Приложение к ООП СОО МБОУ «СОШ №6» г.о. Реутов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов» г. o. Реутова
РАССМОТРЕНО Протокол №1 заседания методического совета от «29» августа 2018 г. Руководитель методического совета: _______ /О.А. Монахова / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: _____________ /Дюбкина Ю.Ю./ | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета Протокол № Приказом № Директор МБОУ «СОШ № 6» _______________/Володин И.Е./ |
Рабочая программа по учебному предмету «Биология»
среднего общего образования (профильный уровень)
для 11 «Б» класса
Составитель: ДесятниковаАнастасия Сергеевна
учитель биологии
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ 132 ЧАСА (33 учебные недели)
Предлагаемая программа по биологии для основной общеобразовательной школы составлена с учётом требований стандарта и обязательного минимума содержания биологического образования, определяемых целью и задачами биологической подготовки школьников. В них сохранена сложившаяся и оправдавшая себя система изучения основ биологии: многообразие живого(растения, бактерии, грибы, животные, человек) и заключительный общебиологический раздел. Собственно биологии предшествует раздел «Естествознание» служащий естественно-научной основой последующего усвоения систематизированного биологического материала.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала школьников. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 132 учебных часа.
Программа: Г.М.Дымшиц О.В.Саблина,– программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2007 год
В программе приводится список возможных лабораторных и практических работ, не все из которых обязательны для выполнения. Учитель может выбрать из них те, для проведения которых есть соответствующие условия в классе. В качестве лабораторных работ по некоторым темам (приспособление организма к условиям обитания, палеонтология, экология и др.) можно предложить учащимся изготовление наглядных пособий – плакатов, таблиц, схем, стенгазет. Некоторые лабораторные работы можно провести, используя табличный материал или фотографии.
Часть лабораторных работ может быть проведена в форме экскурсий в местный краеведческий музей, на селекционную станцию, местную выставку цветов, кошек, собак, сельскохозяйственной продукции и.т.п.
В процессе обучения учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые достижения и возможности современной биологии.
Некоторым вопросам целесообразно посвятить классную конференцию, на которой заслушать доклады по рефератам и обсудить проблемы, связанные с применением биотехнологий, с антропогенными воздействиями на окружающую среду и.т.п.
В конце программы приведены примерные темы экскурсий, рефератов и дискуссий.
Материал ориентирован на развитие у школьников познавательного интереса к изучению биологии, естественнонаучного мировоззрения и решение других воспитательных и развивающих задач, способствующих всестороннему развитию личности школьника. Программа включает необходимые демонстрации, лабораторные работы, .
Цели и задачи изучения учебного предмета соответствуют миссии школы: интеграция гуманитарных потребностей различных субъектов образования в модели школьника и ее качественной реализации в образовательном процессе. Формирование выпускника с устойчивыми ключевыми компетентностями для жизни в условиях глобального образовательного, научного и информационного общества и его динамично меняющихся потребностей.
Актуальность выбора программы и данного УМК мотивирована тем, что она:
- рекомендована министерством образования РФ для общеобразовательных школ;
- соответствует стандарту основного общего образования по биологии;
- наиболее полно соответствует задачам курса, позволяет логически и последовательно и с
достаточной степенью сложности изучать учебный материал;
- дает распределение учебных часов по разделам курса;
- построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности;
- учитывает возрастную психологию учащихся;
- содержание обучению биологии отобрано и структурировано на основе системно- деятельностного подхода.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
| Введение | 1 |
| Тема 1 Эволюция органического мира | 90 |
| Тема 2 Организмы в экологических системах | 41 |
Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений находить связи между настоящими и прошлыми событиями; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.
Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе - традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)
Тип учебных занятий | Дидактические задачи |
1. Вводный урок | Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями |
2. Урок образования понятий | Расширение понятийного аппарата учащихся, формирование временных и пространственных ориентиров |
3. Урок практической работы | Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала. |
4. Комбинированный урок | Отработка способов изучения теоретического материала, хронологических, картографических и общелогических умений |
5. Урок с использованием ТСО | Повышение мотивации к предмету, формирование представлений об изучаемом объекте |
6. Урок закрепления знаний, умений, навыков | Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся. |
7. Контрольный урок | Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу. |
Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- входной контроль – тестовая работа;
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки, диктанты (используется текст с ошибками), анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку;
- итоговый контроль – тестовая работа.
Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный биологический материал), преобразующая деятельность (новый биологический материал), творческая деятельность (новый биологический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны:
Понимать:
Основные положения биологических теорий(клеточная теория, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере, возможности биология как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологии и медицинской генетики.
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Знать:
Биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;
Уметь:
Решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты, рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Повторение основного материала, пройденного в 10 классе
Раздел I ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (90 ч)
Глава 1.Возникновение и развитие эволюционной биологии
Доказательства эволюции живой природы. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.
Возникновение и развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Жизнь и труды Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Основные принципы эволюционной теории Дарвина.
Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор— направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация— результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Взаимосвязь движущих сил эволюции.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.
Глава 2. Механизмы эволюции
Синтетическая теория эволюции. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С.Четверикова и И.И.Шмальгаузена. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа.
Популяция— элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди— Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны.Результаты эволюции.Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов.
Вид, его критерии. Пути и способы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Популяция— структурная единица вида. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.Шмальгаузен). Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Биологический прогресс.
Единое древо жизни— результат эволюции. Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции; движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т.д.); образование новых видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции— дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции— ароморфоз, идиоадаптацию, дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию растительного и животного мира.
Лабораторные работы
Л.Р.№1.«Виды адаптаций. Выявление приспособленностей»
Л.Р.№2.«Вид и его критерии»
Глава 3.Возникновение и развитие жизни на Земле
Сущность жизни. Определения живого. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Опыты Ф.Реди и Л.Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Этапы эволюции органического мира на Земле. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.
Лабораторные работы
Л.Р.№3.«Ароморфозы растений и животных»
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя, мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого — окаменелости, отпечатки (палеонтологическая коллекция).
Глава 4.Возникновение и развитие человека— антропогенез
Гипотезы происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Этапы эволюции человека. Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека— мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Человеческие расы. Происхождение человеческих рас. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расизма и социального дарвинизма.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек, неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца (экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции произведений первобытных художников).
Проведение биологических исследований:выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения человека и формирования человеческих рас.
Селекция.
1. Практическая работа «Сравнительная характеристика пород (сортов)»
ЭКОСИСТЕМЫ
Раздел II ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (41 ч)
Глава 5. Организмы и окружающая среда
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на организмы.
Глава 6. Сообщества и экосистемы
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия.
Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».
Глава 7. Биосфера
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода, азота, фосфора и кислорода.
*Лабораторные и практические работы
Л.Р.№4.«Описание экосистем нашей местности»
Л.Р.№5. «Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах»
Глава 8.Биологические основы охраны природы
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
Демонстрации
Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».
Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.
Примерные темы докладов, проектов, исследований на исторические темы
«Храм природы»: эволюционные идеи в поэме Эразма Дарвина.
Эволюция эволюционных идей.
Жизнь и творчество Ж.Б.Ламарка.
Жизнь и творчество Л.Пастера.
Жизнь и творчество Г.Менделя.
Жизнь и творчество Ч.Дарвина.
Кругосветное путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль».
Жизнь и творчество Н.И.Вавилова.
Судьба генетики в России.
Русские биологи— нобелевские лауреаты.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина Программы для общеобразовательных учреждений. Естествознание. БИОЛОГИЯ. 10-11 классы «ПРОСВЕЩЕНИЕ»2012г
Учебник Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 10-11 «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2014г
А.В. Пименов, Уроки общей биологии (Развернутое планирование), Ярославль, «Академия развития» 2009г.
Л.В. Реброва, Е.В. Прохорова, Опорные конспекты по биологии, М, «Просвещение» 2009г.
