Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи; выразительное чтение текста художественного произведения; заучивание наизусть стихотворных текстов; устный или письменный ответ на вопрос; устное словесное рисование; комментированное чтение; характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений; установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства; определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; | анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением; работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.); составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю; создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев; участие в дискуссии |
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10 классе выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю на 35 недель).
Содержание программы
Введение 1ч
Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.
Литература первой половины XIX века
Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 ч)
Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.
Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века
А. С. Пушкин (6 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Вольность» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемон-
тн» (возможен выбор трех других стихотворений).
Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.
Поэма «Медный всадник».
Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
Сочинение по творчеству Пушкина. (2 ч)
М. Ю. Лермонтов (5 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.
Сочинение по творчеству Лермонтова. (2 ч)
Н. В. Гоголь (4 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Сочинение по произведениям Гоголя. (2ч)
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч)
Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
А. Н. Островский (7 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'.
Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза». (2 ч)
Ф. И. Тютчев (3 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.
А. А. Фет (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с землею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.
И. А. Гончаров (5 ч)
Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». (2 ч)
И. С. Тургенев (7 ч)
Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». (2 ч)
А. К. Толстой (1 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»
Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.
Н. А. Некрасов (7 ч)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).
«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...» (возможен выбор трех других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова (домашнее) (1 ч).
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.
М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч)
Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.
Ф. М. Достоевский (9 ч)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». (1 ч)
Л. Н. Толстой (12 ч)
Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (домашнее). (1ч)
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». (1 ч)
Н.С. Лесков. (1 ч)
Жизнь и творчество. (Обзор)
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало повести. Талант и творческий дух человека из народа.
Н.С. Лесков «Тупейный художник». (1 ч)
Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям – основные мотивы повествования.
А. П. Чехов (8 ч)
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Зарубежная литература
К. Хетагуров (1 ч)
Жизнь и творчество.
Стихотворения из сборника «Осетинская лира» Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Ги де Мопассан (1) (возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.
Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
А. Рембо (возможен выбор другого зарубежного поэта)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).
Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1) создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3) самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Календарно- тематическое планирование 10 класс
№ | План. дата | Фактич дата | Тема уроков | Домашнее задание | Прим |
Вводная часть |
1 | 5.09 | | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека) | Пользуясь «Словарём литературоведческих терминов», вспомнить определения и характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма. Учебник. Стр.3-5 (1часть), 5-10 (2 часть), подг. разв ответ, заполнить таблицу | |
2 | 6.09 | | Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы. | Задания по вариантам: жизнь и творчество Пушкина | |
А.С.Пушкин (6ч) |
3 | 8.09 | | А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка. | Чтение, анализ цикла «Подражания Корану», 1стих. Учебник. , | |
