Комитет по образованию администрации Топчихинского района Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Топчихинский Детско – юношеский центр»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности
«САКВОЯЖ»
Возраст учащихся: 11 - 17лет Срок реализации: 3 года
Автор - составитель:
Ткаченко Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования
с. Топчиха, 2023г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"
Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» и другие локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность.
Актуальность
Данной программы обусловлена ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувстенного восприятия, фантазии, эмоций, мысли. Через искусство происходит переживание и осмысление жизненных ситуаций и явлений. В процессе репетиций, занятий, театральных игр и упражнений приобретаются навык и публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества. Во время занятий дети учатся использовать все возможности своего тела, голоса, воображения, максимально приближаясь к своему неповторимому Я, к условиям выражения себя как творческой индивидуальности.
Новизна данной программы в том, что в ней сконцентрированы различные виды театральной деятельности.
Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.
Детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у
обучающихсямышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Все это есть в программе «Саквояж».
Целесообразность программы заключается в том, что она способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Интеллектуальный, эмоционально-волевой, социально - психологический, компоненты, заложенные в программе, способствуют адаптации и социализации, как в детском коллективе, так и в жизни каждого обучающегося.
Полученные знания по программе «Саквояж» позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, сформировать умения: сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Вид программы: модифицированная.
Создана на основе различных образовательных ресурсов, имеет наличие материала с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся.
Направленность программы: художественная.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:основы театрального искусства.
Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность – государственный язык Российской Федерации – русский.
Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития индивидуальных особенностей и способностей ребенка, становления самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим. В это время некоторые дети очень подвижны, невнимательны, другие, наоборот, зажаты, робки. Но их объединяет желание играть в театр.
В среднем и старшем школьном возрасте дети начинают ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность смотреть на себя по-новому. Если в младшем школьном возрасте школа социальных чувств – игра, то в среднем и старшем школьном возрасте – общение. Детский театр дает эту возможность почувствовать и познать свою личность, обрести себя.
Срок и объем освоения программы: 3 года, 648 педагогических часов, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 2 год, 216 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 3 год, 216 педагогических часов
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
группы разновозрастные.
Сведения об обеспечении образовательных прав и обязанностей обучающихся:
обучающиеся имеют право выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогом в рамках программы;
дети с ОВЗ имеют право обучаться по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза неделю, по 3 часа.
Календарный учебный график Модуль «Стартовый» - 1годобучения
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма отчетности/ контроля | Группа №1 |
Всего | Теории (часы) | Практи ка (часы) |
Дата |
1 | Вводное занятие. Игры на знакомство. Т.Б. План работы на год. | 3 | 1 | 2 | Опрос.Игра «Продолжи...» | 15.09 |
II | Основы театральнойкультуры. | 18 | 6 | 12 | | |
2 | Беседа«Зарождение искусства». Просмотр презентации «Обряды и ритуалы». Игра «Путешествие на машине времени». | 3 | 1 | 2 | Театр-экспромт «Перед охотой надинозавра»,на блюдение. | 18.09. |
3 | Беседа «Театр как вид искусства». Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический и т.д.) | 3 | 1 | 2 | Кроссворд«Вид ыискусства» Игра «Соединикарти нки». | 20.09. |
4 | Театр Древней Греции. Презентация «Театр Древней Греции» | 3 | 1 | 2 | Викторина, тест«Театрв ДревнейГреци и». | 25.09. |
5 | Русский народный театр. Народные обряды и игры. Скоморшество. | 3 | 1 | 2 | Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» | 27.09. |
