Пояснительная записка.
Рабочая программа индивидуального учебного плана (обучение на дому) по физической культуре для учащихся 8 классов составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 17.07.2009г. ст.32 п.6, ст.9, ст.17 п.2.
Сруктура программы соответствует структуре Федеральной примерной программе среднего общего образования по физической культуре в его базовом уровне, ориентированной на федеральный компонент Государственного стандарта среднего общего образования по физической культуре.
В основу данной программы положены программы государственного стандарта по физической культуре:
- «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов». Авторы - В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010;
- «Программа по физической культуре учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе». Авторы-составители - А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г.;
- Вариативная программа по физической культуре «Занятия физической культурой со школьниками, отнесёнными к специальной медицинской группе». Авторы - М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова – М.; Просвещение, 2008г.
Программный материал рассчитан на 18 учебных часов в год в 8 классе.
Федеральные законы. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2. 4. 2.2821-10(новая редакция). Официальный документ в образовании. - №3.-2003.С 18-59.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. После изучения раздела обучающийся сдаёт зачёт в реферативной форме.
Характеристика особенностей программы
В основу программы по физической культуре для школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, положена учебная программа по физической культуре для учащихся с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния здоровья школьников.
Задачи направлены на:
- содействие гармоническому развитию личности;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
- углубленное представление об основных видах спорта;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- повышение неспецифической сопротивляемости организма;
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности.
Используются специальные медико-педагогические технологии
Проведение занятий ЛФК, аутотренинг, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, самомассаж.
Наличие требований к ЗУН (знания, умения, навыки) в данной программе, способствует использованию двигательного опыта учащихся, как базы для расширения их двигательных возможностей, правильного формирования функциональных возможностей организма, тренировке и повышению адаптационных возможностей организма.
На протяжении реализации программного материала осуществляются межпредметные связи:
с биологией (основы знаний о человеческом организме, основы знаний о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья);
с математикой (счет при выполнении упражнений, ориентировка в пространстве верх - низ - право - лево).
Внутрипредметные связи осуществляется при помощи разучивания отдельных элементов и видов движений и использования их в дальнейшем в комплексах упражнений.
Программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Материал программы преподается по принципу от простого к сложному. Уроки проходят при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. Дозирование физической нагрузки адекватно состоянию здоровья ребенка и его психомоторного развития.
Применяемые физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений.
Так же для реализации индивидуального подхода в обучении используются карты индивидуального коррекционного сопровождения с конкретными рекомендациями специалистов (педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник).
Отбор содержания программного материала произведён с учётом физиологических, психологических, двигательных возможностей и различного рода заболеваний, в соответствии с чем, ведётся разноуровневый подход в соответствии с имеющейся патологией ребенка.
Формы организации и планирование образовательного процесса
Основная форма организации образовательного процесса для реализации программы индивидуального учебного плана – уроки физической культуры с образовательно-познавательной направленностью, которые дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю, а также самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
В основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте.
Содержание программного материала
Основы знаний
-Гигиенические правила занятий физкультурой.
- Правила безопасности занятий.
-Питание и двигательный режим.
-Пагубность вредных привычек.
-Значение физических упражнений для поддержания работоспособности.
-Контроль нагрузки по пульсу.
-Правила самостоятельных занятий.
-Влияние физических упражнений на основные системы организма.
-Правила самоконтроля.
-ЗОЖ.
-Олимпийские знания.
-История возникновения физкультуры и спорта.
-Приемы закаливания.
Лёгкая атлетика.
-Терминология легкой атлетики.
-Правила соревнований по бегу, прыжкам, метаниям.
-Техника безопасности.
- Развитие ловкости и координации движений
Гимнастика
-Терминология, названия снарядов.
- Правила соревнований.
- Техника безопасности. Подготовка мест занятий.
- Дыхательная гимнастика (грудной, брюшной тип дыхания; смешанный тип дыхания в положениях лежа и стоя; дыхание во время выполнения различных движений).
- ЛФК (упражнения на развитие подвижности в суставах, упражнения на расслабление мышц, упражнения на формирование осанки, на профилактику плоскостопия, на укрепление мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса).
Спортивные игры
Баскетбол, волейбол
-Терминология.
- Правила соревнований.
-Техника безопасности.
