СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 8 класс УМК Пасечник

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»


 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                  _______________________ 

  «___»________________г.      

СОГЛАСОВАНО:                Зам. директора по УВР     _______________________

«___» _______________г.       

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ________________________

« __»_________________ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по биологии 8А, 8Б, 8В

Сержинековой Анны Федоровны

учителя биологии
















2017 /2018 учебный год

с. Таштып

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, образовательной программы основного и среднего общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного (начального) общего образования по биологии с учетом авторской программы по УМК В.С. Рохлова, С.Б. Трофимова.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса), утвержденного приказом № __ от _________г._ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

Программа рассчитана на __70__ ч. в год (__2__ часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ- __8__ ;

  • практических работ - __5__;

  • лабораторных работ- ___3___.

Данная программа составлена для реализации курса биологии, на базовом уровне.

Новизна данной программы определяется тем, что система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, проблемное обучение, индивидуальный подход, дифференцированное обучение и др.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.









Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1

Введение

1

Науки, изучающие организм человека: анато­мия, физиология, психология и гигиена. Их ста­новление и методы исследования.

Знать:

- черты сходства и отличия человека и животных,
- определения наук анатомии, физиологии, гигиены и психологии, основные этапы развития этих наук.
Уметь: - объяснять роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика

знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

реализация установок здорового образа жизни

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.


2

Происхождение человека

3

Систематика человека. Доказательства животного происхождения. Основные этапы эволюции человека. Человеческие расы. Человек как вид


Знать: - систематические таксоны,
- место человека в живой природе;
- доказательства эволюции человека;

Уметь: - объяснять родство человека с млекопитающими, место и роль человека в природе.

-сравнивать человека и животных;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


3

Строение и функции организма

58

Уровни организации. Структура тела. Полости тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Опорно-двигательная система. Внутренняя среда организма

Знать: - уровни организации человеческого организма;
- план его строения;
- топографию внутренних органов и полостей тела;
- системы органов;
Уметь: распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека. Знать: - Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. - Органоиды клетки. Уметь: - находить на таблицах органоиды клетки.

- сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе их сравнения.

-- доказывать единство органического мира, проявляющееся в клеточном строении;
- раскрывать строение и функции клеточных органоидов;
- работать с таблицами, схемами, микроскопом.

знать:
- понятие внутренняя среда организма, ее компоненты;
- понятие гомеостаз;
- функции форменных элементов крови;
- роль анализа крови для диагностики и лечения больных;
уметь:
- работать с таблицами, схемами, микроскопом.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.


4

Индивидуальное развитие организма

7

Жизненные циклы организмов. Бесполое и по­ловое размножение. Преимущества полового раз­множения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Наследственные и врожденные заболевания и за­болевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Мен­струации и поллюции. Образование и развитие за­родыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода.


знать:
- значение нервной системы в поддержании гомеостаза, согласовании работы органов, обеспечении выживания организма, его приспособлении к природной и социальной среде;
- эволюцию нервной системы;
- роль психики в субъективном отражении окружающей действительности и удовлетворении биологических и социальных потребностей.
^уметь:
- раскрывать связь строения и функций органов в организме;

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.


Перечень контрольных работ

Название темы контрольной работы

2 четверть

1

«Кровеносная система»

2

«Дыхание»

3 четверть

3

«Ппищеварение»

4

«Покровные органы»

5

«Нервная система»

4 четверть

6

«Анализаторы»

7

«Железы внутренней секреции»

8

Годовая контрольная работа

Перечень лабораторных работ

Название темы лабораторной работы

1 четверть

1

«Ткани организма человека»

2 четверть

2

«Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании»

3 четверть

3

«Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»

Перечень практических работ

Название темы практической работы

1 четверть

1

«Химический состав кости»

2 четверть

2

«Строение эритроцитов человека и лягушки»

3

«Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок»

3 четверть

4

«Изучение головного мозга человека»

5

«Строение глаза»



Календарно-тематическое планирование

Календ. сроки

уроков

Тема

(раздел)

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Фактическая дата проведения урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

1 четверть

Введение (1час)

1 нед сен

1

Введение. Науки, изучающие организм человека. Методы изучения организма человека.

