Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса внеурочной деятельности «Чудеса аппликации» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянской СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план АООП (вариант 1) на 2023-2024 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель: расширение знаний обучающихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Задачи:
формирование начальных знаний по декоративно-прикладному искусству;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.
приобретение знаний умений и навыков в различных техниках декоративно прикладного творчества;
обучение безопасной работе с различными материалами и инструментами;
расширение ассоциативных возможностей мышления, развитие творческого мышления;
воспитание самостоятельности и уверенности в себе.
Программа призвана помочь детям, имеющим интерес и склонность к занятиям декоративно-прикладным творчеством, реализовать свои творческие способности, создать свой, неповторимый сказочный мир.
Программа "Рукотворный мир" позволяет развивать творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ОВЗ. Основная идея, пронизывающая программу – создание условий для возможности ребенку реализовать свой творческий потенциал, раскрыть в себе новые качества. Особое внимание уделяется формированию духовности ребенка, культурных потребностей, созданию условий для обретения комфортности, защищенности.
Ценность программы заключается в том, что ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо приучать к труду, в частности к творческому труду, и создать благоприятные условия для его самореализации и самовыражения в продуктах творчества.
Ее актуальность основывается на постоянно растущем интересе обучающегося к декоративно – прикладному творчеству.
Программа реализуется в работе с обучающимися 1класса. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 33 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Формы занятий:
Место реализации Адаптированной рабочей программы
курса внеурочной деятельности «Чудеса аппликаций» ( в 1 классе)
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности «Чудеса аппликаций» в 1 классе
Планируемые личностные результаты
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях;
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Планируемые предметные результаты
иметь представление о видах материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойствах и названиях;
знать названия и назначение ручных инструментов и приспособлений, шаблонов, правила работы и владеть ими;
иметь представление о конструкции однодетальных и многодетальных, неподвижном соединении деталей;
иметь представление о технологической последовательности изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
владеть способами разметки: сгибанием, по шаблону;
владеть способами соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
владеть видами отделки: раскрашиванием, аппликационно;
под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий;
с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Содержание программы
Аппликация из геометрических фигур (11ч)
«Воздушные шары» из кругов.
«Курица с цыплятами» из кругов.
«Цветок» из овалов.
«Бусы» из овалов.
«Ёлочка» из треугольников.
«Лиса» из треугольников.
«Зонтик» из треугольников.
«Черепаха» из квадратов.
Орнамент из квадратов на рукавичке.
Аппликация из геометрических фигур «Белочка».
Композиция из геометрических фигур «Домик».
Обрывная аппликация (4ч)
Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Бабочка».
Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Петушок».
Аппликация из бумажных комочков (2ч)
«Ягоды».
«Цветок».
Аппликация из пластилина (2ч)
«Гриб».
«Яблоко».
Тематические аппликации (4ч)
Открытка «Подарок папе».
Открытка «Подарок маме».
Аппликация из симметрично вырезанных форм (3ч)
«Рыбки».
«Цветы».
«Самолет».
Плетение из полос бумаги (2ч)
«Коврик».
«Сердечко».
Аппликация из «ладошек» (2ч)
«Дерево».
«Грибы».
Аппликация – оригами (3ч)
«Тюльпан»
«Щенок»
«Лиса»
Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Аппликация из геометрических фигур – 11 ч |
1. | «Воздушные шары» из кругов. | 1 | | |
2. | «Курица с цыплятами» из кругов. | 1 | | |
3. | «Цветок» из овалов. | 1 | | |
4. | «Бусы» из овалов. | 1 | | |
5. | «Ёлочка» из треугольников. | 1 | | |
6. | «Лиса» из треугольников. | 1 | | |
7. | «Зонтик» из треугольников. | 1 | | |
8. | «Черепаха» из квадратов. | 1 | | |
9. | Орнамент из квадратов на рукавичке. | 1 | | |
10. | Аппликация из геометрических фигур «Белочка». | 1 | | |
11. | Композиция из геометрических фигур «Домик». | 1 | | |
Обрывная аппликация – 4 ч |
12.13. | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Бабочка». | 2 | | |
14. 15. | Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Петушок». | 2 | | |
Аппликация из бумажных комочков – 2 ч |
16. | «Ягоды». | 1 | | |
17. | «Цветок». | 1 | | |
Аппликация из пластилина – 2 ч |
18. | «Гриб». | 1 | | |
19. | «Яблоко». | 1 | | |
Тематические аппликации – 4 ч |
20. 21. | Открытка «Подарок папе». | 2 | | |
22. 23. | Открытка «Подарок маме». | 2 | | |
Аппликация из симметрично вырезанных форм – 3 ч |
24. | «Рыбки». | 1 | | |
25. | «Цветы». | 1 | | |
26. | «Самолет». | 1 | | |
Плетение из полос бумаги – 2ч |
27. | «Коврик». | 1 | | |
28. | «Сердечко». | 1 | | |
Аппликация из «ладошек» - 2 ч |
29. | «Дерево летом». | 1 | | |
30. | «Грибы». | 1 | | |
Аппликация – оригами – 3 ч |
31. | «Тюльпан». | 1 | | |
32. | «Щенок». | 1 | | |
33. | «Лиса». | 1 | | |
Перечень средств, необходимых для реализации программы.
Муляжи фруктов, овощей.
Детские игрушки (мячи, куклы, машинки, кошечка, медвежонок,…)
Раздаточный материал (трафареты, контуры, таблицы,…)
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктельные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти;
кисти.
Программно - методическое обеспечение.
Основная литература:
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.(Стандарты второго поколения) /Горский В.А.,Тимофеев В.А., Смирнов Д.В.и др. /Под ред. Горского В.А. - М.:Просвещение, 2011г.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, (Методика).
Дополнительная литература:
Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Т.В.Башаева, издательство "Академия", 2008г
"Уроки рисования карандашом" Автор: Эндрю Лумиc, издательство "Питер",2010г
"Уроки рисования карандашом для начинающих": http://risunochki.ru
«Уроки детского творчества»