- Владение мячом.
Лыжная подготовка
-Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий.
-Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности.
-Виды лыжного спорта.
- Требования к одежде и обуви, занимающегося лыжами.
-Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.
- Оказание помощи при обморожениях и травмах.
Учебно-тематическое планирование для 8 классов.
№ урока | Темы уроков |
1 | Приёмы закаливания. Гигиенические правила занятий физкультурой. Техника безопасности по легкой атлетике. |
2 | Питание и двигательный режим. Значение физических упражнений для поддержания работоспособности. |
3 | Правила самоконтроля. Контроль нагрузки по пульсу. Правила самостоятельных занятий. |
4 | Олимпийские знания . Влияние физических упражнений на основные системы организма. Здоровый образ жизни. Пагубность вредных привычек. |
5 | История возникновения физкультуры и спорта.Терминология легкой атлетики. Правила соревнований по бегу, прыжкам, метаниям. |
6 | Терминология по гимнастике, названия гимнастических снарядов . Правила соревнований. Техника безопасности. Подготовка мест занятий. |
7 | Значение лыжного спорта для поддержания работоспособности. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Оказание помощи при обморожениях и травмах. |
8 | Баскетбол, волейбол: правила соревнований. Терминология. Техника безопасности. |
9 | Правила купания в открытых водоёмах. Правила безопасного загара. |
Требования к качеству освоения программного материала обучающихся
8 классов, находящихся на домашнем обучении:
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся должны
знать:
• связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• режим дня и правила личной гигиены;
• правила составления комплексов утренней зарядки;
• правила поведения на занятиях физической культурой;
• правила подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения.
Список литературы
1. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов». Авторы - В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010;
2. «Программа по физической культуре учащихся 1-11 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе». Авторы-составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г.;
3. Вариативная программа по физической культуре «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». Авторы М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова – М.; Просвещение, 2008г;
4. В.С. Язловецкий «Физическое воспитание подростков с ослабленным здоровьем» Киев «Здоров,я», 1987;
5. Г.И. Погадаев «Настольная книга учителя физической культуры» Москва «Физкультура и спорт», 2000;
6. Л.Б. Кофман «Настольная книга учителя физкультуры» Москва, «Физкультура и спорт», 2001;
7. Н.Г. Соколова «Практическое руководство по детской лечебной физкультуре» Ростов на Дону «Феникс», 2007;
8. Журналы: «Физическая культура», «Физическая культура в школе».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 15»
г. Мичуринска Тамбовской области
Рабочая программа
по физической культуре (8 класс)
индивидуальное обучение
на 2019 – 2020 учебный год
Составлено учителем
физической культуры
Поляковой Е.А.
2019 – 2020 учебный год
Календарно-тематическое планирование для 8 класса.
№ урока | По плану | По факту | Темы уроков |
1 | 13.11. | | Приёмы закаливания. Гигиенические правила занятий физкультурой. Техника безопасности по легкой атлетике. |
2 | 27.11. | | Питание и двигательный режим. Значение физических упражнений для поддержания работоспособности. |
3 | 11.12. | | Правила самоконтроля. Контроль нагрузки по пульсу. Правила самостоятельных занятий. |
4 | 25.12. | | Олимпийские знания . Влияние физических упражнений на основные системы организма. Здоровый образ жизни. Пагубность вредных привычек. |
5 | 15.01. | | История возникновения физкультуры и спорта. Терминология легкой атлетики. Правила соревнований по бегу, прыжкам, метаниям. |
6 | 29.01. | | Терминология по гимнастике, названия гимнастических снарядов . Правила соревнований. Техника безопасности. Подготовка мест занятий. |
7 | 12.02. | | Значение лыжного спорта для поддержания работоспособности. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Оказание помощи при обморожениях и травмах. |
8 | 26.02. | | Баскетбол, волейбол: правила соревнований. Терминология. Техника безопасности. |
9 | 11.03. | | Правила купания в открытых водоёмах. Правила безопасного загара. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 15»
г. Мичуринска Тамбовской области
Календарно - тематическое планирование
по физической культуре
для обучающегося 8 в класса
Протасова Павла
индивидуальное обучение
на 2019 – 2020 учебный год
Составлено учителем
физической культуры
Поляковой Е.А.
2019 – 2020 учебный год