СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа села Рогаткино

Красноармейского района Саратовской области»



«Согласовано»

Руководитель ШМО

педагогических работников

____________

Лагутина Л.А.

Протокол № ______

от «__ _»____________ 2017 г.___








«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

____________

Л. А. Лагутина


«Утверждено»

Директор

МБОУ «ООШ с. Рогаткино»

____________

И. П. Шишлова

Приказ № ______

от «__ _»____________ 2017 г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

для учащихся 4 класса






Составитель:

учитель начальных классов

Лукьянчикова Татьяна Владимировна








«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол № ______ от «___»____________








2017/2018 учебный год




2.Пояснительная записка.

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В Степанова. Математика: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2014 г..

Реализация учебной программы обеспечивается:

1.Математика М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова, 4 класс, в 2-х частях, М.: Просвещение, 2014 г.

2. Математика. Рабочая тетрадь 2 ч. 4 класс. С.И.Волкова, изд. «Просвещение», М.,2014 г.

3.Математика. Устные упражнения. 4 класс. С.И.Волкова, изд. «Просвещение», М. 2014 г.


Рабочая программа по математике для 4 класса конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геомет­рический материал. При этом основу начального курса со­ставляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательны­ми числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознаком­ление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей простран­ственных представлений, ознакомление учащихся с различ­ными геометрическими фигурами и некоторыми их свой­ствами, с простейшими чертежными и измерительными при­борами.

Включение в программу элементов алгебраической про­педевтики позволяет повысить уровень формируемых обоб­щений, способствует развитию абстрактного мышления уча­щихся.

Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету

Важнейшее значение придается постоянному использова­нию сопоставления, сравнения, противопоставления связан­ных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах, умению логически мыслить, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последо­вательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебно­го материала и создает хорошие условия для совершенство­вания формируемых знаний, умений и навыков.

цель рабочей программы:

-развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;

-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

-воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

задачи реализации программы:

-Формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

-Развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления

-Развитие пространственного воображения;

-Развитие математической речи;

-Формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

-Формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

-Формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

-Развитие познавательных способностей;

-Воспитание стремления к расширению математических знаний;

-Формирование критичности мышления.


3.Общая характеристика предмета.

Основу предмета математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.

Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.

Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.

Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.

Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.

Серьезное значение уделяется обучению реше­нию текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим зна­ниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

Включение в программу элементов алгебраической пропедев­тики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, спо­собствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свой­ствах расширяется постепенно. Нахож­дение площади прямоугольника (квадрата) связывается с из­учением умножения, задача нахождения стороны прямоуголь­ника (квадрата) по его площади — с изучением деления.

Различные геометрические фигуры (отрезок, многоуголь­ник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоце­нить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.

К элементам алгебраической пропедевтики относится оз­накомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение пе­ременной. Дети учатся находить значения буквенных выраже­ний при заданных числовых значениях входящих в них букв.

Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.


4.Место предмета в учебном плане

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч:

в 1 классе — 132 ч (4 ч в неделю  - 33 учебные недели); 

во 2-4 классах — по 136 ч (4 ч в неделю  - 34 учебные недели в каждом классе).


5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

-основы целостного восприятия окружающего мира и уни­версальности математических способов его познания;

-уважительное отношение к иному мнению и культуре;

-навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успеш­ности;

-навыки определения наиболее эффективных способов до­стижения результата, освоение начальных форм познава­тельной и личностной рефлексии;

-положительное отношение к урокам математики, к обуче­нию, к школе;

-мотивы учебной деятельности и личностного смысла уче­ния;

-интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овла­дению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;

-умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;

-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций;

-начальные представления об основах гражданской иден­тичности (через систему определённых заданий и упражне­ний);

-уважительное отношение к семейным ценностям, к исто­рии страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;

Учащийся получит возможность для формирования:

-понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

-адекватной оценки результатов своей учебной деятель­ности на основе заданных критериев её успешности;

-устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависи­мостей в явлениях и процессах окружающего мира, к ре­шению прикладных задач.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельно­сти, искать и находить средства их достижения;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её ре­ализации;

-воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учеб­ной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащийся получит возможность научиться:

-ставить новые учебные задачи под руководством учи­теля;

-находить несколько способов действий при решении учеб­ной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.