4 | 12.09 | | Романтическая лирика А. С. Пушкина. «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление | Инд-е задание: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее); выразительно читать стихотворения «Погасло дневное светило», «Элегия». Наизусть стих-я. | |
5 | 13.09 | | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом» | Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Пушкин и декабристы». Наизусть стих-я. | |
6 | 15.09 | | Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор. | Наизусть стихотворения. | |
7 | 19.09 | | Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...». | Прочитать поэму «Медный всадник», ответить на вопрос: Какое развитие нашла в поэме тема «маленького человека»? | |
8 | 20.09 | | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | «Медный всадник» чтение, ответы на вопросы Образ Петра 1 в поэме. | |
9 | 22.09 | | Р/рСочинение по творчеству А.С. Пушкина | Подготовить индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Лермонтова, повторить основные темы и мотивы лирики, роман «Герой нашего времени». | |
10 | 26.09 | | Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | | |
М.ЮЛермонтов( 5 ч) |
11 | 27.09 | | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта | Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова»; выразительно читать стихотворения «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою. | |
12 | 29.09 | | Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). | Выразительно читать стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»). | |
13 | 3.10 | | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание» | Учебник, инд.сообщ . Наизусть стих-я. | |
14 | 4.10 | | Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...» | «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Чтение наизусть отдельных стихотворений. | |
15 | 6.10 | | Вн.Чт.Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ ст-й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». | Подготовиться к контрольной работе по лирике М.Ю. Лермонтова | |
16 | 10.10 | | Р./рСочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | Подготовить рассказ о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. | 11.10 празд |
17 | 13.10 | | Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | | |
Н. В. Г о г о л ь.(4ч) |
18 | 17.10 | | Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород» | Учебник.Инд. задания Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект». | |
19 | 18.10 | | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы. | Работать с учебником | |
20 | 20.10 | | Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода | Читать повесть «Портрет». Ответы на вопросы. | |
21 | 24.10 | | Вн.чт.Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | Подготовиться к контрольной работе по повестям Гоголя. | |
22 | 25.10 | | Р/рСочинение по творчеству Н. В. Гоголя | Найти материал в учебнике истории о социально-политической обстановке в России 1850-60 гг. XIX века | |
23 | 27.10 | | Р/рСочинение по творчеству Н. В. Гоголя | | |
Обзор русской литературы второй половины XIX века. |
24 | 7.11 | | Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы | Составить литературный монтаж на тему «Жизнь и деяния господина де Лень» | |
И.А.Гончаров (5ч) |
25 | 8.11 | | И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика. | Подготовить краткий пересказ первой части романа; комментированное чтение «Сна 0б-ломова» | |
26 | 10.11 | | Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову | Подготовить сопоставительный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Ответить на вопрос «Почему любви Ольги Ильинской Обломов предпочёл покой в доме вдовы Пшеницыной | |
27 | 14.11 | | «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | Подготовить сравнительный анализ образов Обломова и Штольца, результаты сравнения занести в таблицу | |
28 | 15.11 | | Обломов и Штольц | Прочитать критические статьи Добролюбова, Писарева, Дружинина. | |
29 | 17.11 | | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике | Сравнительная характеристика героев романа «Обломов» | |
30 | 21.11 | | Р.рСочинение по творчеству И.А. Гончарова | Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Создание русского национального театра» | |
31 | 22.11 | | Р.рСочинение по творчеству И.А. Гончарова | | |
А. Н. Островский(5ч) |
32 | 24.11 | | А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра. | Индивидуальное сообщение «История создания пьесы». Выборочный пересказ «Нравы города Калинова» | |
33 | 28.11 | | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия | Определить основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины. Подготовить выразительное чтение монологов Катерины (действие второе явление 10 и действие 5 явление | |
34 | 29.11 | | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества | Ответить на вопрос «Как соотносятся семейный и социальный конфликты в драме»? Подготовить чтение по ролям сцены покаяния Катерины (действие 4, явление 6). Ин-дивидуальное сообщение об исполнении роли Катерины различными актрисами. | |
