СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/Е.Н. Веремьева/

«___» __________2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «31» августа 2018 № 117/3







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по русскому языку


5 класс

 

 


Семеновой Татьяны Юрьевны







РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол № 1 «28» августа 2018 г.

Руководитель ШМО _________/Н.М. Бельская /


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «30» августа 2018 г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «31» августа 2018 г.









с. Пригорское,

2018/2019 учебный год

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса общеобразовательной школы и регламентируется:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Пригорской СШ (5-9 классы);

- учебным планом МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;

- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.

УМК: 1. Рабочая программа русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. – М.: Просвещение, 2015;

2. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват.организаций/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 2015.

Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Русский язык и литература». Русский язык изучается в 5 классе на уровне основного общего образования за счет часов обязательной части (4 ч.) и части, формируемой участниками образовательных отношений (1 ч.), учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).

Срок реализации настоящей программы один год.


Предмет

Кол-во часов в неделю

Кол-во учебных недель

Кол-во часов в году


Русский язык


5


34


170


Формы организации учебного процесса: групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.


Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;

  • индивидуальный устный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • взаимопроверка;

  • самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

  • различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

  • виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

  • составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, творческих работ и т.д.);

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • письмо под диктовку;

  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Основные типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

На уроках используются такие формы занятий как:

  • практические занятия;

  • тренинг;

  • консультация;


Основными формами и видами контроля знаний и навыков являются:

1. Входной контроль.

2. Текущий контроль: устный, фронтального опрос; тест; диктант / диктант с грамматическим заданием; словарный диктант; комплексный анализ текста; проверочные работы; подробное, сжатое изложение; сочинение повествовательного характера на заданную тему; сочинение по картине; сочинение-рассуждение, устное \ письменное высказывание на лингвистическую тему.

3. Итоговый контроль. Формой промежуточной аттестации в 5 классе является тест.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, игровая.

Система оценки предметных достижений учащихся: пятибалльная система.

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Взаимосвязь результатов освоения предмета «Русский язык» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие качества:

  1. независимость мышления;

  2. воля и настойчивость в достижении цели;

  3. представление о филологической науке как сфере человеческой деятельности;

  4. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении лингвистических задач;

  5. умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:


  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:


  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  2. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  3. Строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  4. Создавать лингвистические модели;

  5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

  6. Вычитывать все уровни текстовой информации;

  7. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

  8. Понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  9. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.


Коммуникативные УУД:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

  2. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  3. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

  4. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  5. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  6. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

ученик научится:

    1. подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

    2. создавать письменные высказывания разных типов речи;

    3. составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

    4. определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

    5. делить текст на абзацы;

    6. писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

    7. пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

    8. выражать свое отношение к предмету речи;

    9. находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

    10. подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

    11. использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.);

    12. исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

    13. выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

    14. различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

    15. использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

    16. находить в художественном тексте явления звукописи;

    17. правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

    18. работать с орфоэпическим словарем;

    19. правильно произносить названия букв русского алфавита;

    20. свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

    21. проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

    22. выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

    23. подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

    24. учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

    25. пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

    26. объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;

    27. объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

    28. пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

    29. распределять слова на тематические группы;

    30. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

    31. различать прямое и переносное значение слов;

    32. отличать омонимы от многозначных слов;

    33. подбирать синонимы и антонимы; - выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

    34. находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

    35. владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

    36. использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

    37. различать части речи;

    38. правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;

    39. находить орфограммы в морфемах;

    40. группировать слова по видам орфограмм;

    41. владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

    42. устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения;

    43. самостоятельно подбирать слова на изученные правила;


Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.


Ученик получит возможность научиться:


речевая деятельность:


аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;


чтение:

- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;


говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;


письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; - выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная инфор­мация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;


фонетика и орфоэпия:

- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; - правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;


графика:

- правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;


морфемика:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в ху­дожественных текстах;


лексикология и фразеология:

- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;


морфология:

- различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;


орфография:

- находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;


синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепен­ных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана выска­зывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.


Оценка планируемых результатов:

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образователь­ной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструмента­рию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представле­нию и интерпретации результатов измерений.

Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образователь­ных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется дости­жение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индиви­дуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учеб­ных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следую­щей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о круго­зоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (от­метка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (от­метка «5»).

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).


Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения зада­ний базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учеб­ного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получе­ние 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.