Познавательные

Учащийся научится:

-использовать знаково-символические средства представле­ния информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и вза­имозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять суще­ственные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

-владеть логическими действиями сравнения, анализа, син­теза, обобщения, классификации по родо-видовым приз­накам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

-владеть базовыми предметными понятиями и межпредмет­ными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-работать в материальной и информационной среде началь­ного общего образования (в том числе с учебными моде­лями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;

-использовать способы решения проблем творческого и по­искового характера;

-владеть навыками смыслового чтения текстов математиче­ского содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить матема­тическое сообщение;

-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном про­странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, орга­низации, передачи информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

Учащийся получит возможность научиться:

-понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстра­ивать и преобразовывать модели его отдельных процес­сов и явлений;

-выполнять логические операции: сравнение, выявление за­кономерностей, классификациюпо самостоятельно най­денным основаниям — и делать на этой основе выводы;

-устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;

-осуществлять расширенный поиск информации в различ­ных источниках;

-алгоритм), план поиска информации;

-распознавать одну и ту же информацию, представлен­ную в разной форме (таблицы и диаграммы);

-планировать несложные исследования, собирать и пред­ставлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

-интерпретировать информацию, полученную при прове­дении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Коммуникативные

Учащийся научится:

-строить речевое высказывание в устной форме, использо­вать математическую терминологию;

-признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участ­ников, работающих в группе, в паре, корректно и аргумен­тированно, с использованием математической терминоло­гии и математических знаний отстаивать свою позицию;

-принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминоло­гию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познаватель­ных задач, в ходе решения учебных задач, проектной дея­тельности;

-принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функ­ций и ролей в совместной деятельности;

- навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и на­ходить выходы из спорных ситуаций;

-конструктивно разрешать конфликты посредством учёта ин­тересов сторон и сотрудничества.

Учащийся получит возможность научиться:

-обмениваться информацией с одноклассниками, работа­ющими в одной группе;

-обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

Предметные результаты

Учащийся научится:

-образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;

-заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;

-устанавливать закономерность — правило, по которому со­ставлена числовая последовательность (увеличение/умень­шение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

-группировать числа по заданному или самостоятельно уста­новленному одному или нескольким признакам;

-читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы из­мерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, ква­дратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный мил­лиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, ми­нута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

-классифицировать числа по нескольким основаниям (в бо­лее сложных случаях) и объяснять свои действия;

-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

-выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однознач­ное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письмен­ных арифметических действий (в том числе деления с остат­ком);

-выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деле­ние однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в слу­чаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);

-выделять неизвестный компонент арифметического дей­ствия и находить его значение; вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

-выполнять действия с величинами;

-выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);

-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

-решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умно­жения и деления;

-находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

-устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения зада­чи, выбирать и объяснять выбор действий;

-решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1— 3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;

-оценивать правильность хода решения задачи, вносить ис­правления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

-составлять задачу по краткой записи, по заданной схе­ме, по решению;

-решать задачи на нахождение: доли величины и величи­ны по значению её доли (половина, треть, четверть, пя­тая, десятая часть); начала, продолжительности и кон­ца события; задачи, отражающие процесс одновремен­ного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, ко­личество, стоимость); масса одного предмета, количе­ство предметов, масса всех заданных предметов и др.;

-решать задачи в 3—4 действия;

-находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Учащийся научится:

-описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окруж­ность, круг);

-выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

-использовать свойства прямоугольника и квадрата для ре­шения задач;

-распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

-соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Геометрические величины

Учащийся научится:

- измерять длину отрезка;

-вычислять периметр треугольника, прямоугольника и ква­драта, площадь прямоугольника и квадрата;

-оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

-распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

-вычислять периметр многоугольника;

-находить площадь прямоугольного треугольника;

-находить площади фигур путём их разбиения на прямо­угольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

Работа с информацией

Учащийся научится:

-читать несложные готовые таблицы;

-заполнять несложные готовые таблицы;

-читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

-достраивать несложную готовую столбчатую диаграм­му;

-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

понимать простейшие выражения, содержащие логиче­ские связки и слова (... и ..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые; не).


