Содержание учебного предмета 5 класс Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
| Живые организмы. |
| Живой организм: строение и изучение. | Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Лабораторные работы: Знакомство с оборудованием для научных исследований. (Л\р №1) Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Лабораторные работы: Устройство светового микроскопа, правила работы с ним. (Л\р №2) Строение клеток живых организмов. (Л\р № 3) Изучение химического состава семян.(Л\р №4) Термины и понятия: ядро, цитоплазма, кожица, автотрофы, фотосинтез, нуклеиновые кислоты, гетеротрофы | 8 | | Многообразие живых организмов | Царства живой природы: Бактерии, Грибы. Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Демонстрации: Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами. Многообразие растительного мира. Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Демонстрации: Листья и споры папоротников. Хвоя и шишки голосеменных растений. Строение цветкового растения (органы). Многообразие животного мира. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни Термины и понятия: Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Голосеменные. Спора. | 14 | Среда обитания живых организмов. | Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Термины и понятия: Материки, флора, фауна, тундра, тайга, сообщество. | 5 | Человек на Земле | Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни. Термины и понятия: пустыня, экологическая безопасность | 8 | | ИТОГО | 35 ч | |
Календарно- тематическое планирование по предмету биология для 5 класса ( УМК ( Биология. Введение в биологию. 5 кл. А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.-М.:Дрофа, 2012) |
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во ча-сов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
план | факт |
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов. |
1 | Введение. Что такое живой организм | 1 | 04.09 | | Называют объекты изучения биологических дисциплин; роли биологии в практической деятельности людей выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Обобщают и выделяют конкретную задачу. Участвуют в коллективном обсуждении проблем |
2 | Наука о живой природе. | 1 | 11.09 | | Называют объекты изучения биологических дисциплин; роли биологии в практической деятельности людей выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Обобщают и выделяют конкретную задачу. Участвуют в коллективном обсуждении проблем |
3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | 1 | 18.09 | | Изучают источники биологической информации, способы ее получения, анализируют результаты. Знакомятся с основными методами исследования в биологии, правилами техники безопасности в кабинете биологии. Выбирают смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними. |
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним». | 1 | 25.09 | | Называют части лупы и микроскопа Описывают этапы и правила работы с микроскопом Применяют приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы Применяют практические навыки в процессе лаб. работы Фиксируют результаты наблюдения, делать выводы Соблюдают правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием |
5 | Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов». | 1 | 02.10 | | Выделяют существенные признаки строения клетки, различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций). |
6 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 « Изучение химических состав семян | 1 | 09.10 | | Изучают химический состав клетки, роль минеральных и органических веществ, входящих в состав клетки. Осуществляют поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника; определяют основную и второстепенную информацию |
7 | Великие естествоиспытатели. | 1 | 16.10 | | Знают вклад в развитие биологии ученых естествоиспытателей |
8 | Контрольная работа № 1 по разделу «Живой организм: строение и изучение». | 1 | 23.10 | | Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую Систематизируют знания по темам: «Введение и клеточное строение организмов». Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую. Действуют по инструкциям учителя или данным в задании |
Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов |
9 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | 30.10 | | Называют основные периоды развития жизни на Земле Характеризуют основных представителей различных периодов |
10 | Разнообразие живого | 1 | 13.11 | | Определяют предмет изучения систематики Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы Сравнивают представителей царств Делают выводы на основе сравнения Приводят примеры представителей разных систематических групп |
11 | Царство Бактерии | 1 | 20.11 | | Называют существенные признаков бактерий, характеристики основных процессов жизнедеятельности бактерий, отличия бактерий от других живых организмов; сравнивают строение бактериальной и растительной клетки. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
12 | Царство Грибы | 1 | 27.11 | | Изучают царство грибы, особенностей их строения и жизнедеятельности, роль грибов в природе и жизни человека. Работая по плану, сверяют свои действия с целью. Участвуют в коллективном обсуждении. |
13 | Царство Растения. Растения - автотрофы | 1 | 04.12 | | Выделяют существенные особенности представителей царства Растения. Знать основные систематические единицы царства Растения. |
14 | Отдел Водоросли . Водоросли – группа низших растений | 1 | 11.12 | | Изучают признаки водорослей, работают с таблицами и гербарными образцами, определяют водоросли разных отделов. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяют представителей водорослей объясняют роль водорослей в природе и жизни человека, обосновывают необходимость их охраны. Обеспечивают обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
