СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ДО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная программа художественной напрвленности. Цель данной программы: создание условий для творческого развития личности и воспитания художественной и эмоциональной культуры ребенка, самореализации, посредством освоения различных техник и технологий декоративно-прикладного творчества.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ДО»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 270

Красносельского района Санкт-Петербурга

имени А.Е. Березанского




принято утверждено

Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ № 270

ГБОУ СОШ № 270 Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга

Решение от _______________ _____________Е.В. Журавлева

протокол № _______ Приказ от ___________ № _____










ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ЛАБОРАТОРИЯ МОДНЫХ УВЛЕЧЕНИЙ»









Возраст учащихся: 7-14 лет

Срок реализации: 1 год





Разработчик: Роганова Наталья Николаевна педагог дополнительного образования





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Лаборатория модных увлечений» соответствует художественной направленности.

Актуальность программы .

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится  разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем, чтобы быть востребованным в современном обществе, молодым людям необходимо уметь  творчески применять те знания и навыки, которыми они обладают.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Актуальность данной работы определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Поэтому поиск оптимальных путей творческого развития детей и подростков в процессе образования, сегодня является одной из социально значимых, приоритетных задач педагогической науки и общества в целом.

Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют приобщению учащихся к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира. Данная программа позволяет многим учащимся найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом.

Через занятия по программе у детей развиваются такие черты характера, как усидчивость, собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Способности к творчеству (креативность) следует  рассматривать как особое качество личности, характеризующейся способностью к саморазвитию.

Адресат программы.

В объединении могут заниматься обучающиеся от 7 до 14 лет, с разным уровнем подготовки. Программа предусматривает демократичность, непрерывность и преемственность обучения и воспитания.


Объём и срок реализации программы.


Наименование дополнительной

общеобразовательной

(общеразвивающей)

программы/направленность

1 год обучения

«Лаборатория модных увлечений» художественной направленности.

144

Режим работы

2 раза в неделю по 2 часа



Цель программы.

Создание условий для творческого развития личности и воспитания эмоциональной культуры ребенка, самореализации, посредством освоения различных техник и технологий декоративно-прикладного творчества.

Задачи образовательной программы:

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с историей и современными

направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами,

инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

  • обучить технологиям разных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • приобщить обучающихся к системе культурных ценностей,

отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и

отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных

ценностях и их дальнейшем обогащении;

  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и

нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия,

веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к

людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры

воспитанности);

  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в

совместной творческой деятельности;

  • воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и

любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию;

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого

обучающегося: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный

вкус;

  • способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности

к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства

собственного достоинства, самоуважения;

  • развивать образное и пространственное мышление, память,

воображение, внимание;

  • развивать потребность к творческому труду, стремление

преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных

целей;

  • развивать положительные эмоции и волевые качества;

  • развивать моторику рук, глазомер.

Условия реализации программы.

Условия набора в коллектив: В объединение принимаются все желающие. Набор производится на основании заявлений.

Условия формирования группы: Принимаются обучающиеся 7-14 лет, имеющие разный уровень подготовки. Предусмотрен дополнительный набор обучающихся в течение учебного года, на тех же условиях.

Количество детей в группе: Группы формируются на 1-м году обучения – не менее 15 человек. Срок реализации программы – один год (144 часов).


Особенности организации образовательного процесса.

Основной вид деятельности при реализации данной программы – художественное конструирование и дизайн. Данные виды художественной деятельности предполагают знакомство и работу с самыми различными материалами: бумагой, бисером, ниткой, фольгой, гипсом, воском, природными материалами, тканью и многими другими.

Данная программа направлена на эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности. Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, он способствует раскрытию творческого потенциала личности, внести вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.

Образовательная программа включает в себя теоретическую и практическую части. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа в интерактивной форме. Занятия в кружке предполагают изучение различных материалов, методов их обработки и изготовление изделий из данных материалов. Преподавание нового теоретического материала проводиться в форме лекции или беседы продолжительностью 15-20 минут. Для закрепления теоретического материала применяется метод фронтального опроса и небольших заданий, выполняемых в течение нескольких минут.