6.Содержание предмета.

Числа от 1 до 1000 (продолжение) (15 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполне­ния в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил­лионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы раз­рядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Величины (16 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (11 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложе­ние и вычитание с числом 0; переместительное и сочетатель­ное свойства сложения и их использование для рационали­зации вычислений; взаимосвязь между компонентами и ре­зультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:х+312=654+79;729-х=217+163;х- 137 = 500 -140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин

Умножение и деление (72 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация зна­ний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи ум­ножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относи­тельно сложения; рационализация вычислений на основе пе­рестановки множителей, умножения суммы на число и чис­ла на сумму, деления суммы на число, умножения и деле­ния числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; спосо­бы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умноже­ние и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и дву­значное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Итоговое повторение (11ч)

Вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения дей­ствий. Решение задач в 2-4 действия; решение задач на распознавание геометрических фи­гур в составе более сложных; разбиение фигуры на задан­ные части; составление заданной фигуры из 2-3 ее частей. Построение изученных фигур с помощью линейки и цир­куля.

7.Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во час

Элементы
содержания


Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

План

Факт

1

Нумерация. Счет предметов. Разряды


1

Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем

Знать последовательность чисел в пределах 1000, как образуется каждая следующая счетная единица

С.5 №7,8 ребусы



2

Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

1

Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений


Знать таблицу сложения и вычитания однозначных чисел. Уметь пользоваться изученной математической терминологией.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего
2–3 действия.

Понимать правила
порядка выполнения действий в числовых
выражениях

С. 7,
№ 20, 21




3

Нахождение суммы нескольких
слагаемых


1

Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения


Уметь выполнять письменные вычисления
(сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия

С. 8,

№ 26, 24(2)




4

Вычитание трехзначных чисел

1

Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них


Уметь вычитать трехзначные числа, решать задачи и совершенствовать вычислительные навыки.

С. 9,

№ 32, голово-ломка



5

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные


1

Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное


Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные


С. 10,

№ 42, 43




6

Приемы
письменного умножения однозначных чисел на трехзначные

1

Переместительное свойство умножения. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление с остатком. Построение простейших логических выражений типа «…и/или», «если.., то…», «не только, но и …»

Уметь выполнять
приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные


С. 11,

№ 52,53




7

Приемы
письменного деления на однозначное число

1

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Деление
с остатком. Деление трехзначного числа
на однозначное

Уметь выполнять приемы письменного деления на однозначное
число.

Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел


С. 12,

№ 58, 59




8

9

Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

2

Деление трехзначного числа на однозначное. Установление пространственных отношений


Знать таблицу умножения и деления однозначных чисел.

Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа

С. 13,
№ 66,67, ребус

С. 14

№№ 72 ,73,

ребус




10

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль

1

Деление трехзначного числа на однозначное


Уметь выполнять письменно деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль

С. 15,

№ 79 ,80,




11

Сбор и представление данных

1



С. 18

№7, 10



12

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

Письменные вычисления с натуральными числами


Знать последовательность чисел в пределах 100000; таблицу сложения и вычитания однозначных чисел; таблицу умножения и деления однозначных чисел; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.

Уметь записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000; пользоваться изученной математической терминологией; решать текстовые задачи арифметическим способом

С. 18,

№ 4,

С. 19,
№ 13, ребус




13

Входная
контрольная работа №1


1

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число)

Индиви-дуальное задание на карточках



14

Нумерация. Разряды
и классы.


1

Классы и разряды: класс единиц, класс
тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды
в классе единиц и в классе тысяч. Названия, последовательность, запись натуральных чисел. Классы и разряды

Знать последовательность чисел в пределах 100 000, понятия «разряды» и «классы».