Критерий оценки устного ответа:

Отметка «5»:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Отметка «4»:

если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

  • допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Отметка «3»:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.


Отметка «2»:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Отметка «1»:

  • отсутствие ответа.

Критерии оценки диктантов:

«5» ставится за диктант, написанный без ошибок и исправлений с соблюдением требований к каллиграфическому письму. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление неточно написанной буквы).

«4» ставился в следующих случаях:

а) при двух орфографических ошибках и одной пунктуационной;

б) при одной орфографической и двух пунктуационных ошибках. Работа выполнена аккуратно, допускается небольшое отклонение от норм каллиграфии, одно исправление любого характера.

«3» ставится за диктант при следующем соотношении орфографических и пунктуационных ошибок:

а) три орфографические и две-три пунктуационные;

б) четыре орфографические и две пунктуационные;

в) пять орфографических и одна пунктуационная. Работа выполнена небрежно. Не соблюдены нормы каллиграфии, допущено по одному исправлению любого характера.

«2» ставится за диктант, в котором допущено шесть-семь орфографических ошибок. Работа выполнена небрежно, имеются значительные отклонения от норм каллиграфии.

За ошибку в диктанте считается отклонение от правил орфографии при написании слов, а также замена, пропуск букв в словах; замена слов; отсутствие знаков препинания, изучение которых предусмотрено программой; неправильное написание словарных слов (в пределах программы данного класса).

За ошибку в диктанте не считаются:

а) ошибки, связанные с тем, что та или иная орфограмма не входит в программу для изучения в данном классе или в данной четверти;

б) единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего написано с заглавной буквы;

в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) два исправления орфографического характера;

б) две однотипные пунктуационные ошибки;

в) повторение ошибок в одном и том же слове;

г) две негрубые ошибки, например, нарушение границ корня при переносе, если при этом не нарушен слоговый раздел.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

а) повторение одной и той же буквы в слове;

б) при переносе слова, часть которого написана на одной строке, а на другой - опущена:

в) дважды написано одно и то же слово в предложении.


Нормы оценки работ творческого характера:


За содержание:

«5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.

«4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста.

«3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонения от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности, Допустимо не более пяти недочетов речи в содержании и по строении текста.

«2» ставится при выполнении контрольных изложений и сочинений за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторе кого текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности наложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.


За грамотность:

«5» - отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно- два исправления;

«4» - не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно-Два исправления;

«3» - три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно-два исправления;

«2» - шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

На начальной ступени школы творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляется и в классный журнал не заносится (обязательно выполняется работа над ошибками).


При проверке тестовых заданий подсчитывается количество набранных баллов. Перевод их на четырехбалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:


100-95 % полученных баллов от максимального количества - «5»;

94-75 % - «4»;

74-50 % - «3»;

49% и ниже - «2».


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Наименование разделов и тем

Р/Р

Контрольные и проверочные работы (тесты)

Всего

часов

1.

Язык и общение.

1

-

3

2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем.

3

1

20

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

6

1+1

30

4.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

2

1

15

5.

Лексика. Культура речи.

1

1

8

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

4

1

22

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.




5




1




21

8.

Имя прилагательное.

4

1+1

14

9.

Глагол.

6

1+1

35

10.

Повторение и систематизация изученного.

5

2

7

11.

Всего:

37

8+5

175


Структура содержания учебного предмета «Русский язык» в 5 классе определена следующими тематическими блоками (разделами):


Язык - важнейшее средство общения (3ч)

Язык — важнейшее средство человече­ского об­щения.

Язык и речь.

Язык и его единицы.

Общение устное и письменное.

Стили речи

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (18ч + 3ч)

Фонетика. Орфография.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Орфограмма. Правописа­ние про­веряемых безударных гласных в корне слова. Правопи­сание про­веряемых согласных в корне слова. Правопи­сание непро­веряемых согласных в корне слова.

Буквы и, у, а после шипящих.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Что мы знаем о тексте.

Самостоятельные части речи.

Части речи.

Глагол. Правопи­сание -тся и -ться в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаго­лами.

Имя суще­ствитель­ное.

Имя прила­гательное.

Местоиме­ние.

Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (26ч + 7ч)

Основные синтаксические понятия (единицы)

Синтаксис и пунктуация. Понятие словосоче­тания. Строение словосоче­тания.

Предложение. Понятие предложе­ния. Виды пред­ложений по цели высказыва­ния. Воскли­цательные предложе­ния. Главные члены предложе­ния.