6 | Театр и зритель. Этикет в театре. Просмотр в/записи | 3 | 1 | 2 | Викторина(тест) «Этикет в театре». | 2.10 |
| детского спектакля. Новые театральные термины. | | | | | |
7 | Театральное закулисье. Творческая мастерская «Мы художники» | 3 | 1 | 2 | Загадки, творческое задание«Эск из костюмасказочно гогероя». | 04.10. |
III | Техника и культура речи. | 42 | 6 | 36 | | |
8 | Речевой тренинг (дыхание и голос, звукоряд, гласные и согласные и др.) | 3 | 1 | 2 | Речевыеупра жнения,чтени е стихотворений,ск ороговорок. | 09.10. |
9 | Артикуляционная гимнастика. | 3 | - | 3 | | 11.10 |
10 | Дикционные упражнения. | 3 | - | 3 | | 16.10 |
11 | Дикционные упражнения. | 3 | 1 | 2 | | |
12 | Дикционные упражнения. Расширение диапазона и силы голоса. | 3 | 1 | 2 | | 18.10 |
13 | Постановка дыхания. Небылицы, потешки. | 3 | - | 3 | | 23.10 |
14 | Чистоговорки, Скороговорки. | 3 | - | 3 | | 25.10 |
15 | Полетность голоса. Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Стихотворения. | 3 | 30 | 2.30 | | 30.10 |
16 | Работа над художественно литературным произведением. Нормы Произношения. | 3 | 30 | 2.30 | | 01.11 |
17 | Говорим правильно. Логико - интонационная структура речи. Произведения фольклора. | | | | | 08.11. |
18 | Работа над литературным текстом, стихотворением. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. | 3 | 1 | 2 | | 13.11. |
19 | Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. | 3 | - | 3 | | 15.11. |
20 | Аудиозапись и прослушивание. Самоанализ | 3 | 1 | 3 | | 20.11. |
| творческой работы. | | | | | |
21 | Конкурс чтецов. | 3 | - | 3 | | 22.11 |
IV | Ритмопластика | 27 | 3 | 24 | | |
22 | Ритмопластический тренинг.. Пластическая выразительность. Осанка. | 3 | 1 | 2 | Творческие задания- пластические импровизации. | 27.11. |
23 | Беседа «Этюды и его виды». Упражнения. Игровой тренинг. | 3 | 1 | 2 | Викторина «Понятие этюд и его компоненты» | 29.11. |
24 | Упражнения. Игровой тренинг. Этюды На бессловесное действие: | 3 | 1 | 2 | Контроль набессловесное дей ствие. | 04.12. |
25 | Освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация. | 3 | - | 3 | | 06.12. |
26 | Упражнения, Игровой тренинг. Этюд ы на словесное действие. | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение затворческой деятельностью. | 11.12. |
27 | Упражнения, игровой тренинг. | 3 | 1 | 2 | Творческие задания- пластические импровизации | 13.12. |
28 | Упражнения, Игровой тренинг. Этюды на заданную тему. | 3 | 1 | 2 | Контроль, за выполнениемэт юдана развитиефантаз ии и воображения | 18.12. |
29 | Упражнения, Игровой тренинг. Парные этюды. | 3 | - | 3 | | 20.12. |
30 | Упражнения на пластическую выразительность. Работа в группах. | 3 | - | 3 | Контрольные упражнения. | 25.12. |
V | Актерское мастерство. | 57 | 12 | 45 | | |
31 | Актерский тренинг «Общеразвивающие и театральные игры и упражнения» | 3 | 1 | 2 | | 27.12 |
32 | Пластическое решение образа. | 3 | 1 | 2 | | 03.01. |
33 | Сценическое действие. Упражнение «Я в предлагаемых обстоятельствах». | 3 | 1 | 1 | | 08.01. |
34 | Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия «вес», «оценка», «пристройка». | 3 | 1 | 1 | Творческое задание. | 10.01. |
35 | Практическое овладение логикой действий. | 3 | 1 | 2 | Творческое задание. | 15.01. |
36 | Беседа «Круги внимания– малый, средний, большой». Упражнения на внимание. | 3 | 1 | 2 | Контроль Упражнения на внимание. | 17.01. |
37 | Рассказ, упражнения на снятие мышечного зажима. | 3 | 1 | 2 | Творческое задан ие. | 22.01. |
38 | Рассказ «Мимика и жесты». Упражнения. | 3 | 1 | 2 | Анализ Практической работы. | 24.01. |
39 | Рассказ «Импровизация в работе актер а», упражнения. | 3 | 1 | 2 | Выполненение ко нтрольного задания. | 29.01 |
40 | Беседа, этюды. Сценическое действие. | 3 | - | 3 | Этюд, миниатюра. | 31.01. |
41 | Общеразвивающие игры. Шаги и поклоны. | 3 | - | 3 | Творческое задан ие. | 05.02. |
42 | Театральные игры Упражнения на фиксацию точки. | 3 | - | 3 | | 07.02. |
43 | Этюд Практическое задание. Легатированное движение. | 3 | - | 3 | Педагогическое наблюдение. | 12.02. |
44 | Этюд,упражнения. Передний и задний план. | 3 | 1 | 2 | Творческоезадан ие. | 14.02. |
45 | Творческая мастерская Театрализованное представление. | 3 | - | 3 | Анализ дела. | 19.02. |
46 | Творческая мастерская Предлагаемые обстоятельства. | 3 | - | 3 | | 21.02. |
47 | Сочинение сказок на различные темы. | 3 | - | 3 | Театрализованно епредставление | 26.02. |
48 | Практическоезадание Организатор,ведущийигры. | 3 | - | 3 | Сценическое выступление | 28.02. |