Уметь читать, записывать и сравнивать числа, которые больше 1000, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых

С. 23,

№ 89, 91,
задача на смекалку




15

Чтение чисел

1

Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000

С. 24.

№99, ребус



16

Запись чисел

1

Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000

С. 25, 105, 106



17

Разрядные слагаемые. Представление числа
в виде суммы разрядных
слагаемых

1

Представление числа
в виде суммы разрядных слагаемых. Классы и разряды


Уметь выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста

С. 26,

№ 115

голово-
ломка




18

Сравнение
чисел


1

Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000


С.27

№ 121, 122, ребус



19

Увеличение и уменьшение числа
в 10, 100, 1000 раз

1

Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…»


Уметь проверять правильность выполнен-
ных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз

С. 28,
№ 132, 133




20

Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда
в числе

1

Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете


Знать последовательность чисел в пределах 100 000.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе

С. 29,

№ 140,
№ 142




21

Класс миллионов, класс миллиардов

1

Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнение чисел

Знать класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах 100 000.

Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000

С. 30 № 147, 148



22

Единица
длины –
километр

1

Сравнение и упорядочение объектов
по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними

Знать единицы длины.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах


С. 37,

№ 154,

№ 155




23

Закрепление. Единицы длины.

1

Сравнение и упорядочение объектов
по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними

Знать единицы длины.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах


С. 38, 163, 164



24

Единицы
площади – квадратный километр, квадратный миллиметр.

1

Площадь. Единицы
площади. Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометрической фигуры



Знать единицы площади, таблицу единиц площади. Уметь использовать
приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

С. 40,

№172, 173




25

Таблица единиц площади

1

Площадь. Единицы
площади. Вычисление площади прямоугольника. Площадь геометрической фигуры



Знать единицы площади, таблицу единиц площади. Уметь использовать
приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе; вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах

С. 42,

№ 188, 189



26

Измерение площади фигуры с помощью палетки

1

Измерение площади
геометрической фигуры при помощи
палетки


Знать прием измерения площади фигуры с помощью палетки.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать
данные величины
в различных единицах, вычислять периметр
и площадь прямоугольника, решать текстовые задачи арифметическим способом

С. 44,

№ 198,

№ 199, голово-ломка




27

Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы

1

Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними

Знать понятие «масса», единицы массы, таблицу единиц массы.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах

С. 45,

№ 206,

№ 207,на смекалку




28

Таблица единиц массы

1

Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними

Знать понятие «масса», единицы массы, таблицу единиц массы.

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах

С. 46.

№ 214, 215



29

Единицы
времени

1

Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя,
месяц, год, век. Соотношения между ними

Знать единицы времени.

Уметь использовать
приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать
величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)

С. 47,

№221, 222




30

24-часовое исчисление времени

1

Единицы времени
(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах

С. 48,

№ 229,

№ 230




31

Решение задач (вычисление начала, продолжительности
и конца
события)

1

Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда,
минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Уметь определять время по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, решать задачи арифметическим способом

С.49,

№ 237, 238



32

Единица
времени –
секунда

1

Единицы времени
(секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними

Уметь сравнивать
величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам (в часах и минутах)

С. 50,

№ 244, 245




33

Единица
времени –
век.

Таблица единиц времени

1

Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда,
минута, час, сутки,
неделя, месяц, год,
век). Соотношение
между ними. Решение текстовых задач арифметическим способом

Знать единицы времени, таблицу единиц времени.

Уметь сравнивать
величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах


С. 51,

№ 253.

С. 52,

№ 258



34

Контрольная работа №2


1

Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать задачи арифметическим способом


С. 57 № 7, 9, 10



35

Анализ контрольной
работы,
работа над ошибками.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились Тест по теме «Нумерация. Величины»

1

Площадь. Единицы
площади. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними


Знать единицы длины
и единицы площади.

