Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н. Веремьева/ «___» __________2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «31» августа 2018 № 117/3 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
5 класс
Семеновой Татьяны Юрьевны
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей русского языка и литературы
Протокол № 1 «28» августа 2018 г.
Руководитель ШМО _________/Н.М. Бельская /
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «30» августа 2018 г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1 «31» августа 2018 г.
с. Пригорское,
2018/2019 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса общеобразовательной школы и регламентируется:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);
- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.
УМК: 1. Рабочая программа русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. – М.: Просвещение, 2015;
2. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват.организаций/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2015.
Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Русский язык и литература». Русский язык изучается в 5 классе на уровне основного общего образования за счет часов обязательной части (4 ч.) и части, формируемой участниками образовательных отношений (1 ч.), учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
Предмет | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Кол-во часов в году |
Русский язык | 5 | 34 | 170 |
Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
фронтальный опрос;
взаимопроверка;
самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, творческих работ и т.д.);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Основные типы учебных занятий:
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений.
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
практические занятия;
тренинг;
консультация;
Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются:
1. Входной контроль.
2. Текущий контроль: устный, фронтального опрос; тест; диктант / диктант с грамматическим заданием; словарный диктант; комплексный анализ текста; проверочные работы; подробное, сжатое изложение; сочинение повествовательного характера на заданную тему; сочинение по картине; сочинение-рассуждение, устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.
3. Итоговый контроль. Формой промежуточной аттестации в 5 классе является тест.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая.
Система оценки предметных достижений учащихся: пятибалльная система.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие качества:
независимость мышления;
воля и настойчивость в достижении цели;
представление о филологической науке как сфере человеческой деятельности;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении лингвистических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать лингвистические модели;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
Вычитывать все уровни текстовой информации;
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
Понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
ученик научится:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы; - выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик получит возможность научиться:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; - выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; - правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Оценка планируемых результатов:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Критерий оценки устного ответа:
Отметка «5»:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «4»:
если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3»:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2»:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1»:
Критерии оценки диктантов:
«5» ставится за диктант, написанный без ошибок и исправлений с соблюдением требований к каллиграфическому письму. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы).
«4» ставился в следующих случаях:
а) при двух орфографических ошибках и одной пунктуационной;
б) при одной орфографической и двух пунктуационных ошибках. Работа выполнена аккуратно, допускается небольшое отклонение от норм каллиграфии, одно исправление любого характера.
«3» ставится за диктант при следующем соотношении орфографических и пунктуационных ошибок:
а) три орфографические и две-три пунктуационные;
б) четыре орфографические и две пунктуационные;
в) пять орфографических и одна пунктуационная. Работа выполнена небрежно. Не соблюдены нормы каллиграфии, допущено по одному исправлению любого характера.
«2» ставится за диктант, в котором допущено шесть-семь орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются значительные отклонения от норм каллиграфии.
За ошибку в диктанте считается отклонение от правил орфографии при написании слов, а также замена, пропуск букв в словах; замена слов; отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой; неправильное написание словарных слов (в пределах программы данного класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
а) ошибки, связанные с тем, что та или иная орфограмма не входит в программу для изучения в данном классе или в данной четверти;
б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего написано с заглавной буквы;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) два исправления орфографического характера;
б) две однотипные пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове;
г) две негрубые ошибки, например, нарушение границ корня при переносе, если при этом не нарушен слоговый раздел.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове;
б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой - опущена:
в) дважды написано одно и то же слово в предложении.
Нормы оценки работ творческого характера:
За содержание:
«5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.
«4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста.
«3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонения от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности, Допустимо не более пяти недочетов речи в содержании и по строении текста.
«2» ставится при выполнении контрольных изложений и сочинений за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторе кого текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности наложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
«5» - отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно- два исправления;
«4» - не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно-Два исправления;
«3» - три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно-два исправления;
«2» - шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.
На начальной ступени школы творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится (обязательно выполняется работа над ошибками).
При проверке тестовых заданий подсчитывается количество набранных баллов. Перевод их на четырехбалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:
100-95 % полученных баллов от максимального количества - «5»;
94-75 % - «4»;
74-50 % - «3»;
49% и ниже - «2».
