1 | Введение | 1 | Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. | Знать: - черты сходства и отличия человека и животных, - определения наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии, основные этапы развития этих наук. Уметь: - объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика | знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; реализация установок здорового образа жизни сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. |
2 | Происхождение человека | 3 | Систематика человека. Доказательства животного происхождения. Основные этапы эволюции человека. Человеческие расы. Человек как вид | Знать: - систематические таксоны, - место человека в живой природе; - доказательства эволюции человека; Уметь: - объяснять родство человека с млекопитающими, место и роль человека в природе. -сравнивать человека и животных; | овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. |
3 | Строение и функции организма | 58 | Уровни организации. Структура тела. Полости тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма | Знать: - уровни организации человеческого организма; - план его строения; - топографию внутренних органов и полостей тела; - системы органов; Уметь: распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека. Знать: - Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. - Органоиды клетки. Уметь: - находить на таблицах органоиды клетки. - сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе их сравнения. -- доказывать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении; - раскрывать строение и функции клеточных органоидов; - работать с таблицами, схемами, микроскопом. знать: - понятие внутренняя среда организма, ее компоненты; - понятие гомеостаз; - функции форменных элементов крови; - роль анализа крови для диагностики и лечения больных; уметь: - работать с таблицами, схемами, микроскопом. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле. Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника. |
4 | Индивидуальное развитие организма | 7 | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. | знать: - значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов, обеспечении выживания организма, его приспособлении к природной и социальной среде; - эволюцию нервной системы; - роль психики в субъективном отражении окружающей действительности и удовлетворении биологических и социальных потребностей. ^уметь: - раскрывать связь строения и функций органов в организме; | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника. |