Уметь сравнивать величины по их числовым

значениям, выражать данные величины в различных единицах

С. 54,

№ 14, 20




1

Письменные приемы
сложения
и вычитания

1

Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь выполнять письменные вычисления
(сложение и вычитание многозначных чисел),
вычисления с нулем, пользоваться изученной математической
терминологией

С. 60,

№ 265,

266 (устно), ребус




2

Вычитание
с заниманием единицы через несколько разрядов

(вида
30007 – 648)

1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона

Уметь выполнять
письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел)


С. 61,

№ 273, 274




3

Нахождение неизвестного слагаемого

1

Взаимосвязь между
компонентами
и результатом сложения. Использование свойств арифметических действий при выполнении
вычислений

Знать правило нахождения неизвестного
слагаемого.

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, проверять правильность выполненных вычислений

С. 62

№ 282



4

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого

1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания

Знать правило нахождения неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками
и без них)

С. 63,

№ 290 ребус, голово-ломка




5

Нахождение нескольких
долей целого

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

С. 64, № 295



6

Нахождение целого по его части.

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

С. 65,

№ 304, 305



7

Решение задач.

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

С. 66,

№ 311, 312, магический квадрат



8

Сложение
и вычитание величин

1

Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин

Знать прием сложения и вычитания величин.

Уметь выражать величины в разных единицах

С. 67,

№ 335, 336




9

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач

арифметическим
способом. Отношения «больше на…», «меньше на…»


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом,
пользоваться изученной математической
терминологией


С. 68 № 324, ребус, голово-ломка



10

Закрепление изученного материала. Тест по теме «Сложение и вычитание»

1

Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин

Знать прием сложения и вычитания величин.

Уметь выражать величины в разных единицах

С. 72,

№ 16, 17




11

Контрольная работа № 3 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания»

1

Письменные вычисления с натуральными числами

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, проверять правильность выполненных вычислений


С. 69 № 4,8, 10,



12

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0

1

Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов


Уметь выполнять вычисления с нулем, работу над ошибками


С. 76,

№ 331



13

Письменные приемы
умножения

1

Умножение четырехзначного числа
на однозначное


Уметь выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных
вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом


С. 77,

№ 337, 338




14

Приемы
письменного умножения для случаев вида:
4019 × 7

1

Умножение четырехзначного числа
на однозначное.

Письменные вычисления с натуральными числами

Знать приемы письменного умножения для случаев вида 4019 × 7.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками
и без них)

С.78, № 348, 349, ребус



15

Умножение чисел, запись которых
оканчивается нулями

1

Умножение четырехзначного числа
на однозначное.

Письменные вычисления с натуральными числами

Знать прием умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Уметь проверять правильность выполненных вычислений

С. 79,

№ 355,

№ 356, ребус,



16

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя

1

Названия компонентов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений

Знать правило нахож-
дения неизвестного
множителя.

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

С. 76,

№ 378, 379




17

Деление как арифметическое действие

1

Деление. Конкретный смысл. Умножение
и деление чисел, использование соответствующих терминов. Использование свойств арифметических действий
при выполнении
вычислений


Знать конкретный смысл деления.

Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками
и без них)


С. 81,

№ 370, 371, задача на смекалку




18

Деление многозначного числа на однозначное


1

Деление трех-четырехзначного числа
на однозначное


Уметь делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений

С.82,

№ 375, задание на полях



19

Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное

1

Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками
и без них)

С. 83,

№ 379, задание на полях «Начерти»



20

Решение задач в косвенной форме, на увеличение (уменьшение) в несколько раз

1

Решение текстовых задач арифметическим способом


Уметь решать текстовые задачи в косвенной форме, на увеличение (уменьшение) в несколько раз арифметическим способом,
вычислять значение
числового выражения,
содержащего 2–3 действия (со скобками
и без них)

С. 84,

№385, ребус



21

Деление многозначных чисел на однозначные,
когда в записи частного есть нули

1

Деление многозначного числа на однозначное


Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули


С.85

№ 393, 394



22

Решение задач на пропорциональное деление

1

Решение текстовых задач арифметическим способом


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом,
вычислять значение
числового выражения,
содержащего 2–3 действия (со скобками
и без них)

