СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа для театрального объединения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на возраст от 11-17 лет, для обучающихся,  которые имеют основы театрального искусства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для театрального объединения»

Комитет по образованию администрации Топчихинского района Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Топчихинский Детско – юношеский центр»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы художественной направленности

«САКВОЯЖ»





Возраст учащихся: 11 - 17лет Срок реализации: 3 года


Автор - составитель:

Ткаченко Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования











с. Топчиха, 2023г.

Пояснительная записка


Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года N 32Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"

  • Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

  • Устав МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» и другие локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность.


Актуальность

Данной программы обусловлена ее практической значимостью. У детей происходит развитие чувстенного восприятия, фантазии, эмоций, мысли. Через искусство происходит переживание и осмысление жизненных ситуаций и явлений. В процессе репетиций, занятий, театральных игр и упражнений приобретаются навык и публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества. Во время занятий дети учатся использовать все возможности своего тела, голоса, воображения, максимально приближаясь к своему неповторимому Я, к условиям выражения себя как творческой индивидуальности.

Новизна данной программы в том, что в ней сконцентрированы различные виды театральной деятельности.

Единство речи, игры и движения – универсальное средство эмоционального и физического развития, нравственного и художественного воспитания детей, формирующее внутренний мир человека.

Детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у

обучающихсямышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию. Все это есть в программе «Саквояж».

Целесообразность программы заключается в том, что она способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Интеллектуальный, эмоционально-волевой, социально - психологический, компоненты, заложенные в программе, способствуют адаптации и социализации, как в детском коллективе, так и в жизни каждого обучающегося.

Полученные знания по программе «Саквояж» позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, сформировать умения: сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Вид программы: модифицированная.

Создана на основе различных образовательных ресурсов, имеет наличие материала с учетом особенностей возраста и уровня подготовки обучающихся.

Направленность программы: художественная.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:основы театрального искусства.

Язык, на котором осуществляется образовательная деятельность – государственный язык Российской Федерации – русский.

Адресат программы:

Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития индивидуальных особенностей и способностей ребенка, становления самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим. В это время некоторые дети очень подвижны, невнимательны, другие, наоборот, зажаты, робки. Но их объединяет желание играть в театр.

В среднем и старшем школьном возрасте дети начинают ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него жизненным опытом, дает возможность смотреть на себя по-новому. Если в младшем школьном возрасте школа социальных чувств – игра, то в среднем и старшем школьном возрасте – общение. Детский театр дает эту возможность почувствовать и познать свою личность, обрести себя.

Срок и объем освоения программы: 3 года, 648 педагогических часов, из них:

    • «Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

    • «Базовый уровень» - 2 год, 216 педагогических часов;

    • «Базовый уровень» - 3 год, 216 педагогических часов


Форма обучения: очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

группы разновозрастные.

Сведения об обеспечении образовательных прав и обязанностей обучающихся:
      • обучающиеся имеют право выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогом в рамках программы;

      • дети с ОВЗ имеют право обучаться по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза неделю, по 3 часа.



Календарный учебный график Модуль «Стартовый» - 1годобучения


п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма отчетности/ контроля

Группа

№1

Всего

Теории (часы)

Практи ка

(часы)

Дата

1

Вводное занятие. Игры на

знакомство. Т.Б. План работы на год.

3

1

2

Опрос.Игра

«Продолжи...»

15.09

II

Основы театральнойкультуры.

18

6

12



2

Беседа«Зарождение искусства». Просмотр презентации

«Обряды и ритуалы». Игра

«Путешествие на машине времени».

3

1

2

Театр-экспромт

«Перед охотой надинозавра»,на блюдение.

18.09.

3

Беседа «Театр как вид искусства». Просмотр отрывков из спектаклей

(кукольный театр, драматический и т.д.)

3

1

2

Кроссворд«Вид ыискусства» Игра

«Соединикарти нки».

20.09.

4

Театр Древней Греции. Презентация «Театр Древней Греции»

3

1

2

Викторина, тест«Театрв ДревнейГреци и».

25.09.

5

Русский народный театр. Народные обряды и игры. Скоморшество.

3

1

2

Инсценировка

«Ярмарка с Петрушкой»

27.09.

6

Театр и зритель. Этикет в театре. Просмотр в/записи

3

1

2

Викторина(тест)

«Этикет в театре».

2.10


детского спектакля. Новые

театральные термины.






7

Театральное закулисье. Творческая мастерская «Мы художники»

3

1

2

Загадки, творческое задание«Эск из

костюмасказочно гогероя».

04.10.

III

Техника и культура речи.

42

6

36



8

Речевой тренинг (дыхание и голос, звукоряд, гласные и согласные и др.)

3

1

2

Речевыеупра жнения,чтени е

стихотворений,ск ороговорок.

09.10.

9

Артикуляционная гимнастика.

3

-

3


11.10

10

Дикционные упражнения.

3

-

3


16.10

11

Дикционные упражнения.

3

1

2



12

Дикционные упражнения. Расширение диапазона и силы голоса.

