СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Объёмное моделирование" 2-й год обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР



Рассмотрена и принята

на заседании

педагогического совета

Протокол №___от________20__г.

Утверждаю:

Директор МБУДО ДЮЦ

_____________ А.В.Перевозчикова

Приказ № ___ от ________20___г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Объёмное моделирование»



Направленность программы: Техническая

Тип программы: модифицированная

Срок реализации: 2года

Возрастная категория детей: 7-11 лет

Составитель:

педагог дополнительного образования

Васильева М.Д.







Воронеж 2018


Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Объёмное моделирование» направлена на развитие творческих способностей учащихся, на развитие образного и логического мышления, на освоение обучающимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда.

Знать особенности материалов (бумага, пластилин, ткани и т.д.), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. 

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных знаний и умений на занятиях кружка «Объёмное моделирование»


Актуальность

Творчество - актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью.

Детское творчество - сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. Детское творчество играет большую роль в личностном развитии детей, оно является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому необходимо создать оптимальные условия для организации детского творчества с самого раннего возраста.

Отличительные особенности программы

Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на один год обучения, но охватывает основные разделы.

Данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение окружающего мира, изобразительного искусства, художественного труда и технологии.

Содержание программы отличается практической направленностью, личностной ориентацией.

У обучающихся формируются следующие образовательные компетенции:

1.Ценнностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир)

2. Общекультурная (опыт усвоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами творческой деятельности).

4. Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

6. Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при выполнении заданий).

7. Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения).

Программа внеурочной деятельности «Объёмное моделирование» существенно дополняет школьное базовое образование, предоставляя каждому обучающемуся возможность погружения в мир социально-значимой творческой деятельности.

Цель: развитие конструктивного мышления у детей

Задачи:

Обучающие 

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах

- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Развивающие 

- расширять представления об окружающем мире - развивать психические процессы

 - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

 - создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

 Воспитывающие 

- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

 Контингент обучающихся: 

 возраст детей от 7-11 лет. Состав группы -15 человек. 

Срок реализации: 2 года

Объём программы: 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).

Ожидаемые результаты обучения:

Должны знать:

- Основные свойства материалов для моделирования;

- Принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;

- Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.

Должны уметь:

- Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;

- Определять основные части изготовляемых моделей;

- Работать простейшими ручным инструментом;

- Окрашивать модель кистью.

Этапы контроля:

аттестация в середине года и в конце также итоговая и участие в выставках и конкурсах.




Учебно - тематический план



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретически

Практически

1

Вводное (организационное) занятие

2

2

-

2

Оригами

84

30

54

3

Вырезание

34

10

24

4

Аппликация

14

4

10

5

Динамические игрушки

4

2

2

6

Моделирование из геометрических тел

4

2

2

7

Аттестация




8

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

144

50

94


Содержание деятельности


  1. Вводное (организационное) занятие (2ч)

Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.


2. Бумагапластика (84ч)

Материалы и инструменты.

Некоторые сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.). Техника безопасной работы с ними.

Основные способы обработки бумаги: сгибание, резание, клеение.

Роль условных обозначений в графических изображениях. Знакомство с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия), линии сгиба, обозначением места для клея. Развертка изделия. Виды техник, используемых при создании объектов дизайна.

Способы крепления деталей из бумаги (с помощью клея, «в замок» и др.) Правила выполнения работ.

Практическая работа

Опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на доске, на страницах книг и пособий.

Изготовление моделей путём сгибания бумаги: Птичка, Зайчик, Котик, Кораблик.

Изготовление разверток геометрических тел. Сборка геометрических тел по развертке. Декоративное оформление геометрических тел (графика).

Аппликации (плоские и объемные, предметные, декоративные, орнаментальные, сюжетные).

Работа по трафарету.


3. Лепка (Мукасоль) (34ч)

Знакомство с основными принципами и технологией лепки. Мукасоль- мука+соль+вода=тесто. Технология сушки и декорирования.

Практическая работа

-Корзина с фруктами

-Мышь с сыром

-Ёжик с яблоками

-Композиция «Кот с улицы Лизюкова».


4. Природный материал. (14ч)

Виды природных материалов, особенности работы. Знакомство с основными принципами и технологиями декорирования.

Практическая работа:

- работа в технике мозаики (яичная скорлупа);

- выполнение аппликаций из листов, шишек и т.д.;

- выполнение объемных композиций и букетов.


5. Работа с тканью (4ч)

Виды и свойства тканей. Знакомство с основными принципами и технологиями аппликации.

Практическая работа:

- Аппликация из ткани.


6.Аттестация. (4ч)


7. Итоговое занятие. (2ч)

Подведение итогов и анализ работы за год.



Этапы контроля


Навыки

Текущий





Текущий (по мере изучения материала)




Постоянно









Итоговый (в конце года)

1.Работа ручным инструментом




2.Качество изготовления деталей и модели в целом




3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль.








4.Участие в конкурсах и выставках

Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе.

Навыки работы чертёжным, ручным и др. инструментом, качество изготовления деталей и моделей.

Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе.

Результативность участия в выставках и конкурсах.

Наблюдение.





Наблюдение, контроль за работой.





Наблюдение.








Грамоты.


Для проведения контроля применять специально подготовленные задания, тесты, контрольные вопросы др.

Участие в выставках и конкурсах оцениваются:

1 место — 10 баллов

2 место — 9 баллов

3 место — 8 баллов

4 и последующие места в зависимости от условий и результатов: 7 — 5 баллов.