С.86

№ 402, 403



23

Деление многозначных чисел на однозначные

1

Деление многозначного числа на однозначное


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них), делить многозначные числа на однозначные

С. 87,

№ 408, 409, ребусы



24

Контрольная работа № 4 по теме «Умножение и деление многозначных чисел»

1

Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь выполнять письменные вычисления
(умножение и деление многозначных чисел
на однозначное число)





25

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач на пропорциональное деление


1

Решение текстовых задач арифметическим способом


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

С. 88,

№ 416, голово-ломка




26

Деление многозначных чисел на однозначные,
когда в записи частного есть нули

1

Деление многозначного числа на однозначное


Уметь проверять правильность выполненных вычислений, делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули

С. 89,

№ 424, 425,




27


Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Тест по теме «Умножение и деление»

1

Деление многозначного числа на однозначное


Уметь выполнять
письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных
чисел, умножение
и деление многозначных чисел на однозначное число)

С. 90,

№ 435




28

Итоговая
контрольная работа № 5

за I
полугодие


1

Деление трех-четырехзначного числа
на однозначное


Уметь проверять правильность выполненных вычислений,
решать текстовые
задачи арифметическим способом

Индиви-дуальное задание на карточке



1

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение задач.

1

Решение текстовых задач арифметическим способом


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них)

С. 4,

№ 6, 7, ребус



2

Скорость.
Время. Расстояние.

1

Скорость, время,
пройденный путь
при равномерном прямолинейном движении. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Знать понятие «скорость», единицы
скорости.

Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом


С. 5,

№ 12, 13




3

4

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

2

Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи.

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние


1) С. 6,

№ 19, 20;


2) с. 7,
№ 25, 26




5

Закрепление по теме «Задачи
на движение»

1

Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния


С. 8,

№ 33, 34




6

Умножение числа на произведение

1

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов

Уметь выполнять письменные вычисления
(умножение и деление многозначных чисел
на однозначное число), проверять правильность выполненных
вычислений

С. 12,

№ 38,39, ребус




7

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

1

Устные и письменные вычисления с натуральными числами


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

С. 13,

№ 45, 46, задание на полях «Начерти»




8

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся
нулями

1

Умножение чисел, использование соответствующих терминов


Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

С. 14,

№ 52, 53, ребус




9

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся
нулями

1

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений


Уметь выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями


С. 15,

№ 58, 60




10

Решение
задач на движение


1

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения
(пройденный путь,
расстояние, время)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом на нахождение скорости, времени, расстояния, проверять правильность выполненных вычислений

С. 16,

№ 64




11

Перестановка и группировка множителей


1

Использование свойств арифметических действий
при выполнении
вычислений. Группировка множителей
в произведении

Уметь группировать множители в произведении.

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи
между результатами
и компонентами умножения и деления

С. 17

№ 70, 72,

задача на смекалку



12

13

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

2

Деление чисел, использование соответствующих терминов


Уметь применять прием письменного умножения и деления
при вычислениях


С. 22,

№ 27, 28




14

Контрольная работа № 6 по теме «Задачи на движение»


1

Письменные вычисления с натуральными числами. Установление зависимостей
между величинами,
характеризующими процессы движения
(пройденный путь,
время, скорость)

Уметь устанавливать
взаимосвязь между
скоростью, временем
и расстоянием, решать текстовые задачи арифметическим способом


Индиви-дуальное задание на карточке



15

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление
на числа, оканчивающиеся нулями


1

Деление чисел, использование соответствующих терминов


Уметь применять прием письменного умножения и деления
при вычислениях


С. 25,

№ 76, 77, ребус




16

Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800

1

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем.