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование разделов и тем | Р/Р | Контрольные и проверочные работы (тесты) | Всего часов |
1. | Язык и общение. | 1 | - | 3 |
2. | Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 3 | 1 | 20 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 6 | 1+1 | 30 |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 2 | 1 | 15 |
5. | Лексика. Культура речи. | 1 | 1 | 8 |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 4 | 1 | 22 |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. |
5 |
1 |
21 |
8. | Имя прилагательное. | 4 | 1+1 | 14 |
9. | Глагол. | 6 | 1+1 | 35 |
10. | Повторение и систематизация изученного. | 5 | 2 | 7 |
11. | Всего: | 37 | 8+5 | 175 |
Структура содержания учебного предмета «Русский язык» в 5 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):
Язык - важнейшее средство общения (3ч)
Язык — важнейшее средство человеческого общения.
Язык и речь.
Язык и его единицы.
Общение устное и письменное.
Стили речи
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (18ч + 3ч)
Фонетика. Орфография.
Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроверяемых согласных в корне слова.
Буквы и, у, а после шипящих.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Что мы знаем о тексте.
Самостоятельные части речи.
Части речи.
Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаголами.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (26ч + 7ч)
Основные синтаксические понятия (единицы)
Синтаксис и пунктуация. Понятие словосочетания. Строение словосочетания.
Предложение. Понятие предложения. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Главные члены предложения.
Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Определение. Обстоятельство.
Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Предложения с обращениями.
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения.
Письмо.
Простые и сложные предложения.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Прямая речь. Диалог.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13 ч + 3ч)
Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие Повествование. Согласные звонкие и глухие.
Графика. Алфавит. Описание предмета. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия.
Фонетический разбор слова.
Лексика. Культура речи (7 ч + 3 ч)
Слово и его лексическое значение.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 2 ч)
Морфема — наименьшая значимая часть слова.
Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Суффикс. Приставка.
Чередование звуков. Беглые гласные.
Варианты морфем.
Морфемный разбор слова.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы з и с на конце приставок.
Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-.
Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-.
Буквы ё—о после шипящих в корне. Буквы и — ы после ц
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (16 ч + 4 ч)
Имя существительное как часть речи.
Доказательство в рассуждении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Морфологический разбор имени существительного.
Род имен существительных.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Три склонения имен существительных.
Падеж имен существительных.
Правописание падежных окончаний существительных.
Множественное число существительных.
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных
Имя прилагательное (9 ч + 2 ч)
Имя прилагательное как часть речи .
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Прилагательные полные и краткие.
Морфологический разбор имени прилагательного
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра
Глагол (21ч + 4ч)
Глагол как часть речи. Не с глаголами.
Рассказ.
Неопределенная форма глагола.
Правописание -тся и -ться в глаголах.
Виды глагола. Видовые пары.
Буквы е — и в корнях с чередованием.
Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время.
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.
Морфологический разбор глагола.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Употребление времен.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (10ч + 1ч)
Разделы науки о языке.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв Ъ и Ь знак.
Раздельные написания.
Знаки препинания в простом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Календарно - тематическое планирование
по русскому языку в 5 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 170 часов.
По 5 часов в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – ____.
Количество практических работ – ____.
Количество лабораторных работ – ____ .
Дата | № урока | Тема урока | Тип урока |
план | факт |
Язык и общение (3 ч.) |
| | 1 | Язык — важнейшее средство человеческого общения | Урок изучения нового материала |
| | 2 | Язык и речь. Язык и его единицы. Общение устное и письменное. | Урок изучения нового материала |
| | 3 | Стили речи | Урок изучения нового материала |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (18 ч. + 3 ч.) |
| | 4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | Комбинированный урок |
| | 5 | Орфограмма | Комбинированный урок |
| | 6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | Комбинированный урок |
| | 7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | Комбинированный урок |
| | 8 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова | Урок-практикум |
| | 9 | Буквы и, у, а после шипящих | Комбинированный урок |
| | 10 | Разделительные ъ и ь | Комбинированный урок |
| | 11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Комбинированный урок |
| | 12 | Что мы знаем о тексте. | Урок-исследование |
| | 13 | Изложение | Урок развития речи |
| | 14 | Части речи | Комбинированный урок |
| | 15 | Глагол | Урок-исследование |
| | 16 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Урок-практикум |
| | 17 | Тема текста | Комбинированный урок |