49 | Беседа Методикапреподнесения и проведениямассовых игр. | 3 | 1 | 3 | Выполнениеконт рольных заданий. | 04.03. |
50 | Театральные игры. Сюжетно- ролевыеигры. | 3 | - | 3 | Концерт | 06.03. |
VI | Работа над пьесой и спектаклем. | 66 | 10 | 56 | | |
51 | Творческаямастерская Выборпьесы. | 3 | 1 | 2 | Опрос | 11.03. |
52 | Творческаямастерская. Тема, сверхзадача,событийныйряд. | 3 | 1 | 2 | | 13.03. |
53 | Творческаямастерская. Анализпьесыпо событиям. | 3 | 1 | 2 | Творческое задание. | 18.03. |
54 | Творческая мастерская,репетиции. Работа надотдельными эпизодами. | 3 | - | 3 | Показ отрывки изспектакля | 20.03. |
55 | Занятие- репетиция.Массоваясцена. | 3 | - | 3 | Наблюдение,ана лиз | 25.03. |
56 | Творческая мастерская,репетиции. Выразительностьречи, мимики, жестов. | 3 | - | 3 | Наблюдение,ана лиз | 27.03. |
57 | Игровойтренинг. Выразительность речи, мимики,жестов.. | 3 | 1 | 2 | | 01.04. |
58 | Изготовлениедекораций, реквизита. | 3 | 1 | 2 | Творческое задание. | 03.04. |
59 | Творческаямастерская. Изготовлениедекораций, реквизита. | 3 | - | 3 | | 08.04. |
60 | Занятие-репетиция | 3 | 1 | 2 | | 10.04. |
61 | Занятие–репетиция. Прогонные и генеральные репетиции. | 3 | - | 3 | | 15.04. |
62 | Занятие–репетиция. Техническая репетиция. | 3 | - | 3 | | 17.04. |
63 | Занятие репетиция. Прогон с остановками. | 3 | 1 | 2 | | 22.04. |
64 | Прогон спектакля с музыкальным сопровождением. | 3 | - | 3 | | 24.04. |
65 | Прогон спектакля с атрибутами и декорациями. | 3 | 1 | 2 | | 06.05. |
66 | Прогон спектакля со световым решением. | 3 | - | 3 | | 08.05. |
67 | Полный прогон в костюмах. | 3 | - | 3 | | 13.05. |
68 | Разминка. Технический прогон со светом, музыкой. Отработка отдельных сцен. | 3 | 1 | 2 | | 15.05. |
69 | Генеральная репетиция. | 3 | - | 3 | | 22.05. |
70 | Спектакль, театральная гостиная. Показспектакля. | 3 | - | | Показспектакля. | 25.05. |
71 | Анализ показа спектакля. Просмотр видео сьемки спектакля. | 3 | 1 | 2 | | 27.05. |
72 | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 | | 29.05 |
| Оформление альбома «Наш театр». | | | | | |
| Итого: | 216 | 38 | 178 | | |
Предметные результаты первого года обучения:
Знать:
Историю возникновения театрального искусства.
Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера»,
«Сцена», «Актер», «Режиссер», «Бутафор», «Гример».
Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
Правила зрительского этикета.
Уметь:
Определять замысел, сценическую задачу этюда.
Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.
Коллективно выполнять задания.
Управлять своим дыханием и голосом. Формулировать и выражать свою мысль.
Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
Список литературы
Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб.пособие для студентов театр. вузов исред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд-ние,2010.-238с.
Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н.Бауэн.-М.: НТПресс,2007. -432с.
Березкин,В.И.Искусствосценографиимировоготеатра:втораяпол овинаХХ в.: В зеркале Праж.Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-тискусствознанияМ-вакультуры РФ.-М.: УРСС,2011.- 807 с.
Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-воКаз.ун-та,2013.-187с.
Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ"отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С.52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография - дизайнерствомилисодержательным элементом спектакля.
БеляевД.А.Историякультурыиискусств:словарьтерминовипонят ий,учебноепособие /Д.А.Беляев Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина,2013.-81с.
Буйлова,Л.Н.Технологияразработкииоценкикачествадополните льныхобщеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России,2015.– 272с.
Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А.Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школасценического мастерства).
Головня,В.В.Древнегреческийтеатр/В.В.Головнявкн.:Историяза рубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. -400с.
Карпов Н. В.Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов /Н.В.Карпов.-М.,2015.-200с.
КузнецоваН.А.Управлениеметодическойработойвучреждениях дополнительногообразованиядетей[Текст]:пособиедляруководителейипе дагогов/Н.А.Кузнецова,Д.Е.Яковлев. -М.:Айрис-пресс,2014.-96с.
Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.: Алетейя.Богослужебныеи сценическиедревности, 2007-317с.
МедведеваИ.А.
Улыбкасудьбы.Ролиихарактеры.[Текст]:пособиедлявузов/ И.А.Медведева.-М.:Линка -ПРЕСС,2012.-240с.