35 | 1.12 | | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | Подумать над вопросами «В чём заключается символика названия драмы "Гроза"?»; «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией»? Подготовить индивидуальное сообщение на тему «Символика имён и фамилий в пьесах А. Н. Островского» | |
36 | 5.12 | | Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» | Подготовить развёрнутый план статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» | |
37 | 6.12 | | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза» | Подготовиться к сочинению-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения | |
38 | 8.12 | | Проверочная работа по творчеству А.Н. Островского | Подготовить заочное путешествие в усадьбу И.С. Тургенева Спасское-Лутовиново | |
39 | 12.12 | | Проверочная работа по творчеству А.Н. Островского | | |
И. С. Тургенев( 6ч.) |
40 | 13.12 | | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе | Групповые задания: подобрать материал о представителях семейства Кирсановых - Аркадии, Николае и Павле Петровичах. На рисовать герб рода Кирсановых, подготовить его описание. Приметы эпохи в первых главах романа. | |
41 | 15.12 | | Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы. | Сопоставить образы П.П. Кирсанова и Евгения Базарова. Результаты работы занести в сравнительную таблицу. Подготовить комментированное чтение 10 главы романа и сцены дуэли между Павлом Петровичем | |
42 | 19.12 | | Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя | Рассказ о Базарове. Семья Базарова. | |
43 | 20.12 | | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | Анализ глав о Кукшиной и Ситникове. Рассказ об Аркадии Кирсанове. | |
44 | 22.12 | | «Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети». | Рассказ о сестрах Одинцовых. Эпизод объяснения в любви Базарова. | |
45 | 26.12 | | Любовь в романе «Отцы и дети» | Подготовить комментированное чтение эпизода «Смерть Базарова» | |
46 | 27.12 | | Проверочная работа за первое полугодие | Индивидуальное задание: подготовить доклад на тему «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева». Познакомиться со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Не то,что мните вы,природа...», «Нам не дано предугадать», «Silentium» | |
47 | 29.12 | | Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | Найти в романе примеры «тайного психологизма» и приёма умолчания, определить художественную функцию портрета, интерьера, пейзажа в романе. Подумать над вопросом «В чём заключается своеобразие жанра романа «Отцы и дети». | |
48 | 16.01 | | Р/рПисьменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Дать рецензию на сочинение товарища (или саморецензию), руководствуясь предложенными критериями. | |
Поэзия 19 в (6ч) |
49 | 17.01 | | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..»,«Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...» | Познакомиться со стихотворениями: «Умом Россию не понять...», «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою». Ответить на вопрос «Какое развитие в поэзии Тютчева получил мотив иррациональной любви к Родине». | |
50 | 19.01 | | Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.» | Познакомиться со стихотворениями «О, как убийственно мы любим...», «К.Б.» («Я встретил вас -и всё былое...), «Последняя любовь». Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Денисьевский цикл» Ф.И. Тютчева».. Наизусть стих-е Тютчева. | |
51 | 23.01 | | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...» | Ответить на вопрос: «Почему стих-е Фета «Шёпот, робкое дыханье…» считается манифестом «чистого искусства»?» | |
52 | 24.01 | | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | Самостоятельный анализ стихотворения Фета на выбор | |
53 | 26.01 | | Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета | Познакомиться со стихотворением Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...»; соотнести язык музыки и поэзии, сопоставив один из романсов, написанных на стихи А. Фета, с его лирической основой. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | |
54 | 30.01 | | Вн.чт.А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | Индивидуальные задания по учебнику: биография Н.А. Некрасова | |
Н. А. Некрасов.(8ч) |
55 | 31.01 | | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др. | Ст. выучить наизусть. Ответить на вопрос: в чём видит Некрасов предназначение поэзии и долг поэта? | |
56 | 2.02 | | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | Какими предстают отношения народа и власть предержащих в произведениях Н.А. Некрасова? | |
57 | 6.02 | | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др. | Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...». Сравнить «Панаевский» цикл Некрасова с «Денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева | |
58 | 8.02 | | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | Познакомиться с «Прологом» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Проследить, какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в данном фрагменте поэмы | |
59 | 13.02 | | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».". | Познакомиться с портретами помещика Оболта-Оболдуева и князя Утятина (главы«Помещик» и «Последыш). Составить связный рассказ на тему «Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху». | |
60 | 14.02 | | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства | Читать главы | |
61 | 16.02 | | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека. | Самостоятельно сформулировать тему сочинения по творчеству Н.А. Некрасова, подготовить развёрнутый план сочинения | |
62 | 20.02 | | Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Подготовка к написанию домашнего сочинения | Домашнее сочинение.Читать сказки Салтыкова-Щедрина.Учебник | |
63 | 21.02 | | Р/рПисьменная проверочная работа по творчеству ' Н. А. Некрасова | Читать сказки СалтыковаЩедринаУчебник | 23.02 празд |
М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н.(2ч) |
64 | 27.02 | | М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина | «История одного города» читать | |
65 | 28.02. | | Вн.чтОбзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников | Подготовить киносценарий фильма о жизни и творчестве Л.Н. Толстого «Страницы великой жизни» (возможно создание видеопроекта на данную тему) | |
Л. Н. Толстой.(11ч) |
66 | 2.03 | | Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | Читать «Севастопольские рассказы», инд. Задания. | |
67 | 6.03 | | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. | Написать мини-сочинение на одну из тем: «О чём заставил меня задуматься роман «Война и мир»?», «Кого из героев Толстого я особенно полюбил(а) и почему?», «О чём бы мне хотелось поговорить на уроках, по священных роману Толстого?» | |
68 | 7.03 | | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа. | Краткий пересказ эпизодов, изображающих поворотные моменты в жизни Андрея Болконского: т. 1, ч.З, гл. 16, 19; т. 2,ч. 2, гл.8, 11-13; т.2, ч.З, гл. 4-6, 19; т. 3,ч. 2, гл.5, 16,25, 36-37; т. 4, ч. 1, гл.32. Нарисуйте графическую схему «Путь исканий Андрея Болконского» | |
69 | 9.03 | | Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти. | Краткий пересказ эпизодов, изображающих поворотные моменты в жизни Пьера Безухова.Нарисуйте графическую схему «Путь исканий Пьера Безухова». | |
70 | 13.03 | | Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования. | Краткий пересказ эпизодов, связанных с изображением в романе Наташи Ростовой (т. 1,ч.1, гл.8, 10, 16-17; т. 2,ч.1, гл. 15;т.2, ч.З, гл.2, 14-17; т. 2,ч.4, гл.7, 10; т. 2, ч.5, гл. 8-10, 13-19, 22; т. 3, ч. 1, гл. 16-18; т.З, ч.З, гл. 12-16,31-32; т. 4, ч.4, гл. 2-3, 15-20; эпилог) Индив. задания: рассказ о Марье Болконской; рассказ об Элен Курагиной. | |
71 | 14.03 | | Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью. | Инд. задания.Читать главы о семьях Ростовых, Болконских, Курагиных | |
72 | 16.03 | | Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства. | Подготовить комментированное чтение эпизодов, изображающих Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Индивидуальное задание: составить историко-литературный монтаж на тему «Заграничные походы русской армии», включив в него такие эпизоды, как «Смотр в Браунау» (т.1, ч. 2, гл. 1-2), «Переправа через Энс» (т.1,ч.2, гл. 7-8), обстрел плотины Аугеста (т. 1, ч.З, гл. 18), «Николай Ростов в госпитале» (т.2, ч.2, гл. 17-18), «Тильзитский мир» (т.2, ч.2, гл.21) | |
73 | 20.03 | | Тема народа в романе «Война и мир».Обращение к народу в поисках нравственного идеала. | Подобрать материал о Кутузове и Наполеоне | |
74 | 21.03 | | Тема народа в романе «Война и мир». Обращение к народу в поисках нравственного идеала. | Перечитать эпизоды, воспроизводящие события войны 1812 года | |
75 | 23.03 | | Кутузов и Наполеон.Историзм в познании закономерностей общественного развития | Перечитать эпизод «Петя Ростов в отряде Денисова» (т.4, ч. 3, гл. 7). Подумать над вопросом: какую роль играет данный эпизод в общей концепции произведения Толстого? Сравнить текст романа с от рывком из «Дневника партизанских действий 1812 года» Д.В. Давыдова (см. «Клятву верности сдержали»: 1812 год в русской литературе.-М., 1987.-С. 48) | |
76 | 3.04 | | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.. | Подготовиться к сочинению, составить план анализа одного из эпизодов «Войны и мира» (по выбору). | |
77 | 4.04 | | Р/рУрок развития речи. Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова» | Сформулировать вопросы и взять интервью у ровесников, родителей или учителей на тему «Моё первое знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского | |
