СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассчитана рабочая программа по литературе  9 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан­дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухи­на; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) с учетом учебника Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (в двух частях).

В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

В центре анализа — литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Виды контроля Промежуточный:

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, худо­жественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художествен­ных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;


  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­тии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и ме­муарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев;

  • участие в дискуссии

Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачёт;

- защита проектов.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федера­ции отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования. В 10 классе выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю на 35 недель).


Содержание программы

Введение

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской «литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением че­ловека). Художественные открытия русских писателей-классиков.


Литература первой половины XIX века

Обзор русской литературы первой половины XIX века (1 ч)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века

А. С. Пушкин (6 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Под­ражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угас­шее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Вольность» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемон-

тн» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинско­го лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индиви­дуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

Сочинение по творчеству Пушкина. (2 ч)

М. Ю. Лермонтов (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пест­рою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Вы­хожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских тра­диций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реа­лизм в творчестве Лермонтова.

Сочинение по творчеству Лермонтова. (2 ч)

Н. В. Гоголь (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н. В. Го­голя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям Гоголя. (2ч)

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 ч)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Дости­жения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная ост­рота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художествен­ных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Клас­сическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский (7 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии разви­тия действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»'.

Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза». (2 ч)

Ф. И. Тютчев (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «SiIentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья...» (возмо­жен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Чело­век, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Ху­дожественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязатель­ными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую...», «Заря прощается с зем­лею...», «Еще одно забывчивое слово...» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

И. А. Гончаров (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обло­мов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее вы­ражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова «Обломов». (2 ч)

И. С. Тургенев (7 ч)

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в Рос­сии. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного кон­фликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функ­ция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литера­туры.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». (2 ч)

А. К. Толстой (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш ба­тюшка...»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической тра­диции.

Н. А. Некрасов (7 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам вой­ны...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некра­совского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некра­сова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Са­тирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художе­ственное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Рус­ская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народно­го заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольк­лорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова (домашнее) (1 ч).

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая ле­топись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гро­теск, алогизм.

Ф. М. Достоевский (9 ч)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библей­ские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов геро­ев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художествен­ные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». (1 ч)

Л. Н. Толстой (12 ч)

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толсто­го, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». Изображение свет­ского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идей­но-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербато­го. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных по­люса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в ро­мане. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое зна­чение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (домашнее). (1ч)

Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы». (1 ч)


Н.С. Лесков. (1 ч)

Жизнь и творчество. (Обзор)

Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало повести. Талант и творческий дух человека из народа.

Н.С. Лесков «Тупейный художник». (1 ч)

Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям – основные мотивы повествования.

А. П. Чехов (8 ч)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные расска­зы являются обязательными для изучения). Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов). Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литера­туры в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неиз­менности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты челове­ческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, че­ховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Зарубежная литература

К. Хетагуров (1 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения из сборника «Осетинская лира» Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Ги де Мопассан (1) (возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом деле и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор другого произведения). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в «Кукольном доме». Своеобразие «драм идей» Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и ми­ровая драматургия.

А. Рембо (возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощённости и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направ­лений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, осо­бенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой про­изведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литера­турного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1) создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;

2) участия в диалоге или дискуссии;

3) самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

4 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


Календарно- тематическое планирование 10 класс





План.

дата

Фактич дата

Тема уроков

Домашнее задание

Прим

Вводная часть

1

5.09


Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека)

Пользуясь «Словарём литературоведческих терминов», вспомнить определения и характер­ные черты классицизма, сентимента­лизма, ро­мантизма.

Учебник. Стр.3-5 (1часть), 5-10 (2 часть), подг. разв ответ, заполнить таблицу


2

6.09


Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы.

Задания по вариантам: жизнь и творчество Пушкина



А.С.Пушкин (6ч)

3

8.09


А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка.

Чтение, анализ цикла «Подражания Корану», 1стих.

Учебник.

,



4

12.09


Романтическая лирика А. С. Пушкина.

«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

Инд-е задание: подготовить сообщение «Особенности пушкинского лирического героя» (на материале произведений, изученных ранее); выра­зительно чи­тать стихо­творения «По­гасло дневное светило», «Элегия». Наизусть стих-я.


5

13.09


Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Пушкин и декабристы». Наизусть стих-я.


6

15.09


Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

Наизусть сти­хотворения.


