СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа села Рогаткино

Красноармейского района Саратовской области»




«Согласовано»

Руководитель ШМО

педагогических работников

____________

Лагутина Л.А.

Протокол № ______

от «__ _»____________ 2017 г.___








«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

____________

Л. А. Лагутина


«Утверждено»

Директор

МБОУ «ООШ с. Рогаткино»

____________

И. П. Шишлова

Приказ № ______

от «__ _»____________ 2017 г












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

для учащихся 8 класса






Составитель:

учитель начальных классов

Лукьянчикова Татьяна Владимировна








«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № ______ от «___»____________








2017/2018 учебный год




2.Пояснительная записка.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

- учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г..

-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089;

-Утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учереждениях, реализующих программы общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы « Музыка»5-9 кл. Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Москва «Просвещение» 2005 г.

В учебном курсе ставится задача обобщения музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.

Цель программы - развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, расширение представлений о вечных темах классической музыки и их претворении в произведениях различных жанров, о взаимопроникновении серьезной и легкой музыки. Вопросы о соотношении двух сфер музыки серьезной и легкой, о предназначении музыки в выражении общечеловеческих ценностей – это те важные проблемы, которые решаются учителем и учащимися в процессе уроков. Современность музыки, сила ее воздействия на духовный мир поколений слушателей будет проверяться от урока к уроку, формируя личностную позицию учащихся и влияя на слушательский опыт школьников.

Рабочая учебная программа по музыке для 8 класса

0,5 часа в неделю (всего 17 часов)

3.Календарно-тематическое планирование.


п\п урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

Вид урока

Наглядные пособия

Домашнее задание







план

факт







1

Жанровое многообразие музыки

Значение песни в жизни человека



Урок закрепления

и совершенствования знаний. Урок -экскурсия

Аудиодиск,

хрестоматия

раздаточный

материал

учебник

Вспомнить

любимые

песни

2

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох



Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие

Презентация

аудиодиск,

хрестоматия

раздаточный

материал,

учебник,

дидактический

материал

Музыкальный

анализ

любимого

вокального

произведения

3

Кристаллизация интонаций

как

связующего

звена между

музыкой

«простой» и

«сложной»,

народной и

профессиональной



Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – эврика

Аудиодиск,

хрестоматия

раздаточный

материал,

учебник

Выразительное свойство интонации

4

Танец, его значение в жизни человека.



Урок

обобщения и систематизации знаний. Урок – филармония

Аудиодиск,

хрестоматия

раздаточный материал,

учебник.

Подобрать иллюстрации по теме

5

Разнообразие

танцев.

Развитие

танцевальных

жанров в

вокальной,

инструментальной и сценической

музыки



Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск

Выразительные средства музыки

6

Жанры

маршевой

музыки



Комбинирован ный урок. Урок – филармония

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск

Анализ

музыкального

произведения


7

Марш как

самостоятельная пьеса и

как часть

произведений

крупных

жанров.



Урок

обобщения и систематизации знаний. Урок – экскурсия

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск,

дидактический

материал

Развитие музыкальных образов

8

Жанровое многообразие

музыки



Урок контроля знаний, умений

и навыков. Урок – викторина

Аудиодиск, хрестоматия

раздаточный материал, учебник

Драматургия

музыкального

произведения

9

Музыкальный стиль – камертон эпохи

Стиль как

интонируемое

миросозерцание

Классицизм



Урок

формирований совершенствования знаний.

Урок – путешествие

Аудиодиск,

хрестоматия

раздаточный материал,

учебник


Представители

классицизма

Основные

направления

классицизма


10

Барокко



Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия

Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск

Представители

барокко.

Основные

направления

барокко

11

Романтизм



Комбинированный урок. Урок – фантазия

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск

Представители

романтизма.

Основные

направления

романтизма


12

Реализм



Комбинированный урок. Урок –

исторического путешествия

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск,

дидактический материал

Представители реализма. Основные направления реализма

13

Импрессионизм



Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина

Презентация

хрестоматия,

учебник,

аудиодиск

Представители

импрессионизма.

Подобрать

иллюстрации к музыке

14

Стили и

направления

современной

популярной

музыки.

Джаз



Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск

История возникновения джаза

15

Поп – музыка



Урок закрепления

и совершенствования знаний. Урок -экскурсия

Презентация хрестоматия

учебник, аудиодиск,

дидактический материал

Презентация

«Многообразие

музыкальных

стилей»

16

Известные композиторы и исполнители -интерпретаторы



Урок

обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск

Индивидуальные

сообщения

17

Всюду музыка живет

Обобщающий урок



Урок контроля знаний, умений и навыков.

Аудиодиск, хрестоматия , раздаточный материал, учебник

















4.Структура и содержание УМК.

Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки»

Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.

Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.

Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.

Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).

Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи»

Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.

Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика. Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.

5.Требования к уровню подготовки учащихся .

Обучение музыкальному искусству в 8 классе должно обеспечить учащимся возможность:

- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;

- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада, авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно- симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;

- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

В 8 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Зачем сегодня классическая музыка?»; «Музыка на века – миф или реальность?», «Мои великие современники», «Может ли музыка говорить о Вечном?» и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».

Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.

Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.


6. Список используемой литературы

1.Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение, 2014 г.

2.Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2013 г.

3.Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2013 г.

4.Сборник нормативных документов. «Искусство», М., Дрофа, 2010 г.

5.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

6.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

7.Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007 г..

8.Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2010 г..











































№ п\п

I

II

Наименование разделов

Жанровое многообразие музыки










Музыкальный стиль – камертон эпохи

№ п\п

№ п\п уро ка

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные

сроки

Вид урока

Наглядные пособия

Домашнее задание

Вид контроля

















I

1

Жанровое многообразие музыки

Значение песни в жизни человека


Урок закрепления

и совершенствования знаний. Урок -экскурсия

Аудиодиск,

Хрестоматия,

раздаточный материал

учебник

Вспомнить

любимые

песни

Устный


2

Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох


Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие

Презентация

аудиодиск,

хрестоматия,

раздаточный материал,

учебник,

дидактический материал

Музыкальный

анализ

любимого,

вокального,

произведения

Входная диагностика


3

Кристаллизация интонаций

как

связующего

звена между

музыкой

«простой» и

«сложной»,

народной и

профессиональной


Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – эврика

Аудиодиск,

хрестоматия,

раздаточный материал,

учебник

Выразительное свойство интонации

Устный опрос


4

Танец, его значение в жизни человека.


Урок

обобщения и систематизации знаний. Урок – филармония

Аудиодиск,

хрестоматия,

раздаточный материал,

учебник.

Подобрать иллюстрации по теме

Музыкальная викторина


5

Разнообразие

танцев.

Развитие

танцевальных

жанров в

вокальной,

инструментальной и

сценической

музыки


Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие

Презентация

Хрестоматия,

учебник,

аудиодиск

Выразительные средства музыки

Устный опрос


6

Жанры

маршевой

музыки


Комбинированный урок. Урок – филармония

Презентация

хрестоматия,

учебник,

аудиодиск

Анализ

музыкального

произведения

Устный опрос


7

Марш как

самостоятельная пьеса и

как часть

произведений

крупных

жанров.


Урок

обобщения и систематизации знаний. Урок – экскурсия

Презентация

хрестоматия

,

учебник,

аудиодиск,

дидактический

материал

Развитие музыкальных образов

Промежуточная

диагностика


8

Жанровое многообразие

музыки


Урок контроля знаний, умений

и навыков. Урок – викторина

Аудиодиск, хрестоматия

раздаточный материал, учебник

Драматургия

музыкального

произведения

Музыкальная викторина

II

9

Музыкальный стиль – камертон эпохи

Стиль как

интонируемое

миросозерцание.

Классицизм


Урок

формирований совершенствования знаний.

Урок – путешествие

Аудиодиск,

хрестоматия

раздаточный материал,

учебник


Представители

классицизма

Основные

направления

классицизма

Устный опрос


10

Барокко


Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия

Презентация хрестоматия учебник, аудиодиск

Представители

барокко.

Основные

направления барокко

Устный опрос


11

Романтизм


Комбинированный урок. Урок – фантазия

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск

Представители

романтизма.

Основные

направления

романтизма

Музыкальная викторина


12

Реализм


Комбинированный урок. Урок –

исторического путешествия

Презентация

хрестоматия

учебник,

аудиодиск,

дидактический материал

Представители реализма. Основные направления

реализма

Тест - опрос


13

Импрессионизм


Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина

Презентация

хрестоматия


учебник,

аудиодиск

Представители

импрессионизма.

Подобрать

иллюстрации к

музыке

Музыкальная викторина


14

Стили и

направления

современной

популярной

музыки.

Джаз


Урок

формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия

Презентация

хрестоматия


учебник,

аудиодиск

История возникновения джаза

Устный опрос


15

Поп – музыка


Урок закрепления

и совершенствования знаний. Урок -экскурсия

Презентация

хрестоматия


учебник,

аудиодиск,

дидактический материал

Презентация

«Многообразие

музыкальных

стилей»

Выходная диагностика


16

Известные композиторы и исполнители -интерпретаторы


Урок

обобщения и систематизации и знаний. Урок – обзор

Презентация

хрестоматия


учебник,

аудиодиск

Индивидуальные

сообщения

Музыкальная викторина


17

Всюду музыка живет


Урок контроля знаний, умений и навыков.

Аудиодиск, хрестоматия , раздаточный материал, учебник




18

Обобщающий урок

0.5ч


Урок – викторина



викторина


















Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Учебник для учащихся 8-9 класса общеобразовательных учреждений « Искусство» Москва «Просвещение,2014

• Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Пособие для учителя «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение 2011

• Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская Хрестоматия музыкального материала «Искусство» 8-9 класс Москва «Просвещение2011

• Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2008г.

• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;


Литература

• Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. - М., 1986.

• Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.

• Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.

• Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М., СПб.; Киев, 2005.

• Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.

• Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.

• Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.

• Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству/ П. А. Флоренский. — М., 1996.

• Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002