Науки, изучающие организм человека; вклад великих учёных в развитии наук.

Методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.



Называть науки, изучающие организм человека; вклад великих учёных в развитии наук.

Характеризовать важность знаний о строении и функциях своего организма.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.




Место человека в системе органического мира (3часа)

1 нед сен

2

Человек в системе животного мира. Отличия человека от животных

Принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к типу хордовые, классу млекопитающие, отряду приматы. Родственную связь человека и животных.

Особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Отличительные признаки человека от животных как социального существа.


Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к типу хордовые, классу млекопитающие, отряду приматы.

Сравнивать человека с животными.

Доказывать родственную связь человека и животных.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Называть отличительные признаки человека от животных как социального существа.

Доказывать, что Человек – разумная часть природы




2 нед сент

3

Начальные этапы эволюции человека


Антропогенез как раздел науки антропологии. Особенности строения, образ жизни - эволюция приматов.

Этапы эволюции человека.


Характеризовать антропогенез как раздел науки антропологии.

Характеризовать особенности строения, образ жизни - эволюции приматов

Доказывать, что человек умелый является предком человека.

Характеризовать этапы эволюции человека.

Называть факторы формирования человека.



Демонстрация: модели «Происхождение челове­ка», моделей остатков древней культуры человека.



4

Расы человека. Среда обитания

Расы.

Основные признаки рас, в связи с приспособлением к условиям среды.

Механизм образования рас.
единство человеческих рас.

Классифицировать расы по основным группам.

Характеризовать основные признаки рас, в связи с приспособлением к условиям среды.

Объяснять механизм образования рас.
Доказывать единство человеческих рас.




Строение организма человека (6 ч)

3 нед сент

5

Общий обзор организма

Уровни организации. Структура тела. Полости тела. Органы и системы органов

Знать: - уровни организации человеческого организма;
- план его строения;
- топографию внутренних органов и полостей тела;
- системы органов;
Уметь: распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов человека.





6

Строение и жизнедеятельность клетки

Возбудимость. Органоиды. Развитие. Рост. Субстрат. Фермент. Объект. Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный центр, лизосомы. Строение и функции ядра. Обмен веществ в клетке.

Механизм действия фермента. Рост и развитие клетки. Деление клетки Покой и возбуждение клетки.

Называть органоиды клетки и их функции. Узнавать органоиды на немых рисунках. Описывать и узнавать этапы деления клетки. Находить соответствие между органоидами и их функциями. Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки при повреждении или отсутствии органоида.




4 нед сен

7

Физиология клетки




8




1 нед окт

9

Покровные и соединительные ткани

Основные понятия: Ткань, Нервное волокно

Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса. Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость

Называть основные группы тканей. Называть функции тканей и структурных компонентов. Характеризовать основные виды тканей. Различать функции дендритов и аксонов. Объяснять механизм проведения нервного импульса.

Выборочная проверка тетрадей

Лабораторная работа «Ткани организма человека»


2 нед окт

10

Рефлекторная регуляция

Рефлекс. Безусловный. Условный. Рефлекторная дуга. Рефлекторный центр. Рецепторы. Компоненты рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Виды безусловных рефлексов.

Давать определение терминам – рефлекс. Называть функции вставочных, исполнительных нейронов. Называть функции компонентов рефлекторной дуги. Описывать механизм проявления безусловного рефлекса.




Опорно-двигательный аппарат (7 часов)


2 нед окт


11

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.

Кости. Надкостница, хрящ, компактное и губчатое вещество, органические и минеральные вещества, плотная соединительная ткань,

Распознавать на таблицах

типы костей и их соединение.



Практическая работа «Химический состав кости»


3 нед окт

12

Скелет человека. Осевой скелет.

Скелет головы: отделы черепа - мозго­вой и лицевой,кости черепа (височная, затылочная, те­менная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнече­люстная).

Скелет туловища: Позвоночник (отделы позво­ночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый),

Грудная клетка (ребра, грудина).


Называть:особенности строения скеле­та человека; функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета голо­вы и туловища, части скелета поя­сов и свободных конечностей человека.