7

19.09


Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...».

Прочитать поэму «Мед­ный всад­ник», отве­тить на во­прос: Какое развитие на­шла в поэме тема «ма­ленького че­ловека»?


8

20.09


Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

«Медный всадник» чтение, ответы на вопросы

Образ Петра 1 в поэме.






9

22.09


Р/рСочинение по творчеству А.С. Пушкина

Подготовить индивидуальное сообщение о жизни и творчестве Лермонтова, повторить основные темы и мотивы лирики, роман «Герой нашего времени».


10

26.09


Сочинение по творчеству А.С. Пушкина



М.ЮЛермонтов( 5 ч)

11

27.09


М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта

Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова»; выразительно читать стихо­творения «Нищий», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне

с молит­вою.



12

29.09


Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

Выразитель­но читать стихотворе­ния «Как час­то пёстрою толпою окру­жён...», «Ва­лерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагеста­на...»).


13

3.10


Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,

«Сон», «Завещание»

Учебник, инд.сообщ . Наизусть стих-я.




14

4.10


Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...»

«Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Чтение наи­зусть отдель­ных стихо­творений.



15

6.10


Вн.Чт.Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ ст-й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Подготовиться к контрольной работе по лирике М.Ю. Лермонтова


16

10.10


Р./рСочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Подготовить рассказ о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.


11.10 празд

17

13.10


Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.



Н. В. Г о г о л ь.(4ч)

18

17.10


Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»

Учебник.Инд. задания

Прочитать повесть Н.В. Гоголя «Невский проспект».




19

18.10


«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы.

Работать с учебником



20

20.10


Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода

Читать повесть «Портрет». Ответы на вопросы.





21

24.10


Вн.чт.Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

Подготовиться к контрольной работе по повестям Гоголя.


22

25.10


Р/рСочинение по творчеству Н. В. Гоголя

Найти мате­риал в учеб­нике истории о социально-политической обстановке в России 1850-60 гг. XIX века


23

27.10


Р/рСочинение по творчеству Н. В. Гоголя



Обзор русской литературы второй половины XIX века.

24

7.11


Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы


Составить литературный монтаж на тему «Жизнь и деяния гос­подина де Лень»


И.А.Гончаров (5ч)

25

8.11


И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

Подготовить краткий пере­сказ первой части романа; комментиро­ванное чте­ние «Сна 0б-ломова»


26

10.11


Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

Подготовить сопостави­тельный ана­лиз образов Ольги Ильин­ской и Ага­фьи Матве­евны Пшеницыной. Отве­тить на во­прос «Почему любви Ольги Ильинской Обломов предпочёл покой в доме вдовы Пшеницыной



27

14.11


«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

Подготовить сравнитель­ный анализ образов Об­ломова и Штольца, ре­зультаты сравнения занести в таблицу




28

15.11


Обломов и Штольц

Прочитать критические статьи Добролюбова, Писарева, Дружинина.



29

17.11


«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

Сравнительная характеристика героев романа «Обломов»


30

21.11


Р.рСочинение по творчеству И.А. Гончарова

Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Создание русского на­ционального театра»


31

22.11


Р.рСочинение по творчеству И.А. Гончарова



А. Н. Островский(5ч)

32

24.11


А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.

Индивидуальное сообщение «История создания пьесы».

Выборочный пересказ «Нравы города Калинова»



33

28.11


Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

Определить основные этапы разви­тия внутрен­него кон­фликта Ка­терины. Подготовить выразитель­ное чтение монологов Катерины (действие второе явле­ние 10 и дей­ствие 5 явле­ние


34

29.11


Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества

Ответить на вопрос «Как соотносятся семейный и социальный конфликты в драме»? Подготовить чтение по ролям сцены покаяния Ка­терины (дей­ствие 4, яв­ление 6). Ин-дивидуальное сообще­ние об ис­полнении ро­ли Катерины различными актрисами.







35

1.12


Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

Подумать над вопроса­ми «В чём заключается символика названия драмы "Гро­за"?»; «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией»? Подготовить индивиду­альное сооб­щение на те­му «Симво­лика имён и фамилий в пьесах А. Н. Островского»






36

5.12


Семейный и социаль­ный кон­фликт в драме «Гроза»

Подготовить развёрнутый план статьи Н.А. Добро­любова «Луч света в тём­ном царстве»



37

6.12


Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

Подготовить­ся к сочине­нию-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения


38

8.12


Проверочная работа по творчеству А.Н. Островского


Подготовить заочное пу­тешествие в усадьбу И.С. Тургене­ва Спасское-Лутовиново


39

12.12


Проверочная работа по творчеству А.Н. Островского




И. С. Тургенев( 6ч.)

