СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по учебнику Л.Ф.Климановой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сокольниковская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области




Рассмотрена и рекомендована Утверждена

Методическим объединением

учителей начальных классов приказом

Протокол №1 от 27.08. 2018г. МБОУ Сокольниковской СОШ

от 30.08.2018г. №

Рабочая программа

учебного курса по литературному чтению

для обучающихся 4 класса

на 2018-2019 учебный год



Составитель: учитель начальных классов

Анисимова О.М.





Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование–создание текста по аналогии, рассуждение–письменный ответ на вопрос, описание–характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.























Содержание учебного предмета


«Книга в мировой культуре» (7 ч)

Вводный урок по курсу литературного чтения. Из повести временных лет. Летописец Нестор. М.Горький. О книгах. Маленькая энциклопедия книги. История книги. Удивительная находка.

Знать: значение и смысл новых слов и понятий, осмысливать прочитанный текст; определять тему, главную мысль и обосновывать свое мнение; составлять пословицу о книге и объяснять ее смысл ;использовать приобретенные умения в презентации прочитанного произведения

Уметь: находить в учебнике нужную информацию и работать с ней; распределять книги по разным основаниям; отвечать на поставленные к тексту вопросы; планировать свою деятельность; самостоятельно работать с текстом; находить ключевые слова в тексте; подбирать книги для выставки, презентовать книгу ;работать с библиотечным каталогом; соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.

«Истоки литературного творчества» (17 часов)

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы разных народов. Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры.

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

знать:

- что такое «летопись», «былина», «житие»

Уметь:

- находить главные мысли, пересказывать тексты, отвечать на вопросы по содержанию текста,

подтверждать ответ цитатами из текста.

«О Родине, о подвигах, о славе» (11 часов)

Вводный урок по содержанию раздела.

К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Н.Языков. Мой друг! Что может быть милей…А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Михаил Кутузов. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы. Творческий проект на тему «Нам не нужна война». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Р.К. А.Д.Жариков. Избранное

Знать:

  • отличительные особенности произведений различных жанров

Уметь:

  • выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;

  • находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;

  • пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;

  • соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;

  • составлять план, озаглавливать текст;

  • различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;

  • пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;

  • находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям

  • находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;

«Жить по совести, любя друг друга» (12 часов)

Вводный урок по содержанию раздела.

А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. Создание текста по аналогии. М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей. Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Р.К. В.Т.Дорожкина. Избранные стихотворения, Р.К. А.Е. Шилин. Рассказы.

Знать: конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность; рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чём была их ошибка, как исправить эту ошибку. Знать пословицы и поговорки из сборника

Уметь: Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам.. Читать тексты вслух и про себя. Составлять рассказ по аналогии.. Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Объяснять название текста, заглавие ,смысл пословиц

«Литературная сказка» (21 час )

Вводный урок. Собиратели русских и немецких народных сказок. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Герои сказки. Спящая красавица. Сказки Г.-Х. Андерсена. Дикие лебеди. Пятеро из одного стручка. Чайник. Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. . Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Знать: конкретный смысл понятий: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

Уметь: Читать вслух и про себя. Сравнивать народную и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл текста. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью. Инсценировать произведение.

«Великие русские писатели» (37 часов)

Вводный урок по содержанию раздела. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке. Сравнение литературных сказок.

А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы. А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куиджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы. И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова. Сравнение текстов. М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы. М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой. Ивины. И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы. И. Никитин. Гаснет вечер, даль синеет… Подготовка вопросов к стихотворению. И. Бунин. Ещё холодно и сыро.

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии. Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. Басни Л.Толстого. Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. «Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения» Р.К. И.С.Кучин Избранные произведения.

Знать:

конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Уметь: описывать объекты картины; рассказывать о картине. Читать вслух и про себя. Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Группировать книги по по темам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Определять тему выставки книг. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике









Тематическое планирование


п/п

Тема раздела

Кол- во часов

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

Форма контроля

1.

Книга в мировой культуре

7

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: библиотека, каталог, аннотация. Рассуждать о роли книги в мировой культуре. Читать вслух и про себя. Группировать высказывания по темам.

Текущий.

Проверка навыка чтения

2.