Устанавливать взаимо­связь:

между строением и функ­циями костей;

между строением и функциями скелета.

Характеризовать особенно­сти строения человека, обу­словленные прямохождением и трудовой деятельностью.


Составление кластера



3 нед окт

13

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.

Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопат­ки), тазовый пояс.

Скелет свобод­ных конечностей: Скелет верхней конечности (плечо: плечевая кость; предплечье: локтевая и лучевая; кисть: запястье, пястье, фаланги пальцев) и нижней (бедро: бедренная; голень: мало­берцовая и большеберцовая; стопа: предплюсна, плюсна, фаланги пальцев). сустав, суставная сумка, непрерывное и прерывное соединение, шов.

Распознавать на таблицах основные части скелета голо­вы и туловища, части скелета поя­сов и свободных конечностей человека.

Устанавливать взаимо­связь:

формы сустава и характера движения;

свойства костей от их химического состава.




4 нед окт

14

Строение мышц. Типы мышц.

Мышца (головка, брюшко, хвост),

фасция, сухожилия Миофибриллы: актин и миозин. Мимические, скелетные мышцы., Мышцы внутренних органов.

Распознавать на таблицах основные группы мышц чело­века.

Раскрывать сущность биоло­гического процесса работы мышц.

Устанавливать взаимо­связь между строением и функциями мышц.

Выборочная проверка тетрадей



4 нед окт

15

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Гиподинамия. Двигательная единица. Тренировочный эффект. Динамическая и статическая работа. Утомление. Регуляция работы мышц-антагонистов.

Называть последствия гиподинамии. Описывать энергетику мышечного сокращения. Различать механизм статической и динамической работы. Характеризовать механизм регуляции работы мышц.




5 нед окт

16

Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при нарушении костей

Осанка. Плоскостопие. Остеохондроз. Степени и факторы нарушения осанки. Корригирующая гимнастика. Причины искривления позвоночника. Предупреждение и лечение плоскостопия. Перелом. Виды переломов. Вывихи суставов.

Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки. Называть причины: искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия. Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела. Давать определение понятиям перелом. Знать виды переломов и первая помощь при переломах.





2 четверть

1 нед нояб

17

Внутренняя среда организма. Состав и функции крови

Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Состав крови: плазма и форменные элементы. Состав плазмы. Фибриноген.

Значение тканевой жидкости и лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические. Относительное постоянство внутренней среды. Подвижное равновесие.



Называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови.

Раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции крови.

Работать с микроскопом и микропрепоратами.




Внутренняя среда организма (3 часа)

2 нед нояб

18

Строение и функции компонентов крови.

Свертывание крови. Состав крови: плазма и форменные элементы.

Условия для образования тромба: витамин К, соли кальция.

Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Группы лейкоцитов: фагоциты, лимфоциты.

Характеризовать процесс свертываемости крови. Называть функции эритроцитов; группы крови человека. Перечислять органы кроветворения. Показывать взаимосвязь между строением и функциями клеток крови.

Составление кластера

Практическая работа «Строение эритроцитов человека и лягушки»


2 нед нояб

19

Лейкоциты. Иммунитет

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. Виды иммунитета.. Неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитарные болезни. Проявления иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. Вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Резус-фактор и резус-конфликт.

Называть функции лейкоцитов. Приводить примеры инфекционных заболеваний. Называть органы иммунной системы. Давать определение термину – иммунитет. Объяснять механизм различных видов иммунитета; причины нарушений иммунитета; проявление тканевой несовместимости.

Выборочная проверка тетрадей



Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)


2 нед нояб

20

Транспортные системы организма

Замкнутая система. Артерии

Вены. Органы кровеносной системы. Строение кровеносных сосудов. Лимфатическая система: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Образование тканевой жидкости и лимфы.

Давать определение термину – замкнутая кровеносная система. Называть транспортные системы человека и их органы. Описывать образование тканевой жидкости и лимфы. Анализировать содержание определений основных понятий. Сравнивать строение кровеносных сосудов.




3 нед нояб


21

Круги кровообращения

Артериальная кровь. Венозная кровь. Оксигемоглобин. Большой и малый круги кровообращения. Кровообращение Отток лимфы. Изменение состава крови в большом малом кругах кровообращения.

Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Давать определение терминам. Различать малый и большой круги кровообращения.




3 нед нояб

22

Строение и работа сердца

Автоматизм. Строение сердца: наружный слой, миокард, эпителиальный слой. Околосердечная сумка. Положение сердца в грудной полости. Особенности строения сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани. Роль парасимпатического и симпатического отделов НС. Сердечный цикл: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза Регуляция сердечных сокращений Гуморальная регуляция. Гормон адреналин. Свойства сердечной мышцы: возбудимость и сократимость.

Называть гормоны, влияющие на работу сердца; свойства сердечной мышцы. Описывать расположение сердца в организме, строение сердца. Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла. Характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца.




4 нед нояб


23

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения.

Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление. Факторы, влияющие на движение крови: диаметр сосуда, вязкость крови. Нарушения артериального давления Скорость движения крови. Особенности артериального давления.

Называть факторы, влияющие на движение крови. Описывать механизм измерения артериального давления. Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах.


Практическая работа «Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок»


4нед нояб

24

Первая помощь при заболеваниях сердца, сосудов и кровотечениях.

Ударный объем. Гипертония. Гипотония. Некроз. Инфаркт миокарда. Внутренние кровотечения. Внешние кровотечения: артериальные, венозные, капиллярные. Носовые кровотечения. Признаки и первая помощь.

Называть причины юношеской гипертонии. Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе. Перечислять последовательность действий при лечении раны. Различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее.




1 нед дек


25

Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная система»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

Тестирование



Дыхательная система (5 часа)

1 нед дек

26

Строение и функции дыхательной системы

Дыхание. Органы дыхания. Дыхательный путь и органы газообмена. Строение и функции. Особенности строения носовой полости, гортани, трахеи, бронхов и легких. Верхние и нижние дыхательные пути

Узнавать по немым рисункам органы дыхания. Называть этапы дыхания. Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями. Объяснять преимущества носового дыхания для сохранения здоровья.

Составление кластера



2 нед дек

27

Газообмен в легких и тканях

Дыхание. Легочное и тканевое дыхание. Образование оксигемоглобина. Вентиляция легких. Механизм вдоха и выдоха Нервная регуляция. Гуморальная регуляция канцерогены. Факторы, влияющие на дыхание

Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания. Называть расположение центров дыхательной системы. Определять последовательность этапов при вдохе и выдохе.




28

Дыхательные движения и их регуляция


Лабораторная работа «Измерение жизненной емкости легких. Изменение состава воздуха при дыхании»


3 нед дек

29

Первая помощь при нарушении дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания

Флюорография. Жизненная емкость легких. Приемы оказания первой помощи утопающему, отравлении угарным газом. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей

Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении заваливании землей. Объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы.

Выборочная проверка тетрадей



30

Контрольная работа по теме «Дыхание»



тестирование



Пищеварительная система (6 часов)

4 нед дек

31

Питание и пищеварение.

Пищеварение. Значение питания. Функции пищи: пластическая и энергетическая.

Состав пищи. Растительная и животная пища. Продукты питания. Питательные и балластные вещества. Значение кулинарной обработки пищи.

Изменение пищи в процессе пищеварения. Этапы пищеварения.

Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения. Называть этапы пищеварения; значение кулинарной обработки пищи. Перечислять функции пищи. Описывать этапы пищеварения.





4нед дек

32

Пищеварение в ротовой полости. Глотание

Органы пищеварения. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Функции языка, слюнных желез. Строение зубов и уход за ними.

Расположение слюнных желез и работа. Заболевания зубов

Узнавать на немых рисунках органы пищеварительной системы. Описывать строение зубов; проявление функций органов ротовой полости. Устанавливать взаимосвязь между строением зубов и выполняемыми функциями.




3 четверть

2 нед янв

33

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Расположение и строение желудка и двенадцати перстной кишки. Пищеварительные ферменты: пепсин, трипсин, желчь

Состав желудочного сока. Механизм действия ферментов. Свойства и условия.

