СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по родному языку (русскому) 1-2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по родному языку (русскому) расчитана на 2 года обучения 1-2 класс (по 7 часов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по родному языку (русскому) 1-2 класс»

9



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский) для 1-2 класса составлена на основании примерной рабочей программы по учебному предмету «родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.

Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» в 1 классе рассчитана на 0.2 ч. в неделю, 7 часов в год; в 2 классе - на 0.2 ч. в неделю, 7 часов в год.

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;

приобщение к литературному наследию русского народа;

обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

  • осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

  • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

  • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

  • обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для её решения;

  • планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

  • с помощью учителя проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности;

  • овладеют начальными навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • находить значения отдельных слов в толковом словаре (под руководством учителя);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • слушать собеседника и с помощью учителя, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема;

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного, прочитанного произведения

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся в конце первого года изучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:

  • отличать буквицу от строчных и прописных букв, оформлять буквицу в заставке текста (книги)

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

  • составлять «Словарь в картинках»

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:

  • составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове;

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове;

при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

Учащиеся в конце второго года изучения при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее» научатся:

  • распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

  • составлять проектное задание «Почему это так называлось?»;

при реализации содержательной линии «Язык в действии» научатся:

  • различать разные способы толкования значения слов, наблюдать за сочетаемостью слов;

  • совершенствовать орфографические навыки;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста» научатся:

  • находить связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор;

  • создавать тексты-повествований..

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • с помощью учителя доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака под руководством учителя;

  • отличать прозаический текст от поэтического;

  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы);

  • использовать с помощью учителя учебные толковые словари для определения лексического значения слова.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

1 класс (7 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (4 часа)

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок».

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину: (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т.д.) Особенности фольклорного текста.

Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание: «Словарь в картинках».

Раздел 2. Язык в действии (1 час)

Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Раздел 3. Секреты речи и текста (2 часа)

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

2 класс (7 часов)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (2 часа)

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Проектное задание: «Почему это так называется?».

Раздел 2. Язык в действии (2 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков.

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 часа)

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

1 класс (7 часов)



п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

4

Практическая работа: «Оформление буквиц и заставок»

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта

Имена в малых жанрах фольклора

Проектное задание: «Словарь в картинках»

2.

Раздел 2. Язык в действии

1

Смыслоразличительная роль ударения

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

2

Стандартные обороты речи для участия в диалоге

Цели и виды вопросов


Итого

7



2 класс (7 часов)


п/п

Раздел

Количество часов в год (час)

Темы

1.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее

2

Слова, называющие игры, забавы, игрушки; предметы традиционного русского быта

Проектное задание: «Почему это так называется?»

2.

Раздел 2. Язык в действии

2

Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов

Совершенствование орфографических навыков

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

3

Связь предложений в тексте

Создание текстов-повествований

Развёрнутое толкование значения слова


Итого

7




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО Заместитель директора по УМР

учителей начальных классов ____________Афанасьева С.А.

МБОУ СОШ№4 ______________2020 года

От ___________2020 года №1

_____________Рыжова Т.В.