40

13.12


И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

Групповые задания: по­добрать ма­териал о представите­лях семейст­ва Кирсано­вых - Арка­дии, Николае и Павле Пет­ровичах. На рисовать герб рода Кирса­новых, подго­товить его описание.

Приметы эпохи в первых главах романа.


41

15.12


Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.

Сопоставить образы П.П. Кирсанова и Евгения Ба­зарова. Ре­зультаты ра­боты занести в сравни­тельную таб­лицу.

Подготовить комментиро­ванное чте­ние 10 главы романа и сцены дуэли между Пав­лом Петровичем


42

19.12


Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

Рассказ о Базарове.

Семья Базарова.


43

20.12


«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

Анализ глав о Кукшиной и Ситникове.

Рассказ об Аркадии Кирсанове.


44

22.12


«Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».

Рассказ о сестрах Одинцовых.

Эпизод объяснения в любви Базарова.


45

26.12


Любовь в романе «Отцы и дети»

Подготовить комментиро­ванное чте­ние эпизода «Смерть Базарова»


46

27.12


Проверочная работа за первое полугодие

Индивиду­альное зада­ние: подгото­вить доклад на тему «Жизнь и творчество Ф.И. Тютче­ва». Позна­комиться со стихотворе­ниями Ф.И. Тютчева «Не то,что мните вы,приро­да...», «Нам не дано пре­дугадать», «Silentium»


47

29.12


Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».

Найти в ро­мане приме­ры «тайного психологиз­ма» и приёма умолчания, определить художествен­ную функцию портрета, ин­терьера, пей­зажа в рома­не. Подумать над вопросом «В чём за­ключается своеобразие жанра рома­на «Отцы и дети».


48

16.01


Р/рПисьмен­ный ответ на вопрос проблемно­го характера по роману И.С. Турге­нева «Отцы и дети»

Дать рецензию на сочинение товарища (или саморецен­зию), руководствуясь предложенными критериями.


Поэзия 19 в (6ч)

49

17.01


Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..»,«Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

Познакомить­ся со стихо­творениями: «Умом Рос­сию не по­нять...», «Эти бедные селе­нья...», «Над этой тёмною толпою». От­ветить на во­прос «Какое развитие в поэзии Тют­чева получил мотив ирра­циональной любви к Ро­дине».


50

19.01


Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»

Познакомиться со стихотворениями «О, как убий­ственно мы любим...», «К.Б.» («Я встретил вас -и всё былое...), «По­следняя любовь». Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Денисьевский цикл» Ф.И. Тютче­ва».. Наизусть стих-е Тютчева.


51

23.01


Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»

Ответить на вопрос: «Почему стих-е Фета «Шёпот, робкое дыханье…» считается манифестом «чистого искусства»?»


52

24.01


А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

Самостоятельный анализ стихотворения Фета на выбор


53

26.01


Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета

Познакомить­ся со стихотворением Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...»; соот­нести язык музыки и по­эзии, сопос­тавив один из романсов, написанных на стихи А. Фета, с его лирической основой. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


54

30.01


Вн.чт.А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

Индивидуальные задания по учебнику: биография Н.А. Некрасова


Н. А. Некрасов.(8ч)

55

31.01


Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

Ст. вы­учить наи­зусть. Отве­тить на во­прос: в чём видит Некра­сов предна­значение по­эзии и долг поэта?


56

2.02


Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

Какими предстают отношения народа и власть пре­держащих в произведени­ях Н.А. Не­красова?


57

6.02


Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии тво­ей...». Срав­нить «Панаевский» цикл Некрасова с «Денисьевским» циклом Ф.И. Тютчева


58

8.02


Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

Познакомиться с «Прологом» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Просле­дить, какие фольклорные мотивы и об­разы нашли отражение в данном фрагменте поэмы


59

13.02


«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».".

Познакомиться с портретами поме­щика Оболта-Оболдуева и князя Утятина (главы«Помещик» и «Последыш). Составить связный рассказ на тему «Судьба «дворянских гнёзд» в пореформенную эпоху».


60

14.02


Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Читать главы


61

16.02


Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.

