СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Гражданин современной России"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень приятно видеть молодых людей - патриотов своей страны. В программе представлен материал, который поможет разобраться в вопросах, с которыми нашим воспитанникам придется столкнуться в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Гражданин современной России"»



Российская Федерация

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Ростовской области

«НОВОШАХТИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

Растокина Л.Н./_____________

Протокол № ____

от «____» ________ 2019 г.


«Согласовано»

Председатель МС

Бугаенко И.И./____________

Протокол № ____

от «____» ________ 2019 г.


«Утверждаю»

Директор школы-интерната

____________ С.Ю.Аверьянова

Приказ № ____

от «____» ________ 2019 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности патриотического направления

«Гражданин современной России»

9 класс

2019 – 2020 учебный год






Учитель Фёдорова Нина Владимировна

Класс 9



г. Новошахтинск

2019 г

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база при реализации рабочей программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

  • Приказ Минобразования России и науки РФ от 18.05.2015 N 507 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобразования России и науки РФ от 06.10.2009 N 373"

  • Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38, от 05.07.2017 № 629, от 08.05.2019 №233);

  • Основная образовательная программа начального общего образования Новошахтинской школы-интерната на 2019-2020 учебный год

Формирование гражданской ответственности на основе признания прав и свобод личности является одной из важных задач современной российской школы. Программа внеурочной деятельности «Гражданин современной России» составлена на основе программы гражданского образования в Российской Федерации. Наличие у молодежи осознанной гражданской позиции особенно важно сегодня. Быть гражданином – значит быть патриотом, а чтобы быть патриотом, нужно хорошо знать свою Родину. В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, Россия как страна фактически не представлена. Тем самым современный молодой гражданин России не имеет целостного представления о стране, в которой ему предстоит жить и трудиться.

Особенностью курса выступает ярко выраженная региональная составляющая. Обучающиеся смогут познакомиться как с общими тенденциями развития России, так и с их специфическим проявлением в Ростовской области.

Цель курса:

Формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи); создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи курса:

  1. Формировать у обучающихся патриотизм как социальное ответственное гражданство;

  2. Воспитывать у старшеклассников активную жизненную позицию и гражданскую политическую культуру;

  3. Развивать у обучающихся умение работать с различными видами источников.

Программа внеурочной деятельности «Гражданин современной России» рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 день в неделю.

Программа направлена на формирование следующих ценностей: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение и долг перед Отечеством; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; свобода и ответственность: долг перед старшими поколениями и семьёй; межэтнический мир; доверие к людям.


Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Формы проведения занятий: лекции, семинары, дискуссии, урок-практикум; круглый стол

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты: Обучающиеся научатся: Задумываться о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Выражать своё отношение к патриотизму «словесному» и «деятельностному», осознавать свою принадлежность к России, российскому народу; уважительно относиться к символам своей страны, объяснять значение понятия «Родина», признавать важность личного участия в делах во благо Родины;

Обучающиеся получат возможность научиться:

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД

 Обучающиеся научатся: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

предвидеть возможность получения конкретного ответа при изучении нужной темы ;

концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений;

адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения поставленного вопроса, объективную трудность и собственные возможности его решения.

  • Познавательные УУД

Обучающиеся научатся: создавать образцы местной символики, проводить самостоятельно интервью, разрабатывать и представлять мини – проекты, связанные с развитием своего города, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной исторической литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Обучающиеся получат возможность научиться: работать с историческим материалом; объяснять, как патриотизм может проявляться в поступках человека;

  • Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающиеся получат возможность научиться: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Предметные результаты

Обучающиеся научатся:  перечислять и описывать государственные символы России, рассказывать о российской символике: её истории и современности; идентифицировать поступки и дела, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране, называть праздники, связанные со становлением современной государственности, исторических деятелей, внёсших свой вклад в развитие и процветание России, примеры достижений России в мировой истории.

 Обучающиеся получат возможность научиться: работать с историческим материалом своей страны, еще больше любить свою родину и её народ.



Содержание программы «Гражданин современной России»

  1. Введение. Цели и задачи курса. (1 час)

  2. Наша Родина – Россия (4 часа)

Наша Родина-Россия. Официальная государственная символика России. Административно-территориальное деление России. Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – города федерального значения – субъекты Российской Федерации.

  1. Великие национальные достижения (5 часов)

Великие национальные достижения. Достижения в области культуры. Достижения в области образования, науки и техники. Великие достижения Ростовской области.