Формы организации учебной деятельности.


● индивидуальная;

●групповая (или в парах);

●фронтальная;

●конкурс;

●выставка.

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

●объяснительно-иллюстративный;

●репродуктивный;

●проблемный;

●частично поисковый или эвристический;

●исследовательский.

Методы проведения занятия.

Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает обучающимся о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Материально-техническое оснащение.

1. мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);

2. классное помещение;

3. электрическая плита;

4. швейная машина с электроприводом;

5. стулья, парты и настольные лампы дневного света по числу учащихся; 6. доска или стенд для крепления наглядного материала.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты:

- формирование всесторонне развитой культурной личности;

- развитие умения чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей;

- формирование гражданских и патриотических чувств.

Метапредметные результаты:

- обучение приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля, выработают приемы бесконфликтного поведения со сверстниками;

- развитие интереса к самому себе как субъекту культуры,

- формирование общей культуры личности, способной адаптироваться в современном обществе;

Предметные результаты:

- иметь представление о технике безопасности и организации рабочего места;

- ознакомится с материалами различных видов;

- освоить технологию изготовления различных косметических средств, свечей;

- освоить технологию изготовления текстильного изделия и изделия с применением различных видов ткани (лоскутное шитьё);

- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

- знать правила техники безопасности;

- способы сборки деталей в готовое изделие;

- уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

- умет находить информацию о форме, размерах, назначении выполняемых изделий ;

- уметь подбирать материал;

- уметь подготавливать шаблоны для изделия;

- выполнять работы по сборке изделия ;

- уметь работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.

































УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Тема

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Всего

Формы промежуточной аттестации, контроля и фиксации результата.

1.

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

4

Анкетирование.

Самооценка.

2.


Работа с различными видами теста.

6

14

20

Опрос. Текущий контроль. Практическая работа. Самооценка.

3.

Работа со свечной и мыльной основами, с воском.

6

22


28

Опрос. Тестовые задания. Практическая работа. Самооценка. Анализ педагога.

4.

Работа с бисером, бусинами, пайетками и бумагой.

6

18

24

Текущий контроль. Опрос. Практическая работа. Самоанализ и анализ педагога.

5.

Работа с тканью.

20

44

64

Текущий контроль. Опрос. Практическая работа. Самоанализ и анализ педагога.

6.


Итоговое занятие.

-

4

4

Самоанализ.

Анализ педагога.

Представление своих работ.

Итоговая выставка.



Итого:

40

104

144


























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Задачи:

- образовательные:

  • ознакомить с историей развития мыловарения, свечеварения, лоскутного шитья;

  • научить основам композиции, цветоведения;

  • обучить читать и создавать чертежи одежды с учетом особенностей фигуры;

- развивающие:

  • развивать познавательный интерес к мыловарению, свечеварению, лоскутному шитью, моделированию и дизайну одежды;

  • способствовать развитию внимательности и аккуратности;

содействовать формированию художественного вкуса.

- воспитательные:

  • воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения,

  • научить учащихся соизмерять свои возможности с желаниями, ставить перед собой реальные задачи, добиваться поставленной цели;

  • воспитывать бережное и экономное отношение к используемому материалу;

прививать основы культуры труда.

Основные формы проведения занятий:

теоретическая беседа (дискуссионные), интерактивная лекция.

практическая – игровая, мастер-классы, экскурсии, творческие задания.

Содержание программы.

1. Вводное занятие.

Теория: Беседа по технике безопасности. Цель и задачи объединения. Знакомство с программой.

Практика: Упражнения-игра «Давайте познакомимся». Самопрезентация учащихся. Демонстрация изделий.

2. Виды теста. Инвентарь и приспособления для приготовления теста.

Теория: Виды и теста и выпечки. Качество продуктов для выпечки. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для приготовления различных видов теста. Организация рабочего места. Условные обозначения и терминология. Правила техники безопасности.

3. Изготовление изделий из различных видов теста.