| | 18 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами | Комбинированный урок |
| | 19 | Имя существительное | Урок-исследование |
| | 20 | Вводный контроль (диктант). Имя прилагательное | Комбинированный уро |
| | 21 | Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | Урок развития речи |
| | 22 | Местоимение | Урок-исследование |
| | 23 | Основная мысль текста | Комбинированный урок |
| | 24 | Контрольная работа по теме «Морфология» | Урок контроля знаний |
| | 25 | Синтаксис и пунктуация. | Урок изучения нового материала |
| | 26 | Понятие словосочетания | Урок изучения нового материала |
| | 27 | Строение словосочетания | Урок-исследование |
| | 28 | Понятие предложения | Урок изучения нового материала |
| | 29 | Сжатое изложение | Урок развития речи |
| | 30 | Виды предложений по цели высказывания | Урок изучения нового материала |
| | 31 | Восклицательные предложения | Урок изучения нового материала |
| | 32 | Главные члены предложения. Подлежащее | Урок изучения нового материала |
| | 33 | Сказуемое | Урок изучения нового материала |
| | 34 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок изучения нового материала |
| | 35 | Нераспространенные и распространенные предложения | Урок изучения нового материала |
| | 36 | Сочинение на тему «Памятный (интересный, веселый) день» | Урок развития речи |
| | 37 | Второстепенные члены предложения | Урок изучения нового материала |
| | 38 | Дополнение | Урок изучения нового материала |
| | 39 | Определение | Урок изучения нового материала |
| | 40 | Определение | Урок закрепления знаний |
| | 41 | Обстоятельство | Урок изучения нового материала |
| | 42 | Предложения с однородными членами | Урок изучения нового материала |
| | 43 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок изучения нового материала |
| | 44 | Предложения с обращениями | Урок изучения нового материала |
| | 45 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | Урок-практикум |
| | 46 | Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения | Урок-практикум |
| | 47 | Письмо | Урок развития речи |
| | 48 | Контрольное сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» | Урок контроля знаний |
| | 49 | Простые и сложные предложения | Урок изучения нового материала |
| | 50 | Простые и сложные предложения | Урок закрепления знаний |
| | 51 | Синтаксический разбор сложного предложения | Урок-практикум |
| | 52 | Прямая речь | Урок изучения нового материала |
| | 53 | Тест по теме «Пунктуация при прямой речи» | Урок контроля знаний |
| | 54 | Диалог | Урок изучения нового материала |
| | 55 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 56 | Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Урок контроля знаний |
| | 57 | Выборочное изложение | Урок развития речи |
| | 58 | Фонетика | Урок повторения |
| | 59 | Гласные звуки | Урок изучения нового материала |
| | 60 | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | Урок изучения нового материала |
| | 61 | Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие | Урок изучения нового материала |
| | 62 | Повествование | Урок повторения |
| | 63 | Согласные звонкие и глухие | Урок изучения нового материала |
| | 64 | Графика. Алфавит | Урок изучения нового материала |
| | 65 | Описание предмета | Урок развития речи |
| | 66 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Урок изучения нового материала |
| | 67 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | Урок изучения нового материала |
| | 68 | Орфоэпия | Урок изучения нового материала |
| | 69 | Фонетический разбор слова | Урок изучения нового материала |
| | 70 71 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | Уроки повторения и обобщения знаний |
| | 72 | Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» или контрольная работа | Урок контроля знаний |
| | 73 | Сочинение по картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками» | Уроки развития речи |
| | 74 | Слово и его лексическое значение | Урок изучения нового материала |
| | 75 | Однозначные и многозначные слова | Урок изучения нового материала |
| | 76 | Прямое и переносное значение слов | Урок изучения нового материала |
| | 77 | Омонимы | Урок изучения нового материала |
| | 78 | Синонимы | Урок изучения нового материала |
| | 79 | Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Уроки развития речи |
| | 80 | Антонимы | Урок изучения нового материала |
| | 81 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи» | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 82 | Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи» | Урок контроля знаний |
| | 83 | Подробное изложение | Урок развития речи |
| | 84 | Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | Урок изучения нового материала |
| | 85 | Окончание. | Урок изучения нового материала |
| | 86 | Основа слова | Урок изучения нового материала |
| | 87 | Корень слова | Урок изучения нового материала |
| | 88 | Рассуждение | Урок развития речи |
| | 89 | Суффикс | Урок изучения нового материала |
| | 90 | Приставка | Урок изучения нового материала |
| | 91 | Чередование звуков | Урок изучения нового материала |
| | 92 | Беглые гласные | Урок изучения нового материала |
| | 93 | Варианты морфем | Урок изучения нового материала |
| | 94 | Морфемный разбор слова | Урок-практикум |
| | 95 | Правописание гласных и согласных в приставках | Урок изучения нового материала |
| | 96 | Буквы з и с на конце приставок | Урок изучения нового материала |
| | 97 | Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож- | Урок изучения нового материала |
| | 98 | Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- | Урок изучения нового материала |
| | 99 | Буквы ё—о после шипящих в корне | Урок изучения нового материала |
| | 100 | Буквы и — ы после ц | Урок изучения нового материала |