Уметь выполнять деление с нулем, решать текстовые задачи арифметическим способом


С. 26,

№ 86, 87, ребус




17

Деление
с остатком
на 10, 100, 1000. Решение задач


1

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. Деление с остатком. Решение задач арифметическим способом


Уметь выполнять деление с остатком в пределах 100, решать текстовые задачи арифметическим способом


С. 27,

№ 93, 94,




18

Решение задач

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

С. 28,

№100, 101



19

Письменное деление
на числа, оканчивающиеся нулями

1

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений


Уметь выполнять
устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100

С. 29,

№ 108,
ребус




20

21

22

Письменное деление
на числа, оканчивающиеся нулями


3

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений


Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

С. 30

№ 111, 113,



23

24

Решение задач на движение в противоположных направлениях

2

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ решения задач

Уметь решать текстовые задачи на движение в противоположных направлениях арифметическим способом


С. 33,

№ 127, 128, ребус




25

26

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Тест по теме «Умножение и деление
на числа, оканчивающиеся нулями»

2

Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь применять прием письменного умножения и деления
при вычислениях


С. 35,

№9, 10



27

Контрольная работа № 7 по теме: «Умножение и деление
на числа, оканчивающиеся нулями»

1

Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь применять прием письменного умножения и деления
при вычислениях


С. 30 № 6,7,8



28

Умножение числа
на сумму

1

Умножение суммы
на число и числа
на сумму. Перестановка множителей
в произведении


Знать правило умножения числа на сумму.

Уметь выполнять письменные вычисления
(умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), проверять правильность выполненных вычислений

С. 33,

№ 154, 155




29

Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32

1

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.

Знать правило умножения числа на сумму.

Уметь раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнивать распределителльне и сочетательное свойство умножения.

С. 43,

№ 153, 155



30

31

Письменное умножение на двузначное число

2

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами

Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

С. 44,

№159,160




32

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

1

Решение текстовых задач арифметическим способом


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменное умножение на двузначное число


С. 46

№ 173



33

Закрепление по теме «Письменное умножение на двузначное число»

1

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Знать конкретный смысл умножения
и деления, связи между результатами и компонентами умножения
и деления.

Уметь применять
прием письменного
умножения на двузначное число

С. 47,

№ 180, 181,




34

35

36

37

38

Письменное умножение на трехзначное число

5

Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения

Уметь выполнять
письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число)

С. 48,

№ 184




39

Контрольная работа № 8 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число»

1

Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений





40

Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

Свойства арифметических действий при выполнении вычислений

Знать конкретный смысл умножения
и деления, связи между результатами и компонентами умножения
и деления.

Уметь применять
прием письменного
умножения на двузначное число

С. 55,

№ 18, 19



1

Письменное деление на двузначное число

1

Способы проверки правильности вычислений


Уметь выполнять
письменное деление
многозначных чисел
на двузначное число,
проверять правильность выполненных выч-ний

С. 57,

№ 209




2

Письменное деление на двузначное число с остатком

1

Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами


Знать конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Уметь выполнять
письменное деление
на двузначное число
с остатком

С.58

№ 217, 218, магический квадрат



3

4

5

6

7

8

9

Деление на двузначное число

7

Взаимосвязь между компонентами и результатом деления


Уметь выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначное, на двузначное число

С. 59,

№ 223, 225, задание на полях «Начерти и раскрась»



10

Решение задач изученных видов

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом

С.66

№ 277, 278, Задание на полях



11

Контрольная работа № 9 по теме «Деление на двузначное число»

1

Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь выполнять деление на двузначное число, применять знания при проверке вычислений


С. 55 № 283, 286

С.56 № 6,7



12


Письменное деление на трехзначное число


1

Конкретный смысл
и название действий.

Способы проверки
правильности
вычислений

Знать конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

Уметь применять прием письменного умножения и деления на трехзначное число

С. 72,

№ 283;





13

Деление
с остатком


1

Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100

с. 73,

№ 289

С. 76,

№ 313, 315




14

Решение задач. Деление с остатком


1

Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление с остатком

Уметь проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком

С. 74.