Под­лежащее. Сказуемое. Тире между подлежа­щим и ска­зуемым.

Нераспро­страненные и распро­страненные предложе­ния.

Второсте­пенные члены предложе­ния. Дополне­ние. Определе­ние. Определе­ние. Обстоя­тельство.

Предложе­ния с одно­родными членами. Знаки пре­пинания в предло­жениях с однород­ными чле­нами.

Предложе­ния с обра­щениями.

Синтак­сический и пунктуа­ционный разбор про­стого пред­ложения.

Письмо.

Простые и сложные предложе­ния.

Синтак­сический разбор сложного предложе­ния.

Прямая речь. Диалог.


Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13 ч + 3ч)

Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Из­менение звуков в потоке речи. Согласные звуки. Со­гласные твердые и мягкие Повество­вание. Согласные звонкие и глухие.

Графика. Алфавит. Описание предмета. Обозна­чение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия.

Фонетиче­ский раз­бор слова.


Лексика. Культура речи (7 ч + 3 ч)

Слово и его лексиче­ское значе­ние.

Однознач­ные и мно­гозначные слова.

Прямое и перенос­ное значе­ние слов.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.



Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 2 ч)

Морфе­ма — наи­меньшая значимая часть слова.

Изменение и образова­ние слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Суффикс. Приставка.

Чередова­ние звуков. Беглые гласные.

Варианты морфем.

Морфем­ный разбор слова.

Право­писание гласных и соглас­ных в при­ставках.

Буквы з и с на кон­це приста­вок.

Чередова­ние букв о — а в кор­не –лаг-/ -лож-.

Чередование букв о — а в кор­не –раст - /-рос-.

Буквы ё—о после шипящих в корне. Буквы и ы после ц



Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (16 ч + 4 ч)

Имя суще­ствитель­ное как часть речи.

Доказательство в рассуждении.

Имена существи­тельные одушевлен­ные и не­одушевлен­ные.

Имена существи­тельные собствен­ные и на­рицатель­ные.

Морфоло­гический разбор име­ни сущест­вительного.

Род имен существи­тельных.

Имена существи­тельные, которые имеют фор­му только множест­венного числа.

Имена существи­тельные, которые имеют фор­му только единствен­ного числа.

Три скло­нения имен существи­тельных.

Падеж имен суще­ствитель­ных.

Право­писание падежных окончаний существи­тельных.

Множест­венное чис­ло сущест­вительных.

Право­писание о — е после шипящих и ц в окон­чаниях существи­тельных


Имя прилагательное (9 ч + 2 ч)

Имя при­лагательное как часть речи .

Право­писание гласных в падежных окончаниях прилага­тельных.

Прилага­тельные полные и краткие.

Морфоло­гический разбор имени при­лагатель­ного

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра

Глагол (21ч + 4ч)

Глагол как часть речи. Не с глаголами.

Рассказ.

Неопре­деленная форма глагола.

Правопи­сание -тся и -ться в глаголах.

Виды гла­гола. Видовые пары.

Буквы е — и в корнях с чередованием.

Время гла­гола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время.

Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Морфоло­гический разбор глагола.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единствен­ного числа.

Употребление времен.

Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (10ч + 1ч)

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Орфограммы в окончаниях слов.

Употребление букв Ъ и Ь знак.

Раздельные написания.

Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в сложном предложении.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.





Календарно - тематическое планирование

по русскому языку в 5 классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 170 часов.

По 5 часов в неделю. Всего учебных недель 34.

Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;

III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.

Количество контрольных работ – ____.

Количество практических работ – ____.

Количество лабораторных работ – ____ .

Дата


урока

Тема урока

Тип урока

план

факт

Язык и общение (3 ч.)



1

Язык — важнейшее средство человече­ского об­щения

Урок изуче­ния нового мате­риала



2

Язык и речь. Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

Урок изучения нового материала



3

Стили речи

Урок изучения нового материала

Вспоминаем, повторяем, изучаем (18 ч. + 3 ч.)



4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

Комбинированный урок



5

Орфограмма

Комбинированный урок



6

Правописа­ние про­веряемых безударных гласных

в корне слова

Комбинированный урок



7

Правопи­сание про­веряемых согласных в корне слова

Комбинированный урок



8

Правопи­сание непро­веряемых согласных в корне слова

Урок-прак­тикум



9



Буквы и, у, а после шипящих



Комбинированный урок



10

Разделительные ъ и ь

Ком­бини­рованный урок



11

Раздельное написание предлогов с другими словами

Ком­бини­рованный урок



12

Что мы знаем о тексте.