| | 101 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 102 | Контрольная работа по теме «Морфемика» | Урок контроля знаний |
| | 103 | Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний |
| | 104 | Имя существительное как часть речи | Урок изучения нового материала |
| | 105 | Имя существительное как часть речи. Доказательство в рассуждении. | |
| | 106 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | Урок изучения нового материала |
| | 107 | Имена существительные собственные и нарицательные | Урок изучения нового материала |
| | 108 | Морфологический разбор имени существительного | Урок изучения нового материала |
| | 109 | Род имен существительных | Урок изучения нового материала |
| | 110 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | Урок изучения нового материала |
| | 111 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | Урок изучения нового материала |
| | 112 | Три склонения имен существительных | Урок изучения нового материала |
| | 113 | Падеж имен существительных | Урок изучения нового материала |
| | 114 | Правописание падежных окончаний существительных | Урок изучения нового материала |
| | 115 116 | Изложение с элементами сочинения | Уроки развития речи |
| | 117 | Множественное число существительных | Урок изучения нового материала |
| | 118 | Сочинение-описание | Урок развития речи |
| | 119 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Урок изучения нового материала |
| | 120 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | Урок закрепления знаний |
| | 121 | Повторение и обобщение изученного материала об имени существительном | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 122 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Урок контроля знаний |
| | 123 | Анализ контрольного диктанта | Урок коррекции знаний |
| | 124 | Имя прилагательное как часть речи | Урок изучения нового материала |
| | 125 | Имя прилагательное как часть речи | Урок закрепления знаний |
| | 126 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок изучения нового материала |
| | 127 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок закрепления знаний |
| | 128 | Описание животного | Урок-исследование |
| | 129 | Изложение с элементами сочинения | Урок развития речи |
| | 130 | Прилагательные полные и краткие | Урок изучения нового материала |
| | 131 | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок изучения нового материала |
| | 132 | Повторение и обобщение изученного материала об имени прилагательном | Уроки повторения и обобщения знаний |
| | 133 | Контрольный тест по теме «Имя прилагательное» или контрольная работа | Урок контроля знаний |
| | 134 | Работа над ошибками. | Урок изучения нового материала |
| | 135 | Глагол как часть речи. | Урок изучения нового материала |
| | 136 | Не с глаголами | Урок развития речи |
| | 137 | Рассказ | Урок изучения нового материала |
| | 138 | Неопределенная форма глагола | Урок закрепления знаний |
| | 139 | Неопределенная форма глагола | Урок изучения нового материала |
| | 140 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Урок изучения нового материала |
| | 141 | Виды глагола | Урок изучения нового материала |
| | 142 | Видовые пары | Урок изучения нового материала |
| | 143 | Буквы е — и в корнях с чередованием | Урок закрепления знаний |
| | 144 | Буквы е — и в корнях с чередованием | Урок развития речи |
| | 145-146 | Рассказ «Как я однажды...» | Урок изучения нового материала |
| | 147 | Время глагола | Урок изучения нового материала |
| | 148 | Прошедшее время | Урок изучения нового материала |
| | 149 | Настоящее время | Урок изучения нового материала |
| | 150 | Будущее время | Урок изучения нового материала |
| | 151 | Спряжение глаголов | Урок закрепления знаний |
| | 152 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | Урок изучения нового материала |
| | 153 | Морфологический разбор глагола | Урок изучения нового материала |
| | 154 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | Урок изучения нового материала |
| | 155 | Употребление времен | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 156 | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 157 | Повторение и обобщение изученного материала о глаголе | Урок контроля знаний |
| | 158 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 159 | Работа над ошибками. | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 160 | Разделы науки о языке | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 161 | Орфограммы в приставках и корнях слов | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 162 | Орфограммы в приставках и корнях слов | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 163 | Орфограммы в окончаниях слов | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 164 | Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания. | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 165 | Знаки препинания в простом предложении | Урок контроля знаний |
| | 166 | Знаки препинания в сложном предложении | Урок коррекции знаний |
| | 167 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 168 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Урок повторения и обобщения знаний |
| | 169 | Промежуточная аттестация. Диктант | Урок контроля знаний |
| | 170 | Резервный урок. | |
Учебно-методическое обеспечение
Книгопечатная продукция
Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.
С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – СПб., 2004.
Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1991.
А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990.
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008.
Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.: Учитель, 2007.
Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2000.
Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.
Цифровые образовательные ресурсы:
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
22