МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Основная общеобразовательная школа села Рогаткино
Красноармейского района Саратовской области»
| |
«Согласовано» Руководитель ШМО педагогических работников ____________ Лагутина Л.А. Протокол № ______ от «__ _»____________ 2017 г.___ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Л. А. Лагутина | «Утверждено» Директор МБОУ «ООШ с. Рогаткино» ____________ И. П. Шишлова Приказ № ______ от «__ _»____________ 2017 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для учащихся 8 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Лукьянчикова Татьяна Владимировна
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета
Протокол № ______ от «___»____________
2017/2018 учебный год
2.Пояснительная записка.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г..
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089;
-Утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учереждениях, реализующих программы общего образования.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы « Музыка»5-9 кл. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Москва «Просвещение» 2005 г.
В учебном курсе ставится задача обобщения музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.
Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».
Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.
Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.
Рабочая учебная программа по музыке для 8 класса
0,5 часа в неделю (всего 17 часов)
3.Календарно-тематическое планирование.
№ п\п урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Вид урока | Наглядные пособия | Домашнее задание |
| | | план | факт | | | |
1 | Жанровое многообразие музыки Значение песни в жизни человека | 8ч 1ч | | | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок -экскурсия | Аудиодиск, хрестоматия раздаточный материал учебник | Вспомнить любимые песни |
2 | Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох | 1ч | | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие | Презентация аудиодиск, хрестоматия раздаточный материал, учебник, дидактический материал | Музыкальный анализ любимого вокального произведения |
3 | Кристаллизация интонаций как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной | 1ч | | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – эврика | Аудиодиск, хрестоматия раздаточный материал, учебник | Выразительное свойство интонации |
4 | Танец, его значение в жизни человека. | 1ч | | | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – филармония | Аудиодиск, хрестоматия раздаточный материал, учебник. | Подобрать иллюстрации по теме |
5 | Разнообразие танцев. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыки | 1ч | | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Выразительные средства музыки |
6 | Жанры маршевой музыки | 1ч | | | Комбинирован ный урок. Урок – филармония | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Анализ музыкального произведения |
7 | Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров. | 1ч | | | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – экскурсия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск, дидактический материал | Развитие музыкальных образов |
8 | Жанровое многообразие музыки | 1ч | | | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина | Аудиодиск, хрестоматия раздаточный материал, учебник | Драматургия музыкального произведения |
9 | Музыкальный стиль – камертон эпохи Стиль как интонируемое миросозерцание Классицизм | 8ч 1ч | | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие | Аудиодиск, хрестоматия раздаточный материал, учебник | Представители классицизма Основные направления классицизма |
10 | Барокко | 1ч | | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Представители барокко. Основные направления барокко |
11 | Романтизм | 1ч | | | Комбинированный урок. Урок – фантазия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Представители романтизма. Основные направления романтизма |
12 | Реализм | 1ч | | | Комбинированный урок. Урок – исторического путешествия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск, дидактический материал | Представители реализма. Основные направления реализма |
13 | Импрессионизм | 1ч | | | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина | Презентация хрестоматия, учебник, аудиодиск | Представители импрессионизма. Подобрать иллюстрации к музыке |
14 | Стили и направления современной популярной музыки. Джаз | 1ч | | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | История возникновения джаза |
15 | Поп – музыка | 1ч | | | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок -экскурсия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск, дидактический материал | Презентация «Многообразие музыкальных стилей» |
16 | Известные композиторы и исполнители -интерпретаторы | 1ч | | | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Индивидуальные сообщения |
17 | Всюду музыка живет Обобщающий урок | 1ч | | | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Аудиодиск, хрестоматия , раздаточный материал, учебник | |
4.Структура и содержание УМК.
Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки»
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи»
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
5.Требования к уровню подготовки учащихся .
Обучение музыкальному искусству в 8 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно- симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод проектов.
В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.
Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».
Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.
Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
6. Список используемой литературы
1.Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение, 2014 г.
2.Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2013 г.
3.Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2013 г.
4.Сборник нормативных документов. «Искусство», М., Дрофа, 2010 г.
5.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
6.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
7.Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007 г..
8.Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2010 г..
№ п\п
I
II
Наименование разделов
Жанровое многообразие музыки
Музыкальный стиль – камертон эпохи
№ п\п | № п\п уро ка | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Вид урока | Наглядные пособия | Домашнее задание | Вид контроля |
| | | | | | | |
I | 1 | Жанровое многообразие музыки Значение песни в жизни человека | 8ч 1ч | | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок -экскурсия | Аудиодиск, Хрестоматия, раздаточный материал учебник | Вспомнить любимые песни | Устный |
| 2 | Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох | 1ч | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие | Презентация аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник, дидактический материал | Музыкальный анализ любимого, вокального, произведения | Входная диагностика |
| 3 | Кристаллизация интонаций как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной | 1ч | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – эврика | Аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник | Выразительное свойство интонации | Устный опрос |
| 4 | Танец, его значение в жизни человека. | 1ч | | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – филармония | Аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник. | Подобрать иллюстрации по теме | Музыкальная викторина |
| 5 | Разнообразие танцев. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыки | 1ч | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие | Презентация Хрестоматия, учебник, аудиодиск | Выразительные средства музыки | Устный опрос |
| 6 | Жанры маршевой музыки | 1ч | | Комбинированный урок. Урок – филармония | Презентация хрестоматия, учебник, аудиодиск | Анализ музыкального произведения | Устный опрос |
| 7 | Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров. | 1ч | | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – экскурсия | Презентация хрестоматия , учебник, аудиодиск, дидактический материал | Развитие музыкальных образов | Промежуточная диагностика |
| 8 | Жанровое многообразие музыки | 1ч | | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина | Аудиодиск, хрестоматия раздаточный материал, учебник | Драматургия музыкального произведения | Музыкальная викторина |
II | 9 | Музыкальный стиль – камертон эпохи Стиль как интонируемое миросозерцание. Классицизм | 8ч 1ч | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие | Аудиодиск, хрестоматия раздаточный материал, учебник | Представители классицизма Основные направления классицизма | Устный опрос |
| 10 | Барокко | 1ч | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Представители барокко. Основные направления барокко | Устный опрос |
| 11 | Романтизм | 1ч | | Комбинированный урок. Урок – фантазия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Представители романтизма. Основные направления романтизма | Музыкальная викторина |
| 12 | Реализм | 1ч | | Комбинированный урок. Урок – исторического путешествия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск, дидактический материал | Представители реализма. Основные направления реализма | Тест - опрос |
| 13 | Импрессионизм | 1ч | | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Представители импрессионизма. Подобрать иллюстрации к музыке | Музыкальная викторина |
| 14 | Стили и направления современной популярной музыки. Джаз | 1ч | | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | История возникновения джаза | Устный опрос |
| 15 | Поп – музыка | 1ч | | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок -экскурсия | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск, дидактический материал | Презентация «Многообразие музыкальных стилей» | Выходная диагностика |
| 16 | Известные композиторы и исполнители -интерпретаторы | 1ч | | Урок обобщения и систематизации и знаний. Урок – обзор | Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск | Индивидуальные сообщения | Музыкальная викторина |
| 17 | Всюду музыка живет | 1ч | | Урок контроля знаний, умений и навыков. | Аудиодиск, хрестоматия , раздаточный материал, учебник | | |
| 18 | Обобщающий урок | 0.5ч | | Урок – викторина | | | викторина |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение,2014
• Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011
• Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011
• Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Литература
• Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.
• Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
• Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
• Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.
• Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
• Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
• Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
• Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.
• Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002