Урок-исследование



13

Изложение

Урок раз­вития речи



14

Части речи

Ком­бини­рованный урок



15

Глагол

Урок-исследование



16

Правопи­сание

-тся и -ться в глаголах

Урок-прак­тикум



17

Тема текста

Комбинированный урок



18

Личные окончания глаголов. Не с глаго­лами

Комбинированный

урок



19

Имя суще­ствитель­ное

Урок-исследование



20

Вводный контроль (диктант).

Имя прила­гательное

Комбинированный

уро



21

Обучающее сочинение по картине А.А. Пла­стова «Ле­том»

Урок раз­вития речи



22

Местоиме­ние

Урок-исследование



23

Основная мысль тек­ста

Комбинированный урок



24

Контроль­ная работа по теме «Морфоло­гия»

Урок конт­роля знаний



25

Синтаксис и пунктуация.

Урок изучения нового материала



26

Понятие словосоче­тания

Урок изуче­ния нового мате­риала



27

Строение словосоче­тания

Урок-исследование



28

Понятие предложе­ния

Урок изуче­ния нового мате­риала



29

Сжатое из­ложение

Урок раз­вития речи



30

Виды пред­ложений по цели высказыва­ния

Урок изуче­ния нового мате­риала



31

Воскли­цательные предложе­ния

Урок изуче­ния нового мате­риала



32

Главные члены предложе­ния. Под­лежащее

Урок изуче­ния нового мате­риала



33

Сказуемое

Урок изуче­ния нового мате­риала



34

Тире между подлежа­щим и ска­зуемым

Урок изуче­ния нового мате­риала



35

Нераспро­страненные и распро­страненные предложе­ния

Урок изуче­ния нового мате­риала



36

Сочинение на тему «Памятный (интерес­ный, весе­лый) день»

Урок раз­вития речи



37

Второсте­пенные члены предложе­ния

Урок изуче­ния нового мате­риала



38

Дополне­ние

Урок изуче­ния нового мате­риала



39

Определе­ние

Урок изуче­ния нового мате­риала



40

Определе­ние

Урок за­креп­ления знаний



41

Обстоя­тельство

Урок изуче­ния нового мате­риала



42

Предложе­ния с одно­родными членами

Урок изуче­ния нового мате­риала



43

Знаки пре­пинания в предло­жениях с однород­ными чле­нами

Урок изуче­ния нового мате­риала



44

Предложе­ния с обра­щениями

Урок изуче­ния нового мате­риала



45

Синтак­сический и пунктуа­ционный разбор про­стого пред­ложения

Урок-прак­тикум



46

Синтак­сический и пунктуа­ционный разбор про­стого пред­ложения

Урок-прак­тикум



47

Письмо

Урок раз­вития речи



48

Кон­трольное сочинение по картине Ф.П. Ре­шетникова «Опять двойка!»

Урок конт­роля знаний



49

Простые и сложные предложе­ния

Урок изуче­ния нового мате­риала



50

Простые и сложные предложе­ния

Урок за­креп­ления знаний



51

Синтак­сический разбор сложного предложе­ния

Урок-прак­тикум



52

Прямая речь

Урок изуче­ния нового мате­риала



53

Тест по теме «Пунктуа­ция при прямой речи»

Урок конт­роля знаний



54

Диалог

Урок изуче­ния нового мате­риала



55

Повторе­ние и об­общение изученного материала в разделе «Синтак­сис. Пунк­туация. Культура речи»

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



56

Контроль­ная работа по теме «Синтак­сис. Пунк­туация»

Урок конт­роля знаний



57

Выбороч­ное изло­жение

Урок раз­вития речи



58

Фонетика

Урок повторения



59

Гласные звуки

Урок изуче­ния нового мате­риала



60

Согласные звуки. Из­менение звуков в потоке речи.

