Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 270
Красносельского района Санкт-Петербурга
имени А.Е. Березанского
принято утверждено
Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ № 270
ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга
Решение от _______________ _____________Е.В. Журавлева
протокол № _______ Приказ от ___________ № _____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«ЛАБОРАТОРИЯ МОДНЫХ УВЛЕЧЕНИЙ»
Возраст учащихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Роганова Наталья Николаевна педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа «Лаборатория модных увлечений» соответствует художественной направленности.
Актуальность программы .
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, чтобы быть востребованным в современном обществе, молодым людям необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми они обладают.
Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Актуальность данной работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.
Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют приобщению учащихся к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира. Данная программа позволяет многим учащимся найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.
Через занятия по программе у детей развиваются такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Способности к творчеству (креативность) следует рассматривать как особое качество личности, характеризующейся способностью к саморазвитию.
Адресат программы.
В объединении могут заниматься обучающиеся от 7 до 14 лет, с разным уровнем подготовки. Программа предусматривает демократичность, непрерывность и преемственность обучения и воспитания.
Объём и срок реализации программы.
Наименование дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы/направленность | 1 год обучения |
«Лаборатория модных увлечений» художественной направленности. | 144 |
Режим работы |
2 раза в неделю по 2 часа |
Цель программы.
Создание условий для творческого развития личности и воспитания эмоциональной культуры ребенка, самореализации, посредством освоения различных техник и технологий декоративно-прикладного творчества.
Задачи образовательной программы:
Обучающие:
направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
Воспитательные:
приобщить обучающихся к системе культурных ценностей,
отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и
отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных
ценностях и их дальнейшем обогащении;
нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия,
веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к
людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры
воспитанности);
совместной творческой деятельности;
воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и
любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию;
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого
обучающегося: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный
вкус;
способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности
к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства
собственного достоинства, самоуважения;
развивать образное и пространственное мышление, память,
воображение, внимание;
развивать потребность к творческому труду, стремление
преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных
целей;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать моторику рук, глазомер.
Условия реализации программы.
Условия набора в коллектив: В объединение принимаются все желающие. Набор производится на основании заявлений.
Условия формирования группы: Принимаются обучающиеся 7-14 лет, имеющие разный уровень подготовки. Предусмотрен дополнительный набор обучающихся в течение учебного года, на тех же условиях.
Количество детей в группе: Группы формируются на 1-м году обучения – не менее 15 человек. Срок реализации программы – один год (144 часов).
Особенности организации образовательного процесса.
Основной вид деятельности при реализации данной программы – художественное конструирование и дизайн. Данные виды художественной деятельности предполагают знакомство и работу с самыми различными материалами: бумагой, бисером, ниткой, фольгой, гипсом, воском, природными материалами, тканью и многими другими.
Данная программа направлена на эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, он способствует раскрытию творческого потенциала личности, внести вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа в интерактивной форме. Занятия в кружке предполагают изучение различных материалов, методов их обработки и изготовление изделий из данных материалов. Преподавание нового теоретического материала проводиться в форме лекции или беседы продолжительностью 15-20 минут. Для закрепления теоретического материала применяется метод фронтального опроса и небольших заданий, выполняемых в течение нескольких минут.
Формы организации учебной деятельности.
● индивидуальная;
●групповая (или в парах);
●фронтальная;
●конкурс;
●выставка.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
●объяснительно-иллюстративный;
●репродуктивный;
●проблемный;
●частично поисковый или эвристический;
●исследовательский.
Методы проведения занятия.
Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает обучающимся о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
Материально-техническое оснащение.
1. мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
2. классное помещение;
3. электрическая плита;
4. швейная машина с электроприводом;
5. стулья, парты и настольные лампы дневного света по числу учащихся; 6. доска или стенд для крепления наглядного материала.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- формирование всесторонне развитой культурной личности;
- развитие умения чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей;
- формирование гражданских и патриотических чувств.