15 | Отдел Моховидные и Папоротникообразные Мхи и папоротники – группа высших споровых растений. | 1 | 18.12 | | Определяют признаки высших споровых растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности мхов и папоротников, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Самостоятельно проводят исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента |
16 | Отдел Голосеменные и Покрытосеменные (цветковые) Голосеменные и Покрытосеменные - группа высших семенных растений. | 1 | 25.12 | | Определяют признаки высших семенных растений, характеризуют особенности строения и жизнедеятельности голосеменных и покрытосеменных растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах, объясняют роль голосеменных и покрытосеменных растений в природе и жизни человека. |
17 | Значение растений в природе и жизни человека. | 1 | 15.01 | | Характеризуют основные этапов развития растительного мира. Обобщают и систематизируют информацию, переводят её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную). |
18 | Признаки царства животные. Простейшие. | 1 | 22.01 | | Описывают основные признаки одноклеточных Называют представителей одноклеточных животных |
19 | Беспозвоночные животные. | 1 | 29.01 | | Приводят примеры различных систематических групп беспозвоночных животных Узнают на натуральных объектах, фотографиях и рисунках беспозвоночных животных |
20 | Позвоночные животные. | 1 | 05.02 | | Приводят примеры различных систематических групп позвоночных животных Узнают на натуральных объектах, фотографиях и рисунках позвоночных животных |
21 | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 | 12.02 | | Приводят примеры домашних, диких, ядовитых животных. Узнают изученные объекты на рисунках и фотографиях |
22 | Контрольная работа № 2 по теме: «Многообразие живых организмов». | 1 | 19.02 | | Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую Систематизируют знания по разделу: «Многообразие живых организмов». Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую. Действуют по инструкциям учителя или данным в задании |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 5 часов |
23 | Три среды обитания | 1 | 26.02 | | Называют среды жизни Сравнивают среды жизни Приводят обитателей каждой среды Выделяют приспособленность организмов к среде обитания Используют информационные ресурсы для подготовки сообщений об особенностях строения организмов |
24 | Жизнь на разных материках. | 1 | 05.03 | | Называют материки Сравнивают условия жизни на материках Приводят примеры обитателей каждого материка Выделяют приспособленность организмов к обитанию на разных материках Используют информационные ресурсы для подготовки сообщений о «Растения и животные материков» |
25 | Природные зоны. Жизнь в морях и океанах | 1 | 12.03 | | Называют природные зоны Сравнивают условия обитания природных зон Приводят примеры обитателей природных зон Выделяют приспособленность организмов к природной зоне Используют информационные ресурсы для подготовки сообщений о «Растения и животные природной зоны…» Называют вертикальное расположение организмов в толще воды Приводят примеры обитателей водной среды Выделяют особенности строения организмов, обитающих в морях и океанах Используют информационные ресурсы для подготовки сообщений о «жизни в морях и океанах» |
26 | Контрольная работа № 3 по разделу: «Среда обитания живых организмов». | 1 | 19.03 | | Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую Систематизируют знания разделу: «Среда обитания живых организмов». Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую. Действуют по инструкциям учителя или данным в задании |
Раздел 4. Человек на Земле. 8 часов. |
26 | Как человек появился на Земле. | 1 | 02.04 | | Описывают основные стадии эволюции человека Характеризуют характерные особенности предковых форм человека разумного |
27 | Эволюция человека | 1 | 09.04 | |
29 | Как человек изменил Землю | 1 | 16.04 | | Называют основные экологические проблемы Земли, России, своей местности Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе |
30 | Жизнь под угрозой. | 1 | 23.04 | | Называют последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека Умеют составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу |
31 | Не станет ли Земля пустыней | 1 | 30.04 | | Знают сущность понятия « Опустынивание» ; причины опустынивания и меры его остановки и защиты Земли от этого процесса Умеют самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию |
32 | Здоровье человека и безопасность жизни | 1 | 07.05 | | Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеление рек Обоснуют необходимость соблюдения правил поведения в природе |
33 | Итоговое контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации | 1 | 14.05 | | Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую. Действуют по инструкциям учителя или данным в задании |
34 | Итоговая контрольная работа № 4 за курс 5 класса. | 1 | 21.05 | | Знают определений понятий, умеют классифицировать, объяснять, доказывать, анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую Систематизируют знания по курсу « Биология 5 класс»». Классифицируют, объясняют, доказывают, анализируют информацию, преобразовывают ее из одной формы в другую. Действуют по инструкциям учителя или данным в задании |
35 | Обобщающее повторение по курсу « Биология 5 класс» | 1 | 28.05 | | Знают основные положения здорового образа жизни Называют вред наносимый здоровью курением, алкоголем, наркотиками Знают правила ТБ в различных ситуациях Знают и умеют оказывать первую помощь |
| ИТОГО | 35 ч | | | |