Урок изуче­ния нового мате­риала



61

Согласные звуки. Со­гласные твердые и мягкие

Урок изуче­ния нового мате­риала



62

Повество­вание

Урок повторения



63

Согласные звонкие и глухие

Урок изуче­ния нового мате­риала



64

Графика. Алфавит

Урок изуче­ния нового мате­риала



65

Описание предмета

Урок раз­вития речи



66

Обозна­чение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Урок изуче­ния нового мате­риала



67

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Урок изуче­ния нового мате­риала



68

Орфоэпия

Урок изуче­ния нового мате­риала



69

Фонетиче­ский раз­бор слова

Урок изуче­ния нового мате­риала



70

71

Повторе­ние и об­общение изученного материала в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфогра­фия. Куль­тура речи»

Уроки повто­рения и об­обще­ния знаний



72

Контроль­ный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» или контрольная работа

Урок конт­роля знаний



73

Сочинение по картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками»

Уроки раз­вития речи



74

Слово и его лексиче­ское значе­ние

Урок изуче­ния нового мате­риала



75

Однознач­ные и мно­гозначные слова

Урок изуче­ния нового мате­риала



76

Прямое и перенос­ное значе­ние слов

Урок изуче­ния нового мате­риала



77

Омонимы

Урок изуче­ния нового мате­риала



78

Синонимы

Урок изуче­ния нового мате­риала



79

Сочи­нение-описание по картине И.Э. Гра­баря «Фев­ральская лазурь»

Уроки раз­вития речи



80

Антонимы

Урок изуче­ния нового мате­риала



81

Повторе­ние и об­общение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



82

Контроль­ный тест по теме «Лексика. Культура речи»

Урок конт­роля знаний



83

Подробное изложение

Урок раз­вития речи



84

Морфе­ма — наи­меньшая значимая часть слова. Изменение и образова­ние слов

Урок изуче­ния нового мате­риала



85

Окончание.

Урок изуче­ния нового мате­риала



86

Основа слова

Урок изучения нового материала



87

Корень слова

Урок изучения нового материала



88

Рассужде­ние

Урок раз­вития речи



89

Суффикс

Урок изуче­ния нового мате­риала



90

Приставка

Урок изуче­ния нового мате­риала



91

Чередова­ние звуков

Урок изуче­ния нового мате­риала



92

Беглые гласные

Урок изуче­ния нового мате­риала



93

Варианты морфем

Урок изуче­ния нового мате­риала



94

Морфем­ный разбор слова

Урок-прак­тикум



95

Право­писание гласных и соглас­ных в при­ставках

Урок изуче­ния нового мате­риала



96

Буквы з и с на кон­це приста­вок

Урок изуче­ния нового мате­риала



97

Чередова­ние букв о — а в кор­не –лаг-/ -лож-

Урок изуче­ния нового мате­риала



98

Чередование букв о — а в кор­не –раст - /-рос-

Урок изуче­ния нового мате­риала



99

Буквы ё—о после шипящих в корне

Урок изуче­ния нового мате­риала



100

Буквы и ы после ц

Урок изуче­ния нового мате­риала



101

Повторе­ние и об­общение изученного материала в разделе «Морфе­мика. Ор­фография. Культура речи»

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



102

Контрольная работа по теме «Морфеми­ка»

Урок конт­роля знаний



103

Анализ контроль­ной работы

Урок кор­рекции знаний



104

Имя суще­ствитель­ное как часть речи

Урок изуче­ния нового мате­риала



105

Имя суще­ствитель­ное как часть речи. Доказательство в рассуждении.




106

Имена существи­тельные одушевлен­ные и не­одушевлен­ные

Урок изуче­ния нового мате­риала



107

Имена существи­тельные собствен­ные и на­рицатель­ные

Урок изуче­ния нового мате­риала



108

Морфоло­гический разбор име­ни сущест­вительного

Урок изуче­ния нового мате­риала



109

Род имен существи­тельных

Урок изуче­ния нового мате­риала



110

Имена существи­тельные, которые имеют фор­му только множест­венного числа

Урок изуче­ния нового мате­риала



111

Имена существи­тельные, которые имеют фор­му только единствен­ного числа

Урок изуче­ния нового мате­риала



112

Три скло­нения имен существи­тельных

Урок изуче­ния нового мате­риала



113

Падеж имен суще­ствитель­ных

Урок изуче­ния нового мате­риала



114

Право­писание падежных окончаний существи­тельных

Урок изуче­ния нового мате­риала



115

116

Изложение с элемента­ми сочине­ния

Уроки раз­вития речи



117

Множест­венное чис­ло сущест­вительных

Урок изуче­ния нового мате­риала



118

Сочине­ние-описа­ние

Урок развития речи



119

Право­писание о — е после шипящих и ц в окон­чаниях существи­тельных

Урок изуче­ния нового мате­риала



120

Право­писание о — е после шипящих и ц в окон­чаниях существи­тельных


Урок за­креп­ления знаний



121

Повторе­ние и об­общение изученного материала об имени существи­тельном

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



122

Контрольный диктант по теме «Имя суще­ствитель­ное»