Самостоятельно сформулировать тему сочине­ния по творчеству Н.А. Некрасова, подготовить развёрнутый план сочинения


62

20.02


Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Подготовка к написанию домашнего сочинения

Домашнее сочинение.Читать сказки Салтыкова-Щедрина.Учебник


63

21.02


Р/рПисьменная проверочная работа по творчеству ' Н. А. Некрасова

Читать сказки СалтыковаЩедринаУчебник

23.02 празд

М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н.(2ч)

64

27.02


М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города» читать


65

28.02.


Вн.чтОбзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

Подготовить киносценарий фильма о жизни и творчестве Л.Н. Толстого «Страницы великой жизни» (возможно создание видеопроекта на данную тему)


Л. Н. Толстой.(11ч)

66

2.03


Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

Читать «Сева­стопольские рас­сказы», инд. Задания.


67

6.03


Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

Написать мини-сочинение на одну из тем: «О чём заставил меня задуматься роман «Война и мир»?», «Кого из героев Толстого я особенно полюбил(а) и почему?», «О чём бы мне хотелось по­говорить на уроках, по священных роману Толстого?»


68

7.03


История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.

Краткий пересказ эпизодов, изобра­жающих по­воротные моменты в жизни Андрея Болконского: т. 1, ч.З, гл. 16, 19; т. 2,ч. 2, гл.8, 11-13; т.2, ч.З, гл. 4-6, 19; т. 3,ч. 2, гл.5, 16,25, 36-37; т. 4, ч. 1, гл.32. Нарисуйте графическую схему «Путь исканий Анд­рея Болкон­ского»


69

9.03


Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.

Краткий пересказ эпизодов, изобра­жающих по­воротные моменты в жизни Пьера Безухова.Нарисуйте графическую схему «Путь исканий Пьера Безухова».


70

13.03


Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.

Краткий пересказ эпизодов, связанных с изображением в романе Наташи Ростовой (т. 1,ч.1, гл.8, 10, 16-17; т. 2,ч.1, гл. 15;т.2, ч.З, гл.2, 14-17; т. 2,ч.4, гл.7, 10; т. 2, ч.5, гл. 8-10, 13-19, 22; т. 3, ч. 1, гл. 16-18; т.З, ч.З, гл. 12-16,31-32; т. 4, ч.4, гл. 2-3, 15-20; эпилог) Индив. задания: рассказ о Марье Болконской; рассказ об Элен Курагиной.


71

14.03


Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью.

Инд. задания.Читать главы о семьях Ростовых, Болконских, Курагиных


72

16.03


Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства.

Подготовить комментированное чтение эпизодов, изображаю­щих Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Индивидуальное задание: соста­вить историко-литературный монтаж на тему «Заграничные похо­ды русской армии», включив в него такие эпизоды, как «Смотр в Браунау» (т.1, ч. 2, гл. 1-2), «Переправа через Энс» (т.1,ч.2, гл. 7-8), обстрел плотины Аугеста (т. 1, ч.З, гл. 18), «Николай Ростов в госпитале» (т.2, ч.2, гл. 17-18), «Тильзитский мир» (т.2, ч.2, гл.21)


73

20.03


Тема народа в романе «Война и мир».Обращение к народу в поисках нравственного идеала.

Подобрать материал о Кутузове и Наполеоне


74

21.03


Тема народа в романе «Война и мир». Обращение к народу в поисках нравственного идеала.

Перечитать эпизоды, воспроизводящие события войны 1812 года


75

23.03


Кутузов и Наполеон.Историзм в познании закономерностей общественного развития

Перечитать эпизод «Петя Ростов в от­ряде Денисова» (т.4, ч. 3, гл. 7). Подумать над вопросом: какую роль играет данный эпизод в общей концепции произве­дения Толстого? Сравнить текст романа с от рывком из «Дневника партизанских действий 1812 года» Д.В. Давыдо­ва (см. «Клятву вер­ности сдержали»: 1812 год в русской литературе.-М., 1987.-С. 48)


76

3.04


Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа..

Подготовить­ся к сочине­нию, соста­вить план анализа од­ного из эпи­зодов «Войны и мира» (по выбору).