Метапредметные результаты:
- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля, выработают приемы бесконфликтного поведения со сверстниками;
- развитие интереса к самому себе как субъекту культуры,
- формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе;
Предметные результаты:
- иметь представление о технике безопасности и организации рабочего места;
- ознакомится с материалами различных видов;
- освоить технологию изготовления различных косметических средств, свечей;
- освоить технологию изготовления текстильного изделия и изделия с применением различных видов ткани (лоскутное шитьё);
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- знать правила техники безопасности;
- способы сборки деталей в готовое изделие;
- уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;
- умет находить информацию о форме, размерах, назначении выполняемых изделий ;
- уметь подбирать материал;
- уметь подготавливать шаблоны для изделия;
- выполнять работы по сборке изделия ;
- уметь работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Всего | Формы промежуточной аттестации, контроля и фиксации результата. |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности | 2 | 2 | 4 | Анкетирование. Самооценка. |
2. | Работа с различными видами теста. | 6 | 14 | 20 | Опрос. Текущий контроль. Практическая работа. Самооценка. |
3. | Работа со свечной и мыльной основами, с воском. | 6 | 22 | 28 | Опрос. Тестовые задания. Практическая работа. Самооценка. Анализ педагога. |
4. | Работа с бисером, бусинами, пайетками и бумагой. | 6 | 18 | 24 | Текущий контроль. Опрос. Практическая работа. Самоанализ и анализ педагога. |
5. | Работа с тканью. | 20 | 44 | 64 | Текущий контроль. Опрос. Практическая работа. Самоанализ и анализ педагога. |
6. | Итоговое занятие. | - | 4 | 4 | Самоанализ. Анализ педагога. Представление своих работ. Итоговая выставка. |
| Итого: | 40 | 104 | 144 | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Задачи:
- образовательные:
ознакомить с историей развития мыловарения, свечеварения, лоскутного шитья;
научить основам композиции, цветоведения;
обучить читать и создавать чертежи одежды с учетом особенностей фигуры;
- развивающие:
развивать познавательный интерес к мыловарению, свечеварению, лоскутному шитью, моделированию и дизайну одежды;
способствовать развитию внимательности и аккуратности;
содействовать формированию художественного вкуса.
- воспитательные:
воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения,
научить учащихся соизмерять свои возможности с желаниями, ставить перед собой реальные задачи, добиваться поставленной цели;
воспитывать бережное и экономное отношение к используемому материалу;
прививать основы культуры труда.
Основные формы проведения занятий:
теоретическая — беседа (дискуссионные), интерактивная лекция.
практическая – игровая, мастер-классы, экскурсии, творческие задания.
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Теория: Беседа по технике безопасности. Цель и задачи объединения. Знакомство с программой.
Практика: Упражнения-игра «Давайте познакомимся». Самопрезентация учащихся. Демонстрация изделий.
2. Виды теста. Инвентарь и приспособления для приготовления теста.
Теория: Виды и теста и выпечки. Качество продуктов для выпечки. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для приготовления различных видов теста. Организация рабочего места. Условные обозначения и терминология. Правила техники безопасности.
3. Изготовление изделий из различных видов теста.
Теория: Технология приготовления изделий из пресного, песочного и пряничного теста. Технология приготовления тортов и пирожных без выпечки. Технология изготовления глазури и кремов. Технология декорирования и отделки выпечки, тортов и пирожных.
Практика: изготовление изделий из различных видов теста, изготовление пряников, изготовление кондитерских изделий без выпечки.
4. История мыловарения.
Теория: Сведения из истории. История возникновения и первое упоминание о мыле. Инструменты и материалы для мыловарения. Организация рабочего места. Условные обозначения и терминология. Правила техники безопасности.
5. Изготовление жидкого мыла.
Теория: Технология изготовления жидкого мыла. Основные ингредиенты и инструменты, особенности хранения готового жидкого мыла.
Практика: выполнение работ по изготовлению жидкого мыла.
6. Изготовление мыла «с нуля».
Теория: Особенности изготовления мыла с нуля: отличия от других способов изготовления, материалы и инструменты. Правила безопасности при изготовлении мыла с нуля. Пять этапов изготовления мыла с нуля. Поэтапное изготовление мыла.
Практика: поэтапно изготовить мыло «с нуля».
7. Изготовление декоративного мыла.
Теория: Технология изготовления декоративного мыла. Основные материалы и вещества для декорирования мыла.
Практика: самостоятельное изготовление декоративного мыла.
8. История свечи от Египта до Франции. Основные компоненты и методы изготовления свечей, инструменты и материалы . Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
Теория: История возникновения свечного дела в Египте, Китае, Европе. Современные компоненты и методы изготовления свечей, инструменты и материалы . Правила организации рабочего места. Правила техники безопасности.
9. Изготовление гелевых свечей.
Теория: Технология изготовления свечного геля и фитиля. Выбор формы и декоративных элементов. Заливка свечи в подготовленную форму.
Практика: изготовление гелевой свечи.
10. Изготовление цветных свечей.
Теория: Технология изготовления цветных (многослойных) свечей с использованием восковых мелков (карандашей).
Практика: изготовление многослойной свечи.
11. Изготовление свечей с добавлением ароматизаторов и декоративных элементов.
Теория: Технология изготовления свечей с использованием натуральных ароматизаторов. Особенности заливки свечей с декоративными элементами. Практика: самостоятельное изготовление свечи с декоративными элементами.
12. Посещение музея декоративно-прикладного творчества.
