2.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке 4 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Реализация учебной программы обеспечивается:
1.УМК «Школа России» Сергеева Г. П. Музыка. 1- 4 классы. Рабочие программы. 2.Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина.] – 2 е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011
3. Музыка 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - 2-е изд.- М. : Просвещение, 2012 г.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, -уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
-совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
-расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
-активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
-накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
3.Общая характеристика предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.
В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
4.Место предмета в учебном плане
На изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели), по 34 ч во 2 , 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе) .
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
уважительное отношение к культуре других народов:
эстетические потребности, ценности и чувства
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
4.Содержание предмета
«Россия – Родина моя» (3 ч.)
Урок 1. Мелодия. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).
Урок 2. Как сложили песню. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность и изобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров с картиной К.Петрова-Водкина «Полдень». Размышления учащихся над поэтическими строками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы и звуки…». Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.
Урок 3. Патриотическая музыка. Народная и профессиональная музыка. Патриотическая тема в русской классике. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов (Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев, опера «Иван Сусанин» М.Глинка). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества.
«О России петь – что стремиться в храм»(1 ч.)
Урок 4. Святые земли Русской. Илья Муромец. Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырские ворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).
«День, полный событий» (5 ч.)
Урок 5. Лирика в музыке и поэзии. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»).
Урок 6. «Что за прелесть эти сказки!». Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Музыкально-поэтические образы в сказке А.С.Пушкина и в опере Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Урок7. Ярмарочное гулянье. Народная и профессиональная музыка. Выразительность и изобразительность в музыке. Народные музыкальные традиции Отечества. Музыка в народном стиле ( Хор из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского - «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку»; «Детский альбом» П.Чайковского - «Камаринская», «Мужик на гармонике играет»; Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргский).
Урок 8. Музыкальные интонации. Выразительность и изобразительность в музыке.
Музыкально-поэтические образы. Романс («Венецианская ночь» М.Глинка).
Урок 9. Обобщающий урок . Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников . Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.)
Урок 10. Музыкальные инструменты России. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.
Урок 11. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
«В концертном зале» (5 ч.)
Урок 12. Музыкальные инструменты . Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).
Урок 13. Музыкальные жанры. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»). Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 14 Ф.Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).
Урок 15. Л.В.Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).
Урок 16. Обобщающий урок-концерт. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, оркестровая. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений четвероклассников. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных рументах.
«День, полный событий» (1 ч.)
Урок 17. Зимнее утро. Зимний вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкально-поэтические образы. Музыкальное прочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детского альбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина «Зимняя дорога»).
«В музыкальном театре» (6 ч.)
Урок 18. Опера «Иван Сусанин». Песенность, танцевальность, маршевость. Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).
Урок 19. Опера «Иван Сусанин». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.
Урок 20. Оперы М.Мусоргского. Народная и профессиональная музыка. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).
Урок 21. Восточные мотивы. Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Урок 22. Балет. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
Урок 23. Театр музыкальной комедии. Песенность, танцевальность. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (3 ч.)
Урок 24. Музыкальная речь. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.
Урок 25. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).
Урок 26. Обобщающий урок . Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников . Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
«О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.)
Урок 27. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).
Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» С.Рахманинов).
Урок 29. Кирилл и Мефодий. Святые земли Русской. Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.)
Урок 30. Народные праздники. «Троица». Музыкальный фольклор народов России. Народные музыкальные традиции родного края. Праздники русского народа. Троицын день.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (4 ч.)
Урок 31.Музыкальные интонации. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира. Интонационная выразительность музыкальной речи композиторов: Л.Бетховена «Патетическая соната», Э.Грига «Песня Сольвейг», М.Мусоргский «Исходила младешенька». Размышления на тему «Могут ли иссякнуть мелодии?»
Урок 32. Музыкальный сказочник. Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане», сюита «Шахеразада»).
Урок 33. Выразительность и изобразительность в музыке. Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальные образы в произведении М.П.Мусоргского. («Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»).
Урок 34. Обобщающий урок . Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных
и полюбившихся песен всего учебного года.