Т.С. Сухова, Контрольные и проверочные работы по биологии, Москва, «Дрофа» 2015 г.
Т.С. Сухова Тесты по разделу «Общая биология» Москва, «Дрофа» 2015 г.
С.Д. Дикарев, С.Ю. Вертьянов, Общая биология (9-11 класс) – Поурочный тест-задачник, СТСЛ, 2014г.
Б.Д. Комиссаров, Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии, М., «ВШ», 2014г.
Карточки для индивидуальной работы
Дополнительная литература:
В.Н. Ярыгина, Биология для поступающих в ВУЗы, М., «Высшая Школа»-любой год
С.Г. Мамонтов, Биология для поступающих в ВУЗы, М., «Высшая Школа»
Электронные образовательные ресурсы:
Биология 9-11 классы – образовательный комплекс по биологии: сборник дифференцированных заданий, многовариантные проверочные работы, формирование разноуровневых карточек.
Биология 9-11 классы - тестовые задания, интерактивные схемы и рисунки, биографии ученых-биологов, анимации, интерактивные задания.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ»
11-б (био-хим) КЛАСС (профиль)
132 ЧАСА (4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№№ п/п | | ТЕМА, УРОК | Планируемый срок проведения | Фактическая дата урока | Скорректированные сроки проведения урока |
| Введение(1ч) |
1. | 1. | Биология как наука. Методы познания живой природы | 02.09-06.09 | | |
| ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (90 часов) |
2. | | Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея. | 02.09-06.09 | | |
3. | | Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции | 02.09-06.09 | | |
4. | | Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции | 02.09-06.09 | | |
5. | | Молекулярные свидетельства эволюции | 09.09-13.09 | | |
6. | | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 09.09-13.09 | | |
7. | | Механизмы эволюции. Изменчивость популяций | 09.09-13.09 | | |
8. | | Генетическая структура популяций | 09.09-13.09 | | |
9. | | Мутации – источник генетической изменчивости популяций | 16.09-20.09 | | |
10. | | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. | 16.09-20.09 | | |
11. | | Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов как фактор эволюции | 16.09-20.09 | | |
12. | | Борьба за существование | 16.09-20.09 | | |
13. | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Эволюционная теория Дарвина» | 23.09-27.09 | | |
14. | | Эволюционная теория Ч.Дарвина. | 23.09-27.09 | | |
15. | | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции | 23.09-27.09 | | |
16. | | Формы естественного отбора | 23.09-27.09 | | |
17. | | Половой отбор | 30.09-04.10 | | |
18. | | Вид: критерии и структура. | 30.09-04.10 | | |
19. | | Изоляция и видообразование | 30.09-04.10 | | |
20. | | Аллопатрическое (географическое) и симпатрическое видообразование | 30.09-04.10 | | |
21. | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Вид. Популяция» | 14.10-18.10 | | |
22. | | Лаб.раб. №1 «Вид и его критерии. Описание вида по различным критериям» | 14.10-18.10 | | |
23. | | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора | 14.10-18.10 | | |
24. | | Миграции как фактор эволюции | 14.10-18.10 | | |
25. | | Работа с материалами ЕГЭ по теме « Факторы эволюции» | 21.10-25.10 | | |
26. | | Популяция как структурная единица вида. | 21.10-25.10 | | |
27. | | Механизмы эволюции | 21.10-25.10 | | |
28. | | Направления макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм | 21.10-25.10 | | |
29. | | Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации. | 28.10-01.11 | | |
30. | | Популяция как единица эволюции. Факторы эволюции. | 28.10-01.11 | | |
31. | | Единое древо жизни | 28.10-01.11 | | |
32. | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Макроэволюция. Направления эволюции» | 28.10-01.11 | | |
33. | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Макроэволюция. Направления эволюции» | 04.11-08.11 | | |