13. Изготовление декоративных украшений с использованием бисера, бусин, креповой бумаги и пайеток.
Теория: Сведения из истории. Знакомство с различными видами бисера, бусин, пайеток, бумаги; типы нитей и проволоки, инструменты и приспособления. Правила организации рабочего места. Условные обозначения и терминология. Знакомство с различными техниками плетения, показ образцов плетения. Знакомство со схемами плетения. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.
Практика: изготовление украшений и элементов декора с использованием креповой бумаги, бисера, бусин и пайеток.
14. Работа с тканью. Изготовление декоративных украшений с использованием различных видов ткани.
Теория: История возникновения ткани, ее свойства и особенности работы с ней. Знакомство с приспособлениями и инструментами применяемыми в работе с тканью. Правила организации рабочего места. Правила техники безопасности.
Практика: изготовление декоративных украшений с использованием различных видов ткани.
15. Основы конструирования одежды.
Теория: Культура одежды. Понятия «Мода, силуэт, стиль». Правила безопасной работы на швейной машине, с острыми и режущими предметами, при влажно- тепловой обработке изделий. Конструирование поясных и плечевых изделий. Расчёт и построение чертежа основы конструкции одношовного втачного рукава.
16. Изготовление самостоятельно смоделированного изделия.
Теория: Моделирование поясных и плечевых изделий с учётом размеров фигуры. Нагрудная и талиевая вытачка. Моделирование рельефов. Моделирование рукава. Конструирование и моделирование декоративных подушек.
Практика: Выкройка и пошив изделия.
17. Посещение ярмарки декоративно-прикладного творчества.
18. Декорирование и отделка изделия.
Теория: Художественное оформление швейного изделия: вышивка, накладные и отлетные детали, аппликация, фурнитура, опояски, кружево, ленты, оборки, рюши, воланы, ленты, банты. Практика: отделка изделия одним из способов художественного оформления работы.
19. История появления и развития лоскутной техники кинусайг. Инструменты и материалы для работы в технике кинусайг.
Теория: История возникновения и развития лоскутной техники кинсайг. Знакомство с материалами и инструментами применяемыми в работе . Правила организации рабочего места. Правила техники безопасности.
20. Создание лоскутного панно в технике кинусайга.
Теория: Подготовка основы для панно из листа пенопласта и картона. Подготовка рисунка будущего панно. Подготовка материала и инструментов для создания панно. Перенос рисунка на основу панно. Нанесение борозд для фиксации лоскутов ткани на основе. Крепление лоскутов ткани к панно. Оформление панно рамкой. Окончательная отделка тыльной стороны панно.
Практика: изготовление панно.
21. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов.
Практика: Организация выставки лучших работ учащихся, награждение.
Формы прогнозируемых результатов.
При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов: тесты, практические работы и зачетные задания, позволяющие оценить практические умения и теоретические знания; а также участие в школьных мероприятиях, в выставках и конкурсах.
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Входная диагностика.
Проводится в сентябре с целью выявления первоначальных возможностей детей методом тестирования и собеседования.
Формы: педагогические наблюдения; собеседование; оценка предоставленных работ учащихся.
Текущий контроль.
Осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.
Формы: педагогические наблюдения, опрос, выполнение практических заданий, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимся качества выполнения работ.
Промежуточный контроль.
Предусмотрен по итогам изучения раздела. Выполнение практических заданий, устный и письменный опрос (в игровых формах), выполнение тестовых заданий, творческий показ, выставка, конкурс, презентация проектов.
Итоговый контроль.
Предусмотрен в конце учебного года (май). Уровень освоения программы осуществляется посредством участия обучающихся в выставке, презентация своих работ за год, участие в конкурсах и конференциях, проведения открытого занятия.
Критерии для определения результатов и качества образовательно-воспитательного процесса.
Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показателю. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, который заносится в графу «Итог освоения программы в баллах». Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале:
если среднеарифметический балл обучающегося составил
от 1 до 2,5 – уровень низкий
от 2,6 до 4 – уровень средний
от 4,1 до 5 – уровень высокий
Оценка знаний и представлений обучающихся.
Теоретическая часть.
Критерии оценки | Уровень |
Высокий | Средний | Низкий |
1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) логичность и литературность речи. | В ответе обучающегося: 1) Материал изложен полностью, даны точные понятия; 2) Приведены обоснования собственных суждений, уверенно применяются знания на практике, приведены собственные примеры; 3) Материал излагается последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. | Обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для высокого уровня, но допускает 1 — 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и речевом оформлении ответа. | Ответ обучающегося обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но: 1) Излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировке терминов; 2) Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; 3) Излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в речи, оформлении ответа. |
Оценка умений практической деятельности в соответствии с программой.