3

1

2


18.10

13

Постановка дыхания.

Небылицы, потешки.

3

-

3


23.10

14

Чистоговорки,

Скороговорки.

3

-

3


25.10

15

Полетность голоса.

Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация.

Стихотворения.

3

30

2.30


30.10

16

Работа над художественно литературным произведением. Нормы

Произношения.

3

30

2.30


01.11

17

Говорим правильно. Логико - интонационная структура речи. Произведения

фольклора.





08.11.


18

Работа над литературным текстом, стихотворением. Индивидуальная и подгрупповая работа над

выбранным материалом.

3

1

2


13.11.

19

Индивидуальная и

подгрупповая работа над выбранным материалом.

3

-

3


15.11.

20

Аудиозапись и

прослушивание. Самоанализ

3

1

3


20.11.



творческой работы.






21

Конкурс чтецов.

3

-

3


22.11

IV

Ритмопластика

27

3

24



22

Ритмопластический тренинг.. Пластическая выразительность. Осанка.

3

1

2

Творческие задания- пластические

импровизации.

27.11.

23

Беседа «Этюды и его виды». Упражнения. Игровой

тренинг.

3

1

2

Викторина

«Понятие этюд и его компоненты»

29.11.

24

Упражнения. Игровой тренинг. Этюды

На бессловесное действие:

3

1

2

Контроль набессловесное дей ствие.

04.12.

25

Освобождение мышц от

напряжения и зажимов, релаксация.

3

-

3


06.12.

26

Упражнения,

Игровой тренинг. Этюд ы на словесное действие.

3

1

2

Педагогическое наблюдение

затворческой деятельностью.

11.12.

27

Упражнения,

игровой тренинг.

3

1

2

Творческие задания-

пластические импровизации

13.12.

28

Упражнения,

Игровой тренинг.

Этюды на заданную тему.

3

1

2

Контроль, за

выполнениемэт юдана развитиефантаз ии и

воображения

18.12.

29

Упражнения,

Игровой тренинг.

Парные этюды.

3

-

3


20.12.

30

Упражнения на пластическую

выразительность. Работа в группах.

3

-

3

Контрольные упражнения.

25.12.

V

Актерское мастерство.

57

12

45



31

Актерский тренинг

«Общеразвивающие и театральные игры и упражнения»

3

1

2


27.12

32

Пластическое решение

образа.

3

1

2


03.01.

33

Сценическое действие. Упражнение «Я в предлагаемых

обстоятельствах».

3

1

1


08.01.


34

Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия «вес», «оценка»,

«пристройка».

3

1

1

Творческое задание.

10.01.

35

Практическое овладение

логикой действий.

3

1

2

Творческое задание.

15.01.

36

Беседа «Круги внимания– малый, средний, большой».

Упражнения на внимание.

3

1

2

Контроль Упражнения на внимание.

17.01.

37

Рассказ, упражнения на

снятие мышечного зажима.

3

1

2

Творческое задан

ие.

22.01.

38

Рассказ «Мимика

и жесты». Упражнения.

3

1

2

Анализ

Практической работы.

24.01.

39

Рассказ «Импровизация в работе актер а», упражнения.

3

1

2

Выполненение ко нтрольного задания.

29.01

40

Беседа, этюды.

Сценическое действие.

3

-

3

Этюд, миниатюра.

31.01.

41

Общеразвивающие игры. Шаги и поклоны.

3

-

3

Творческое задан ие.

05.02.

42

Театральные игры Упражнения на фиксацию

точки.

3

-

3


07.02.

43

Этюд Практическое задание.

Легатированное движение.

3

-

3

Педагогическое

наблюдение.

12.02.

44

Этюд,упражнения. Передний

и задний план.

3

1

2

Творческоезадан ие.

14.02.

45

Творческая мастерская Театрализованное

представление.

3

-

3

Анализ дела.

19.02.

46

Творческая мастерская Предлагаемые

обстоятельства.

3

-

3


21.02.

47

Сочинение

сказок на различные темы.

3

-

3

Театрализованно епредставление

26.02.

48

Практическоезадание Организатор,ведущийигры.

3

-

3

Сценическое выступление

28.02.

49

Беседа Методикапреподнесения и

проведениямассовых игр.

3

1

3

Выполнениеконт рольных заданий.

04.03.

50

Театральные игры. Сюжетно- ролевыеигры.

3

-

3

Концерт

06.03.

VI

Работа над пьесой и спектаклем.

66

10

56



51

Творческаямастерская Выборпьесы.

3

1

2

Опрос

11.03.


52

Творческаямастерская. Тема, сверхзадача,событийныйряд.

3

1

2


13.03.

53

Творческаямастерская. Анализпьесыпо событиям.

3

1

2

Творческое задание.

18.03.

54

Творческая мастерская,репетиции. Работа надотдельными эпизодами.

3

-

3

Показ отрывки изспектакля

20.03.

55

Занятие-

репетиция.Массоваясцена.

3

-

3

Наблюдение,ана лиз

25.03.

56

Творческая мастерская,репетиции. Выразительностьречи,

мимики, жестов.