№297, 298







15

16

17

Решение задач. Деление с остатком


3

Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Деление

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять деление с остатком в пределах 100

С. 75, №305, 306

С. 77

№ 321, 322






18

19


Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

2

Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); работы (объем всей работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена, стоимость)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления



С.82,

№ 8, 9,


С. 85,

№ 33, 37,




20

Контрольная работа № 10 по теме
«Деление
на трехзначное число»

1

Письменные вычисления с натуральными числами


Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, применять знания при проверке вычислений


С. 85,

№ 30, 32, головоломка




21

Анализ контрольной работы,
работа над ошибками.
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»


1

Зависимости между
величинами


Уметь устанавливать
зависимость между величинами, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное)

С.82 № 7




22

Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида.

1

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.




23

Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды).

1

Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.




24

Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды

1


Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги с использованием разверток.




25

26

27

28

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

4

Классы и разряды.
Зависимости между
величинами


Уметь пользоваться изученной математической терминологией, решать уравнения.

Знать последовательность чисел в пределах 100000




29

Итоговая
контрольная работа № 11 за II
полугодие

1

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

Уметь решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления с натуральными числами





30

Анализ контрольной работы, работа над ошибками.

Итоговый тест за курс начальной школы.

1

Свойства сложения
и вычитания


Уметь выполнять письменные вычисления, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять работу над ошибками


С. 94 № 7




31

Итоговая проверочная работа № 12

1

Нумерация, последовательность, запись, сравнение чисел в пределах 1000000. Выражения со скобками и без них. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них. Сравнение величин. Действия с именованными числами. Решение составных задач арифметическим способом


Знать основные понятия математики.

Уметь видеть математические проблемы в практических ситуациях, формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц (диаграмм), с опорой на визуальную информацию, рассуждать и обосновывать свои действия, считать, выполнять арифметические действия, вычисления, работать с данными

С. 96 № 39,40, головоломка


32

Анализ проверочной работы, работа над ошибками Защита проектных исследовательских работ


1

Содержание согласуется с выбранной темой проектной исследовательской работы (по выбору учащихся).

Варианты:

 Математика в жизни человека.

 Магия чисел.

 Известные учёные-математики.

Уметь работать с различными источниками информации (подбирать, отбирать, систематизировать, обобщать материал по заданной проблеме), презентовать исследовательскую работу


Задания на летние каникулы











8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения предмета.

1.Моро, М. И., Бантова, М. А. Учебник. Математика: в 2 ч.для 4 класса  – М.: Просвещение, 2014.

2.М.И. Моро, С.Н. Волкова. Тетрадь по математике № 1, № 2, М.: «Просвещение», 2014.

3.Тетрадь для проверочных работ по математике 4 класс М.И.Моро, Москва, Просвещение, 2014 г.

4. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2014 г.

5.Поурочные разработки по математике . 4 класс. М.: ВАКО, 2014 г.

6.Моро М.И..Электронное приложение к учебнику

7.Математика 4 класс, поурочное планирование по учебнику «Математика» , 4 класс, в 2-х частях, М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова, составитель О.И. Дмитриева. – Москва, «Вако», 2013 г.

8.Проверочные работы к учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, «Математика 4 класс», С.И.Волкова, изд. «Просвещение», М., 2014 г.

Математика. Устные упражнения. 4 класс. С.И.Волкова, изд. «Просвещение», М., 2014 г.

10. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka

11. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/

12.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


9.Планируемые результаты освоения предмета.

В результате изучения предмета математики в 4 классе, обучающиеся на уровне начального общего образования:

научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;

овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;

познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;

приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

10.Список используемой литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010 г.

2.Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011 г.

3.Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др.; под редакцией Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в школе: пособие для учителя. –издание второе. М. Просвещение, 2011 г.

4. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. М.: Просвещение, 2011 г.

5. Примерная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения. Начальная школа.—2 е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010 г.

6.Моро, М. И., Бантова, М. А. Учебник. Математика: в 2 ч.для 4 класса  – М.: Просвещение, 2014 г..

7.М.И. Моро, С.Н. Волкова. Тетрадь по математике № 1, № 2, М.: «Просвещение», 2014 г.