Теория: Технология приготовления изделий из пресного, песочного и пряничного теста. Технология приготовления тортов и пирожных без выпечки. Технология изготовления глазури и кремов. Технология декорирования и отделки выпечки, тортов и пирожных.

Практика: изготовление изделий из различных видов теста, изготовление пряников, изготовление кондитерских изделий без выпечки.

4. История мыловарения.

Теория: Сведения из истории. История возникновения и первое упоминание о мыле. Инструменты и материалы для мыловарения. Организация рабочего места. Условные обозначения и терминология. Правила техники безопасности.

5. Изготовление жидкого мыла.

Теория: Технология изготовления жидкого мыла. Основные ингредиенты и инструменты, особенности хранения готового жидкого мыла.

Практика: выполнение работ по изготовлению жидкого мыла.

6. Изготовление мыла «с нуля».

Теория: Особенности изготовления мыла с нуля: отличия от других способов изготовления, материалы и инструменты. Правила безопасности при изготовлении мыла с нуля. Пять этапов изготовления мыла с нуля. Поэтапное изготовление мыла.

Практика: поэтапно изготовить мыло «с нуля».

7. Изготовление декоративного мыла.

Теория: Технология изготовления декоративного мыла. Основные материалы и вещества для декорирования мыла.

Практика: самостоятельное изготовление декоративного мыла.

8. История свечи от Египта до Франции. Основные компоненты и методы изготовления свечей, инструменты и материалы . Организация рабочего места. Правила техники безопасности.

Теория: История возникновения свечного дела в Египте, Китае, Европе. Современные компоненты и методы изготовления свечей, инструменты и материалы . Правила организации рабочего места. Правила техники безопасности.

9. Изготовление гелевых свечей.

Теория: Технология изготовления свечного геля и фитиля. Выбор формы и декоративных элементов. Заливка свечи в подготовленную форму.

Практика: изготовление гелевой свечи.

10. Изготовление цветных свечей.

Теория: Технология изготовления цветных (многослойных) свечей с использованием восковых мелков (карандашей).

Практика: изготовление многослойной свечи.

11. Изготовление свечей с добавлением ароматизаторов и декоративных элементов.

Теория: Технология изготовления свечей с использованием натуральных ароматизаторов. Особенности заливки свечей с декоративными элементами. Практика: самостоятельное изготовление свечи с декоративными элементами.

12. Посещение музея декоративно-прикладного творчества.

13. Изготовление декоративных украшений с использованием бисера, бусин, креповой бумаги и пайеток.

Теория: Сведения из истории. Знакомство с различными видами бисера, бусин, пайеток, бумаги; типы нитей и проволоки, инструменты и приспособления. Правила организации рабочего места. Условные обозначения и терминология. Знакомство с различными техниками плетения, показ образцов плетения. Знакомство со схемами плетения. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практика: изготовление украшений и элементов декора с использованием креповой бумаги, бисера, бусин и пайеток.

14. Работа с тканью. Изготовление декоративных украшений с использованием различных видов ткани.

Теория: История возникновения ткани, ее свойства и особенности работы с ней. Знакомство с приспособлениями и инструментами применяемыми в работе с тканью. Правила организации рабочего места. Правила техники безопасности.

Практика: изготовление декоративных украшений с использованием различных видов ткани.

15. Основы конструирования одежды.

Теория: Культура одежды. Понятия «Мода, силуэт, стиль». Правила безопасной работы на швейной машине, с острыми и режущими предметами, при влажно- тепловой обработке изделий. Конструирование поясных и плечевых изделий. Расчёт и построение чертежа основы конструкции одношовного втачного рукава.

16. Изготовление самостоятельно смоделированного изделия.

Теория: Моделирование поясных и плечевых изделий с учётом размеров фигуры. Нагрудная и талиевая вытачка. Моделирование рельефов. Моделирование рукава. Конструирование и моделирование декоративных подушек.

Практика: Выкройка и пошив изделия.

17. Посещение ярмарки декоративно-прикладного творчества.

18. Декорирование и отделка изделия.

Теория: Художественное оформление швейного изделия: вышивка, накладные и отлетные детали, аппликация, фурнитура, опояски, кружево, ленты, оборки, рюши, воланы, ленты, банты. Практика: отделка изделия одним из способов художественного оформления работы.