Методическое обеспечение образовательной программы


п/п

Тема

Форма занятия

Приемы и методы

Дидактический материал и

техническое оснащение

Форма подведения итогов


1

Вводное (организационное)



Вводное занятие

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности

Стартовая диагностическая методика




Материалы и инструменты

Объяснение

Словесные, наглядные, практические

Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль

Опрос, беседа



2

Бумагапластика




Опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Шаблоны, чертежи, образцы моделей

Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей



Изготовление моделей путём сгибания бумаги: Птичка, Зайчик, Котик, Кораблик.

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти, ножницы

Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях.



Изготовление разверток геометрических тел. Сборка геометрических тел по развертке.

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти

Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях.



Декоративное оформление геометрических тел (графика).

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Образцы

Материалы: плотная бумага, краска, ручки, фломастеры

Инструмент: режущий инструмент, кисти

Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей

3

Лепка (Мукасоль)



Знакомство с технологией лепки.

Технология сушки и декорирования.

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные.

Наглядные примеры

Материалы: тесто Инструмент: стеки, палочки, режущий инструмент, кисти, краски

Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях


Корзина с фруктами

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Наглядные примеры

Материалы: тесто Инструмент: стеки, палочки, режущий инструмент, кисти, краски

Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях


Мышь с сыром

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Наглядные примеры

Материалы: тесто Инструмент: стеки, палочки, режущий инструмент, кисти, краски

Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях



Ёжик с яблоками


Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Наглядные примеры

Материалы: тесто Инструмент: стеки, палочки, режущий инструмент, кисти, краски

Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях


Композиция «Кот с улицы Лизюкова»


Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Наглядные примеры

Материалы: тесто Инструмент: стеки, палочки, режущий инструмент, кисти, краски

Самооценка и коллективная оценка работы, выставка лучших работ

4

Природный материал.



Виды природных материалов, особенности работы.

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные.

Наглядные примеры

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска ,природный материал (шишки,листья и тд.)

Инструмент: Клей пва, момент, крупа

Самооценка и коллективная оценка работы, выставка лучших работ


работа в технике мозаики (яичная скорлупа);

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Наглядные примеры

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска природный материал (шишки,листья и тд.)

Инструмент: Клей пва, момент, крупа

Самооценка и коллективная оценка работы, выставка лучших работ


выполнение аппликаций из листов, шишек и т.д.;

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Наглядные примеры

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска природный материал (шишки,листья и тд.)

Инструмент: Клей пва, момент, крупа

Самооценка и коллективная оценка работы, выставка лучших работ



выполнение объемных композиций и букетов.

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Наглядные примеры

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска природный материал (шишки,листья и тд.)

Инструмент: Клей пва, момент, крупа

Самооценка и коллективная оценка работы, выставка лучших работ

5

Работа с тканью



Виды и свойства тканей.

Аппликация из ткани.

Групповая, индивидуальная

Словесные, наглядные, практические

Наглядные примеры

Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска, ткань.

Инструмент: Клей пва, момент,ножницы

Самооценка и коллективная оценка работы, выставка лучших работ

6

Аттестация

Индивидуальная, групповая

практические


Защита проектов

7

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

Беседа

Словесные, наглядные, практические

Диагностическая методика

Тест

Итоговая диагностическая методика выставка лучших работ



Материально-технические средства и оборудование, необходимые

для занятий


Для организации занятий по объёмному моделированию требуется учебный кабинет и определенное оснащение образовательного процесса.

Оборудование: столы, стулья, учебная доска, указка, мел.

Инструменты: ножницы, резак, карандаш, резинка, линейка, циркуль, угольник, кисти, цветные карандаши, фломастеры, маркеры,  

Материалы: цветная, текстурная, копировальная и самоклеящаяся бумага, картон, калька, фольга, ватман, цветные нити, тесьма, вата, кусочки ткани, капроновые ленты, клей ПВА, клей «Момент», скотч, проволока, гуашь, акварельные краски, лак, различные виды круп, зубочистки, деревянные рейки, спичечные коробки, природный материал (шишки, жёлуди, сухие листья и цветы). Пластилин.


















Литература для педагога:


1.Андрианов П.М. Техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. - М.: «Просвещение», 1986.

2.Архипова Н.А. Методические рекомендации. М.: Станция юных

техников им. 70-летя ВЛКСМ, 1989.

3.Боровков Ю.А. Технический справочник учителя труда. М.:

«Просвещение», 1971.

4.Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1982.

5.Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: «Просвещение», 1988.


6.Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй. - М.: «Просвещение», 1981.

7.Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. - М.: Лирус, 1995.

8.Майорова И.Г. ;Романина В.И. . Дидактический материал по трудовому обучению 1 кл. Пособие для учащихся нач. шк. М.: Просвещение, 1986 – 96 с. ил.

9.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М.: Просвещение, 1988 .

10.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

11.Методист. Научно - методический журнал . № № 1,2,3,4,5 2008.

12.Бюллетень программно – методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) . № № 1,2,З 2008.

13.Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

14. Крулехт М.В., Крулехт А. А. Самоделкино. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 112 с.

15. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

16. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.

17. Чернова Н. Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2005. – 207с.



Литература для обучающихся


      1. Кравченко А.С., Шумков Б.М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995.

      2. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества: Учебник для второго класса. 3-е изд., исправленное.- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.- 112 с.

3. Проснякова Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник для третьего класса.- 3-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008. – 120 с.

4. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Учебник для 1-го класса. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с.