Критерии оценки | Уровень |
Высокий | Средний | Низкий |
1). Самостоятельность и объем выполненной работы, получение планируемого результата; 2). Соблюдение технологической последовательности 3). Соблюдение правил техники безопасности; 4). Качество полученного результата, аккуратность работы; 5). Объективность самоанализа, рефлексии. | 1). Выполнил работу правильно и в полном объеме; 2). Технологическая последовательность соблюдена; 3). Полностью соблюдены правила техники безопасности; 4). Работа аккуратна, качественна; 5). Правильно выполняет анализ ошибок, объективен в оценке работы. | Выполнены требования, но допущены незначительные недочеты или мелкая ошибка. | 1). Работа выполнена не полностью; 2). В процессе работы допущены ошибки. |
Методическое обеспечение.
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение |
1. | Вводное занятие | Урок – беседа. Упражнение-игра. Инструктаж информирование. | Групповое занятие. Игровые приемы. | Иллюстрации, предметы. | Рассказ, беседа, игра, анкетирование, самопрезентация. | Компьютер, экран, проектор. |
2. | Работа с различными видами теста. | Урок – рассказ (интерактивная лекция), беседа, мастер-класс, занятие художественная мастерская, занятие-практикум. | Демонстрация иллюстративного материала, беседа, показ приёмов работы. | Демонстрационный материал, иллюстрации, видео-, компьютерные презентации, материалы для творческой работы. | Беседа, самоанализ деятельности, мини-выставка работ. | Компьютер, экран, проектор, электрическая плита. |
3. | Работа со свечной и мыльной основами, с воском. | Урок – презентация, теоретическая, практическая, игровая, творческая мастерская. | Игровые приемы, беседа, демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы. | Видео-, компьютерные презентации, демонстрационный материал, материалы для творческой работы. | Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы, тестовые задания, самостоятельная работа, мини-выставка работ. | Компьютер, экран, проектор, электрическая плита. |
4. | Работа с бисером, бусинами, пайетками и бумагой. | Урок – рассказ (интерактивная лекция), беседа, мастер-класс, занятие художественная мастерская, занятие-практикум. | Демонстрация иллюстративного материала, беседа, показ приёмов работы. | Демонстрационный материал, иллюстрации, видео-, компьютерные презентации, материалы для творческой работы. | Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы, самостоятельная работа, мини-выставка работ. | Компьютер, экран, проектор. |
5. | Работа с тканью. | Урок – объяснение , беседа, мастер-класс, занятие художественная мастерская, занятие-практикум. | Беседа, демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы. | Компьютерные презентации, демонстрационный материал. | Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы, самостоятельная работа. | Компьютер, экран, проектор, швейная машинка с электроприводом, утюг электрический. |
6. | Итоговое занятие. | Дискуссия. | Беседа. | Демонстрационный стенд, компьютерные презентации. | Обсуждение, сравнение, творческое осмысление и анализ, выставка, награждение. | Компьютер, экран, проектор. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ДЛЯ ПЕДАГОГА
Алексеева Е. В., 10 уроков пэчворка и квилта., Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Амирова Э.К., Сакулина О.В., Сакулин Б.С., Труханова А.Т., Конструирование одежды: Учебник для студ.учреждений сред. проф. образования.– М.: Мастерство: Высшая школа, 2001.
Горичева В.С., Нагибина М.И., «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, «Академия развития», 1998.
Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю., Моделирование и художественное оформление одежды; Учебное пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001.
Костикова И., Школа лоскутной техники., М.: Культура и традиции, 1997.
Лаптева В.А., «Цветочные шары», М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2015.
Лесовская С., «Мыло ручной работы. Пошаговые уроки для начинающих», М., «Эксмо», 2013.
Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: Эксмо, 2006.
Нагибина М.И., «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры», Ярославль, «Академия развития», 1997.
Ноймаер А., «Исскуство вырезания по мылу», Контэнт, 2011.
Петрова О., «Свечи своими руками», М., «АСТ-Пресса Книга», 2014.
Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Рязанова Г., «Варим мыло дома», изд. «Астрель», 2012.
Семенова А., «Цветы из фоамирана», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015.
Токарева Е., «Секреты домашнего мыловарения», М., «Эксмо», 2013.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Гученко И., «Декоративные свечи своими руками», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013.
Жилевска Т., Полный курс кройки и шитья. Конструирование модной одежды., М., «Эксмо», 2017.
Корнилова В. и др., «Мыловарение и другие шалости», «Питер», 2015;
Костикова И., Школа лоскутной техники, М.: Культура и традиции, 1997.
Рихтер К.А., «Красивые топиарии: пошаговые мастер-классы для начинающих», Москва, «Эксмо», 2015