Описывать строение и расположение желудка и двенадцати перстной кишки; механизм действия ферментов. Описывать состав желудочного сока. Взаимосвязь между строением желудка, двенадцатиперстной кишки и выполняемыми функциями.

Выборочная проверка тетрадей



2 нед янв

34

Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

Строение тонкого и толстого кишечника. Строение кишечной ворсинки. Микроорганизмы кишечника. Механизм всасывания.

Образование гликогена. Роль печени в организме: синтез аминокислот; выработка желчи; барьерная; поддерживание постоянства состава. Значение толстого кишечника. Аппендицит и перитонит. Рефлекс. Безусловный рефлекс. Условный рефлекс. Нервная регуляция пищеварения. Гуморальная регуляция пищеварения.

Описывать механизм всасывания; роль печени в организме человека. Перечислять функции тонкого и толстого кишечника. Называть и показывать по таблице расположение органов пищеварительной системы. Устанавливать взаимосвязь между строением тонкого и толстого кишечника и выполняемыми ими функциями. Приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов. Описывать механизм выработки условных рефлексов. Находить различия между условными и безусловными пищевыми рефлексами.




3 нед янв

35

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний. Правила приема пищи.

Условия, способствующие и затрудняющие пищеварение. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов. Источники заражения желудочно-кишечными инфекциями.

Описывать условия, способствующие и затрудняющие пищеварение. Называть правила приема пищи. Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний. Объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями.




3 нед янв

36

Контрольно-обобщающий урок по темам: «Ппищеварение»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

Тестирование



Обмен веществ и энергии (2часа)

4 нед янв

37

Общая характеристика обмена веществ. Витамины.

Обмен веществ. Пластический обмен. Энергетический обмен. Макроэлементы. Микроэлементы. Этапы обмена веществ: подготовительный, основной, заключительный. Обмен белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды. Витамины. Гиповитаминоз. Авитаминоз. Роль витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.

Называть основные этапы обмена веществ. Перечислять функции белков, жиров и углеводов. Раскрывать роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды в организме человека. Называть группы витаминов; продукты питания, в которых находятся витамины. Пояснять разницу в понятиях гиповитаминоз и авитаминоз.




4 нед янв

38

Энерготраты человека и пищевой рацион

Основной обмен. Общий обмен. Рациональное питание. Культура питания.

Приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, ненасыщенные жирные кислоты. Различать основной и общий обмены веществ.




Покровные органы. Терморегуляция. (5 часа)

1 нед фев

39

Строение и функции кожи

Кожа. Строение эпидермиса, дермы, гиподермы. Производные кожи – ногти и волосы. Трехслойное строение кожи Функции кожи: защитная, выделительная, дыхательная, рецепторная, участие в обмене веществ.

Описывать строение кожи. Перечислять функции кожи. Показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

Составление кластера



1 нед фев

40

Терморегуляция организма. Закаливание.

Терморегуляция. Закаливание. Теплопроведение, теплоизлучение. Способы закаливания. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях.

Перечислять признаки теплового и солнечного ударов. Описывать изменения кожи при действии тепловых и холодовых рецепторов




2нед фев

41

Гигиена кожи, одежды и обуви.

Травмы. Ожоги и обморожения. Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи. Угревая сыпь.

Называть возбудителей, причины заболеваний кожи, гормональные нарушения. Называть меры помощи при химическом и термическом ожогах.




2 нед фев

42

Выделение

Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочеиспускательный канал. Почки. Ворота почек. Корковое и мозговое вещество. Почечные пирамиды. Нефрон: капсула, канальцы. Собирательные канальцы. Фильтрация. Образование мочи.

Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек; меры профилактики болезней почек. Описывать строение и работу нефрона. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения.

Выборочная проверка тетрадей



3 нед фев

43

Контрольная работа по теме «Покровные органы»



Тестирование



Нервная система человека (7 часов)

3 нед фев

44

Регуляция функций в организме

Способы регуляции функций организма. Гуморальная и нервная регуляция функций организма.

Разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой.

Сравнивать строение нервной системы человека и животных.




4 нед фев


45

Общий план строения нервной системы

Свойства нервной ткани. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса. Роль и строение нервной системы организма.