77

4.04


Р/рУрок разви­тия речи. Анализ эпи­зода эпи­ческого произведе­ния «Петя Ростов в отряде Денисова»

Сформулировать во­просы и взять интервью у ровесников, родителей или учителей на тему «Моё первое зна­комство с творчеством Ф.М. Досто­евского


78

6.04


Р/рПисьменная работа. Самостоя­тельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир»

Дописать


Ф. М. Достоевский (7ч)

79

10.04


Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Нарисовать эскиз обложки к роману «Преступление и наказание» (можно составить коллаж). Перечитать гл. 1,2, 3 части 1; гл. 1, 2 части 2; гл. 4 части 4; гл. 6 части 6. Под­готовить выборочный пересказ на тему «Каким предстаёт перед нами Петербург Достоевского?


80

11.04


Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

Составить краткий пересказ на тему «История семейства Мармеладовых». Перечитать главы 2, 4 части 1; гл. 2, 6, 7 час­ти 2; гл. 6 части 5. Под­готовить от­вет на во­прос: какую роль в рома­не играют уличные сце­ны?


81

13.04


История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

Перечитать главу 5 части 3; главу 4 части 5. Подумать над вопросом: «в чём заключается смысл теории Рас­кольникова? Как в разговоре с Порфирием Петровичем и с Соней герой Достоевского пытается обосновать своё право «разрешить себе кровь по совести»?


82

17.04


Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма.

Групповые задания: подготовить ма­териал для сравнительного анализа «Раскольни­ков и Лужин», «Раскольников и Свидригайлов». По­думать над вопросом: с какой целью Достоевский вводит в ро­ман «двойни­ков» Рас­кольникова


83

18.04


«Двойники» Раскольникова

Подготовить материал для сравнительного анализа образов Рас­кольникова и Сони.Анализ эпи­зода «Соня и Раскольников за чтением истории о воскрешении Лазаря».


84

20.04


Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

Подготовить комментированное чтение эпилога романа.Подготовить развёрнутый план сообщения на тему «Художественное мастерство Ф.М. Достоевского


85

24.04


Роль эпилога в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

Подготовить план сочинения по теме «Базаров и Раскольников: можно ли строить жизнь по теории?»


86

25.04


Р.рПодготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Руководствуясь полученными на уроке знаниями и умениями, написать домашнее сочинение на одну из пред­ложенных учителемтем. Прочитать повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник», составить её план, отразив в нём порядок со­бытий, про­исходящих в жизни главно­го героя. Под­готовить вы­борочный пересказ эпизодов повести, связанных с пе­реломными моментами в жизни героя


Н. С. Л е с к о в.(2ч)

87

27.04


Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества».

Ответить на вопрос о смысле заглавия повести Лескова. Пользуясь словарём, выяснитьлексическе значение слова «праведник»

1.2. 05 празд

88

4.05


Вн.чт.Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

Читать рассказы Чехова


А. П. Ч е х о в.(7ч)

89

8.05


А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

Подготовить инсценирование одного из ранних рас­сказов Чехова. Ответить на вопрос: какую эволюцию претерпевает образ «маленького челове­ка» в произведе­ниях А.П. Чехо­ва?Инд. Задания.Читать рассказы Чехова «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах

9.05 празд.

90

11.05


Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

Читать рассказ «Ионыч». Ответить на вопросы.


91

15.05


Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

Читать пьесу «Вишнёвый сад».


92

16.05


Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова

Выборочный пересказ на тему «Прошлое и настоящее невской и Гаева». Подготовить чтение по ролям фрагмента перво­го действия от слов Ра­невской «Как это? Дайка вспомнить...» до её реплики «Ты всё такой же, Лёня».


93

18.05


«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

Инд. задания, рассказы о героях


94

22.05


Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля

Составить развёрнутый план ответа на вопрос: в чём заключа­ется новатор­ство Чехова-драматурга

Подготовиться к написа­нию сочине­ния в форме ответа на во­прос про­блемного ха­рактера (вспомнить виды связи между пред­ложениями, особенности абзацного членения тек­ста).


95

23.05


Будущее в пьесе «Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля

Инд. задания к урокам ВЧ


96



Проверочная работа за второе полугодие.

Повторить


Зарубежная литература


97

25.05


Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

Прочитать рассказ Ги де Мопассана «Ожерелье»


98

29.05


«Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

Ответы на проблемные вопросы: почему не сбылись мечты героев о прекрасной жизни; при помощи каких художествен­ных средств Мопассан воссоздаёт психологиче­ски достоверные характеры персона­жей новеллы; в чём смысл неожиданной развязки?


99

30.05


Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.

Задания на лето