Истоки литературного творчества


17

Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы. Различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида. Читать вслух и про себя. Объяснять смысл пословиц. Сравнивать пословицы и поговорки разных народов. Группировать пословицы и поговорки по темам. Составлять на основе пословицы письменный ответ на вопрос, какие ценности переданы в народной мудрости. Обсуждать в группе высказывания из Ветхого Завета. Выявлять особенности притч. Объяснять нравственный смысл притч. Выявлять особенности былинного текста. Рассказывать о картине. Сравнивать былину и сказочный текст. Сравнивать поэтический и прозаический тексты былины. Находить постоянные эпитеты, которые используются в былине. Выявлять особенности мифа. Пересказывать текст подробно. Предполагать, о чём будет рассказываться в тексте дальше. Находить в мифологическом словаре необходимую информацию. Определять тему выставки книг. Группировать книги по под темам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. Составлять сказку по аналогии с данной сказкой. Распределять роли; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Размышлять над тем, что такое тщеславие, гнев, самообладание, терпение, миролюбие. Участвовать в работе группы. Находить необходимый материал для подготовки сценария. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике

Текущий.

Контрольная работа

3.

О Родине, о подвигах, о славе


11

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять смысл понятий: поступок, подвиг. Рассуждать о том, что такое поступок, подвиг, объяснять значение этих понятий. Объяснять смысл пословиц. Строить высказывание на тему «Что для меня значит моя Родина». Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина». Сравнивать тексты о Родине: смысл текстов. Сравнивать произведения литературы и живописи. Читать вслух и про себя. Находить в научно- познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Рассказывать о картине, об изображённом на ней событии. Называть особенности исторической песни. Определять ритм стихотворения. Читать выразительно с опорой на ритм стихотворения. Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по под темам, представлять книгу, находить нужную книгу по тематическому каталогу. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать произведение для заучивания наизусть.

Текущий.

Проект

4.

Жить по совести, любя друг друга

12

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться. Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Читать вслух и про себя. Рассуждать о том, похож ли Никита на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков. Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Составлять текст по аналогии с данным. Рассуждать о том, какие качества прежде всего ценятся в людях. Соотносить содержание текста и пословицу. Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Выявлять особенности юмористического текста. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Текущий.

Контрольная работа

5.

Литературная сказка

21

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут изучаться. Определять конкретный смысл понятий: отзыв на книгу, переводная литература. Определять тему и название выставки книг. Писать отзыв на книгу. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Выявлять особенности литературной сказки. Характеризовать героев сказки; Называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Обсуждать в группе, что значит жить по совести, жить для себя, жить, даря людям добро. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять аннотацию на книгу, каталог на определённую тему. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий.

Контрольная работа

6.

Великие русские писатели

37

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Называть изученные произведения А.С. Пушкина.

Читать наизусть понравившиеся произведения. Читать вслух и про себя.' Выбирать стихи для выразительного чтения. Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказок. Характеризовать героев сказки; называть качества их характера.

Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке, характеризовать волшебных помощников в сказке. Сравнивать литературные сказки. Сравнивать произведения живописи и литературы. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Выявлять особенности исторической песни. Читать по ролям. Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов. Готовить экскурсию по материалам содержания раздела Пересказывать тексты подробно и кратко. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Текущий.

Контрольная работа

Итоговая проверка навыка чтения


Итого:

105






















Утверждено приказом

МБОУ Сокольниковской СОШ

от .08. 2018 г. №

Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 4 класс



Темы разделов и уроков

Кол- во часов

Дата по плану

Дата по факту




1-2

Книга в мировой культуре

Водный урок . Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.

7


2


4,5.09


3

Из Повести временных лет.

О книгах. Летописец Нестор.

1

6.09


4

М.Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

1

11.09


5

История книги. Подготовка сообщения на тему.

1

12.09


6

Удивительная находка. Пересказ текста.

1

13.09


7

Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщения о старинных и современных книгах.


1

18.09




8

Истоки литературного творчества

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества Пословицы разных народов. Сочинение на тему.

17


1


19.09


9

Библия — главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).


1

20.09


10

Притча о сеятеле (из Нового Завета).

Милосердный самарянин(из Нового Завета).

1

25.09


11

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры.

1

26.09


12

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.


1

27.09


13

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.


1

2.10


14

Славянский миф. Особенности мифа

1

3.10


15

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.


1

4.10


16

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества.


1

16.10


17

Тамбовские писатели детям.И.С.Кучин.Биография


1

17.10


18

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.


1

18.10


19

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

1

23.10


20

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча.


1

24.10


21

Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.


1

25.10


22

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.


1

30.10


23

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.