Различать функции дендритов и аксонов. Объяснять механизм проведения нервного импульса. Объяснять роль нервной системы в регуляции функций организма как единого целого.

Составление кластера



4 нед фев

46

Спинной мозг

Серое вещество. Белое вещество. Спинной мозг. Строение и расположение спинного мозга.

Функции: рефлекторная и проводящая. Восходящие и нисходящие нервные пути.


Описать по рисунку и микропрепарату строение и функции спинного мозга. оказывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга. Прогнозировать последствия для человека при нарушении функций спинного мозга.




1 нед марта

47

Строение головного мозга: продолговатый, средний мозг, мост, мозжечок.










Борозды. Извилины. Головной мозг. Отделы головного мозга. Функции отделов Расположение серого и белого вещества. Доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная. Функциональные зоны больших полушарий: двигательная, кожно-мышечной чувствительности, зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая

Строение переднего мозга. Промежуточный мозг.

Описать по рисунку строение головного мозга. Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга . Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий. Сравнивать строение головного и спинного мозга. Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга. Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга.


Практическая работа «Изучение головного мозга человека»


1 нед марта

48

Передний мозг.


Лабораторная работа «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»


4 четверть

2 нед марта


49

Соматический и автономный отделы нервной системы

Отделы автономной нервной системы: симпатический и парасимпатический. Функциональное разделение нервной системы на соматическую и автономную (вегетативную). Принцип дополнительности.

Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы. Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем. Объяснять механизм совместной работы симпатического и парасимпатического отделов.




2 нед марта

50

Контрольно-обобщающий урок по теме «Нервная система»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

Тестирование



Анализаторы. Органы чувств. (5 часов)

3 нед марта

51

Значение органов чувств. Зрительный анализатор.
























Анализаторы. Рецепторы. Структура анализаторов. Восприятие. Ощущение. Значение анализаторов. Чувствительные зоны коры больших полушарий: первичные, вторичные, третичные. Природа возбуждения – поток нервных импульсов. Бинокулярное зрение. Близорукость. Дальнозоркость. Глаз человека. Положение и строение глаза. Механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза; при близорукости и дальнозоркости. Значение зрения. Строение сетчатки: палочки и колбочки, желтое пятно, слепое пятно. Корковая часть зрительного анализатора. Нарушения зрения

Называть структурные компоненты анализатора. Объяснять значение анализаторов. Находить соответствие между функциями и частями анализатора. Отличать иллюзии от галлюцинаций. Описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения. Называть функции структур глаза. Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функцией. Различать близорукое и дальнозоркое зрение.

Выборочная проверка тетрадей

Практическая работа «Строение глаза»


3нед марта

52






Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

Анализаторы. Рецепторы. Структура анализаторов. Восприятие. Ощущение. Значение анализаторов. Чувствительные зоны коры больших полушарий: первичные, вторичные, третичные. Природа возбуждения – поток нервных импульсов. Бинокулярное зрение. Близорукость. Дальнозоркость. Глаз человека. Положение и строение глаза. Механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза; при близорукости и дальнозоркости. Значение зрения. Строение сетчатки: палочки и колбочки, желтое пятно, слепое пятно. Корковая часть зрительного анализатора. Нарушения зрения

Называть структурные компоненты анализатора. Объяснять значение анализаторов. Находить соответствие между функциями и частями анализатора. Отличать иллюзии от галлюцинаций. Описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения. Называть функции структур глаза. Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функцией. Различать близорукое и дальнозоркое зрение.




4 нед марта


53

Строение и функции органа слуха

Слуховой анализатор. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка. Среднее ухо: слуховые косточки. Внутренне ухо: костный и перепончатый лабиринт, вестибулярный аппарат, улитка. Механизм передачи звука. Значение слуха.

Описывать строение органа слуха, механизма передачи звуковых сигналов. Называть значение слуха для жизни человека. Показывать взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функцией.

Составление кластера



4 нед марта

54

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Анализатор. Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы. Строение орган вкуса: вкусовые сосочки. Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство, осязание. Значение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, органа вкуса Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий. Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, органа вкуса. Объяснять механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств.