19. История появления и развития лоскутной техники кинусайг. Инструменты и материалы для работы в технике кинусайг.

Теория: История возникновения и развития лоскутной техники кинсайг. Знакомство с материалами и инструментами применяемыми в работе . Правила организации рабочего места. Правила техники безопасности.

20. Создание лоскутного панно в технике кинусайга.

Теория: Подготовка основы для панно из листа пенопласта и картона. Подготовка рисунка будущего панно. Подготовка материала и инструментов для создания панно. Перенос рисунка на основу панно. Нанесение борозд для фиксации лоскутов ткани на основе. Крепление лоскутов ткани к панно. Оформление панно рамкой. Окончательная отделка тыльной стороны панно.

Практика: изготовление панно.

21. Итоговое занятие.

Теория: Подведение итогов.

Практика: Организация выставки лучших работ учащихся, награждение.


Формы прогнозируемых результатов.

При обучении используются следующие формы диагностики прогнозируемых результатов: тесты, практические работы и зачетные задания, позволяющие оценить практические умения и теоретические знания; а также участие в школьных мероприятиях, в выставках и конкурсах.


ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Входная диагностика.

Проводится в сентябре с целью выявления первоначальных возможностей детей методом тестирования и собеседования.

Формы: педагогические наблюдения; собеседование; оценка предоставленных работ учащихся.

Текущий контроль.

Осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся.

Формы: педагогические наблюдения, опрос, выполнение практических заданий, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимся качества выполнения работ.

Промежуточный контроль.

Предусмотрен по итогам изучения раздела. Выполнение практических заданий, устный и письменный опрос (в игровых формах), выполнение тестовых заданий, творческий показ, выставка, конкурс, презентация проектов.

Итоговый контроль.

Предусмотрен в конце учебного года (май). Уровень освоения программы осуществляется посредством участия обучающихся в выставке, презентация своих работ за год, участие в конкурсах и конференциях, проведения открытого занятия.

Критерии для определения результатов и качества образовательно-воспитательного процесса.

Баллы выставляются каждому обучающемуся по пятибалльной шкале по каждому показателю. Все баллы суммируются, и вычисляется среднеарифметический балл, который заносится в графу «Итог освоения программы в баллах». Уровень освоения программы выставляется по следующей шкале:

если среднеарифметический балл обучающегося составил

от 1 до 2,5 – уровень низкий

от 2,6 до 4 – уровень средний

от 4,1 до 5 – уровень высокий


  1. Оценка знаний и представлений обучающихся.

Теоретическая часть.


Критерии оценки

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осоз­нанности, понимания изученного;

3) логичность и литературность речи.


В ответе обучающегося:

1) Материал изложен полностью, даны точные понятия;

2) Приведены обоснования собственных суждений, уверенно применяются знания на практике, приведены собственные примеры;

3) Материал излагается последова­тельно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


Обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для высокого уровня, но допускает 1 — 2 ошибки, кото­рые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и речевом оформлении ответа.

Ответ обучающегося обнаруживает знание и понима­ние основных положений темы, но:

1) Излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий или формулировке терминов;

2) Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;

3) Излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в речи, оформлении ответа.



  1. Оценка умений практической деятельности в соответствии с программой.

Критерии оценки

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

1). Самостоятельность и объем выполненной работы, получение планируемого результата;

2). Соблюдение технологической последовательности

3). Соблюдение правил техники безопасности;

4). Качество полученного результата, аккуратность работы;

5). Объективность самоанализа, рефлексии.

1). Выполнил работу правильно и в полном объеме;

2). Технологическая последовательность соблюдена;

3). Полностью соблюдены правила техники безопасности;

4). Работа аккуратна, качественна;

5). Правильно выполняет анализ ошибок, объективен в оценке работы.

Выполнены требования, но допущены незначительные недочеты или мелкая ошибка.


1). Работа выполнена не полностью;

2). В процессе работы допущены ошибки.



Методическое обеспечение.

Раздел

или тема программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

(в рамках занятия)

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Техническое оснащение

1.