1

31.10


24

Тамбовские писатели детям. И.С.Кучин.Избранные произведения

1

1.11




25

О Родине, о подвигах, о славе


Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине

11


1


6.11


26

К. Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.


1

7.11


27

И. Языков. Мой друг! Что может быть милей... А. Рымов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.


1

8.11


28

Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом.


1

13.11


29

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском

1

14.11


30

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.


1

15.11


31

Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов. Р. Рождественский. Реквием

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

1

27.11


32

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы.


1

28.11


33

Тамбовские писатели детям. А.Д.Жариков.Повесть о маленьком сержанте.

1

29.11


34

Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография — источник получения информации

1

4.12


35

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.


1

5.12




36

Жить по совести, любя друг друга

Вводный урок но содержанию раздела. Основные понятия раздела: ответственность, совесть

А. К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.



12


1


6.12


37

А.К. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.


1

11.12


38

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.


1

12.12


39- 40

А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

Создание текста по аналогии.

2

13.12,18.12


41

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.


1

19.12


42

И. Пивоварова. Смеялись мы — хи-хи... Соотнесение содержания текста с пословицей.

Н. Носов. Дневник Коли Синицына


1

20.12


43

Тамбовские писатели детям. А.Д.Жариков.Гвардии сержант Володя Валахов

1

25.12


44

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста.


1

26.12


45

Семейное чтение. В. Драгунский. ...бы. Смысл рассказа

Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.


1

27.12


46- 47

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Контрольная работа.

2

9.01.19,10.01.19




48

Литературная сказка


Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература.


21


1


15.01


49

Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К. Толстой.


1

16.01


50

Вильгельм и Якоб Гримм — собиратели немецких народных сказок.

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.



1

17.01


51

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.


1

22.01


52

Шарль Перро — собиратель народных сюжетов. Сказки.

Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Особенности зарубежного сюжета

1

23.01


53

Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик. Герои сказки.


1

24.01


54

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

1

29.01


55

Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.


1

30.01


56-57

Г.-Х. Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди».



2

31.01,5.02


58-59

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Судьба героев сказки.



2

6.02


60

Г.-Х. Андерсен. Чайник. Смысл сказки.


1

7.02


61

Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей

1

12


62

Самостоятельное чтение. И. Токмакова. Сказочка о счастье

1

13


63-64

Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

2

14.02,19.02


65

Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.


1

26.02


66-67

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Составление каталога на тему.

Составление аннотации.




2

27.02


68

Тамбовские писатели детям.А.Е.Шилин.Подвиг


1

28.02


69

Великие русские писатели

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: средства художественной выразительности — метафора, олицетворение, эпитет, сравнение.


37

1


5.03


70

Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.


1

6.03


71

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи.


1

7.03


72

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой.


1

12.03


73

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Особенность литературной сказки Герои сказки.


1

13.03


74

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Волшебные предметы в сказке. Волшебные помощники в сказке.

1

14.03


75

А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение литературных сказок.


1

19.03


76

П. А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведения живописи и литературы.


1

20.03


77

А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами... Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

21.03


78

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид... А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы.


1

26.03


79

И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.


1

27.03


80

Тамбовские писатели детям.А.Е.Шилин.Две минуты.

1

28.03


81

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове.

1

2.04


82

М.Ю. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.


1

3.04


83

М.Ю. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

4.04


84

М.Ю. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы.


1

16.04


85

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.


1

17.04


86

М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов

1

18.04


87

Тамбовские писатели детям. В.Т.Дорожкина. Очерк об авторе.

1

23.04


88

Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»), Герои рассказа.

1

24.04


89

Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа.


1

25.04


90

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.


1

30.04


91

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами... И. Левитан. Тишина. Сравнение произведения живописи и литературы

1

1.05


92

И.Бунин. Гаснет вечер, даль синеет... Подготовка вопросов к стихотворению.


1

2.05


93

И. Бунин. Ещё и холоден и сыр...


1

7.05


94

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом

1

8.05


95

Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.


1

9.05


96

Самостоятельное чтение. J1.H. Толстой. Был русский князь Олег.


1

14.05


97

J1.H. Толстой. Басни.


1

15.05


98

Семейное чтение. Л.И. Толстой. Петя Ростов.


1

16.05


99

JI.H. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.


1

21.05


100

Наш театр. И.А. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.


1

22.05


101-102



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Контрольная работа.

Тамбовские писатели детям.В.Т.Дорожкина. Избранные произведения.

2

23.05,28.05


103-105

Резерв

3

29-30.05