1 нед апр







55

Контрольно-обобщающий урок по теме «Анализаторы»

Выявление знаний и умений учащихся, степени усвоения ими материала.

Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.

Уметь: применять полученные знания и умения.

Тестирование



Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 часа)

1 нед апр


56

Наука о поведении и психике. Врожденные и приобретенные программы поведения.

Высшая нервная деятельность.

Доминанта. Приобретенные рефлексы: положительные и отрицательные. Безусловные рефлексы и инстинкты – врожденные программы поведения человека. Рассудочная деятельность – приобретенная программа поведения.

Приводить примеры торможения рефлексов. Характеризовать механизм выработки условных рефлексов. Приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения.




2 нед апр

57

Сон и сновидения

Сон. Стадии сна: быстрый и медленный сон. Значение сна для человека. Правила гигиены сна. Факторы, определяющие продолжительность сна. Правила гигиены сна

Описывать Объяснять правила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна. фазы сна.

Выборочная проверка тетрадей



2 нед апр

58

Речь и сознание. Познавательные процессы.

Мышление. Память. Познавательные процессы человека. Свойства мышления: самостоятельность и критичность. Роль речи в познании и труде. Логическая и механическая память. Приемы запоминания. Длительная и оперативная память

Называть познавательные процессы человека; качества ума. Приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей. Объяснять разницу между активным воображением и пассивным; краткосрочной памяти и долгосрочной.




3 нед апр

59

Воля, эмоции, внимание.

Внимание. Воля. Рассеянность. Волевые действия человека. Виды эмоций: эмоциональные реакции, состояния, чувства. Непроизвольное и произвольное внимание. Свойства внимания: устойчивое и колеблющееся.

Приводить примеры ситуаций проявления функций воли; аффекта. Описывать физиологические основы внимания. Характеризовать основные виды внимания.




Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)

3нед апр

60

Роль эндокринной регуляции


Гормон. Органы эндокринной системы.. Гуморальная регуляция работы органов. Единство нервной и гуморальной регуляций. Железы внутренней и смешанной секреции. Действие гормонов на внутренние органы. Нарушения функций щитовидной железы, поджелудочной желез: избыточная функция, недостаточная функция.

Называть органы эндокринной системы. Узнавать по рисункам органы эндокринной системы. Различать железы внешней и внутренней секреции; действие гормонов, витаминов. Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций. Описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции.

Составление кластера



4 нед апр

61

Функции желез внутренней секреции

Выборочная проверка тетрадей



4 нед апр

62

Контрольная работа по теме «Железы внутренней секреции»



Тестирование



Индивидуальное развитие организма (4 часа)

1 нед мая

63

Размножение. Оплодотворение.

Оплодотворение. Органы размножения человека. Бесполое и половое размножение. Менструальный цикл. Поллюции. Стадии оплодотворения. Онтогенез. Филогенез. Плацента. Беременность. Режим беременной.

Перечислять этапы жизненного цикла особи. Узнавать по рисункам органы размножения. Называть функции плаценты. Описывать режим беременной.




1 нед мая

64

Развитие зародыша и плода.




2 нед мая

65

Развитие ребенка после рождения. Интересы и склонности.

Развитие человека. Стадии: новорожденный, грудной ребенок, половое созревание. Типы темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Тип психической деятельности: художественный, мыслительный, смешанный. Характер. Волевые качества.

Называть типы темперамента. Описывать изменения с юношами и девушками в процессе развития. Сопоставлять понятия темперамент и характер. Анализировать содержание определений основных понятий.




2 нед мая

66

Наследственные и врожденные заболевания

Наследственные заболевания.

Врожденные заболевания. Проявления алкогольного синдрома плода. Меры профилактики заболеваний, передаваемых половым путем.

Называть меры профилактики заболеваний передаваемых половых путем. Описывать нарушения в организме при сифилисе. Объяснять опасность заражения вирусом СПИДа. Характеризовать наследственные и врожденные заболевания человека.




3 нед иая

67

Годовая контрольная работа по теме «Человек и его здоровье»



Тестирование



3 нед мая

68

Анализ контрольной работы. Задания на лето






4 нед мая

69

Резервный урок






4 нед мая

70

Резервный урок