3

-

3

Наблюдение,ана лиз

27.03.

57

Игровойтренинг.

Выразительность

речи, мимики,жестов..

3

1

2


01.04.

58

Изготовлениедекораций, реквизита.

3

1

2

Творческое задание.

03.04.

59

Творческаямастерская. Изготовлениедекораций,

реквизита.

3

-

3


08.04.

60

Занятие-репетиция

3

1

2


10.04.

61

Занятие–репетиция. Прогонные и генеральные

репетиции.

3

-

3


15.04.

62

Занятие–репетиция.

Техническая репетиция.

3

-

3


17.04.

63

Занятие репетиция. Прогон с

остановками.

3

1

2


22.04.

64

Прогон спектакля с

музыкальным сопровождением.

3

-

3


24.04.

65

Прогон спектакля с

атрибутами и декорациями.

3

1

2


06.05.

66

Прогон спектакля со

световым решением.

3

-

3


08.05.

67

Полный прогон в костюмах.

3

-

3


13.05.

68

Разминка. Технический прогон со светом, музыкой.

Отработка отдельных сцен.

3

1

2


15.05.

69

Генеральная репетиция.

3

-

3


22.05.

70

Спектакль, театральная

гостиная. Показспектакля.

3

-


Показспектакля.

25.05.

71

Анализ показа спектакля. Просмотр видео сьемки

спектакля.

3

1

2


27.05.

72

Итоговое занятие.

3

-

3


29.05



Оформление альбома «Наш

театр».







Итого:

216

38

178




Предметные результаты первого года обучения:


Знать:
      • Историю возникновения театрального искусства.

      • Театральные термины: «Афиша», «Антракт», «Премьера»,

«Сцена», «Актер», «Режиссер», «Бутафор», «Гример».

      • Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».

      • Правила зрительского этикета.

Уметь:
      • Определять замысел, сценическую задачу этюда.

      • Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.

      • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.

      • Коллективно выполнять задания.

      • Управлять своим дыханием и голосом. Формулировать и выражать свою мысль.

      • Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).

      • Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.

      • Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».

      • Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

      • Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.


Список литературы


        1. Базанов, В. В. Сцена XX века: учеб.пособие для студентов театр. вузов исред. спец. учеб. заведений / В. В. Базанов. - Ленинград: Искусство, Ленингр. отд-ние,2010.-238с.

        2. Бауэн, Н. Игры со светом в 3ds max. Освещение и световые эффекты / Н.Бауэн.-М.: НТПресс,2007. -432с.

        3. Березкин,В.И.Искусствосценографиимировоготеатра:втораяпол овинаХХ в.: В зеркале Праж.Квадриеннале 1967-1999 гг. / В.И. Березкин; Гос. ин-тискусствознанияМ-вакультуры РФ.-М.: УРСС,2011.- 807 с.

        4. Благов, Ю.А. В содружестве с Мельпоменой / Ю.А. Благов - Казань: Изд-воКаз.ун-та,2013.-187с.

        5. Бланк, Б. В защиту дизайнерской сценографии / Б. Бланк, на вопр. "ДИ"отвечает худож. и реж. Борис Бланк // Декоративное искусство. - 2014. - N 2. - С.52-55 Беседа о том, чем должна быть современная сценография - дизайнерствомилисодержательным элементом спектакля.

        6. БеляевД.А.Историякультурыиискусств:словарьтерминовипонят ий,учебноепособие /Д.А.Беляев Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина,2013.-81с.

        7. Буйлова,Л.Н.Технологияразработкииоценкикачествадополните льныхобщеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы.Методическое пособие [Текст] / Л.Н. Буйлова. Педагогическое общество России,2015.– 272с.

        8. Гвоздев, А. А. История европейского театра: театр эпохи феодализма / А.А.Гвоздев. - Москва: URSS; Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2013. - 330 с.: ил.- (Школасценического мастерства).

        9. Головня,В.В.Древнегреческийтеатр/В.В.Головнявкн.:Историяза рубежного театра. Театр Западной Европы, т.1, с. 11-54. - М. Искусство 2013. -400с.

        10. Карпов Н. В.Уроки сценического движения [Текст]: пособие для вузов /Н.В.Карпов.-М.,2015.-200с.

        11. КузнецоваН.А.Управлениеметодическойработойвучреждениях дополнительногообразованиядетей[Текст]:пособиедляруководителейипе дагогов/Н.А.Кузнецова,Д.Е.Яковлев. -М.:Айрис-пресс,2014.-96с.

        12. Латышев, В.В. Очерк греческих древностей / В.В. Латышев - СПб.: Алетейя.Богослужебныеи сценическиедревности, 2007-317с.

        13. МедведеваИ.А.

Улыбкасудьбы.Ролиихарактеры.[Текст]:пособиедлявузов/ И.А.Медведева.-М.:Линка -ПРЕСС,2012.-240с.

        1. НикитинаА.Б.Театр,гдеиграютУчащиеся[Текст]:учебно- методическоепособие/ А.Б.Никитина.-М.: Владос,2014.-288с.