Вводное занятие

Урок – беседа.

Упражнение-игра.

Инструктаж информирование.

Групповое занятие.

Игровые приемы.


Иллюстрации,

предметы.

Рассказ, беседа, игра,

анкетирование,

самопрезентация.

Компьютер, экран, проектор.

2.

Работа с различными видами теста.

Урок – рассказ (интерактивная лекция), беседа, мастер-класс, занятие художественная мастерская, занятие-практикум.

Демонстрация иллюстративного

материала, беседа, показ приёмов работы.

Демонстрационный материал, иллюстрации, видео-, компьютерные презентации, материалы для творческой работы.

Беседа, самоанализ деятельности, мини-выставка работ.

Компьютер, экран, проектор, электрическая плита.

3.

Работа со свечной и мыльной основами, с воском.

Урок – презентация, теоретическая, практическая,

игровая, творческая мастерская.

Игровые приемы,

беседа, демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы.

Видео-, компьютерные презентации, демонстрационный материал, материалы для творческой работы.

Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы, тестовые задания, самостоятельная работа, мини-выставка работ.

Компьютер,

экран, проектор, электрическая плита.

4.

Работа с бисером, бусинами, пайетками и бумагой.

Урок – рассказ (интерактивная лекция), беседа, мастер-класс, занятие художественная мастерская, занятие-практикум.

Демонстрация иллюстративного

материала, беседа, показ приёмов работы.

Демонстрационный материал, иллюстрации, видео-, компьютерные презентации, материалы для творческой работы.

Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы, самостоятельная работа, мини-выставка работ.

Компьютер,

экран, проектор.

5.

Работа с тканью.

Урок – объяснение , беседа, мастер-класс, занятие художественная мастерская, занятие-практикум.

Беседа, демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы.

Компьютерные презентации, демонстрационный материал.

Сравнение, беседа, творческое осмысление и анализ проделанной работы, самостоятельная работа.

Компьютер,

экран, проектор, швейная машинка с электроприводом, утюг электрический.

6.

Итоговое занятие.

Дискуссия.

Беседа.

Демонстрационный стенд, компьютерные презентации.

Обсуждение, сравнение, творческое осмысление и анализ,

выставка, награждение.

Компьютер,

экран,

проектор.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

ДЛЯ ПЕДАГОГА

Алексеева Е. В., 10 уроков пэчворка и квилта., Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Амирова Э.К., Сакулина О.В., Сакулин Б.С., Труханова А.Т., Конструирование одежды: Учебник для студ.учреждений сред. проф. образования.– М.: Мастерство: Высшая школа, 2001.

Горичева В.С., Нагибина М.И., «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина», Ярославль, «Академия развития», 1998.

Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю., Моделирование и художественное оформление одежды; Учебное пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001.

Костикова И., Школа лоскутной техники., М.: Культура и традиции, 1997.

Лаптева В.А., «Цветочные шары», М., «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2015.

Лесовская С., «Мыло ручной работы. Пошаговые уроки для начинающих», М., «Эксмо», 2013.

Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: Эксмо, 2006.

Нагибина М.И., «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры», Ярославль, «Академия развития», 1997.

Ноймаер А., «Исскуство вырезания по мылу», Контэнт, 2011.

Петрова О., «Свечи своими руками», М., «АСТ-Пресса Книга», 2014.

Рачинская Е.И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

Рязанова Г., «Варим мыло дома», изд. «Астрель», 2012.

Семенова А., «Цветы из фоамирана», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015.

Токарева Е., «Секреты домашнего мыловарения», М., «Эксмо», 2013.

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Гученко И., «Декоративные свечи своими руками», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013.

Жилевска Т., Полный курс кройки и шитья. Конструирование модной одежды., М., «Эксмо», 2017.

Корнилова В. и др., «Мыловарение и другие шалости», «Питер», 2015;

Костикова И., Школа лоскутной техники, М.: Культура и традиции, 1997.

Рихтер К.А., «Красивые топиарии: пошаговые мастер-классы для начинающих», Москва, «Эксмо», 2015