34. | | Естественный отбор — главная движущая сила эволюции. | 04.11-08.11 | | |
35 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Результаты эволюции» | 04.11-08.11 | | |
36 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Результаты эволюции» | 04.11-08.11 | | |
37 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Результаты эволюции». Тестирование. | 11.11-15.11 | | |
38 | | Адаптации организмов к условиям обитания - результат действия естественного отбора | 11.11-15.11 | | |
39 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Эволюция» | 11.11-15.11 | | |
40 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Эволюция» | 11.11-15.11 | | |
41 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Эволюция». Тестирование. | 25.11-29.11 | | |
42 | | Лаб. раб.№2 «Виды адаптаций. Выявление признаков приспособленности» | 25.11-29.11 | | |
43 | | Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле | 25.11-29.11 | | |
44 | | Образование биологических мономеров и полимеров | 25.11-29.11 | | |
45 | | Формирование и эволюция пробионтов | 02.12-06.12 | | |
46 | | Видообразование как результат эволюции. Сохранение многообразия видов. | 02.12-06.12 | | |
47 | | Изучение истории Земли. Палеонтология | 02.12-06.12 | | |
48 | | Развитие жизни в криптозое | 02.12-06.12 | | |
49 | | Развитие жизни на Земле в фанерозое | 09.12-13.12 | | |
50 | | Доказательства эволюции органического мира. Проект. | 09.12-13.12 | | |
51 | | Лаб.раб. №3 «Ароморфозы растений и животных» | 09.12-13.12 | | |
52 | | Работа с тестами ЕГЭ | 09.12-13.12 | | |
53 | | Работа с тестами ЕГЭ | 16.12-20.12 | | |
54 | | Обобщение темы «Эволюционное учение». Тестирование. | 16.12-20.12 | | |
55 | | Работа с тестами по теме «Происхождение жизни на Земле» | 16.12-20.12 | | |
56 | | Работа с тестами по теме «Происхождение жизни на Земле» | 16.12-20.12 | | |
57 | | Работа с тестами по теме «Происхождение жизни на Земле». Тестирование | 23.12-27.12 | | |
58 | | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни. | 23.12-27.12 | | |
59 | | Место человека в системе живого мира | 23.12-27.12 | | |
60 | | Доказательства происхождения человека от животных | 23.12-27.12 | | |
61 | | Сходство и различия человека и животных | 06.01-10.01 | | |
62 | | Развитие жизни на Земле. Проект. | 06.01-10.01 | | |
63 | | Происхождение человека. Палеонтологические данные | 06.01-10.01 | | |
64 | | Первые представители рода Homo | 06.01-10.01 | | |
65 | | Появление человека разумного | 13.01-17.01 | | |
66 | | Обобщение темы «Происхождение жизни». Тестирование. | 13.01-17.01 | | |
67 | | Факторы эволюции человека | 13.01-17.01 | | |
68 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Антропогенез» | 13.01-17.01 | | |
69 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Антропогенез». Тестирование | 20.01-24.01 | | |
70 | | Селекция как процесс и как наука. | 20.01-24.01 | | |
71 | | Методы и достижения селекции | 20.01-24.01 | | |
72 | | Работа с тестами ЕГЭ по теме «Селекция» | 20.01-24.01 | | |
73 | | Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира | 27.01-31.01 | | |
74 | | ПР №1 «Сравнительная характеристика пород и сортов» | 27.01-31.01 | | |
75 | | Взаимоотношения организма и среды | 27.01-31.01 | | |
76 | | Приспособленность | 27.01-31.01 | | |
77 | | Эволюция человека. Проект. | 03.02-07.02 | | |
78 | | Популяция как природная система | 03.02-07.02 | | |
79 | | Устройство популяции | 03.02-07.02 | | |
80 | | Динамика популяции, её типы и регуляция | 03.02-07.02 | | |
81 | | Человеческие расы. | 10.02-14.02 | | |
82 | | Вид как система популяций | 10.02-14.02 | | |
83 | | Вид и его экологическая ниша. Жизненные формы | 10.02-14.02 | | |
84 | | Работа с тестами ЕГЭ | 10.02-14.02 | | |