  1. Государство и гражданское общество в современной России (10 часов)

Государство и гражданское общество в современной России. Президент России – выразитель общенациональных интересов. Государственная власть в России. Местное самоуправление в России. Политические партии. Семинар: «Политические партии России». Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране. Государственная власть в Ростовской области. Местное самоуправление в Ростовской области. Практикум: «Местное самоуправление в Ростовской области».

  1. Мы - граждане Российской Федерации (10часов)

Мы – граждане Российской Федерации. Выборы власти – конституционное право и долг гражданина. Избирательный процесс. Семинар: «Избирательный процесс в России». Практикум: «Работа на выборах». Гражданская политическая культура. Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура».

  1. Исторические развлечения (3 часа)

Викторина: 1) «Моя страна – Россия» 2) «Мой родной город – Новошахтинск». Песни о России, Родине, своем городе.

  1. Круглый стол (1 час)

«Патриотизм молодёжи – будущее России»

Учебно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения занятия

Введение. Цели и задачи курса. (1 час)

1.

Введение. Цели и задачи курса.

1

лекция

Наша Родина – Россия (4 часа)

2.

Наша Родина-Россия

1

лекция

3.

Официальная государственная символика России

1

семинар

4.

Административно-территориальное деление России

1

семинар

5.

Москва и Санкт-Петербург – города федерального значения – субъекты Российской Федерации

1

дискуссия

Великие национальные достижения (5 часов)

6.

Великие национальные достижения

1

семинар

7.

Достижения в области культуры

1

семинар

8.

Достижения в области образования, науки и техники

1

семинар

9.

Великие достижения Ростовской области

1

урок-презентация

10.

Памятные даты и праздничные традиции народов России

1

Урок-презентация

Государство и гражданское общество в современной России (10 часов)

11.

Государство и гражданское общество в современной России

1

лекция

12.

Президент России – выразитель общенациональных интересов

1

лекция

13.

Государственная власть в России

1

семинар

14.

Местное самоуправление в России

1

практикум

15.

Политические партии

1

Урок-презентация

16.

Семинар: «Политические партии России»

1

семинар

17.

Гражданское общество и его роль в развитии демократии в стране

1

семинар

18.

Государственная власть в Ростовской области.

1

семинар

19

Местное самоуправление в Ростовской области.

1

семинар

20.

Практикум: «Местное самоуправление в Ростовской области»

1

практикум

Мы - граждане Российской Федерации (10 часов)

21

Мы – граждане Российской Федерации

1

лекция

22

Выборы власти – конституционное право и долг гражданина

1

лекция

23-24

Избирательный процесс

2

практикум

25

Семинар: «Избирательный процесс в России»

1

семинар

26-27

Практикум: «Работа на выборах»

2

практикум

28-29

Гражданская политическая культура

2

семинар

30

Диспут: «Молодежь и гражданская политическая культура»

1

Диспут

Исторические развлечения (3 часа)


31-32

Викторина: - «Моя страна – Россия» - «Мой родной город – Новошахтинск»

2

Викторина

33

Песни о России, Родине, своем городе

1

Урок-Презентация

Заключение. Круглый стол «Патриотизм молодёжи - будущее России » (1час)

34

Круглый стол «Патриотизм молодежи – будущее России »

1

Круглый стол

Учебно-методический комплекс

Литература для учителя:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2004.

2. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. /Под ред. Е. А. Данилова, О. Е. Кутафина. – М.: Юрид. лит., 1994.

3. Ищенко, В. М. Изучаем конституцию Российской Федерации. – Чебоксары.: КЛИО, 1997.

4. Основы государства и права /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 1996.

5. Правоведение /Под ред. О. Е. Кутафина. – М.: Юрист, 2005. 12

6. Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. –Спб., 2000.

7. Романовский, В. К. Символы российской государственности, 2001.

8. Степанько, С. Н., Правоведение. 8-9 классы. Изучаем конституцию. – Волгоград: Учитель, 2007.



Литература для обучающихся:

1. Автономов В. С. Мир и Россия. Материалы для размышления и дискуссий. М., 1999

2. Алексеев С. С., Право: законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения, 9 – 11 классы, М., 1998.

3. Введение в обществознание, 8 – 9 класс, под редакцией Боголюбова Л. Н., М., 2002.

4. Иовщик Т. А., Пригодин Е. Г., Башев В. В., Дорохова А. В., Ходос Е. А. Введение в современные социальные проблемы, учебное пособие для учащихся, М., 2002.

5. Никитин А. Ф. Право и политика. М. 2004.

6. Правоведение. 10 – 11 классы, под редакцией Никитина А. Ф., М. «Просвещение», 2004.

7. Право и политика, 9 – 11 класс, под редакцией Никитина А. Ф., М., 2000.