7.Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Тема урока | Кол-во часов | Универсальные учебные действия (УУД) | Дата | Домашнее задание |
план | факт |
1. | Россия – Родина моя. /3ч/ | Мелодия. Ты запой мне ту песню... «Что не выразишь словами, звуком на душу навей...» | 1 | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | | | Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке. |
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» | 1 | | | Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта. |
3. | Я пойду по полю белому... На великий праздник собралася Русь! | 1 | | | Выучить текст песни. |
4. | О России петь – что стремиться в храм. /4ч/ | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 1 | Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | | | Нарисовать рисунок по теме. |
5. | Кирилл и Мефодий. | 1 | | | Придумать ритмический рисунок. |
6. | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 1 | | | Выучить текст песни. |
7. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме. |
8. | День, полный событий. /6ч/ | В краю великих вдохновений. | 1 | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина. Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | | | Вспомнить стихотворе-ния А. С. Пушкина |
9. | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | 1 | | | Вспомнить сказки А. С. Пушкина |
10. | Ярмарочное гулянье. | 1 | | | Вспомнить русские народные песни. |
11. | Святогорский монастырь. Обобщение. | 1 | | | |
12. | Зимнее утро. Зимний вечер. | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме. |
13. | Приют, сияньем муз одетый. | 1 | | | Придумать программу музыкального вечера. |
14. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! /3ч/ | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 | Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Рассуждать о значении преобразующей силы музыки. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | | | Вспомнить знакомые русские народные песни. |
15. | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | | | Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок». |
16. | Народные праздники. «Троица». | 1 | | | Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая». |
17. | В концертном зале. /5ч/ | Музыкальные инструменты. | 1 | Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров. Корректировать собственное исполнение. Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | | | Вспомнить басню А. Крылова. |
18. | Счастье в сирени живет… | 1 | | | Придумать ритмический рисунок. |
19. | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Обобщение. | 1 | | | Выучить текст песни. |
20. | «Патетическая» соната. Годы странствий. | 1 | | | Вспомнить знакомые произведения Л. Бетховена |
21. | Царит гармония оркестра. | 1 | | | Вспомнить название и авторов знакомых произведений для симфонического оркестра. |
22. | В музыкальном театре. /6ч/ | Опера «Иван Сусанин». 2 действие. | 1 | Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России. Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности. | | | Выучить текст песни. |
23. | Опера «Иван Сусанин». 3 действие. | 1 | | | Придумать ритмический рисунок. |
24. | Исходила младешенька. | 1 | | | Выучить текст песни. |
25. | Русский восток. | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме. |
| | | | Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | | | |
26. | Балет «Петрушка» Обобщение. | 1 | | | Вспомнить масленичные песни, игры, забавы. |
27. | Театр музыкальной комедии. | 1 | | | Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт. |
28. | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье …/7ч/ | Прелюдия. Исповедь души. | 1 | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров. Общаться и взаимодействовать в процессе , коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира. Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках. Оценивать собственную творческую деятельность. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. | | | Выучить текст песни. |
29. | Революционный этюд. | 1 | | | Выучить текст песни. |
30. | Мастерство исполнителя. | 1 | | | Назвать известных исполнителей классической музыки. |
31. | В интонации спрятан человек. | 1 | . | | Выучить текст песни. |
32. | Музыкальные инструменты. | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме. |
33. | Музыкальный сказочник. | 1 | | | Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк»). |
34. | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. | 1 | | | |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета.
Литература для учителя:
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- 336 с.
Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002.- 240с.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Абдуллин Э.Б., Бейдер Т.А. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2011.- 140с.
Давыдова М.А. Уроки музыки: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2008.- 288с.
Доломанова Н.Н. Музыкальное воспитание детей 9-12 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 112с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с.
Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.- 207с.
Кондратюк Н.Н. Музыка в школе: Игры, конкурсы, современные методы.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 64с.
Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 224с.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2010.- 240с.
Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 368с.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 320с.
Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль: Академия развития, 2006.- 128с.
Литература для учащихся:
Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка /Авт.А.С.Кленов. Под общ.ред.О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464с.
Ивановский Ю.А. Занимательная музыка.- Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.- 128с.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 2010.- 79с.
Ушакова О.Д. Великие композиторы: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.- 96 с.
Интернет – ресурсы:
1.Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокам
http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
2. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
4. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
5. Шедевры музыки. «Шедевры мировой культуры», М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2001.
6. Соната. Не только классика. Образовательная мультимедиа программа.
9. Планируемые результаты.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
исполнительской деятельности;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
10. Список используемой литературы.
1.Программа федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения Савинов Е. С. М. Просвещение 2011г.(2издание переработанное);
2 Планируемые результаты начального общего образования( второе поколение) Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М. Просвещение 2009г;
3. Авторская программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С. Шмагина «Музыка» 4.Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (1-4) М.; Просвещение 2012г;
5. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Т. С. Шмагина «Музыка» 4 класс Учебник. М. Просвещение 2013г
6. Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2012г
7. Поурочные разработки по музыке 4 класс Давыдова М. А. –М. ВАКО -2012
8. Уроки музыки 1-4 классы Давыдова М. А. –М. ВАКО-2012 г.