывают необходимость их охраны. Обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

15

Отдел Моховидные и Папоротникообразные

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

1

18.12


Определяют признаки высших споровых растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности мхов и папоротников, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента

16

Отдел Голосеменные и Покрытосеменные (цветковые)

Голосеменные и Покрытосеменные - группа высших семенных растений.

1

25.12


Определяют признаки высших семенных растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности голосеменных и покрытосеменных растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль голосеменных и покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

17

Значение растений в природе и жизни человека.

1

15.01


Характеризуют основные этапов развития растительного мира.

Обобщают и систематизируют информацию, переводят её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).


18

Признаки царства животные. Простейшие.

1

22.01


Описывают основные признаки одноклеточных

Называют представителей одноклеточных животных


19

Беспозвоночные животные.

1

29.01


Приводят примеры различных систематических групп беспозвоночных животных

Узнают на натуральных объектах, фотографиях и рисунках беспозвоночных животных


20

Позвоночные животные.

1

05.02


Приводят примеры различных систематических групп позвоночных животных

Узнают на натуральных объектах, фотографиях и рисунках позвоночных животных

21

Значение животных в природе и жизни человека.

1

12.02


Приводят примеры домашних, диких, ядовитых животных.

Узнают изученные объекты на рисунках и фотографиях

22

Контрольная работа № 2 по теме: «Многообразие живых организмов».

1

19.02


Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую

Систематизируют знания по разделу: «Многообразие живых организмов».

Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую.

Действуют по инструкциям учителя или данным в задании

Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 5 часов

23

Три среды обитания

1

26.02


Называют среды жизни

Сравнивают среды жизни

Приводят обитателей каждой среды

Выделяют приспособленность организмов к среде обитания

Используют информационные ресурсы для подготовки сообщений об особенностях строения организмов

24

Жизнь на разных материках.

1

05.03


Называют материки

Сравнивают условия жизни на материках

Приводят примеры обитателей каждого материка

Выделяют приспособленность организмов к обитанию на разных материках

Используют информационные ресурсы для подготовки сообщений о «Растения и животные материков»

25

Природные зоны. Жизнь в морях и океанах

1

12.03


Называют природные зоны

Сравнивают условия обитания природных зон

Приводят примеры обитателей природных зон

Выделяют приспособленность организмов к природной зоне

Используют информационные ресурсы для подготовки сообщений о «Растения и животные природной зоны…» Называют вертикальное расположение организмов в толще воды

Приводят примеры обитателей водной среды

Выделяют особенности строения организмов, обитающих в морях и океанах

Используют информационные ресурсы для подготовки сообщений о «жизни в морях и океанах»

26

Контрольная работа № 3 по разделу: «Среда обитания живых организмов».

1

19.03


Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую

Систематизируют знания разделу: «Среда обитания живых организмов».

Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую.

Действуют по инструкциям учителя или данным в задании

Раздел 4. Человек на Земле. 8 часов.

26

Как человек появился на Земле.

1

02.04


Описывают основные стадии эволюции человека

Характеризуют характерные особенности предковых форм человека разумного

27

Эволюция человека

1

09.04


29

Как человек изменил Землю

1

16.04


Называют основные экологические проблемы Земли, России, своей местности

Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе

30

Жизнь под угрозой.

1

23.04


Называют последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека

Умеют составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу

31

Не станет ли Земля пустыней

1

30.04


Знают сущность понятия « Опустынивание» ; причины опустынивания и меры его остановки и защиты Земли от этого процесса

Умеют самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию

32

Здоровье человека и безопасность жизни

1

07.05


Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеление рек

Обоснуют необходимость соблюдения правил поведения в природе

33

Итоговое контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации

1

14.05


Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую

Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую.

Действуют по инструкциям учителя или данным в задании

34

Итоговая контрольная работа № 4 за курс 5 класса.

1

21.05


Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую

Систематизируют знания по курсу « Биология 5 класс»».

Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую.

Действуют по инструкциям учителя или данным в задании

35

Обобщающее повторение по курсу « Биология 5 класс»

1

28.05


Знают основные положения здорового образа жизни

Называют вред наносимый здоровью курением, алкоголем, наркотиками

Знают правила ТБ в различных ситуациях

Знают и умеют оказывать первую помощь


ИТОГО

35 ч