Урок конт­роля знаний



123

Анализ контроль­ного дик­танта

Урок кор­рекции знаний



124

Имя при­лагательное как часть речи

Урок изуче­ния нового мате­риала



125

Имя прилагательное как часть речи

Урок за­креп­ления знаний



126

Право­писание гласных в падежных окончаниях прилага­тельных

Урок изуче­ния нового мате­риала



127

Право­писание гласных в падежных окончаниях прилага­тельных

Урок за­креп­ления знаний



128

Описание животного

Урок-исследование



129

Изложе­ние с элементами сочинения

Урок развития речи



130

Прилага­тельные полные и краткие

Урок изуче­ния нового мате­риала



131

Морфоло­гический разбор имени при­лагатель­ного

Урок изуче­ния нового мате­риала



132

Повторе­ние и об­общение изученного материала об имени прилага­тельном

Уроки повто­рения и об­обще­ния знаний



133

Контрольный тест по теме «Имя при­лагатель­ное» или контрольная работа

Урок конт­роля знаний



134

Работа над ошибками.

Урок изуче­ния нового мате­риала



135

Глагол как часть речи.

Урок изуче­ния нового мате­риала



136

Не с глаго­лами

Урок раз­вития речи



137

Рассказ

Урок изуче­ния нового мате­риала



138

Неопре­деленная форма гла­гола

Урок за­креп­ления знаний



139

Неопре­деленная форма гла­гола

Урок изуче­ния нового мате­риала



140

Правопи­сание -тся и -ться в глаголах

Урок изуче­ния нового мате­риала



141

Виды гла­гола

Урок изуче­ния нового мате­риала



142

Видовые пары

Урок изуче­ния нового мате­риала



143

Буквы е — и в корнях с чередова­нием

Урок за­креп­ления знаний



144

Буквы е и в корнях с чередова­нием

Урок раз­вития речи



145-146

Рассказ «Как я од­нажды...»

Урок изуче­ния нового мате­риала



147

Время гла­гола

Урок изуче­ния нового мате­риала



148

Прошед­шее время

Урок изуче­ния нового мате­риала



149

Настоящее время

Урок изуче­ния нового мате­риала



150

Будущее время

Урок изуче­ния нового мате­риала



151

Спряжение глаголов

Урок за­креп­ления знаний



152

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Урок изуче­ния нового мате­риала



153

Морфоло­гический разбор гла­гола

Урок изуче­ния нового мате­риала



154


Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единствен­ного числа

Урок изуче­ния нового мате­риала



155

Употребле­ние времен

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



156

Повторе­ние и об­общение изученного материала о глаголе

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



157

Повторе­ние и об­общение изученного материала о глаголе

Урок конт­роля знаний



158

Контроль­ный диктант по теме «Глагол»

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



159

Работа над ошибками.

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



160

Разделы науки о языке

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



161

Орфограммы в приставках и корнях слов

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



162

Орфограммы в приставках и корнях слов

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



163

Орфограммы в окончаниях слов

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



164


Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания.

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



165

Знаки препинания в простом предложении

Урок конт­роля знаний



166

Знаки препинания в сложном предложении

Урок кор­рекции знаний



167

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



168

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Урок повто­рения и об­обще­ния знаний



169

Промежуточная аттестация. Диктант

Урок конт­роля знаний



170

Резервный урок.


Учебно-методическое обеспечение


  1. Книгопечатная продукция

  1. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.

  2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

  3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. – СПб., 2004.

  4. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.

  5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  6. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М., 1991.

  7. А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.

  8. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т.А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова / Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – М., 1990.

  10. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.

  11. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008.

  12. Русский язык V класс. Поурочные планы. По учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.: Учитель, 2007.

  13. Обучение русскому языку в V классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2000.

  14. Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку. Составитель А.Б. Малюшкин. – М.: Творческий центр Сфера, 2010.

  15. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы: В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. – М.: Интеллект-центр, 2007.


  1. Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  2. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

  3. http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  4. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги – правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  5. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  6. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  7. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  8. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  9. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

  10. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  11. Мир слова русского http://www.rusword.org

  12. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  13. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  14. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  15. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  16. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  17. http://rusolimp.kopeisk.ru/














22