78 | 6.04 | | Р/рПисьменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир» | Дописать | |
Ф. М. Достоевский (7ч) |
79 | 10.04 | | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | Нарисовать эскиз обложки к роману «Преступление и наказание» (можно составить коллаж). Перечитать гл. 1,2, 3 части 1; гл. 1, 2 части 2; гл. 4 части 4; гл. 6 части 6. Подготовить выборочный пересказ на тему «Каким предстаёт перед нами Петербург Достоевского? | |
80 | 11.04 | | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского | Составить краткий пересказ на тему «История семейства Мармеладовых». Перечитать главы 2, 4 части 1; гл. 2, 6, 7 части 2; гл. 6 части 5. Подготовить ответ на вопрос: какую роль в романе играют уличные сцены? | |
81 | 13.04 | | История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | Перечитать главу 5 части 3; главу 4 части 5. Подумать над вопросом: «в чём заключается смысл теории Раскольникова? Как в разговоре с Порфирием Петровичем и с Соней герой Достоевского пытается обосновать своё право «разрешить себе кровь по совести»? | |
82 | 17.04 | | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма. | Групповые задания: подготовить материал для сравнительного анализа «Раскольников и Лужин», «Раскольников и Свидригайлов». Подумать над вопросом: с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова | |
83 | 18.04 | | «Двойники» Раскольникова | Подготовить материал для сравнительного анализа образов Раскольникова и Сони.Анализ эпизода «Соня и Раскольников за чтением истории о воскрешении Лазаря». | |
84 | 20.04 | | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». | Подготовить комментированное чтение эпилога романа.Подготовить развёрнутый план сообщения на тему «Художественное мастерство Ф.М. Достоевского | |
85 | 24.04 | | Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор. | Подготовить план сочинения по теме «Базаров и Раскольников: можно ли строить жизнь по теории?» | |
86 | 25.04 | | Р.рПодготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» | Руководствуясь полученными на уроке знаниями и умениями, написать домашнее сочинение на одну из предложенных учителемтем. Прочитать повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник», составить её план, отразив в нём порядок событий, происходящих в жизни главного героя. Подготовить выборочный пересказ эпизодов повести, связанных с переломными моментами в жизни героя | |
Н. С. Л е с к о в.(2ч) |
87 | 27.04 | | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества». | Ответить на вопрос о смысле заглавия повести Лескова. Пользуясь словарём, выяснитьлексическе значение слова «праведник» | 1.2. 05 празд |
88 | 4.05 | | Вн.чт.Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | Читать рассказы Чехова | |
А. П. Ч е х о в.(7ч) |
89 | 8.05 | | А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре» | Подготовить инсценирование одного из ранних рассказов Чехова. Ответить на вопрос: какую эволюцию претерпевает образ «маленького человека» в произведениях А.П. Чехова?Инд. Задания.Читать рассказы Чехова «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах | 9.05 празд. |
90 | 11.05 | | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» | Читать рассказ «Ионыч». Ответить на вопросы. | |
91 | 15.05 | | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств. | Читать пьесу «Вишнёвый сад». | |
92 | 16.05 | | Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова | Выборочный пересказ на тему «Прошлое и настоящее невской и Гаева». Подготовить чтение по ролям фрагмента первого действия от слов Раневской «Как это? Дайка вспомнить...» до её реплики «Ты всё такой же, Лёня». | |
93 | 18.05 | | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | Инд. задания, рассказы о героях | |
94 | 22.05 | | Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля | Составить развёрнутый план ответа на вопрос: в чём заключается новаторство Чехова-драматурга Подготовиться к написанию сочинения в форме ответа на вопрос проблемного характера (вспомнить виды связи между предложениями, особенности абзацного членения текста). | |
95 | 23.05 | | Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля | Инд. задания к урокам ВЧ | |
96 | | | Проверочная работа за второе полугодие. | Повторить | |
Зарубежная литература |
97 | 25.05 | | Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». | Прочитать рассказ Ги де Мопассана «Ожерелье» | |
98 | 29.05 | | «Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | Ответы на проблемные вопросы: почему не сбылись мечты героев о прекрасной жизни; при помощи каких художественных средств Мопассан воссоздаёт психологически достоверные характеры персонажей новеллы; в чём смысл неожиданной развязки? | |
99 | 30.05 | | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века. | Задания на лето | |