85 | | Обобщение темы «Происхождение человека». Тестирование. | 24.02-28.02 | | |
86 | | Сообщества и экосистемы | 24.02-28.02 | | |
87 | | Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи, трофические сети | 24.02-28.02 | | |
88 | | Работа с материалами ЕГЭ | 24.02-28.02 | | |
89 | | Работа с материалами ЕГЭ | 02.03-06.03 | | |
90 | | Пространственное устройство сообществ | 02.03-06.03 | | |
91 | | Динамика сообществ | 02.03-06.03 | | |
| ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (45 часов) |
93 | | Организм и среда. Экологические факторы. | 09.03-13.03 | | |
94 | | Л.Р.№4.«Описание экосистем нашей местности» | 09.03-13.03 | | |
95 | | Л.Р.№5. «Изучение разнообразия мелких почвенных членистоногих в разных экосистемах» | 09.03-13.03 | | |
96 | | Работа с тестами по теме «Экология» | 09.03-13.03 | | |
97 | | Абиотические факторы среды. | 16.03-20.03 | | |
98 | | Репетиционное тестирование | 16.03-20.03 | | |
99 | | Репетиционное тестирование | 16.03-20.03 | | |
100 | | Репетиционное тестирование | 16.03-20.03 | | |
101 | | Биотические факторы среды. | 23.03-27.03 | | |
102 | | Биосфера и биомы | 23.03-27.03 | | |
103 | | Живое вещество и круговороты в биосфере | 23.03-27.03 | | |
104 | | Сохранение и поддержание биологического разнообразия на генетическом, популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Мониторинг и биоиндикация | 23.03-27.03 | | |
105 | | Структура экосистем. Пищевые связи. ПР№2 «Составление пищевых связей» | 30.03-03.04 | | |
106 | | Работа с тестами по теме «Экология. Биосфера» | 30.03-03.04 | | |
107 | | Работа с тестами по теме «Биосфера» | 30.03-03.04 | | |
108 | | Работа с тестами по теме «Биосфера» | 30.03-03.04 | | |
109 | | Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. ПР №3 «Сравнительная характеристика экосистем нашей местности» | 13.04-17.04 | | |
110 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу « Растения» | 13.04-17.04 | | |
111 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу « Растения» | 13.04-17.04 | | |
112 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу « Растения» | 13.04-17.04 | | |
113 | | Биосфера — глобальная экосистема. Роль живых организмов в биосфере.Биосфера и человек. Экскурсия. Проект. | 20.04-24.04 | | |
114 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу «Животные» | 20.04-24.04 | | |
115 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу «Животные» | 20.04-24.04 | | |
116 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу «Животные» | 20.04-24.04 | | |
117 | | Экологические проблемы современности и пути их решения. Консилиум. | 27.04-01.05 | | |
118 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу «Человек» | 27.04-01.05 | | |
119 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу «Человек» | 27.04-01.05 | | |
120 | | Работа с материалами ЕГЭ по разделу «Человек» | 27.04-01.05 | | |
121 | | Обобщение темы «Экосистема». Тестирование. | 04.05-08.05 | | |
122 | | Работа с материалами ЕГЭ по теме «Цитология» | 04.05-08.05 | | |
123 | | Решение задач на обмен веществ | 04.05-08.05 | | |
124 | | Решение задач по молекулярной биологии | 04.05-08.05 | | |
125 | | Работа с материалами ЕГЭ по теме «Размножение. Онтогенез» | 11.05-15.05 | | |
126 | | Работа с материалами ЕГЭ по теме «Размножение. Онтогенез» | 11.05-15.05 | | |
127 | | Решение задач на митоз, мейоз, споро и гаметогенез. | 11.05-15.05 | | |
128 | | Работа с материалами ЕГЭ по теме «Генетика. Селекция» | 11.05-15.05 | | |
129 | | Решение генетических задач | 18.05-22.05 | | |
130 | | Решение генетических задач | 18.05-22.05 | | |
131 | | Повторение раздела «Цитология. Онтогенез». Работа с материалами ЕГЭ. | 18.05-22.05 | | |
132 | | Репетиционное тестирование | 18.05-22.05 | | |
Итого: 132 часа