Окружающий мир
Человек, природа, общество.
(2 часа в неделю).
Пояснительная записка.
Характеристика класса
Программа по предмету « Окружающий мир» составлена для учащихся 4 класса на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой; по учебнику «Окружающий мир» автор С.В. Кудрина М.:«ВЛАДОС», 2016.
Цель: Формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении других учебных предметов, обогащение представлений об окружающем мире, о мире, который находится вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности для способствования развитию аналитико- синтетической деятельности учащихся, коррекции мышления. Обогащение словарного запаса.
Задачи:
образовательные:
- учить называть и характеризовать предметы, группы предметов и явления, связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
- учить ухаживать за жилищем, сажать комнатные растения в классе;
- учить связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;
- учить соблюдать правила личной гигиены;
- знакомить учащихся с правилами дорожного движения;
- учить правильно переходить улицу.
коррекционные:
- развитие и коррекция речи, мышления, познавательной деятельности школьников (в частности развитие умений анализировать, обобщать, группировать, систематизировать материал), памяти, внимания, чувственного восприятия.
воспитательные:
-воспитание аккуратности, дисциплинированности, трудолюбия, самостоятельности и др. личностных качеств.
Методы и приемы
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице.
Распределение часов по четвертям
Программа составлена на 2015 – 2016 учебный год
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | всего |
17ч | 15ч | 20ч | 15ч | 67ч |
Учебно-методическое оснащение уроков
- «Окружающий мир». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В. Кудрина;
-таблицы, иллюстрации, картинки по каждой теме;
-компьютерные презентации;
-индивидуальный раздаточный материал (карточки по темам).
Для проведения урока развития речи имеется следующий раздаточный и иллюстративный материал (таблицы, схемы): иллюстративный материал по разделам «Город.», «Деревья, кустарники, травы. Орехи.», «Жизнь и быт школьника. Квартира», «Рыбы, земноводные.», «Времена года», «Домашние и дикие животные, птицы», «Человек – часть природы.», «Насекомые» сюжетные картины, опорные схемы построения различных видов рассказов.
Литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -М.: «Просвещение», 2006.
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «Развитие речи в картинках».
А.А. Плешаков «Зелёный дом»
С.В. Савинова «Нестандартные уроки в начальной школе».
Журнал «Начальная школа».
Журнал «Педсовет».
Журнал «Воспитание и обучение».
Содержание программы.
№ п/п | Название периода | Общее кол-во часов | Экскурсии |
1 | Времена года. | 15 | 9 |
2 | Растения. | 12 | |
3 | Животные. | 15 | |
4 | Семья. | 1 | |
5 | Моя Родина. | 7 | |
6 | Здоровье человека. | 8 | |
Ожидаемый результат
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
- правила дорожного движения, случаи правильного перехода улицы.
Оценка результативности
Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
I четверть-17часов
№ п\п | Тема | Кол часов | Дата |
1 | Лето. | 1 | |
2 | Фрукты. Слива. | 1 | |
3 | Овощи. Укроп, петрушка. | 1 | |
4 | Овощи, фрукты, ягоды. | 1 | |
5 | Зерновые культуры. | 1 | |
6 | Осенние цветы на лугу и клумбе. | 1 | |
7-8 | Сентябрь. Экскурсия. | 2 | |
9 | Плоды и семена. | 1 | |
10 | Орехи. | 1 | |
11 | Хвойные деревья: ель и сосна. | 1 | |
12 | Грибы. | 1 | |
13 | Октябрь. Экскурсия. | 1 | |
14 | Твоя семья. | 1 | |
15-16 | Комнатные растения. Уход. | 2 | |
17 | Повторение. Разнообразие растений. | 1 | |
2 четверть – 15 часов
№ п\п | Тема | Кол часов | Дата |
18 | 4 ноября – День народного единства. | 1 | |
19-20 | Ноябрь. Экскурсия. | 2 | |
21 | Населенные пункты нашей страны. | 1 | |
22 | Наша Родина - Россия | 1 | |
23 | Флаг, Герб, Гимн России | 1 | |
24 | Москва – столица нашей Родины. | 1 | |
25 | Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. | 1 | |
26 | Магазины. | 1 | |
27 | Городской транспорт. Правила поведения в транспорте. | 1 | |
28 | Междугородний транспорт: автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный. | 1 | |
29-30 | Декабрь. Экскурсия. | 2 | |
31 | Охрана здоровья и безопасное поведение. Простуда и грипп. | 1 | |
32 | Повторение. Моя Родина. | 1 | |
3 четверть – 20 часов
№ п\п | Тема | Кол часов | Дата |
33-34 | Одежда и обувь к каждому сезону. Головные уборы. | 2 | |
35-36 | Январь. Экскурсия. | 2 | |
37 | Домашние животные. Кролик. | 1 | |
38 | Домашние животные. Свинья. | 1 | |
39 | Дикие животные. Лось. | 1 | |
40 | Дикие животные. Бобер. | 1 | |
41 | Индюк. | 1 | |
42 | Лебедь. | 1 | |
43 | Февраль. Экскурсия. | 2 | |
44 | Дикие птицы: лебедь и гусь. | 1 | |
45-46 | Март. Экскурсия. | 2 | |
47 | Перелетные и зимующие птицы. | 1 | |
48 | Дикие и домашние животные | 1 | |
49 | Гадюка | 1 | |
50 | Лягушка | 1 | |
51 | Повторение. Разнообразие животных. | 1 | |
№п\п | Тема | Кол часов | Дата |
53 | Рыбы. | 1 | |
54 | Оса. | 1 | |
55 | Насекомые. | 1 | |
56 | Совместные занятия с друзьями. Музыка и книги. | 1 | |
57 | Занятия на компьютере. | 1 | |
58 | Труд людей. | 1 | |
59-60 | Апрель. Экскурсия. | 2 | |
61 | Как устроен человек. | 1 | |
62 | Охрана здоровья и безопасное поведение. Как быть здоровым | 1 | |
63-64 | Поликлиника. | 2 | |
65 | Первоцветы. Нарцисс. | 1 | |
66 | Май. Экскурсия. | 1 | |
67 | Повторение. Охрана здоровья. | 1 | |
4 четверть – 15 часов